28871

Развитие учений о государстве и праве в Западной Европе конца 16 - 17 в.в.

Лекция

История и СИД

Теория естественного права Гуго Гроция.открывает новую эпоху в историческом развитии европейского права. К социальноисторическим факторам оказавшим существенное влияние на формирование новоевропейского понимания проблем государства и права необходимо отнести следующие:  усиление экономического неравенства внутри стран Европы и между этими странами оказавшимися вовлеченными в сферу мирового разделения труда и соответственно связаная с этим необходимость государственноправового вмешательства в решение хозяйственноправовых проблем...

Русский

2013-08-20

69 KB

0 чел.

Лекция 8.

Тема: Развитие учений о государстве и праве в Западной Европе конца 16 17 в.в.

Вопросы:

1. Мировозренческо-методологические основания и социально-исторические предпосылки формирования учений о государстве и праве в Новое время: общая характеристика.

2. Теория естественного права Гуго Гроция.

3. Учение о государстве и праве Томаса Гобсса.

4. Концепция прав человека и учение о государстве Джона Локка.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Политико-правовые взгляды Бенедикта Спинозы.

2. Учение о праве Самуила Пуфендорфа.

3. Политико-правовые взгляды Христиана Томазия.

1. Мировозренческо-методологические основания и социально-исторические предпосылки формирования учений о государстве и праве в Новое время: общая характеристика.

Новое время (17 в.)открывает новую эпоху в историческом развитии европейского права.

К социально-историческим факторам, оказавшим существенное влияние на формирование новоевропейского понимания проблем государства и права, необходимо отнести следующие:

усиление экономического неравенства внутри стран Европы и между этими странами, оказавшимися вовлеченными в сферу мирового разделения труда и соответственно связаная с этим необходимость государственно-правового вмешательства в решение хозяйственно-правовых проблем внутреннего и внешнего (международного) характера.

возникновенние териториально-масштабных, национальных государств, способных обеспечивать как функционирование внутреннего национального рынка так и национальной экономики в целом.

В этот период возникают системы национального права. Эго начинают преподавать на кафедрах университетов (с 1620 шведское право в Упсале, с 1679 в Сорбонне). При этом в исследовании права ученые придерживаются традиционных для европейских университетов взглядов, рассматривая право с философско-мировозренческой точки зрения, т.е на основе моральных и политических понятий.

Учение о етественном праве здесь получает инное толкование. Для естественноправовых концепций Нового времени в целом характерно:

более четкое определение понятия «естественного права», последнее не смешивается с правом общенародным как у римских юристов. Преимущественно естественное право определяется как совокупность идеальных норм, имеющих вневременной характер, выступающих праобразом норм позитивного права.

естественное право освобождается от богословских трактовок, основой его происхождения выступает природа индивида.

Методологической основой правопонимания выступает принцип философского рационализма обоснованный французским философом Рене Декартом. Согласно философскому рационализму разум является не только наиболее важным инструментом познания и его главным источником.

Индивидуальный человеческий разум, представляет собой отражение объективного разума, являющегося сущностью мироздания. В следствии чего в индивидуальном человеческом разуме по природе заложена возможность постижения мировых законов. Их необходимо лишь обнаружить и вскрыть, осознать. Отправной точкой всякого исследования и в том числе права служат самоочевидные истины, или аксиомы являющиеся простейшими суждениями, правильность и истинность которых несомненна для разума. Следовательно во всем необходимо искать простейшие элементы.

Право и общество представляют собой сложные понятия. Наиболее простым в обществе и через него в праве элементом является отдельный человек индивид (дословно неделимый). Поэтому для уяснения сущности права необходимо определить природу отдельного человека и из полученного определения вывести посредством дедукции всю систему истинного права. По источнику своего логического происхождения данное право называется естественным правом.

2. Теория естественного права Гуго Гроция.

Таким образом, под мощным влиянием философского рационализма, возникает направление главным предметом которого становится изучение естественного права. Это направление оформилось в Новое время в школу естественного права, которая господствовала в юриспруденции на протяжении 17 18 столетий.

Основателем этой школы был голландский юрист, политик и дипломат Гуго Гроций или Гуго де Гроот (1583 1645). В своем учении основные положения которого изложены в работе «О праве войны и мира 1624 г.изд.» этот ученный заложил основы современного понимания государства и права в том числе международного права.

Непосредственным мотивом к написанию этой работы послужила тридцатилетняя война (1618 1648) охватившая многие страны Европы. Главная цель работы это установление принципа в соответствии, с которым можно распознать, что на период войны и мира необходимо считать правом.

Основные положения своего учения о праве Г. изложил во вступительных пояснениях к работе.

Обращая внимание на идею права, Г. проводит ее анализ на основе сопоставления с идеей силы и пользы, результатом, которого, становится вывод, что человеку, по природе, свойственно часто совершать поступки в пользу других людей, которые для него самого таковыми не являются и противоречат собственным интересам. Характерным для человека есть стремление жить в обществе по определенному и общему для всех закону в соответствии, с которым можно различать добро и зло, справедливость и несправедливость, полезное и т.д.

Такое стремление объясняется тем, что в своих действиях человек подчиняется не животным инстинктам, а ориентируется на требования разума, поскольку жить в соответствии с такими требованиями проистекают из его природного естества. Жить разумом естественное первейшее право человека.

Таким образом, стремление к совместной, гармонически упорядоченной жизни, главным следствием которой есть безопасность и мирное существование, определяется сферой морали человека, внутри которой идея права и морали в целом отождествляются. Различие между общей идеей морали и правом как ее частным проявлением есть то, что идея морали требует, чтобы поведение и действия людей были подчинены требованиям разума, а идея права требует, чтобы такая совместная жизнь разумных существ обеспечивала их безопасность и мирное сосуществование. Все требования разума, которые обеспечивают такое сосуществования и являются собственно правом или естественным правом.

Естественное право, таким образом, имеет моральный характер и является священным и обязательным для любого представителя рода человеческого по самой своей внутренней сущности, а не вследствие авторитета, поскольку выступает разумным первоисточником норм для установления взаимоотношений между людьми.

В целом, в общем толковании права Г., можно выделить три определения или идеи, рассматриваемые им в единстве.

право как моральная идея или мораль, т.е. не в собственном значении. В силу этого определения любое разумное или моральное действие есть правовым

право в своем точном значении, как система нормативных условий определяющих возможность сосуществования людей или существование человеческого общества и принцип определяющий нормы такого сосуществования

третья идея трактуется как широкое право природы. В ее основу положены представления о том, что в государстве кроме норм непосредственно проистекающих из естественного права или чистой идеи права в значении обеспечения совместного сосуществования людей в обществе, существуют нормативные установления имеющие своим источником идею пользы или блага. Отсюда под широким правом природы понимается такая система правил, которая включает в себя частично естественное право и частично правила основанные на идее пользы.

Таким образом, любое человеческое общество основано с точки зрения Г. на праве представляющем единство норм имеющих с одной стороны источником чистую идею права, а с другой идею блага или пользы.

Теоретически Г. противопоставляет естественное право праву воле устанавливаемому или позитивному.

Естественное право характеризуется как вечное, неизменное, не имеющее истории, тождественное самому себе, всеобщее (общезначимое и общеобязательное) право всех людей.

Волеустанавливаемое или позитивное, в противоположность естественному, постоянно изменяется, оно является обязательным только для определенных социальных общностей, для которых в свою очередь и устанавливается, возникает из случайных источников, временно определенное, а поэтому исторично.

Позитивное или волеустанавливаемое право в свою очередь подразделяется на право божественное и человеческое в зависимости от того, что служит его источником воля Бога или воля человека. Особым видом волеустанавливаемого права являются международные соглашения.

Проблема соотношения естественного и позитивного права Г. решается следующим образом: в реальной жизни имеет место такое взаимодействие естественного и позитивного права в результате которого они оказывают друг на друга взаимодополняющее влияние. Т.е. время от времени, по необходимости, часть естественного права вносится в сферу позитивного права, действие последнего в свою очередь приводит к видоизменению права естественного. Развитие права, в свою очередь есть следствием реализации такого взаимодействия.

Таким образом, Г. выделил право в области морали как отдельную идею, специфическим предназначением которой есть содействие мирному и гармонически упорядоченному сосуществованию людей, откуда право сфера взаимодействия людей друг с другом. Сама идея права основывается на разумной природе человека, существует как неизменная, вечная идея, которая может принимать различные, случайные формы в результате влияния позитивного права.

