28868

Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов

Лекция

История и СИД

Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности: 1. В этом смысле закон рассматривается как закон природы источник справедливости и права. Для учения о праве характерно различение права и закона анализ форм права. В качестве основы права П.

Русский

2013-08-20

62.5 KB

1 чел.

Лекция 5.

Тема: Учения о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов.

Вопросы:

1. Роль философии стоицизма как методологической и мировозренческой основы формирования учений о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов.

2. Учение о государстве и праве Полибия.

3. Учение о праве римских юристов.

4. Государственно-правовой аспект учения Цицерона.

1. Роль философии стоицизма как методологической и мировозренческой основы формирования учений о государстве и праве елленистического и древнеримского периодов.

Стоицизм как одно из самых распрастранненых философских течений еллинизма и римского периода формируется в конце 4 в.до.н.э. в Греции. Его основателем является Зенон из Китиона (город на Кипре) основавший приблизительно в 300 г.д.н.э. собственную школу. К наиболее видным представителям римского стоицизма так называемой новой стои относятся Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Общими положениями раннего и позднего стоицизма есть:

1. признание в качестве основания мира двух принципов материального (материя), пассивного и духовного логос, активного. Где под Логосом понимается всё порождающий и всё определяющий мировой разум или душа (БОГ), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. В мире Логос проявляет себя как всеобщий закон разума. Вся природа включая человека и человеческое общество есть воплащением этого закона. Логос таким образом является всеобщим косимческим законом необходимости, в соответсвии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определенно естественными законами, в которых он находит своё непосредственное отражение. Человек включен во всеобщую природу благодаря его собственной природе как часть единной системы. Жить согласно природе  и Логосу основное назначение человека.

2. идея бесконечного циклического саморазвития мира.

В отличии от ранней стои новая больше акцентирует своё внимание на проблемы этики. Здесь центральным понятием выступает добродетель. Добродетель означает жить в согласии с разумом, то есть в соответствии с познаными целями, которые одновременно являются и целями природы. Находящяяся в согласии с природой добродетель становится единственным благом или высшей целью, которая состоит в абсолютном подчинении человеческой жизни общему мировому закону как общей норме жизни. Отсюда и требование безусловного подчинения всего индивидуального целому как общему. В соответствии с таким пониманием совершенный человек по своей общей разумной сущности, рассматривается стоиками как гражданин не конкретного государства, а всего космоса т.е. такой общности которая охватывает собой все государства всех людей вместе с богами.

Таким образом в понимании стоиками государства и права можно выделить следующие особенности:

1. Конкретное историческое государство как необходимая часть целого отражает в себе лишь некоторые его черты.

2. Стоики впервые указали на понятие обязанности и закона как юридические категории. Закон является разумом который управляет вселенной и является абсолютной нормой. В этом смысле закон рассматривается как закон природы, источник справедливости и права. Обязанность понимается как подчинённость этому закону. Право осуществляется через обязанности.

2. Учение о государстве и праве Полибия.

Полибий древнегреческий историк и политический деятель еллинистического периода род. около  201 г.д.н.э. в г. Мегаполис, Аркадия, умер ок. 120 г.до н.э.

Своё учение о гос. и праве изложил в работе «История» состоящую из 40 томов, из которых до настоящего времени сохранилось лишь пять.

Мировозренческой основой учения выступает положение стоиков о циклическом развитии мира управляемого и определяемого мировым законом.

В соответствии с данным положением П. используя метод аналогии сравнивает развитие общества на примере развития живого организма. В процессе развития человеческого общества он выделяет следующие стадии:

- зарождения;

- возрастания;

- расцвета;

- упадка;

- угасания.

К вопросу происхождения гос. П. подходит с естественноисторической т.з. При этом как возникновение гос. так и смена форм гос. рассматривается Полибием как естественный процесс, совершающийся по закону природы.

П. выделяет шесть основных форм государства которые в совокупности сотавляют полный цикл его развития и сменяющие закономерно друг друга.

к таким формам относятся:

- монархия или цапрская власть (понимается как единоличное правление вождя или монарха, основано на разуме) В результате естественных причин: излишества наследственность и т.д. перерождает ся в свой антипод

- тиранию (основана на произволе) в результате насильственных способовее сменяет

- аристократия власть немногих, преследующих интересы общего блага;

- олигархия как царство беззакония, стяжательства, интриг малой группы против народа;

- демократия;

- охлократия власть толпы.

