28870

Западноевропейская политико-правовая мысль конца 15 - 16 ст

Лекция

История и СИД

Методологические особенности иследования общих проблем государства права и политики в эпоху Возрождения и реформации. Учение о государстве и политическом искусстве Николо Макиавелли. Основные положения учения о государстве Жана Бодена. Государственноправовой аспект богословскополитических доктрин Мартина Лютера и Жана Кальвина.

Русский

2013-08-20

47.5 KB

1 чел.

Лекция 7

Тема: Западноевропейская политико-правовая мысль конца 15 16 ст.

Вопросы:

1. Методологические особенности иследования общих проблем государства, права и политики в эпоху Возрождения и реформации.

2. Учение о государстве и политическом искусстве Николо Макиавелли.

3. Основные положения учения о государстве Жана Бодена.

4. Государственно-правовой аспект богословско-политических доктрин Мартина Лютера и Жана Кальвина.

5. Учения о государстве и праве в учениях Томаса Мора и Томмазо Кампанелы.

1. Методологические особенности исследования общих проблем государства, права и политики в эпоху Возрождения и реформации.

В отличии от эпохи средневековья в основание концепций о государстве и праве периода Реформации и Возрождения были положены идеи о естественном характере человека обусловленном реальными потребностями и интересами.

Главное внимание этих концепций уделено проблеме государства как средства реализации политических и экономических интересов и связанная с таким пониманием идея сильного, централизованного национального государства.

Общим, для политико-правовых учений Возрождения, методологическим принципом исследования проблем политики, права и государства есть отках от схоластики, обращение к эмпирическим методам исследования. Для этих учений также является характерным требование пересмотра и критическоке отношение к религиозным доктринам, интерес к научному потенциалу Античности.

Основу Ренессансного мировозрения представляют идеи о признании ценности земного бытия человека и человеческой личности.

2. Учение о государстве и политическом искусстве Николо Макиавелли.

Н.М. (1469 1527) политический мыслитель, государственный деятель, писатель и историк эпохи Возрождения, один из основателей политической науки. Родился во Флоренции в семье юриста.

Философско-правовые взгляды изложены в работах «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»

Мировозренческую основу учения М. составляют его взгляды о неизменной, эгоистической природе человека, В соответствии с которой основными стимулами его поведения являются стремление к собственности (на уровне индивида), безопасности (на уровне общества), к власти (у правителей). Указаные стимулы поведения ограничены лишь природой человека но не его разумом, откуда вывод жизнь человека представляет собой реальность соперничающих интересов, т.е. протходит в условиях постоянной борьбы, поэтому, человек в своих действиях должен пологаться на собственные силы. Для того чтобы борьба частных интересов не превратилась в анархию необходима сила власти и закон.

Вторым важным моментом в учении М. является представление о зависимости как исторического процесса так и жизни отдельного индивида от лежащих в их основаниях объективных факторов или обстоятельств, к которым М. относит также социальные противоречия. Кроме этих факторов М. также указывает и на свободную волю людей которую в можно представить в свою очередь как субъективный фактор. Признание единства и влияние этих факторов на процес развития человека и общества, дает возможность М. сделать вывод о том, что основу исторического процесса составляют не сверхестественные силы или желания людей, а непреложные, категорические обстоятельства.

К исследованию проблем гос. и политики М. впервые в истории подходит с позиции принципиального разграничения сфер действия политики, религии и морали.

Под политикой М. понимает сферу отношений господства подчинения, центром которых является гос.власть, и которые реализуются через взаимодействие частных интересов. Основанием политики таким образом является выгода и сила, а не мораль. Критерием эфективности общая польза государства.

Отсюда политическое искусство это искусство управления основаное на знании типичных социально- политических ситуаций, в которых находят свою отражение различные частные интересы, выявление тенденций развития и изменения этих интересов, знание способов средств и методов эфективного влияния на поведение подданых, которые позволяют прийти к власти и сохранить власть. При этом главным критерием выбора средств является не мораль, а их ефективность в конкретной ситуации.

Выведение политики как особой сферы человеческой деятельности за сферу религии и морали позволило М. дать обоснование гос. как структуры основанной непосредсвенно людьми и не связаной с божественным актом. Необходимость создания гос. обсновывается потребностью людей в общем благе которое заключается в общей безопасности, гарантии собственности.

