28869

Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья

Лекция

История и СИД

С политикоправовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке поскольку отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему. В последствии в Новое...

Русский

2013-08-20

49.5 KB

11 чел.

Лекция 6.

Тема: Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья.

Вопросы:

1. Этико-правовые основы раннего христианства.

2. Политико-правовое учение Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.

3. Теократические теории политической власти, теория Иоанна Солсберийского.

4. Учение о государстве и праве Фомы Аквинского.

1. Этико-правовые основы раннего христианства.

В данной теме рассматриваются вопросы касающиеся процесса генезиса политико-правовых доктрин, основанных на христианском мировозрении.

Возникнув примерно в 1 веке н.э. как религиозная секта, к концу 3 началу 4 ст. христианство становится господствующей религией, охватив практически всю римскую империю.

В развитии организации христиан выделяют два периода: апостольскую церковь (1 2 в.в.) и епископскую церковь (со второй половины 2 в.).

Официальные источники христианства четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, и Иоанна), «Деяния апостолов», «Послания апостолов» и «Откровение» Иоанна («Апокалипсис»). Самое ранне из этих произведений «Апокалипсис» Иоанна составленно около 68 г.н.э., остальные во 2 ст. Самыми позднимиявляются евангелия.

В основе раннехристианских убеждений лежали идеи суть которых можно свести к следующим моментам: принцип единного бога, принцип обоснования конца света (есхатологический), идея спасения мира с божеской помощью которая нашла обоснование в концепции искупления грехов человечества через смерть Христа, идея последнего суда, в результате которого злро будет наказано и наступит эра добра правды и справедливости.

Среди причин быстрого распрастанения христианства можно выделить:

1. Христианство сумело удачно объеденить в себе все основные религиозные идеи своей эпохи (в чем проявляется универсализм этого учения) и придать им наиболее общий характер, свободный от всех местных особенностей;

2. высокая форма и степень организации. Это было не только объединение единоверцев но и своеобразный союз взаимопомощи и благотворительности.

3. Христианское учение было основано на общечеловеческих ценностях, что обусловило его общий мировозренческий и идеологический характер.

С политико-правовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке, поскольку, отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью, с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования.

В целом характеризуя етико-правовую доктрину раннего христианства, в ней можно выделить такие положения как:

1. подход к пониманию ценности права через моральные принципы.

2. Основание права и морали является справедливость непосредственно идущая от бога и раскрывающаяся человеку в виде закона нравственной свободы.

3. Нравственный закон свободы воплощен в принципах:

3.1 всеобщего равенства людей в отношениях между ними.

3.2 эквивалента как масштаба меры и воздаяния.

3.3 прощения раскаявшемуся.

3.4 неотвратимости ответственности за грехи.

3.5 принцип любви главный императив

Взгляды на государство:

Раннехристианские представления о государстве постепенно в ходе развития трансформируются от опозиционных до качества  официальной государственной идеологии. Т.е уважение к законной власти рассматривается как долг христианина. Такой взгляд поясняется принятием с одной стороны положения о двойственном подчинении человека Богу и государству вследствии проявления его двойственной природы тела и духа, с другой стороны, положением о том что все на земле и втом числе власть имеет божественное происхождение. Власть должна содействовать утверждению добра и наказывать зло. При дилеме государство или Бог христианин должен был подчинится Богу, а не государству. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему.

В последствии, в Новое время тезис о двойном гражданстве христианина лег в основу формирования теории прав человека, независимых от государства.

2. Политико-правовое учение Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.

Аврелий Августин (354 430 гг) род. в северной африке на территории современного Алжира в прошлом римская провинция Нумидия в г. Тагаста в семье римских граждан. Отец -Язычник, мать - христианка. Политико-правовая концепция А. изложена в работе «О граде Божьем» и по своему содержанию представляет часть его общего философско- религиозного учения.

Основним источником его философско-религиохного учения был платонизм. В целом мировозрение А. можно охарактеризовать как теоцентрическое, суть которого раскрывается в следующем: признание пепрвичности Бога, превосходство души над телом, воли и чувст над разумом и признание двойственной природы сущего, где мир предстает как единство и вечная борьба противоположностей.

Как высшая сущность Бог постоянно присутствует в мире, обществе и государстве, учавствует во всех исторических событиях и судьбе отдельного человека. Основным является положение о том что как добро, благодать так и зло происходит от Бога. Но при етом первое непосредственно, зло же посредством свободной воли человека, таким образом Бог не отвечает за зло. человек в следствии обладания ним свободной воли делается ответственным за свои поступки.