С т.з. П. указаные формы являются неустойчивыми так в каждой из них присутствует свой антипод.

Отсюда вывод совершенной формой гос. является смешанная форма включающая особенности всех простых форм т.е. монархии, аристократии, демократиии.  В качесве примера наилучшего использования и доказательства преимуществ этой формы П. приводит Рим., где консулат выражает монархию, сенат аристократию, народное собрание демократию. Средствами обеспечивающими существование такой формы есть разделение властей, а также применение различных процедур сдерживания и противовесов, например, колегиально принятые решения, право вета трибуна и.т.д.

Для учения о праве  характерно различение права и закона, анализ форм права.

В качестве основы права П. рассматривает взаимосвязаные понятия долга и справедливости.

Справедливость понимается как основание и мотив поступков отдельных людей и государств по отношению к друг другу. В этом смысле справедливость также есть высшая мера и общая норма для регулирования конкретных случаев отношений при отсутствии нормы закона или обычая.

Отсюда Право понимается как выражение справедливости, закон и обычай как формы выражения права. Обычай неписанная форма, закон писаное и прошедшее процедуру установление.

3. Учение о праве римских юристов.

Учение о праве римских юристов отражается в определении общей идеи права, классификации права, в положении об высших источниках права, в понимании санкции права, определении общего содержания права и его принципов, а также определении субъекта права.

1. Определение общей идеи права: Общая идея права у римлян определяется содной стороны как искуство добра и справедливости и таким образом опирается на принципы морали. Второй аспект понимания идеи права связан с общим формализмом римского права который нашел свое отражение в знаменитом изречении «кто чего хочет это и есть его права; все что делается в соответствии справом никому не причиняет несправедливости»

2. Классификация права: В корпус юрис право делится на естественное право, междунарогдное или право народов и гражданское право. Гражданское право в свою очередь на суворое или строгое и равное право.

Естественное. право определяется с различных позиций:

1. Естественное право происходит и продиктовано природой, оно общее как для человека так и для животных его суть в удовлетворении физических потребностей.

2. Естественное право рассматривается как совокупность норм установленных природой и в силу этого оно объективно.

3. Естествен. право дано в природном разуме, нормы его должны лежать в основе права.

4. естественное право рассматривается как универсальное, вечное, справедливое.

Право народов определяется как такое которому подчиняются все свободные люди, оно признается всеми народами, основано на природном разуме.

Кроме указаного основного деления права естьи второстепенное в соответствии с которым право подразделяется на публичное, часное, писаное, неписанное, общее, индивидуальное и наконец на прва лица, вещи и действия.

Источники права. естественное право своим источником имеет природный разум.

Для права народов источником являются народы и государства поскольку они выражают общие взгляды на определенные правовые отношения.

Гражданское право своим источником имеет промерные действия членов отдельного государства.

3. Основа обязательной силы права или санкция.

Определяется в соответствии с основными видами права т.е. каждое право берет свою санкцию в своей основе. Центральным тут выступает понятие конценсуса в понимании как согласие. Римляне при определении обязательной силы права или его санкции различают три вида конценсуса:

- согласие с природой и богом есть санкцией природного права;

- согласие различных народов и государств в некоторых определениях права есть санкцией праванародов;

- согласие членов одного общества (государства) составляет санкцию гражданского права.

При этом согласие может выступать и как договор и как результат единства моральных интересов. Само согласиие не является источником права таким источником есть «чистая совесть определенных договорных сторон, а также последовательность и честность.

4. Государственно-правовой аспект учения Цицерона.

Марк туллий цицерон род.3 января 106 г д.н.э. в близи г. Арпина был убит 7 декабря 43 г. в возрасте 63 лет.

Трактат «О государстве» был начат в 54 г. и опубликован, по всей вероятности, в 51 г., незадолго до отъезда Цицерона в Киликию. За ним последовал трактат «О законах».

Интересна судьба рукописи наиболее, пожалуй, знаменитого трактата Цицерона — «О государстве». Текст этого диалога до начала прошлого столетия считался утраченным и был известен только по отдельным цитатам и упоминаниям о нем у древних авторов, если не иметь в виду большого отрывка, которым заканчивался диалог в целом и который назывался «Сновидение Сци-пиона». Этот своеобразный фрагмент был сохранен для нас грамматиком V в. Макробием, написавшим к нему комментарий.