К вопросу о происхождении государства Г. подходит с той же позиции, а именно, из стремления людей к общественной организации жизни на основе присущего им чувства самосохранения. Государство, с т.з. Г. возникло добровольно и определяется им как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Поскольку основной задачей и функцией государства является обеспечение общественного спокойствия и безопасности, оно имеет верховное право распоряжаться людьми и их собственностью т.е. обладает в этом значении суверенитетом.

Атрибутами или признаками суверенной власти являются: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.

Носителем суверенитета, в абстрактном смысле, является государство, в конкретном отдельное лицо или группа лиц. Народ с т.з. Г. не может быть носителем суверенитета, так он как добровольно т.е. свободно выбрал для себя форму правления и подчинил себя верховной власти, т.е. использовал свое право и в соответствии с этим обязан беспрекословно повиноваться правителям. Т.е поскольку выбор был сделан свободно то народ сам несет перед собой ответственность за свой выбор.

Способы осуществления власти сувереном зависят от того на чем они основаны. Такими основаниями  с.т.з. Г. являются право собственности  и право узуфрукта (установленное законом, по договору или завещанию право пользования имуществом, принадлежащем другому лицу, с присвоением пользователем приносимых вещью пользы, под условием сохранения существа данной вещи).

Верховная власть на праве собственности, осуществляется как власть хозяина. здесь суверен не связан волей народа и волен распоряжаться государством как собственным имуществом, вплоть до отчуждения своей власти любому лицу.

Верховная власть основанная на праве узуфрукта принадлежит избранным лицам и их законным приемникам. Глава государства не имеет права отчуждать свою власть или государственное имущество без согласия народа. Смерть избранного монарха или прекращение династии возвращает власть народу.

Сопротивление суверену допустимо лишь в случае насилия с его стороны, явно угрожающего жизни людей или при превышении им своих полномочий если власть основана на праве узуфрукта.

3. Учение о государстве и праве Томаса Гобсса.

Томас Гоббс (1588 1679). Главные сочинения «О гражданине», «Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского 1651», «Бегемот или Долгий парламент».

В основу анализа общественных отношений Т. Г. также как и Гроций кладет представление о природе отдельного человека рассматриваемого в качестве единичного элемента общества и государства. В противоложность Гроцию Т.Г. отрицает общественную сущность человека. Последняя основана на эгоизме и стремлению к пользе и корысти. В следствии чего поведение человека зависит от чувств желания и отвращения. Все что способствует биологическому существованию есть полезное, желанное. А отсюда естественное стремление к безопасности и власти.

Для построения своей теории происхождения и сущности государства Т. Г. вводит понятие естественного состояния человека представляющее собой гипотетическое представление существования человека вне общественных связей основанном на чистом эгоизме.

Для естественного состояния является характерным:

признание абсолютного равенства всех людей в физическом и умственном отношении

и как следствие этого равенства равенство притязаний в отношении желаемой цели. Невозможность обладания одной вещью одновременно приводит к враждебности.

в естественном состоянии у всех есть одно естественное право сущностью которого по Т.Г, выступает свобода человека использовать свои силы по собственному усмотрению отождествляемая им с произволом.

в естественном состоянии нет собственности, так как ничто не может быть ограничено эгоизмом и соответственно справедливости.

Но поскольку по природе человеку присущ не только эгоизм но и разум, то люди на основе последнего могут найти разумные условия сосуществования, которые обеспечили бы им безопасность.

Такие разумные условия сосуществования Т. определяет как естественные законы.

В отличие от естественного права сущностью которого выступает произвол основанный на эгоизме, естественные законы есть предписания разума представляющие собой общие правила поведения делать что либо или воздержаться от действий.

Право как свобода или произвол противопоставляется в учении Гоб. закону как обязанности. Гоббс предлагает следующую классификацию законов:

в зависимости от происхождения законы делятся на божественный и человеческий.

божественный подразделяется на естественный основанный на разуме и положительный, содержащийся в Святом писании

естественный подразделяется на естественный закон для отдельных людей и естественный закон для государств трактуемый как право народов

человеческий закон есть властное предписание государства. К человеческому закону предъявляется требование: он не должен противоречить естественному закону, содержание и его авторство должны быть обнародованы, закон должен быть верно истолкован, закон должен содержать не только обязанность но и предусмотренное за его нарушение наказание.

