28876

Внешняя политика России XVI–XVII веков.

Доклад

История и СИД

Внешняя политика России XVIXVII веков. позволили России проводить активную внешнюю политику. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань и к России присоединились нижневолжские земли.

Русский

2013-08-20

28 KB

37 чел.

16. Внешняя политика России XVIXVII веков.

Преобразования  государственного  аппарата,   военная   реформа, проведенные в середине XVI в., позволили России проводить активную внешнюю политику. Основными её направлениями и задачами являлись:

  1.  на востоке - борьба за обладание волжским путём- снятие угрозы со стороны Казанского   ханства;
  2.  на юге - обеспечение безопасности от набегов Крымского ханства; на западе - борьба за выход к Балтийскому морю.

Взятие Казани в1552 г. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 году русскими войсками была взята Астрахань, и к России присоединились нижневолжские земли. Признала себя вассалом московского царя и Ногайская Орда. В 80-е годы XVI века на присоединённых землях возникают новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Середина XVI в. ознаменовала и усиление влияния России на Северном Кавказе. Царь принял в подданство черкесов по их просьбе.

Для обеспечения безопасности государства от нападений с юга началось сооружение Засечной черты. В этом районе в 70-80-х годах было воздвигнуто свыше 20 новых городов (Курск, Воронеж, Орел, Елец, Белгород и др.).

Для решения другой важнейшей внешнеполитической задачи -выхода России к Балтийскому морю- в январе 1558 года Иван IV начал военные действия против Ливонии. Под ударами русских войск и начавшегося антинемецкого восстания эстонского крестьянства в 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестала существовать. Однако успехи Ивана IV встревожили многие государства в Европе, В открытую войну за “ливонское наследство” вступают Польско-Литовское государство, а затем Швеция и Дания.

Польские и литовские феодалы идут на окончательное объединение обоих государств. По Люблинской унии 1569 г. образуется единое государство Речь Посполитая. С другой стороны Турция и Крым, которые до конца 60-х годов занимали выжидательные позиции в отношении как России, так и Польши, решают открыто выступить в поддержку Польши. Новая международная обстановка заставила Ивана IV пересмотреть своё отношение к Ливонии. Он отказывается от прямого присоединения ливонских земель и выдвигает план создания в Ливонии особого государства, находящегося под протекторатом России. Начинается третий этап борьбы за Ливонию - 1570-1577 гг .

В 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны , и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.

В эти же годы началось продвижение в Сибирь. Основание в конце XVI в. городов Сургута и Надыма, а в начале XVII в. Томска обеспечило присоединение к России всей Западной Сибири и   дальнейшее продвижение Ивана IV на Восток.

Во внешней политике Россия достигла многого: выиграла Казанскую войну, простерла свою власть за Урал, в Западную Сибирь, обезопасила себя Засечной чертой от крымчан. Однако главную задачу - выиграть Ливонскую войну - Россия выполнить не смогла.

Во второй половине XVII в. значительно расширились внешние связи России. В 1656 г. был заключён дружественный договор с Молдавией. Перед угрозой турецкой агрессии усилилось стремление Грузии к сближению с Россией. Россия играла все большую роль в судьбах южных славян. После Андрусовского перемирия Россия активизировала борьбу против султанской Турции, которая в 1681 г. вынуждена была отказаться от претензий на Киев и Левобережье Днепра и подписать Бахчисарайский мирный договор. В 1686 г. Россия заключила союз с Империей (Австрия), Венецией и Польшей для борьбы против султанской Турции. Велись переговоры о мире с крымским ханом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76989. Понятие административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения 27.7 KB
  Административное процессуальное право представляет собой систему административно-процессуальных норм, регулирующих порядок (процедуры) осуществления управленческих отношений, возникающих в процессе: -построения и функционирования исполнительных органов государственной власти
76990. Административные производства и административные процедуры как составные части административного процесса 28.63 KB
  Об административных процедурах говорится как о системе административнопроцедурных правоотношений складывающихся в различных административноправовых институтах. Основная цель формирования административных процедурных правоотношений установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения...
76991. Производство по обращениям граждан: правовые основы, виды обращений, процессуальные права, обязанности, гарантии, ответственность участников производства 28.35 KB
  В известном смысле данный вид производства связан также с реализацией конституционного права граждан свободно искать получать передавать производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений составляющий государственную тайну Обеспечение реализации этого конституционного права российских граждан составляет важную обязанность органов государственной власти Российской Федерации их специальных подразделений аппарата и должностных лиц. Так в аппарате Администрации Президента Российской Федерации существует...
76992. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Задачи и принципы данного производства, обстоятельства, исключающие производство по делу 27.25 KB
  Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела разрешение его в соответствии с законом обеспечение исполнения вынесенного постановления а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений. Принцип объективности выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц уполномоченных осуществлять...
76993. Стадии производства по делам об административных правонарушениях, их правовая характеристика 29.2 KB
  Так при взыскании штрафа на месте соединяется расследование рассмотрение дела и исполнение постановления. Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению анализ и оценка обстоятельств дела принятие постановления объявление постановления. Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения. Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов связанных с...
76994. Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие, классификация 27.05 KB
  Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие классификация. Это те уполномоченные лица которые наделены правом принятия решений в производстве по делу решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела о назначении наказания или прекращения производства и т. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Всех субъектов производства можно разделить на несколько групп.
76995. Субъекты административно-юрисдикционной деятельности и подведомственность им дел об административных правонарушениях 27.07 KB
  Административноюрисдикционный процесс деятельность субъектов государственноисполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения осуществляемая в административнопроцессуальной форме. Подведомственность устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ представляет собой распределение закрепление всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции которые уполномочены рассматривать дела...
76996. Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении, имеющих заинтересованность в исходе дела 26 KB
  Характеристика участников производства по делу об административном правонарушении имеющих заинтересованность в исходе дела. По степени заинтересованности в деле участников производства по делу об административном правонарушении не обладающих государственновластными полномочиями следует классифицировать на: 1 имеющих личную заинтересованность в исходе дела об административном правонарушении; 2 не имеющих личной заинтересованности в исходе дела. К первой группе следует отнести: лицо в отношении которого ведется производство по делу об...
76997. Характеристика участников производства, способствующих осуществлению производства по делам об административных правонарушениях 27.05 KB
  Они вправе давать показания по делу; заявлять отводы других участников производства; пользоваться юридической помощью; обжаловать итоговые решения стадий; получать копии процессуальных документов; знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. В качестве лиц способствующих осуществлению производства по делу об административном правонарушении могут быть только физические лица. По делу об административном правонарушении подлежат выяснению: 1.характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; В...