Сочинение Цицерона «О государстве» пользовалось довольно широкой известностью у современников. Так, например, один из корреспондентов Цицерона, Марк Целий Руф, писал ему в Киликию в середине 51 г.: «Твои книги о государстве высоко ценятся всеми»6().

Сочинение Цицерона «О государстве» написано им — опять-таки следуя примеру Платона — в форме диалога. Место действия — загородная усадьба Публия Сципиона Африканского Младшего, время действия — дни так называемых Латинских празднеств 129 г. до н. э. Главным действующим лицом диалога является сам Сципион, кроме него в диалоге принимают участие некоторые его друзья.

Общая структура трактата следующая: он состоит из шести книг — по две книги на каждый день беседы, которая, таким образом, длится три дня. Каждый день посвящен обсуждению определенного вопроса: книги первая и вторая — вопросу о наилучшем государственном устройстве, книги третья и четвертая — философскому обоснованию понятия государства (исходя из идеи справедливости) и, наконец, книги пятая и шестая — вопросу о наилучшем государственном деятеле. Как уже было отмечено, весь трактат завершается неким апофеозом — сновидением Спипиопа Младшего, во время которого ему являеюя жамени 1ый победитель Ганнибала Сципион Африканский С1арший. Последний предсказывает приемному внуку блестящую судьбу и вместе с тем объясняет ему, что людям, которые верно служили отечеству, уготовано бессмертие и вечное блаженство.

Трактат «О законах» сохранился в двух главных кодексах (списках), восходящих к IX и Х вв. Как уже было указано, это произведение Цицерона, служившее как бы дополнением к диалогу «О государстве», осталось незаконченным. К тем соображениям, которые приводились выше как доказательства незаконченности трактата (отъезд Цицерона в Киликию, упоминание о намерении снова взяться за эту тему в письме к Варрону от 46 г. и, наконец, отсутствие названия трактата в перечне философских произведений, составленном самим Цицероном), можно добавить еще следующий аргумент: диалоги, которые Цицерон издавал сам, он обычно снабжал предисловием; данный трактат его не имеет.

Трактат «О законах» написан также в форме диалога, который, однако, происходит в современной Цицерону обстановке. Участники диалога — сам Цицерон, его брат Квинт и друг Цицерона Тит Помпоний Аттик. До нас дошли три книги трактата, но так как у Макробия есть упоминание о пятой книге, то некоторые исследователи предполагают, что все произведение по аналогии с трактатом «О государстве» состояло из шести книг. Наиболее обработанной и законченной представляется первая книга диалога, дошедшая до нас в хорошей сохранности.

Первая книга трактата содержит рассуждения о естественном праве, вторая — о «праве божественном», третья — о магистратах. Законы, изложенные во второй и третьей книгах, переданы архаизированным языком, воспроизводящим колорит старины; о содержании книг, не дошедших до нас, судить трудно, хотя на этот счет в литературе высказывались различные предположения.

Источниками Цицерона в трактате «О законах» были Платон и Хрисипп, один из наиболее плодовитых писателей стоической школы, автор сочинения, которое тоже называлось «О законах». Из представителей Средней Стой несомненно влияние Панэтия и в какой-то мере Антиоха Аскалонского (известного, кстати сказа гь, еще и тем, что он пытался согласовать учение Стой с Академией).

Все теории государства в античную эпоху, как это было однажды справедливо отмечено, развивались по существу в довольно ограниченных пределах и сводились к двум основным вопросам: о государственных формах и о лучшей из этих форм. Ответом на эти вопросы, как бы венчающим развитие политико-философских воззрений, было учение о смешанной форме государственного устройства64. Проникновение этого учения в Рим связано с усилением эллинистических влияний и, в частности, с деятельностью Полибия. Полибий же, несомненно, был одним из основных источников Цицерона в первой книге трактата «О государстве». Не случайно изложение теории смешанного устройства ведется устами именно Сципиона, в кружке которого и состоял Полибий.

Сципион начинае! свой экскурс с упоминания о правиле, коюрым, по ею мнению, следует руководствоваться при обсуждении любою вопроса. «Если насчет названия предмега исследования все согласны, то надо разъяснить, что именно обозначают этим названием; если насчет этого тоже согласятся, то только тогда будет дозволено приступить к беседе; ибо никогда нельзя бу-дс1 понять свойства предмета исследования, если сначала не поймут, что он собой представляет» б5.

