28878

Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей

Доклад

История и СИД

Провозглашение России империей. Разрешение этих задач было необходимо для обеспечения внешней безопасности России на юге и на западе. Ее преобладание тяжело сказывалось на государствах близких к Балтийскому морю: на Дании Польше России. У России Ингрию и Карелию.

Русский

2013-08-20

31.5 KB

22 чел.

18. Внешняя политика Петра I. Провозглашение России империей.

Во внешней политике Петру достались от предшественников две задачи:

  1.  надо было завершить политическое объединение русского народа, почти половина которого находилась еще за пределами Российского государства;
  2.  предстояло исправить границы государственной территории, прежде всего с южной и западной сторон, которые были слишком открыты для нападения.

Разрешение этих задач было необходимо для обеспечения внешней безопасности России на юге и на западе.

Петр в начале своего царствования главные усилия обратил на юге целью закрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовских морей. В 1695-1696 гг. он предпринимает два похода и захватывает крепость Азов. На Азовском море появляется первый русский флот, там возникают верфи и гавани. Началась постройка крепости и гавани Таганрог.

Однако затем изменились международные отношения с Западной Европой. В северной и средней Европе стала доминировать Швеция. Ее преобладание тяжело сказывалось на государствах, близких к Балтийскому морю: на Дании, Польше, России. У Польши Швеция захватила Эстляндию и Лифляндию. У России - Ингрию и Карелию. Все это заставило Петра повернуть свои усилия с юга к Балтийскому морю.

Южное направление было оставлено ради ограждения северо-западных территорий. Против Швеции создалась прибалтийская коалиция: Польша. Дания, Россия. Северная война (1700-1721 гг.) разделилась Полтавским сражением на 2 этапа:

  1.  1700-1709 год
  2.  1709-1721 год.

Первый этап был для России оборонительным, он начался с поражения русской армии под Нарвой. Петр создал новую армию, освободил древний русский город Орешек (Нотебург), весной 1703 г. овладел устьем Невы. Закладкой Петропавловской крепости было положено начало Петербургу, ставшему в 1712 г. столицей Российской империи. В водах Балтийского моря появился русский флот. Была заложена морская крепость Кронштадт.

Полтавская победа позволила перехватить инициативу. Российская армия заняла Лифляндию и Эстляндию, а затем вступила в Германию. Шведы были вытеснены из всех своих заморских владений, главенство на Балтийском море и вообще в северной Европе перешло к России. В 1716 г. со шведской империей было навсегда покончено.

Военные успехи России не всех устраивали в Европе. Активность французской дипломатии и усилия Карла XII привели к столкновению Турции и России. В 1710г. Турция объявила войну России. В 1711 г. Петр предпринял Прутский поход с целью разгрома Турецкой империи, но потерпел неудачу. Россия возвратила туркам Приазовье (крепости Азов и Таганрог были разрушены). Неудача на Пруте отодвинула решение черноморского вопроса более чем на полвека.

Усилия Петра вновь обратились к Балтийскому морю Он отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами в вначале XVII в. (то есть Ингрией и Карелией). Эстляндия и Лифляндия в 1710 г. были включены в состав России. Начиная с 1712г. Петр начал активно вмешиваться в германские дела, борясь с влиянием Англии, Франции и Дании.

В 1721 г. на мирном конгрессе в Ништадте (Финляндия) был подписан договор “о вечном мире” между Россией и Швецией. Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии (с Выборгом). Россия обязывалась вернуть Швеции Финляндию.

В честь победы сенат поднес Петру чин адмирала и титул “Отца Отечества”, “Великого”, и “Императора Всероссийского”. Так Ништадский мир юридически оформил приобретения России в Прибалтике и рождение новой империи.

После Ништадтского мира во внешней политике России на первое место выходят интересы торговой политики. Следствием слияния военно-политических и торговых интересов Российской империи стала русско-персидская война 1722-1723 гг. Эта война также сочеталась с попытками проникновения в Среднюю Азию с целью захвата традиционных путей торговли с Индией и Китаем. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось Петром отнюдь не как временная мера. По русско-персидскому миру 1723 г. значительные территории Персии отошли к России. Создание плацдарма на Каспии ставило цель подготовки похода на Индию.

Таким образом, в период царствования Петра произошли серьезные изменения во внешней политике. Суть перемен состояла в том, что от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типичных имперских проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54485. Героические образы в симфонической музыке 280 KB
  Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.
54486. Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности 81.5 KB
  Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
54487. Предмет и метод экономической теории 17.71 KB
  В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.
54488. Музичні захоплення 157.5 KB
  Many people like music but “lovers of music” love it and try to fill every minute of their life with music. As a rule they don’t have much free time so they are very categorical in their choice of favourite music. A real “lover of music” chooses the best. And what about you? Do you belong to the category of “Music lovers”.
54490. Система уроков по теме «Музыка» 275 KB
  Ученики отвечают на вопросы. Ученики задают вопросы ученику возле доски ученик отвечает. Ученики слушают отвечают на вопросы. Ученики работают у доски и с места.
54491. The magic world of music 34.5 KB
  It is difficult to imagine our life without music .It helps us to live and relax. We are going to speak about music because it plays a great role in our lives. Music is everywhere It is in the streets, in the shops, in the parks, on the television sets.
54492. Жанры украинской народной музыки 940 KB
  Цель. Закрепить представления учащихся о жанровых особенностях украинской народной музыки. Повторить календарно-обрядные, исторические, колыбельные, шуточные песни, учащиеся должны продемонстрировать знания песенных жанров народной песни, ее особенностей, характерных признаков. Развивать вокально–хоровые навыки, эмоционально-чувствительный опыт учащихся. Воспитывать интерес к народной песне и уважение к народным традициям. Воспитывать эстетический вкус учащихся.
54493. Загадки про музичні інструменти 81.5 KB
  УДАРНІ ІНСТРУМЕНТИ Живий мертвого бє Живий мовчить а мертвий реве Барабан Тратата тратата Зверху шкіра знизу теж Всередині пустота. Барабан В руки палочки беремНе желаем его бьемТрамтамтам трамтамтам. Барабан Его не жалко никому Колотят палкой по нему. Барабан Сам пустий голос густий Дріб вибиває дітей збирає.