К общим принципам политического управления по М. следует отнести:

- управление государством должно основываться на знаниях конкретно существующей социально - економической и политической ситуации;

- при принятии политических решений следует оценивать степень затруднений и неудобств и отдавать предпочтение наименьшему злу;

- политический руководитель должен поддерживать такой образ правления при котором подданные постоянно чувствовали в нем необходимость;

- образ действий и поведения по отношению к подданным должен характеризоваться постоянством не зависимо от обстоятельств;

- при решении вопросов связанных с безопасностью страны  возможны любые насильственные меры.

М. вводит в научный оборот термин государство под которым понимается:

1. политическое состояние общества, характеризующееся отношением власти к поданным основу которых составляют страх или любовь или то и другое вместе.

Признаком гос. является наличие аппарата гос. власти и законов.

Разделяя в целом взгляды Платона, Полибия и Цицерона на существование форм и циклический процесс развития гос., М. указывает, что формы гос. зависят от соотношения имеющихся в гос. противоборствующих сил и других социально-экономических и психологических факторов.

Тео М. обосновывает политический идеал республика как смешанная форма правления.

Характерным признаком республиканского правления является свобода, поскольку целью такого правления является общее благо. Поэтому республика возможна только при наличии добродетельных граждан. Т.е при наличии качественно определенного уровня морального и правового сознания.

Идея национального государства:

В средние века понятия родины как национального государства не существовало.

Макиавелли положил в основу государства патриотизм.

3. Основные положения учения о государстве Жана Бодена.

Ж.Б, (1530 1596)теоретик государствовед, политический деятель. Политико-правовое учение изложенно в работах «Шесть книг о государстве», «Метод легкогоизучения истории».

Методологическим основанием учения служат принципы рационализма и мистицизма.

Происхождение государста:

Гос. возникают в следствии: эволюции семьи под отцовской властью (естественный путь); в результате насилия (завоевания).

В первом случае власть определена условиями и действует на основе закона. Такое гос. Ж.Б. определяет как правильное или правовое управление множеством семей и тем общим что есть у них под суверенной властью. Семья сфера частной инициативы, гос. сфера публичной власти.

 Во втором, отношения к подданым строятся по усмотрению носителя власти без всякого закона.

Развитие гос. происходит закономерным путем, аналогично любым другим явлениям природы, т.е. в этом процессе можно выделить зарождение, развитие и гибель. Скорость процесса зависит от организации гос., а именно от принципов составляющих основу его организации.

Главная причина изменений в гос. существующая на основе социальной диференциации борьба различных общественных сил по поводу власти, собственности, привелегий и т.д.

Признаками государства являются:

1. Суверенитет

2. право

3. Наличие собственности и ее защита государством.

Суверенитет является свойством государственной власти и определяется как постоянная и аьсолютная власть государства. Эта влась едина, неделима, постоянна и не связана ни с какими условиями и ограничениями законом. кроме божественного закона и законов природы.

Содержание суверенитета Ж.Б. определяет исходя из отграничения от других ввластей и через полномочия государства.

Как полномочная власть суверенитет включает в себя право издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, право чеканки монеты, установление мер и весов, взимание налогов.

Суверенитет распрастраняется только на сферу государста, частная собственность, семья личные права выведены из сферы гос. контроля, это сферабожественного и естественного права.

Право. Ж.Б. разграничивает законы бога и природы и законы установленные государством. Последние есть властные установления суверена. Первые выступают как ограничители власти государства и представляют собой фундаментальные принципы человеческого общежития. К ним Ж.Б. относит частную собственность, семью и семейный статус ее членов, мир, правопорядок, справедливость. В случае противоречия приказов суверена этим принципам допускается неподчинение.

Необходимость государственноустановленых законов обосновывается необходимостью поддержания порядка как основы государства.

Собственность расматривается Ж,Б, в качестве основы цивилизации и основной причины возникновения ремесла и земледелия. При этом государству принадлежит то что принадлежит всем, а индивиду то что составляет его собственность.

Ж.Б. отказывается от деления форм гос на правильные и неправильные. В основу различения вводит принцип принадлежности суверенитета одному,немногим или большинству, различая таким образом монархию, аристократию, и демократию.

Ж. также различает три формы управления сеньориальную (абсолютную), тираническую и законную, где речь идет о различных методах и приёмах осуществления гос. власти.

Политический идеал монархия.

4. Государственно-правовой аспект богословско-политических доктрин Мартина Лютера и Жана Кальвина.