После этого более чем предусмотрительного замечания Сципион переходит к определению государства. Он говорит, что государство (г. е. гез риЫюа) есть не что иное, как «дело народа» (геч рориИ)66. Затем кратко из-И.11.Ю1СЯ причина вочникнонспия государства (врожден-п.|я 1|о1рсбпос11> людей жи 1 ь совмссшо) и дается опреде-испис ею су|цнос1и (совокупность людей, связанных общцосп.ю права и шнсресов). После этого Сципион приступае! к перечислению основных форм государственного устройства. Он отмечает три простые формы:

монархию, аристократию и демократию; ни одну из этих форм он не считает совершенной. Главный и основной недостаток заключается в том, что каждая из этих форм, взятая в отдельности, неустойчива и легко вырождается в соответствующую ей извращенную форму. Так возникают круговороты сменяющих друг друга государственных форм, от чего застрахована лишь некая чегвертая форма, которая как бы смешана из трех названных выше67.

Затем Сципион ссылается на различные примеры, пытаясь убедить Лелия в правильности этой мысли, и лишь в самом конце первой книги диалога дает развернутое определение смешанного государственного устройства и отмечает его преимущества. Это устройство должно объединять элементы трех вышеназванных простых форм таким образом, «чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы некая часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». Преимуществами этого смешанного устройства следует считать, во-первых, «так сказать, великое равенство; во-вторых, прочность, так как нет оснований для переворота или вырождения там, где каждый занимает подобающее ему место»69.

Таково в общих чертах учение Цицерона о наилучшем государственном строе, изложенное устами Сципиона. Отметим ту любопытную деталь, что из простых форм он — хотя и с определенными оговорками — предпочитает царскую власть. Этот момент в какой-то мере подводит нас к следующей основной проблеме — к учению Цицерона о наилучшем государственном деятеле.

Перейдем теперь к рассмотрению последней из интересующих нас проблем — к проблеме естественного права. Она в свое время разрабатывалась еще софистами. Затем эта проблема привлекла к себе внимание стоиков, но, как уже было указано выше*, если и можно говорить о влиянии классических представителей стоической школы на Цицерона (в частности, о влиянии Хрисиппа), то подобное влияние едва ли было непосредственным. Ближе всего Цицерон был связан с философскими течениями 11—1 вв. до н. э. (так называемый период эклектизма).

Определение «истинного закона» как некоего правильного положения, соответствующего природе, распространяющегося на всех людей, постоянного и вечного, которое призывает к исполнению долга, приказывая, и отпугивает от преступления, запрещая, дано еще в трактате «О государстве»73. Начиная же свое рассуждение в диалоге «О законах», Цицерон прежде всего говорит о необходимости охватить вопрос в целом, т. е. сначала выяснить самое природу права, а затем перейти к рассмотрению законов, на основании которых государство управляется, в том числе и к рассмотрению так называемых гражданских прав.

Затем следует определение: «Закон... есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное». Разум этот, когда он проникает в человека и укрепляется в нем, и есть закон. Следовательно, понятие права следует выводить из закона; он — «мерило права и бесправия». Что касается писаных законов — а обычно люди только их и считают законами,— то такое толкование практически приемлемо, однако при установлении права следует исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех времен, возник раньше, чем любые писаные законы, раньше, чем возникло какое бы то ни было государство74.

Далее Цицерон, подчеркивая преемственность между обоими своими трактатами, говорит, что все законы необходимо сообразовать с тем государственным устройством, превосходство которого было доказано Сципионом. После этого он переходит к рассмотрению вопроса о законах как главной связи между людьми и божеством. «Так как лучше разума нет ничего и он присущ и человеку, и божеству, то первая связь между человеком и божеством — в разуме». Но разум есть закон; следовательно, люди связаны с богами также и законом. А все те, кто связан между собой общими правами и законами, представляют единую общину (ст1а8). Поэтому весь мир можно рассматривать как единую общину богов и людей75.