Происходжение и сущность государства:

Государство как и все политико-правовые и социальные институты прямо или опосредованно происходят от Бога. При этом причина образования государства непосредственна вытекает из природы человека, обладающего  свободой воли т.е. способности к самостоятельной жизни. Стремление жить своевольно привело человеку к грехопадению. Поэтому необходимость любой власти связана прежде всего с необходимостью упорядочения жизни общества в соответствеии с правилами христианства. в целом же греховный порядок мира носит временный характер и продлится до судного дня.

С точки зрения отношения государства к христианству и справедливости А.

различает следующие типы государств:

- царства или языческие государства

- собственно государство основанное на христианском правлении.

Следующим важным моментом в понимании государства становится разработанное А. положение о двойственном гражданстве христианина или принадлежности последнего к двум сообществам граду земному, государству и граду небесному или божьему.

Град земной есть царство сатаны основаное на эгоистических потребностях человека. Град Божий царство Христа, он основан на надежде обрести вечное блаженство и спасение, последний вечен. Небесный град соотносится с церковью как институтом который предшествует граду небесному.

Принципиальное отличие двух градов состоит в их происхождении и бытии. Земной материален, небесный есть духовное сообщество.

Правовой аспект учения Августина:

основой правовых взглядов А. выступает античная идея естественного права как высшей нормы поведения и общественных отношений, переосмысленая с позиции представлений о едином богоустановленном порядке.

В концепции А. право представляет иерархическую систему в основе которой находится вечный закон как выражение божественного разума и воли. Затем етественное право как вписанные в серца людей нормы нравственного поведения. И на низшей ступени временный закон или установленное людьми позитивное право необходимое для тех кто не способен к добросовестному нравственному поведениюю.

Таким образом, разграничением естественного и временного закона А. впервые наметил различие между правом и моралью.

В отличии от Августина Иоан Златоуст архиепископ константинопольский (347 407) при анализе государства основное внимание уделяет обоснованию значения гос. власти. в организации общественного порядка. При этом И. отделяет власть от ее носителей. Если необходимость власти беспорна, то конкретные носители могут быть порочны. Человек должен подчинятся требованиям власти как богоугодному и богоустановленому принципу, а не с т.з. подчинения конкретному субъекту. Таким образом И. обосновывает примат гос. по отношению к обществу.

Вторым важным моментом в учении И. явилось обоснование права собственности через обязанность ее правильного использования. При этом в христианском гос. необходимые средства существования должны быть в общем пользовании.

3. Теократические теории политической власти, теория Иоанна Солсберийского.

Основаный на христианских представления образ государства и права в раннехристианских учениях и сформулированная проблема соотношения церки и государства в эпоху средневековья находит своё продолжение в теологических учениях основное внимание которых сосредоточено на обосновании универсальной христианской державы, которая в свою очередь должна бы соответствовать церковной организации и христианской религии. Характерным для этих учений является то, что вопросы развития государства и права здесь не имеют самостоятельного значения. основная пробюлематика сосредоточена вокруг вопросов соотношения религи и права государства и церкви. Вторым характеным моментом для этих учений является разработка метода исследования объеденяющего два подхода эмпирический, основанный на опыте, характерный для римской юриспруденции и схоластический представляющий рациональное обоснование и систематизацию фактов на основе логики Аристотеля.

Следующей характерной стороной средневековых политико-правовых учений является их антииндивидуализм проявляюшийся в том, что равенство людей признавалось только перед Богом. В обществе и государстве человек расматривался с т.з. принадлежности к определенному сословию.

В целом эти учения носили теократический характер.

Иоанн Солсберийский (1115/ 1120 1180), епископ Шартрский, ученик знаменитого Пьера Абеляра. Политико-правовое учение представленно в работе «Поликрат» написанной в 1159г.

И.С. на основе используемого им схоластического метода впервые вводит в научный оборот понятие государь как главы государства в значении общего, абстрактного понятия.

На основе проведенного анализа различает два типа гос. правления на основе закона и справедливости т.е. в соответствии с принципом общего блага, и на основе принципа силы. При И.С. выступает за фундаментальное единство этих противоположных норм правления обосновывая их как проявления Божьей воли.

К вопросу происхождения государства И.С. подходит с органической т.з. проводя аналогию органов государства с органами челов. организма. Государство как единый организм должно управлятся в соответствии с законами его природы, т.е. разумно.

