28886

Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.)

Доклад

История и СИД

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа который сложился в странах Западной Европы. Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том что оно принимало все более торговый предпринимательский характер. Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт главным образом железнодорожного. Быстрое развитие капитализма приводило к тому что для возникновения привилегированных прослоек типа рабочей аристократии Запада в...

Русский

2013-08-20

33 KB

5 чел.

26. Социально-экономическое и политическое развитие страны в пореформенный период (60–80 гг. XIX в.).

В пореформенный период в России был начат масштабный переход к индустриальному обществу в целом того же типа, который сложился в странах Западной Европы.

Основная черта пореформенной эволюции сельского хозяйства в России проявлялась в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса стало превращение земледелия в товарное производство, где товаром становились не только продукты земледелия, но и земля и рабочая сила, а также четкое определение и углубление специализации районов страны (выделялись регионы, специализирующиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса, молока, свеклы и т. д.).

Увеличение производства происходило в основном не за счет интенсификации земледелия, а за счет расширения посевных площадей. Более быстрыми темпами возрастало производство технических культур. Медленным был рост животноводства.

После падения крепостного права Россия вступила в новую историческую эпоху — в период промышленного капитализма. К 80-м годам XIX в. завершился в основном промышленный переворот, начатый еще в 30—40-е гг. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная.

Огромное значение в индустриализации России имело развитие транспорт, главным образом железнодорожного. В связи с постройкой железных дорог резко упало значение гужевого транспорта, что отрицательно сказалось на темпах строительства шоссейных дорог.

Большое развитие получил паровой водный транспорт. В 70-х гг. открылось пароходное сообщение на реке Белой. Развивалось морское пароходство.

Бурно развивались средства связи. Если в 1852г. существовала только одна телеграфная линия общественного пользования, соединявшая Москву и Петербург, то к началу 70-х гг. телеграфной сетью были охвачены практически все губернские города.

Специфика капиталистического развития определила и особенности социально-классовой структуры российского общества. Одновременное существование в стране самых передовых форм промышленности и отсталых форм земледелия предопределило сосуществование здесь классов буржуазного и феодального обществ: пролетариата и буржуазии, крестьян и помещиков.

Быстрое развитие капитализма приводило к тому, что для возникновения привилегированных  прослоек (типа рабочей аристократии Запада) в России не сложилось необходимых условий. Пролетариат поэтому раньше, чем буржуазия, начал выступать как самостоятельная  политическая  сила.

Важную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. Политические позиции профессиональных групп интеллигенции в основном определялись в зависимости от их социально-экономического положения.

После проведения серии буржуазно-демократических реформ развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых государствах Европы целые века. Однако российский капитализм «насаждался» самодержавным государством без необходимой перестройки низших звеньев экономической структуры. Обострялось глубокое противоречие между старым, полуфеодальным аграрным строем и передовой капиталистической промышленностью. Но в целом результате развития капитализма начинает складываться новое буржуазное общество.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53593. Система образования в России 69 KB
  Кто догадался про что мы сегодня с вами будем говорить Правильно это образование а тема урока система образования в России. Кто из вас чтонибудь знает по этой теме Какие ступени образования существуют в нашей стране. По мере ваших рассказов схема системы образования будет наполняться и в конце занятия мы увидим ее полностью.
53594. Здоровье и как его сохранить 67.5 KB
  Здоровье - это состояние полного физического психологического и социального благополучия а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Слайд 3 Основные составляющие современной концепции здоровья: Физическая включает в себя уровень роста и развитие органов и систем организма а также текущее состояние их функционирования; ...
53595. Анализ ликвидности и платежеспособности 32.5 KB
  Под ликвидностью актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена
53596. Введение в науку информатика 82 KB
  Термин информатика возник в 60е годы во Франции в связи с развитием компьютерной микропроцессорной техники для обозначения новой научной области занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informtique информатика образован от двух слов informtion информация и utomtique автоматика и означает информационная автоматика или автоматизированная переработка информации . Информатика это техническая наука систематизирующая приемы создания хранения обработки и...
53597. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ 70 KB
  План урока: Господская земля и крестьянские наделы. Феодалы и зависимые крестьяне. Крестьянская община.
53598. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ План – конспект урока по изобразительному искусству 38 KB
  Виды изобразительного искусства графика живопись скульптура. Виды декоративноприкладного искусства одежда бижутерия ткани обои керамика ковроткачество и т. Виды конструктивного искусства архитектура и дизайн. Отличительные особенности жанров изобразительного искусства пейзаж натюрморт портрет бытовой жанр исторический жанр анималистический жанр.
53599. Геоинформационные системы в интернете 43.5 KB
  Цели урока: Образовательная знакомство с новейшим классом информационных систем освоение приемов поиска и средств навигации в ГИС 2GIS Тюмень и освоение приемов работы с инструментами в программе Google планета Земля. Что такое геоинформационная система ГИС географическая информационная система это современная...
53600. Правописание буквосочетаний жи, ши 785.5 KB
  Цель: Уточнение представлений учащихся о звуках ж, ш, ц как твёрдых; ознакомление учащихся с особенностями написания сочетания жи ши; развитие умение правильно писать сочетания жи ши; развитие познавательной активность детей; речи учащихся наблюдательности внимания мышления умения работать с книгой. Шишка жёлудь цветок Мягкий или твёрдый согласный звук слышится вначале каждого из этих слов Работа с учебником. У доски работают два ученика. Работа с учебником.
53601. Модель оценки капитальных активов 31 KB
  Одним из ключевых положений портфельной теории является обоснование того, что с каждым рисковым активом связаны два типа рисков – диверсифицируемый и недиверсифицируемый