Всего Гоб. формулирует около 20 естественных законов: первые три из которых являются наиболее важными:

1. Первый закон гласит что наиболее лучшими условиями обеспечения безопасности является мир и сотрудничество. Из чего следует необходимость заключения общественного договора, позволяющего выйти людям из естественного состояния и организовать такую форму объединения и общения как государство.

2. второй закон требует чтобы во имя заключения общественного договора человек отказался от своих естественных прав в той мере насколько это необходимо для обеспечения безопасности и самозащиты. Т.е. границей свободы отдельного человека должна выступать граница свободы других людей.

3. Третий закон трактуется как справедливость под которой Гоб. понимает исполнение соглашений и предоставлении права собственности.

Справедливость и собственность таким образом, возможна только в государстве, способном силой принуждения обеспечить выполнение соглашений и неприкосновенность собственности.

Естественные законы являются вечными и неизменными, но в следствии того что в естественном состоянии они бессильны так как не обеспечены силой принуждения к исполнению, то в этом случае они и необязательны.

Государство Гоб. определяет как «... единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем что бы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей защиты.»

Важнейшими последствиями установленного договора являются:

поданные не могут изменять форму правления

между суверенном и народом нет и не может быть ни какого договора в следствии чего суверен не может нарушать каких либо соглашений с народом и не несет никакой ответственности за свои действия перед последним;

Никто не может не нарушая справедливости протестовать против суверена;

поданные не могут осуждать действия суверена и наказывать его.

Как и его предшественники Гоббс различая формы правления демократию, аристократию и монархию анализируя их ставит вопрос о наиболее оптимальной отдавая предпочтение монархии. Критически относится к идее разделения властей считая суверенитет государства принципиально неделимым.

Цель государства в независимости от формы правления всегда единна обеспечение социального мира, безопасности и благосостояния народа.

В соотношении с личностью Гоббс признает приоритет государства ограничивая его власть путем признания неотчуждаемых прав человека на сопротивление насилию и на сохранение жизни. Если суверен переходит границу неотчуждаемых естественных прав, то поданные имеют права ему не подчинятся.

По сути согласно Гоббс власть суверена безгранична только в публично-правовых вопросах. В частноправовых вопросах индивид автономен и руководствуется согласно своему собственному усмотрению.

4. Концепция прав человека и учение о государстве Джона Локка.

Джон Локк английский философ (1632 1704). Его доктрина изложена в четырех «Посланиях о веротерпимости» и двух «Трактатах о государственном правлении».

Важнейшим вкладом Л. в юриспруденцию Нового времени стала сформулированная концепция прав человека, в основу которой положены представления о естественном равенстве людей.

Равенство трактуется как равенство возможностей и притязаний, которые реализуются индивидами различно в зависимости от физических психологических, умственных способностей и других приобретенных способностей включая знания. Т е. такими которые по своей природе носят естественный характер.

Л. конструирует следующую структуру равенства возможностей:

каждому индивиду имманентно присущи права на жизнь, свободу и собственность, взаимосвязь которых характеризуются тем что ни одно из них не может быть реализовано друг без друга.

Эта триада по Л. выступает базисом позитивного законодательства и основанного на нем правопорядка.

Право на жизнь обусловлено тем что последняя является высшей человеческой ценностью, что налагает запрет на отношение к другому человеку как к средству достижения своей цели. Право на жизнь кроме этого является предпосылкой на труд и собственность. Что делает жизнь и собственность взаимосвязанными.

Свобода рассматривается как автономия личности и включает в себя свободу выбора цели, свободу совести, убеждений, распоряжения своей личностью и своей собственностью.

Л. различает свободу естественную и гражданскую. естественная состоит в подчинении закону природы. Гражданская означает действовать по собственному усмотрению, вне зависимости от воли другого человека и может быть ограничена только законом. во взаимосвязи с другими компонентами триады свобода есть право собственности человека на свою жизнь.

Собственность является воплощением труда или всем тем что человек извлек из предметов природы и слил со своим трудом. Посредством труда человек в свою очередь становится членом общества. труд по Л. выступает главной формой жизнедеятельности человека, в результате чего собственность становится неразрывно связанна с жизнью.