Соотношение светской и церковной власти: обосновывает приоретет духовной власти.

Поскольку всякая власть от бога то государь есть избраный Богом правитель, то есть он должен при избрании получить одобрение церкви которая представляет бога на земле. Здесь И.С. в соответствии с концепциией «двух мечей» сформулированой Папой Геласием 1 рассматривает правителя как инструмент духовной власти.

4. Учение о государстве и праве Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1226 1274) сын графа Ландольфа Аквинского, доминиканский монах, основатель философского направления томизма.

Его философско-правовые взгляды изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в коментариях к «политике» и «Этике» Аристотеля.

В основу учения о государстве, праве и законе положены христианские представления о смысле и характере человеческих действий, назначении и месте человека в божественном миропорядке.

Человек не только соотнесен с богом как с некоторой своей целью, но и одновременно есть существо разумное и обладающее свободой воли. Свободная воля это добрая воля. Она проявляет себя в должном действии человека в направлении к божественным целям, которые могут быть познаны при помощи разума. Такое отношение к обозначеным целям определяется законом выражающим божественный миропорядок, откуда свобода есть действие в соответствии с познанной необходимостью.

для учения о праве имеет важное значение различение Ф. понятий закона и права. Закон выступает в учении Ф. в качесте основного источника права или правоустанавливающего начала.

В «сумме теологии» Ф. приводит следующее определение закона «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованое теми, кто имеет попечение об обществе».

Т.е. сущность закона в том что это есть общее правило выражающее общее благо всех членов общества, которое устанавливается всеми членами общества или теми кому оно доверило попечительство о себе. Существееной харатеристикой Закона выступает требование его обнародования без которого он не может действовать в качестве общего правила поведения.

Ф. дает следующую классификацию законов:

1. Вечный закон представляет закон мироздания, выражающий в себе божественный разум, как абсолютное правило и принцип обеспечивающий управление всеми процесами в мире и их целенаправленное развитие.

2. естественный закон непосредственное проявление вечного закона. Его смысл состоит в том, что человек по своей природенаделен способностью различать добро и зло и в силу етого склонен к поступкам продиктованным свободной волей. В силу этого в практической сфере человеческой жизни действуют правила естественно опрееделяющие порядок взаимоотношений на основе прирожденных влечений склонностей, инкстинтов и в первую очередь разума.

Неконкретизированность требований естественного закона и различное к ним отношение людей делает необходимым появление человеческого закона.

Человечечкий закон это установленый закон снабженный принудительной санкцией.

С т.з соответствия человеческого закона естественному Ф. различаеет справедливый и несправедливый челов. закон.

Признаками справедлив. закона являются: соотнесенность с общим благом, реальность выполнения изложенных требований, равенство установленных требований для всех, компетентность инстанции утанавливающей закон, его обнародование.

Несправедливые законы не преследуют общего блага, они могут быть двух видов:

1. отсутствуют определенные общеобязательные признаки справедливого закона, но их соблюдение не запрещается с целью поддержания общего порядка и спокойствия.

2. противоречат естественному или божественному законам, не должны соблюдаться.

Божественный закон правила данніе людям в божественном откровении (ветхом и новом завете), віступает как дополнение к человеческим установлениям, необходимостьв которых обусловленна тем, что:

1. бож.зак. указавает на конечные цели человеческого бітия, постижение которых ограниченно разумными возможностями человека;

2.выступает в качестве высшего критерия при спрах о должном и справедливом поведении и оценке позитивного закона;

3. для формирования установок нравственного поведения в сфере морали.

Право есть действие справедливости в божественном пордке человеческого общежития. Справедливость состоит в воздаянии каждому своего. В соответствии с Представлениями Аристотеля о уравнивающей и распределяющей справедливости. Ф. характерезует также право как взаимоотношения определяемые определенным способом уравнивания. Уравнивание по природе образует естественное право, по человеческому волеустановлению человеческое право.