И наконец, в трактате проводится еще одна важная мысль. Сначала ее в общей форме высказывает Аттик:

«Во-первых, мы снабжены и украшены как бы дарами богов; во-вторых, у людей сущее гвует лишь одно равное для всех и общее правило жизни, и все они связаны, так сказа гь, природным чувс1вом снисходи юльности и бла-гожела1елыюс1и, а 1акжс и общностью права». Таким обраюм, чувсгво социальной общности, влечение людей друг к другу тоже заложены в самой природе и тесно связаны с понятием справедливости. «Справедливости вообще не существует, если она не основана на природе, а та, которая устанавливается в расчете на пользу, уничтожается из соображений другой пользы». Более того, если не считать природу основанием права и законов, то все доблести: благородство, любовь к отчизне, чувство долга, желание служить ближнему, чувство благодарности — все это уничтожается, ибо подобные чувства возникли и могли возникнуть лишь потому, что «мы, по природе своей, склонны любить людей, а это и есть основа права».

Итак, основа права не мнения людей, но природа, не писаные законы, созданные людьми, но природный, естественный закон, который одновременно есть высший разум, справедливость и который служит связующей нитью между людьми и богами. И только руководствуясь им, люди способны отличать право от бесправия, честное от позорного, доброе от злого и стремиться к праву и к тому, что честно и справедливо, ради самих этих доблестей. Ибо нет на свете ничего более несправедливого, чем желание награды или платы за справедливость76.

Таковы основные положения теории естественного права, развиваемые Цицероном в трактате «О законах». Как сам характер этих идей, так и непосредственные указания автора свидетельствуют о том, что данный трактат — логическое развитие и дополнение диалога «О государстве». Если же иметь в виду основные принципиальные положения этого первого трактата, т. е. учение о наилучшем государственном устройстве и учение о государственном деятеле, то все эти, взятые вместе, отправные посылки политико-философских воззрений Цицерона можно рассматривать как базу, фундамент, на котором возведено единое здание обоих диалогов.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15436. ИСТОРИЯ МЕНДЖМЕНТА 2.46 MB
  А.И. Кравченко Учебное пособие для вузов ИСТОРИЯ МЕНДЖМЕНТА ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Допущено Учебнометодическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений о
15437. Знакомство с настройками Project Expert 532 KB
  Лабораторная работа №1 Знакомство с настройками Project Expert Цель: научиться изменять настройки пакета. Задачи: научиться запускать Project Expert научиться изменять настройки изучить разделы меню Структура лабораторной работы Запуск Project ...
15438. Создание инвестиционного проекта в Project Expert 390 KB
  Лабораторная работа №2 Создание инвестиционного проекта Цель: приобрести умения создавать сохранять и заполнять поля инвестиционного проекта Задачи: научиться вводить данные в поля проекта научиться настраивать расчеты по проекту Структ
15439. Общая характеристика предприятия в Project Expert 641.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Общая характеристика предприятия Цель: приобрести навыки по описанию компании в Project Expert Задачи: научиться создавать календарный план научиться распределять ресурсы научиться составлять списки активов Структу...
15440. Основная деятельность предприятия в Project Expert 271 KB
  Лабораторная работа № 4 Основная деятельность предприятия Цель: научиться структурировать основную деятельность предприятия Задачи: научиться описывать объемы производства научиться составлять план по персоналу Структура лабораторно...
15441. Результаты и анализ проекта в Project Expert 772.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Результаты и анализ проекта Цель: научиться анализировать результаты проекта Задачи: научиться вводить формулы научиться составлять графики научиться создавать пользовательские таблицы научиться создавать отчет ...
15442. Исследование финансовой эффективности в Project Expert 1.05 MB
  Лабораторная работа №6 Исследование финансовой эффективности Цель: научиться анализировать финансовую эффективность Задачи: научиться составлять таблицы для анализа научиться составлять прогнозы эффективности Структура лабораторной...
15443. Анализ кризисных ситуаций в Project Expert 67 KB
  Лабораторная работа № 7 Анализ кризисных ситуаций Цель: приобрести навыки по анализу кризисных ситуаций и поиску путей их решения Задачи: научиться анализировать кризисные ситуации научиться анализировать научиться находить пути выхода из кр
15444. Изучение эффективности чисто-конкурентных фирм и неэффективность монополий 236 KB
  Введение На поведение каждой фирмы влияет характер тип рынка на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции количества фирм на нем наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее доступности информации о ценах нововведениях и т...