Концепция происхождения и сущности государства изложена Л. в «двух трактатах о государственном правлении».

Предпосылкой происхождения государства выступает естественное состояние общества, которое последним характеризуется как состояние полной свободы равенства и честной конкуренции. Здесь индивиды свободно распоряжаются своей собственностью и личностью. в естественном состоянии действует закон природы основанный на разуме в чего последний рассматривается в качестве обязательного для всех. Но поскольку не все способны распознать и следовать закону разума возникают споры и противоречия. в силу отсутствия установленного закона как меры справедливости при помощи которого решались бы споры, а также органов способных наказывать виновных жизнь общества дестабилизируется, сто при водит к необходимости создания государства.

Государство возникает таким образом вследствие общественного договора в результате добровольного наделения последнего определенными полномочиями. речь идет не об отказе естественных прав, а наделении государства полномочиями для обеспечения этих прав и придания им гражданского статуса защищенного государством.

главной целью государства есть обеспечение прав и свободы индивида.

Отсюда основными функциями государства являются:

защита собственности, что предполагает наличие одинаковых и общеобязательных законов (законодательная функция)

разрешение споров и конфликтов (исполнительная функция)

отношения с иностранными государствами (федеративная функция)

Гарантиями осуществления цели государства и одновременно средствами ограничения государственной власти являются: законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблением власти.

PAGE  8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1280. Теория государства и права. Государственные и политические институты 443 KB
  Понятие, сущность и признаки государства. Форма государственного устройства: понятие и виды. Политический режим: понятие и виды. Понятие, сущность и признаки правового государства. Классификация нормативно-правовых актов. Действие нормативных актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц. Конституционные обязанности граждан РФ.
1281. Информационные технологиии в экономике 399 KB
  Понятие и свойства информационной технологии. Эволюция информационных технологий, этапы их развития. Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные информационные технологии. Операционные системы как составная часть платформы. Основные понятия открытых систем. Понятие технологизации социального пространства. Использование OLTP-технологии в системах поддержки принятия решений. Технология аналитической обработки данных (OLAP-технология) и средства OLAP-технологии.
1282. Основы менеджмента. Основные школы менеджмента ХХ века 363 KB
  Основные школы менеджмента ХХ века. Внешняя и внутренняя среда организации. Характеристика внутренней среды организации. Система управления. Функции, структура, деятельность. Процесс формулирования стратегии по этапам с разъяснением роли каждого члена организации.
1283. Бутовская линия метрополитена на участке от станции Улица Старокачаловская до станции Битцевский парк и тупики за станцией Улица Старокачаловская 355.5 KB
  Проект Бутовской линии метрополитена на участке от станции Улица Старокачаловская до станции Битцевский парк и тупиков за станцией Улица Старокачаловская разработан на основании технического задания 08.04.2008г. № 2, выданного ГУП города Москвы Московский метрополитен и согласованного Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
1284. Проблема соблюдения адвокатской тайны в деятельности адвоката в уголовном процессе 396.5 KB
  Понятие и назначение института адвокатской тайны. Проблема соблюдения адвокатской тайны в уголовном процессе.Основные виды нарушений адвокатской тайны в уголовном процессе.
1285. Расчет кулачкового механизма 94 KB
  Кинематические диаграммы толкателя. Начальный радиус кулачка. Подбор чисел зубьев планетарной передачи. Картина линейных и угловых скоростей. Геометрический расчет зацепления. План скоростей и ускорений.
1286. Выполнение камерального дешифрирования контактных аэроснимков ближнего Подмосковья 105.5 KB
  Дешифрирование снимков для создания базовых карт земель масштаба 1:10000. Требования к рассматриваемому виду дешифрирования. Нормы генерализации. Дешифрирование увеличенных снимков при инвентаризации приусадебных земель.
1287. Завдання з фізики. Визначити кількість пазів на полюс і фазу 108 KB
  Визначити кількість пазів на полюс і фазу. Матеріали, які використовують при виготовленні електричних машин. Виробничий та технологічний процеси. Основні типи валів, які використовують в електричних машинах.
1288. Анализ бюджетного учреждения культуры города Омска ЦКСР Береговой 80 KB
  Историческая справка учреждения, цели, содержание деятельности. Структура организации, и функциональные обязанности основного персонала.