28883

Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в.

Доклад

История и СИД

Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в. который одним из первых в России осознал необходимость реформ. Сперанского автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. Сперанский завершил разработку Введения к уложению государственных законов предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

Русский

2013-08-20

34.5 KB

17 чел.

23. Попытки модернизации государственного строя в России в первой половине XIX в.

С приходом на престол Павла (1796-1801 гг.) принимаются меры по укреплению самодержавной власти и усилению дисциплины в армии и государстве. Он отменил или ограничил действие екатерининских жалованных грамот 1785 г . ограничил права и деятельность дворянского самоуправления. отменил свободу дворян от телесного наказания. Было подтверждено право помещиков ссылать крепостных на поселение. Крепостнические порядки были распространены на Дон, Приазовье и Южную Украину.

В марте 1801 г. в результате нового дворцового переворота к власти пришел молодой император Александр I (1801 -1825 гг.), который одним из первых в России осознал необходимость реформ. В сравнительно благоприятных условиях первой половины его царствования продолжалась активная работа лучших умов над проблемами будущего политического и общественного устройства страны.

Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1804 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеющее законодательные преграды на пути возрождения деспотизма.

По плану Сперанского предусматривалось три параллельных ряда Учреждений:

  1.  законодательных
  2.  судебных
  3.  исполнительных (административных).

Законодательный ряд образовывали выборные думы - от волостной до Государственной.

Судебная власть состояла из выборных волостных, уездных, губернских судов. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной думой и утверждались императором.

Исполнительной властью являлись выборные правления - волостные, уездные и губернские. Высшая исполнительная власть - министры - назначались государем. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет.

Население России по проекту М. М. Сперанского предполагалось разделить на три сословия:

  1.  дворяне
  2.  среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне)
  3.  "народ рабочий" (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

Крепостное право сохранялось и третье сословие не получало избирательных прав.

Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в тот период, ни в какой степени не затронула основ феодально-абсолютистского строя. А Сперанский в 1812 г. был уволен и выслан из столицы.

Однако к 1820 году под руководством главы российской администрации в Польше Н.Н. Новосильцева был разработан проект "Уставной грамоты Российской империи" - первой конституции за всю историю России. Конституционный проект предусматривал создание двухпалатного парламента (Государственного сейма и Государственной думы), без которого монарх не мог издать ни одного закона, неприкосновенность собственности, независимость суда, равенство всех граждан перед законом, гражданские свободы, федеративное устройство России.

В соответствии с проектом Конституции Никиты Муравьева ("Союз спасения", 1816 г.) Россия после переворота должна была стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и законодательным вече, состоящим из двух палат: Верховной думы и палаты народных представителей. Конституция отменяла все феодальные сословия. предполагала коренную и решительную ломку всего феодально-крепостнического аппарата управления. Реализация основных положений конституции открывала широкую дорогу буржуазному развитию страны.

Более радикальный и последовательно буржуазный характер носила "Русская правда" Павла Пестеля ("Южное общество", 1821 г.), предусматривавшая упразднение крепостничества и сословного строя. Пестель предлагал установить после свержения самодержавия диктатуру Временного революционного правления сроком на 10 лет, установить республику с Верховным собором. Народным вето и Державной думой. Исполнительная власть вверялась пяти лицам, избираемым Народным вече сроком на 5 лет. Во главе России должен был стоять президент, которым становился один из избранной пятерки. Проект Пестеля отвергал принцип федеративного устройства, Россия предполагалась единой и неделимой.

В 1837-1841 гг. по инициативе П. Д. Киселева были проведены административные реформы, превратившие государственных крестьян в свободных землевладельцев. Но с началом революций l848-l849 гг., в Европе самодержавие отказалось даже от скромных усилий, направленных на отмену крепостного права в общероссийском масштабе.

Итак, попытки самодержавия прийти к переменам в обществе на путь преобразований, реформ еще в 20-х годах окончились неудачей. Основная причина неудачи: тайный, бюрократический способ решения назревших проблем не мог дать желаемого результата. Самодержцы и не допускали мысли об опоре на передовых политических деятелей. Вместо этого верховная власть стремилась жестоко подавить прогрессивное общественно-политическое движение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61117. ПИСЬМОВИЙ ВИБІРКОВИЙ ПЕРЕКАЗ РОЗПОВІДНОГО ТЕКСТУ З ЕЛЕМЕНТАМИ ОПИСУ ПАМ’ЯТКИ ІСТОРІЇ ТА КУЛЬТУРИ В ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 50 KB
  Невеликий архітектурний комплекс Вірменського катедрального собору є питомим фрагментом Львова без якого той не був би самим собою. Мікросвітові собору притаманна аура у якій народжуються емоції здатні народжуватися тільки тут.
61118. ФЕОДАЛЬНА РОЗДРОБЛЕНІСТЬ. ПОЯВА УДІЛЬНИХ КНЯЗІВСТВ 46.5 KB
  Мета: познайомити учнів з причинами роздробленості Київської Русі; підвести їх до розуміння причин і наслідків цього процесу а саме звязку між економічними відносинами та розвитком політичної надбудови...
61119. СКЛАДЕНИЙ ДІЄСЛІВНИЙ ПРИСУДОК 382 KB
  Складений дієслівний присудок Творча трансформація Замінити прості присудки складеними дієслівними. Дослідити з яких частин складаються ці присудки. Трансформовані речення записати виділити в них присудки.
61120. Найдавніші держави Дворіччя. Давній Вавилон 59.5 KB
  Мета: дати уявлення про природно-кліматичні умови Дворіччя містадержави Месопотамії; розглянути господарське життя суспільний устрій Вавилона в період його піднесення і розквіту; ознайомити учнів із першим в історії людства збірником законів...
61121. СКЛАДЕНИЙ ІМЕННИЙ ПРИСУДОК 151 KB
  Виписати складені іменні присудки. Усвідомлення теоретичного матеріалу в процесі практичної роботи Дослідження характеристика на основі опрацювання опорної схеми Розглянувши схему проаналізувати складені іменні присудки з опрацьованого тексту...
61122. Ассирія. Фінікія 70.5 KB
  Мета: розглянути Ассирію в період розквіту і зясувати причини падіння Ассирійської держави; показати неминучість загибелі держави створеної за допомогою жорстокості й насильства. Розглянути особливості господарського життя і суспільного устрою Фінікії...
61123. ТИРЕ МІЖ ПІДМЕТОМ І ПРИСУДКОМ 86.5 KB
  Правопис: тире між підметом і присудком. Пояснити наявність або відсутність тире. Виписати лише ті у яких між підметом і присудком ставиться тире.
61124. Давньоєврейське царство. Халдейське царство 68 KB
  Мета: розглянути історію переселення євреїв виникнення Ізраїлю періоди правління Давида й Соломона розпад Давньоєврейського царства; ознайомити учнів з історією утворення Халдейського царства його розвитком у період економічного і культурного розквіту...
61125. ТЕМАТИЧНА КОНТРОЛЬНА РОБОТА № 2 (ТЕСТОВІ ЗАВДАННЯ). ВИВЧАЛЬНЕ ЧИТАННЯ МОВЧКИ 74.5 KB
  Мета: оцінити рівень навчальних досягнень учнів з теми «Головні члени двоскладного речення»; перевірити знання й уміння щодо ролі підмета і присудка в мовленні; з’ясувати можливі недоліки в знаннях учнів з метою усунення їх; ознайомити восьмикласників з вивчальним різновидом читання текстів мовчки...