28886

Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.)

Доклад

История и СИД

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том что оно принимало все более торговый предпринимательский характер. Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт главным образом железнодорожного. Быстрое развитие капитализма приводило к тому что для возникновения привилегированных прослоек типа рабочей аристократии Запада в...

Русский

2013-08-20

33 KB

5 чел.

26. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.).

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны (выделялись регионы, специализирующиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса, молока, свеклы и т. д.).

Увеличение производства происходило в основном не за счет интенсификации земледелия, а за счет расширения посевных площадей. Более быстрыми темпами возрастало производство технических культур. Медленным был рост животноводства.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху — в период промышленного капитализма. К 80-м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30—40-е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт, главным образом железнодорожного. В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что отрицательно сказалось на темпах строительства шоссейных дорог.

Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 70-х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

Бурно развивались средства связи. Если в 1852г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города.

Специфика капиталистического развития определила и особенности социально-классовой структуры российского общества. Одновременное существование в стране самых передовых форм промышленности и отсталых форм земледелия предопределило сосуществование здесь классов буржуазного и феодального обществ: пролетариата и буржуазии, крестьян и помещиков.

Быстрое развитие капитализма приводило к тому, что для возникновения привилегированных  прослоек (типа рабочей аристократии Запада) в России не сложилось необходимых условий. Пролетариат поэтому раньше, чем буржуазия, начал выступать как самостоятельная  политическая  сила.

Важную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. Политические позиции профессиональных групп интеллигенции в основном определялись в зависимости от их социально-экономического положения.

После проведения серии буржуазно-демократических реформ развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых государствах Европы целые века. Однако российский капитализм «насаждался» самодержавным государством без необходимой перестройки низших звеньев экономической структуры. Обострялось глубокое противоречие между старым, полуфеодальным аграрным строем и передовой капиталистической промышленностью. Но в целом результате развития капитализма начинает складываться новое буржуазное общество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

153. Предприятие общественного питания 417.5 KB
  Основной задачей бригадира является организация работы бригады с целью своевременного и качественного выполнения плановых заданий по выпуску блюд и изделий в заданном объеме и ассортименте высокого качества.
154. Сервисный центр 424.06 KB
  Описания и обоснование используемых методов и средств обеспечения информационной безопасности. Организация, программное обеспечение и информационная безопасность сервисного центра.
155. Основи теплоізоляційної енергоефективності 401 KB
  Використання теплоізоляційних матеріалів (ТІМ) в будівництві. М'які ізоляційні матеріали настільки добре пропускають повітря. Теплоізоляційний матеріал з підвітряного боку будівлі потрібно спеціально захищати від вітру.
156. Проект организации строительного производства 369.5 KB
  Выбор и обоснование методов производства основных строительно-монтажных работ. Показатели расхода полуфабрикатов, изделий и материалов на 100м2. Проектирование общеплощадочного строительного генплана.
157. Неорганические (минеральные) вяжущие вещества 406 KB
  Неорганическими вяжущими веществами называют порошкообразные материалы, которые при замешивании с водой (гипс, известь, цемент) или с водными растворами солей.
158. Сезонные колебания уровней временного ряда 387.5 KB
  Определение наличия колебаний и их силы (размаха).Сущность, достоинства и недостатки экстраполяции. Сущность, условия применения корреляционо-регрессионного анализа. Апостериорные и априорные оценки точности прогнозов.
159. Гігієна середньої загальноосвітньої школи №6 міста Тернополя 169 KB
  Навчальні кабінети прибираються один раз на день (вологе прибирання), фізкультурний зали прибирається два рази. Відношення площі кватирки до площі підлоги. Провітрювання навчальних кабінетів здійснюється систематично, а у фізкультурних залах провітрювання наскрізне.
160. Теория естествознания 164.5 KB
  Уникальные объекты все чаще становятся предметом исследования естественных наук. Взаимосогласованное расположение частей объекта, образующее сбалансированную форму. При самоорганизации поведение самых отдаленных друг от друга областей системы становится согласованным.
161. Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов 684.5 KB
  Основные компоненты вычислительной культуры 5-6 классов и приемы их формирования некоторых из них. Система задач для умственного счета С. Рачинского. Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5-6 классах.