Мартин Лютер  (1483 1546), закончив Эрфуртский университет получил степень бакалавра свободных искуств в 1505 вступает в монашеский орден и через время становится настоятелем Виттенбергской соборной церкви, читает лекции в местном университете где через три года ему присуждают степень доктора богословия.

Основу политико-правовых взглядов составляют идеи всесвященства и оправдания верой.

Суть первой христианин способен напрямую без посредников общатся с Богом. отношения С Богом каждый строит в соответствии со своей совестью. Свобода совести единственная и абсолютная сфера свободы человека на которую ни может покушатся никто ни светская ни церковная власть. Спасение души зависит не от выполнения человеком «дорых дел», а искулючительно от веры в мскупительную жертву Христа. Вера даруется человеку Богом непосредственно, и ей не нужны посредники в лице церкви и духовенства.

Сфера светской и духовной власти разграничены.

Духовная власть осуществляется через слово Божие, мирская через князей посредством меча и законов. Эти власти друг другу не подчиняются но они подчинены Богу. Задача гос. принудительное применение внешней справедливости, надзор за соблюдением законов. В силу этого оно должно быть самостоятельным во всех светских делах священики должны быть подчинены государству. Государственная деятельность есть не привелегия а ремесло, бремя возложенное Богом на правителя. Власть трактуется как божья служба. границей деятельности государства является внутрений мир человека душа не во власти кесаря.

Жан Кальвин (1509 1564) получил философское, юридическое и богословское образавание, проявил себя как государсвенный деятель, руководитель Женевской консистории. Основная работа «Наставление в христианской вере».

В осву учения положены доктрины божественного предопределения и мирского привания

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59675. Cвято матері. Будь благословенна, нене 41 KB
  Будь благословенна нене Методичні порад до проведення Свята Матері в навчальних закладах Травень місяць Пречистої Діви Марії. До Матері Божої звертаються християни просячи заступництва і допомоги.
59676. КВК серед дітей по туристично – краєзнавчій роботі 41.5 KB
  З цією метою подається схематичний сценарій КВК з максимальним набором різних конкурсів а вчитель школи може вибрати необхідний матеріал згідно умов своєї школи і використати у своїй позакласній роботі.
59677. Інтелектуальна гра: Слабка ланка 44 KB
  Вони слідкують за тим хто швидше дасть правильну відповідь. Грудень Хто покидає гру Чому ІІ. Хто має найбільший хобот Слон 12. Хто вигнав Крутя і Вертя зза столу Півник 20.
59678. Подорож до країни Ввічливості та доброти 35.5 KB
  Основна частина Щоб потрапити в цю країну нам потрібно зробити ряд конкретних правил а саме: Ми даруєм вам ласкаво Цілу низку добрих правил Всі ці правила прості Допоможуть у житті Ліні ти не потурай...
59679. Світова книга прав дитини (урок): гра, інсценізація, робота в парах, тести 60 KB
  Допомогти запамятати основні поняття розвивати память мову вміння класифікувати й узагальнювати; довести учням що в основі документів про права людини лежать головні потреби всіх людей.
59680. Сценарій святкування 16-ої річниці Незалежності України «Україно, мій духмяний цвіт, через терни йшла до волі сотні літ» 37.5 KB
  Хор на сцені виконує гімн вважати відкритими Ведуча: Сьогодні найвеличніше і без перебільшення найзначніше свято українства День Незалежності України. Хор сходить Ведуча: До вітального слова запрошується голова сільської ради пан Любомир Білейчук.
59681. Наша мова калинова. Сценарій 45.5 KB
  Обладнання: розгортка Наша мова калинова вислови про мову записи пісень про мову у виконанні Раїси Кириченко Таїсії Повалій та Павла Зіброва. Мова жила у серцях і душах волелюбного українського народу у його піснях думках і справах.
59682. Сценарій, конспект виховного заходу “З природою живи у дружбі, то буде вона тобі у службі” 124.5 KB
  Який кущ є символом українського народу і водночас лікарською рослиною Калина 2 Яке дереволікар дало назву літньому місяцеві Липа 3 Яке дерево застосовується в народній медицині повністю Сосна 4 Яке дерево найбільш оспіване Т.Шевченком є символом України...
59683. Шкідливі звички чи життя в своє задоволення (диспут) 42 KB
  Паління тютюну погіршує резерви дихальної системи яку використовують під час бігу плавання. Коротка довідка: найпоширенішою пристрасть до тютюну є в азіатських країнах де люди слабко обізнані про вплив нікотину.