Естественное право Ф. понимает в духе Ульпиана как свойственное для всех живых существ, относящееся к людям как право народов.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83860. Хирургическая тактика при проникающем ранении груди. Торакотомия. Обработка лёгочных артерий, лёгочных вен и бронхов 54.15 KB
  Гемоторакс скопление крови в полости плевры в результате повреждения кровеносных сосудов или стенки сердца. Диагностику проводят рентгенологически и с помощью пункции плевральной полости. Гемопневмоторакс скопление крови и воздуха в плевральной полости. Пневмоторакс скопление воздуха в плевральной полости в результате повреждения плевры.
83861. Лечение пневмоторакса 50.16 KB
  при повреждении париетальной плевры: внутренний при ране лёгкого или повреждении бронха т. при повреждении висцеральной плевры. закрытый однократное попадание воздуха и разобщение полости плевры с атмосферой; открытый постоянное сообщение плевральной полости с атмосферным воздухом во время вдоха воздух через рану проникает в плевральную полость а при выдохе выходит наружу: клапанный поступление воздуха только в плевральную полость изза наличия клапана нарастающее накопление воздуха в плевральной полости. Этапы помощи при...
83862. Долевое и сегментарное строение лёгких. Трахея и главные бронхи. Особенности лёгочных артерий и лёгочных вен 282.9 KB
  Длина трахеи 915 см ширина 1527 см. Место разветвления трахеи на два бронха получило название бифуркации трахеи. С внутренней стороны место разделения представляет собой вдающийся в полость трахеи полулунный выступ – киль трахеи. Главные бронхи асимметрично расходятся в стороны: правый более короткий 3 см но более широкий отходит от трахеи под тупым углом над ним залегает непарная вена; левый бронх длиннее 45 см более узкий и отходит от трахеи почти поп прямым углом над ним проходит дуга аорты.
83863. Резекция лёгкого. Хирургическая тактика при раке и доброкачественных опухолях лёгкого 50.4 KB
  Техника резекции лёгкого заднебоковой доступ; пневмолиз выделение из сращений; вскрытие медиастиналыюй плевры; обработка корня: последовательно вначале артерию затем вену и в конце бронх при раке вену артерию бронх; удаление легкого; проверка герметичности культи бронха физраствор в плевральную полость смотрят наличие пузырьков воздуха при раздувании; дренаж в плевральную полость; ушивание раны. Радикальные операции на легких выполняют при раке легкого туберкулезе легких бронхоэктатической болезни хронической пневмонии...
83864. Пункция перикарда и ушивание раны сердца. Техника выполнения 46.5 KB
  Пункция перикарда Показания: с диагностической или лечебной целями преимущественно при выпотных перикардитах. Ушивание раны сердца оперативный доступ обычно по ходу раневого канала; продольное вскрытие перикарда широким разрезом кпереди от диафрагмального нерва; наложение узловых или Побразных швов на рану; освобождение полости перикарда от сгустков крови; ушивание перикарда редкими швами.
83865. Коронарные артерии и проводящая система сердца. Принципы операций на коронарных артериях, шунтирование и стентирование 54.08 KB
  Коронарные артерии . interventriculris posterior – конечная ветвь правой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде; r. interventriculris posterior конечная ветвь левой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде.
83866. Хирургическая анатомия пищевода. Операции на пищеводе 66.98 KB
  Хирургическая анатомия пищевода Отделы: шейный грудной и брюшной. Синтопия: Спереди пищевода лежат перстневидный хрящ и трахея; сзади позвоночник и длинные мышцы шеи: по бокам нижние полюсы боковых долей щитовидной железы и общие сонные артерии. Правый возвратный нерв проходит позади трахеи по боковой поверхности пищевода.
83867. Строение брюшной стенки – классификация мышц живота, кровоснабжение, иннервация. Формирование влагалища прямой мышцы живота. Лапаротомия 53.51 KB
  Мышечные пучки идут в поперечном направлении. Линия перехода мышечной части поперечной мышцы живота в сухожильное растяжение называется полулунной линией (linea semilunaris) или спигелиевой линией. Самые нижние мышечные пучки внутренней косой мышцы живота и поперечной мышцы живота, сопровождая семенной канатик, образуют мышцу, поднимающую яичко...
83868. Грыжа: определение, составные части грыжи, классификация грыж. Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки, основные этапы операции 45.85 KB
  Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки основные этапы операции. Наружные грыжи: 1 паховая грыжа косая и прямая; 2 бедренная грыжа; 3 грыжа белой линии живота; 4 пупочная грыжа; 5 грыжа спигелиевой полулунной линии; 6 поясничная грыжа; 7 запирательная грыжа; 8 послеоперационная грыжа. Внутренние грыжи: 1 грыжа двенадцатиперстнотощего кармана; 2 грыжа сальниковой сумки; 3 ретроцекальная грыжа; 4 различные виды диафрагмальных грыж. По клиническим признакам: 1 вправимые; 2 невправимые; 3 ущемленные: ущемление...