28900

Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII век)

Доклад

История и СИД

Следствием этого явилось отставание России от Запада. Последствия нашествия: сократилось население страны; разделение городов подорвано городское ремесло; разрушены памятники духовенства и материальной культуры; особое последствие нашествия на истории России сказались в том что оно заложило азиатский способ власти в России.

Русский

2013-08-20

27 KB

21 чел.

9. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII век).

В период расцвета Древнерусского государства возросли его международная роль и внешние связи. Укреплялись связи с соседними странами, происходили обмены посольствами, устанавливались союзные отношения. Однако, нередко такие отношения сменялись войнами, взаимными набегами. Так, уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию. Борьба за расширение территории, походы против Византии продолжались и прямым наследником Олега - Игорем, затем Ольгой (946-969 гг.), Святославом.

Упрочение международного положения Древнерусского государства привело к освобождению земель восточных славян от набегов хазар, камских булгар и от византийской агрессии

Во второй половине Х века русские дружины во главе с князем Святославом нанесли сокрушительный удар по хазарскому царству.

Серьезная угроза раннефеодальным государствам зрела на Востоке. Тогда в 1206 г. ханом Монголии был провозглашен Темучин (Чингисхан) (1155 - 1227 гг.). Первое столкновение русских дружин с монголами произошло на реке Калке в 1223 г., когда союзное русско-половецкое войско потерпело жестокое поражение. Но тогда монголы дошли до Новгород-Северского и повернули на восток.

Первой жертвой нашествия на Русь стало Рязанское княжество. В декабре 1237 г. г. Рязань была взят штурмом, и на старом месте больше не возродилась (современная Рязань - это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский). Дальше последовало взятие Коломны, Москвы, Владимира. Битвой на р. Сити (4 марта 1238 г.), в которой было уничтожено русское войско, Батый завершает захват Северо-Восточной Руси.

В 1239 г. Батый предпринял новый поход на Русскую землю. Осенью после разгрома аланов и половцев на Черноморском побережье татаро-монголы захватили Чернигов.

Осенью 1240 г. возобновляется нашествие на Русь. В декабре монгольские войска взяли Киев, вскоре - Владимир-Волынский.

В результате походов 1236-1238 гг. и 1239-1242 гг. монголами были завоеваны Волжская Булгария, все русские земли за исключением Новгорода. Но и Новгород вскоре должен был признать власть завоевателей. Почти на два с половиной столетия над русскими землями установилось татаро-монгольское иго. Следствием этого явилось отставание России от Запада.

Одновременно с татаро-монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями, поработившими Прибалтику.

Основной агрессивной силой стал Ливонский орден, объединившийся в 1237 г. с орденом тевтонов. