28869

Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья

Лекция

История и СИД

С политикоправовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке поскольку отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему. В последствии в Новое...

Русский

2013-08-20

49.5 KB

11 чел.

Лекция 6.

Тема: Государственно-правовые аспекты учений раннего христианства и средневековья.

Вопросы:

1. Этико-правовые основы раннего христианства.

2. Политико-правовое учение Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.

3. Теократические теории политической власти, теория Иоанна Солсберийского.

4. Учение о государстве и праве Фомы Аквинского.

1. Этико-правовые основы раннего христианства.

В данной теме рассматриваются вопросы касающиеся процесса генезиса политико-правовых доктрин, основанных на христианском мировозрении.

Возникнув примерно в 1 веке н.э. как религиозная секта, к концу 3 началу 4 ст. христианство становится господствующей религией, охватив практически всю римскую империю.

В развитии организации христиан выделяют два периода: апостольскую церковь (1 2 в.в.) и епископскую церковь (со второй половины 2 в.).

Официальные источники христианства четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, и Иоанна), «Деяния апостолов», «Послания апостолов» и «Откровение» Иоанна («Апокалипсис»). Самое ранне из этих произведений «Апокалипсис» Иоанна составленно около 68 г.н.э., остальные во 2 ст. Самыми позднимиявляются евангелия.

В основе раннехристианских убеждений лежали идеи суть которых можно свести к следующим моментам: принцип единного бога, принцип обоснования конца света (есхатологический), идея спасения мира с божеской помощью которая нашла обоснование в концепции искупления грехов человечества через смерть Христа, идея последнего суда, в результате которого злро будет наказано и наступит эра добра правды и справедливости.

Среди причин быстрого распрастанения христианства можно выделить:

1. Христианство сумело удачно объеденить в себе все основные религиозные идеи своей эпохи (в чем проявляется универсализм этого учения) и придать им наиболее общий характер, свободный от всех местных особенностей;

2. высокая форма и степень организации. Это было не только объединение единоверцев но и своеобразный союз взаимопомощи и благотворительности.

3. Христианское учение было основано на общечеловеческих ценностях, что обусловило его общий мировозренческий и идеологический характер.

С политико-правовых позиций эти идеи не поддаются однозначной оценке, поскольку, отрицание государства в римском понимании и связынный с этим правовой нигилизм можно рассматривать как регресс по сравнению с развитой юридической мыслью, с другой стороны в учении раннего христианства в первую очередь поддаавались критике те стороны общественной жизни которые требовали серьезного реформирования.

В целом характеризуя етико-правовую доктрину раннего христианства, в ней можно выделить такие положения как:

1. подход к пониманию ценности права через моральные принципы.

2. Основание права и морали является справедливость непосредственно идущая от бога и раскрывающаяся человеку в виде закона нравственной свободы.

3. Нравственный закон свободы воплощен в принципах:

3.1 всеобщего равенства людей в отношениях между ними.

3.2 эквивалента как масштаба меры и воздаяния.

3.3 прощения раскаявшемуся.

3.4 неотвратимости ответственности за грехи.

3.5 принцип любви главный императив

Взгляды на государство:

Раннехристианские представления о государстве постепенно в ходе развития трансформируются от опозиционных до качества  официальной государственной идеологии. Т.е уважение к законной власти рассматривается как долг христианина. Такой взгляд поясняется принятием с одной стороны положения о двойственном подчинении человека Богу и государству вследствии проявления его двойственной природы тела и духа, с другой стороны, положением о том что все на земле и втом числе власть имеет божественное происхождение. Власть должна содействовать утверждению добра и наказывать зло. При дилеме государство или Бог христианин должен был подчинится Богу, а не государству. В последствии в средневековье проблема взаимоотношения церкви и государства транформируется в основную идеологическую проблему.

В последствии, в Новое время тезис о двойном гражданстве христианина лег в основу формирования теории прав человека, независимых от государства.

2. Политико-правовое учение Августина Блаженного и Иоанна Златоуста.

Аврелий Августин (354 430 гг) род. в северной африке на территории современного Алжира в прошлом римская провинция Нумидия в г. Тагаста в семье римских граждан. Отец -Язычник, мать - христианка. Политико-правовая концепция А. изложена в работе «О граде Божьем» и по своему содержанию представляет часть его общего философско- религиозного учения.

Основним источником его философско-религиохного учения был платонизм. В целом мировозрение А. можно охарактеризовать как теоцентрическое, суть которого раскрывается в следующем: признание пепрвичности Бога, превосходство души над телом, воли и чувст над разумом и признание двойственной природы сущего, где мир предстает как единство и вечная борьба противоположностей.

Как высшая сущность Бог постоянно присутствует в мире, обществе и государстве, учавствует во всех исторических событиях и судьбе отдельного человека. Основным является положение о том что как добро, благодать так и зло происходит от Бога. Но при етом первое непосредственно, зло же посредством свободной воли человека, таким образом Бог не отвечает за зло. человек в следствии обладания ним свободной воли делается ответственным за свои поступки.

Происходжение и сущность государства:

Государство как и все политико-правовые и социальные институты прямо или опосредованно происходят от Бога. При этом причина образования государства непосредственна вытекает из природы человека, обладающего  свободой воли т.е. способности к самостоятельной жизни. Стремление жить своевольно привело человеку к грехопадению. Поэтому необходимость любой власти связана прежде всего с необходимостью упорядочения жизни общества в соответствеии с правилами христианства. в целом же греховный порядок мира носит временный характер и продлится до судного дня.

С точки зрения отношения государства к христианству и справедливости А.

различает следующие типы государств:

- царства или языческие государства

- собственно государство основанное на христианском правлении.

Следующим важным моментом в понимании государства становится разработанное А. положение о двойственном гражданстве христианина или принадлежности последнего к двум сообществам граду земному, государству и граду небесному или божьему.

Град земной есть царство сатаны основаное на эгоистических потребностях человека. Град Божий царство Христа, он основан на надежде обрести вечное блаженство и спасение, последний вечен. Небесный град соотносится с церковью как институтом который предшествует граду небесному.

Принципиальное отличие двух градов состоит в их происхождении и бытии. Земной материален, небесный есть духовное сообщество.

Правовой аспект учения Августина:

основой правовых взглядов А. выступает античная идея естественного права как высшей нормы поведения и общественных отношений, переосмысленая с позиции представлений о едином богоустановленном порядке.

В концепции А. право представляет иерархическую систему в основе которой находится вечный закон как выражение божественного разума и воли. Затем етественное право как вписанные в серца людей нормы нравственного поведения. И на низшей ступени временный закон или установленное людьми позитивное право необходимое для тех кто не способен к добросовестному нравственному поведениюю.

Таким образом, разграничением естественного и временного закона А. впервые наметил различие между правом и моралью.

В отличии от Августина Иоан Златоуст архиепископ константинопольский (347 407) при анализе государства основное внимание уделяет обоснованию значения гос. власти. в организации общественного порядка. При этом И. отделяет власть от ее носителей. Если необходимость власти беспорна, то конкретные носители могут быть порочны. Человек должен подчинятся требованиям власти как богоугодному и богоустановленому принципу, а не с т.з. подчинения конкретному субъекту. Таким образом И. обосновывает примат гос. по отношению к обществу.

Вторым важным моментом в учении И. явилось обоснование права собственности через обязанность ее правильного использования. При этом в христианском гос. необходимые средства существования должны быть в общем пользовании.

3. Теократические теории политической власти, теория Иоанна Солсберийского.

Основаный на христианских представления образ государства и права в раннехристианских учениях и сформулированная проблема соотношения церки и государства в эпоху средневековья находит своё продолжение в теологических учениях основное внимание которых сосредоточено на обосновании универсальной христианской державы, которая в свою очередь должна бы соответствовать церковной организации и христианской религии. Характерным для этих учений является то, что вопросы развития государства и права здесь не имеют самостоятельного значения. основная пробюлематика сосредоточена вокруг вопросов соотношения религи и права государства и церкви. Вторым характеным моментом для этих учений является разработка метода исследования объеденяющего два подхода эмпирический, основанный на опыте, характерный для римской юриспруденции и схоластический представляющий рациональное обоснование и систематизацию фактов на основе логики Аристотеля.

Следующей характерной стороной средневековых политико-правовых учений является их антииндивидуализм проявляюшийся в том, что равенство людей признавалось только перед Богом. В обществе и государстве человек расматривался с т.з. принадлежности к определенному сословию.

В целом эти учения носили теократический характер.

Иоанн Солсберийский (1115/ 1120 1180), епископ Шартрский, ученик знаменитого Пьера Абеляра. Политико-правовое учение представленно в работе «Поликрат» написанной в 1159г.

И.С. на основе используемого им схоластического метода впервые вводит в научный оборот понятие государь как главы государства в значении общего, абстрактного понятия.

На основе проведенного анализа различает два типа гос. правления на основе закона и справедливости т.е. в соответствии с принципом общего блага, и на основе принципа силы. При И.С. выступает за фундаментальное единство этих противоположных норм правления обосновывая их как проявления Божьей воли.

К вопросу происхождения государства И.С. подходит с органической т.з. проводя аналогию органов государства с органами челов. организма. Государство как единый организм должно управлятся в соответствии с законами его природы, т.е. разумно.

Соотношение светской и церковной власти: обосновывает приоретет духовной власти.

Поскольку всякая власть от бога то государь есть избраный Богом правитель, то есть он должен при избрании получить одобрение церкви которая представляет бога на земле. Здесь И.С. в соответствии с концепциией «двух мечей» сформулированой Папой Геласием 1 рассматривает правителя как инструмент духовной власти.

4. Учение о государстве и праве Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1226 1274) сын графа Ландольфа Аквинского, доминиканский монах, основатель философского направления томизма.

Его философско-правовые взгляды изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в коментариях к «политике» и «Этике» Аристотеля.

В основу учения о государстве, праве и законе положены христианские представления о смысле и характере человеческих действий, назначении и месте человека в божественном миропорядке.

Человек не только соотнесен с богом как с некоторой своей целью, но и одновременно есть существо разумное и обладающее свободой воли. Свободная воля это добрая воля. Она проявляет себя в должном действии человека в направлении к божественным целям, которые могут быть познаны при помощи разума. Такое отношение к обозначеным целям определяется законом выражающим божественный миропорядок, откуда свобода есть действие в соответствии с познанной необходимостью.

для учения о праве имеет важное значение различение Ф. понятий закона и права. Закон выступает в учении Ф. в качесте основного источника права или правоустанавливающего начала.

В «сумме теологии» Ф. приводит следующее определение закона «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованое теми, кто имеет попечение об обществе».

Т.е. сущность закона в том что это есть общее правило выражающее общее благо всех членов общества, которое устанавливается всеми членами общества или теми кому оно доверило попечительство о себе. Существееной харатеристикой Закона выступает требование его обнародования без которого он не может действовать в качестве общего правила поведения.

Ф. дает следующую классификацию законов:

1. Вечный закон представляет закон мироздания, выражающий в себе божественный разум, как абсолютное правило и принцип обеспечивающий управление всеми процесами в мире и их целенаправленное развитие.

2. естественный закон непосредственное проявление вечного закона. Его смысл состоит в том, что человек по своей природенаделен способностью различать добро и зло и в силу етого склонен к поступкам продиктованным свободной волей. В силу этого в практической сфере человеческой жизни действуют правила естественно опрееделяющие порядок взаимоотношений на основе прирожденных влечений склонностей, инкстинтов и в первую очередь разума.

Неконкретизированность требований естественного закона и различное к ним отношение людей делает необходимым появление человеческого закона.

Человечечкий закон это установленый закон снабженный принудительной санкцией.

С т.з соответствия человеческого закона естественному Ф. различаеет справедливый и несправедливый челов. закон.

Признаками справедлив. закона являются: соотнесенность с общим благом, реальность выполнения изложенных требований, равенство установленных требований для всех, компетентность инстанции утанавливающей закон, его обнародование.

Несправедливые законы не преследуют общего блага, они могут быть двух видов:

1. отсутствуют определенные общеобязательные признаки справедливого закона, но их соблюдение не запрещается с целью поддержания общего порядка и спокойствия.

2. противоречат естественному или божественному законам, не должны соблюдаться.

Божественный закон правила данніе людям в божественном откровении (ветхом и новом завете), віступает как дополнение к человеческим установлениям, необходимостьв которых обусловленна тем, что:

1. бож.зак. указавает на конечные цели человеческого бітия, постижение которых ограниченно разумными возможностями человека;

2.выступает в качестве высшего критерия при спрах о должном и справедливом поведении и оценке позитивного закона;

3. для формирования установок нравственного поведения в сфере морали.

Право есть действие справедливости в божественном пордке человеческого общежития. Справедливость состоит в воздаянии каждому своего. В соответствии с Представлениями Аристотеля о уравнивающей и распределяющей справедливости. Ф. характерезует также право как взаимоотношения определяемые определенным способом уравнивания. Уравнивание по природе образует естественное право, по человеческому волеустановлению человеческое право.

Естественное право Ф. понимает в духе Ульпиана как свойственное для всех живых существ, относящееся к людям как право народов.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33619. Антитеррористическая безопасность Российской Федерации 54.5 KB
  Правовые и организационные принципы противодействия терроризму. Основные понятия принципы противодействия терроризму правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма устанавливает ФЗ О противодействии терроризму от 06. Направления террористической деятельности: подготовка организация финансирование и реализация террористических актов; подстрекательство к терроризму; организация незаконных вооруженных формирований сообществ групп для реализации...
33620. СРАВНЕНИЕ РЕЖИМОВ DES 31 KB
  Режим ЕСВ Недостатки: Предоставление криптоаналитику более широких возможностей для криптоанализа по сравнению с другими криптографическими режимами. Если вам необходима главным образом простота и скорость режим ECB можно порекомендовать как самый простой и быстрый режим блочного шифра. Помимо уязвимости к вскрытию с повторной передачей алгоритм в режиме ЕСВ проще всех для криптоаналитиков.
33621. Классификация методов шифрования информации 39 KB
  Классификация методов шифрования информации. Современные криптографические методы тесно связаны с методами шифрования сообщений которые в свою очередь зависят от способа использования ключей. Для шифрования и расшифрования в них используется один и тот же ключ сохранение которого в тайне обеспечивает надежность защиты. Все одноключевые методы по способу шифрования можно разделить на блочные поточные и комбинированные.
33622. Шифры замены 89.5 KB
  1 Одноалфавитные подстановки К = 3 m = 26 Шифрующие таблицы Трисемуса В Таблицу сначала вписывается по строкам ключевое слово причем повторяющиеся буквы отбрасывались. Если буква текста оказывается в нижней строке таблицы тогда для шифртекста берут самую верхнюю букву из того же столбца. Например при шифровании с помощью этой таблицы сообщения ВЫЛЕТАЕМПЯТОГО получаем шифртекст ПДКЗЫВЗЧШЛЫЙСЙ Такие табличные шифры называются монограммными так как шифрование выполняется по одной букве. Трисемус первым заметил что шифрующие таблицы...
33623. Поточные шифры 31.5 KB
  Поточный шифр это симметричный шифр в котором каждый символ открытого текста преобразуется в символ шифрованного текста в зависимости не только от используемого ключа но и от его расположения в потоке открытого текста. Синхронные поточные шифры генерируют псевдослучайную последовательность независимо от какихлибо битов открытого или шифрованного текста. Фактически же если период гаммы превышает длину всего зашифрованного текста и неизвестна никакая часть исходного текста то шифр можно раскрыть только прямым перебором пробой на ключ....
33624. ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ 55 KB
  2002 Об электронной цифровой подписи. Юридическую силу такой документ имеет только в том случае если на нем стоит электронноцифровая подпись подтвержденная сертификатом ключа подписи не утратившим силу на момент подписания. Глава III закона об ЭЦП регламентирует существование Удостоверяющих центров которые и подтверждают легитимность сертификата ключа подписи а значит и легитимность самой ЭЦП то есть электронный ключ обязательно должен быть подтвержден сертификатом выпущенным удостоверяющим центром. Для этого необходимо...
33625. МЕЖСЕТЕВОЙ ЭКРАН 79.5 KB
  Как правило эта граница проводится между локальной сетью предприятия и INTERNET хотя ее можно провести и внутри локальной сети предприятия. Возможности брандмауэра: 1Защита от уязвимых мест в службах Брандмауэр может значительно повысить сетевую безопасность и уменьшить риски для хостов в подсети путем фильтрации небезопасных по своей природе служб. Например брандмауэр может запретить чтобы такие уязвимые службы как NFS не использовались за пределами этой подсети. Это позволяет защититься от использования этих служб атакующими из...
33626. Многоагентные системы защиты 54 KB
  Многоагентные системы защиты Наиболее наглядной и удобно разрабатываемой является модель в основе которой лежит архитектура базовых агентов многоагентной системы защиты ВС. Многоагентная система сложная система в которой функционируют два или более интеллектуальных агентов. Под агентом понимается самостоятельная интеллектуальная аппаратнопрограммная система которая обладает рядом знаний о себе и окружающем мире и поведение которой определяется этими знаниями. Таким образом компоненты системы зищиты агенты защиты представляют собой...
33627. Формирование вариантов модели систем безопасности СОИ АСУП 50.5 KB
  Поскольку защита данных непосредственно связана с программными и аппаратными средствами защиты данных передачи и хранения то с учетом этого предлагается представлять объекты защиты в виде совокупности этих средств. Таким образом обеспечивается возможность детального определения объектов защиты для каждого типа защищаемых данных. Такой подход обеспечивает возможность выполнения анализа требований защиты данных с учетом различных источников и типов угроз. Для оценки величины возможного ущерба и определения степени внимания которое необходимо...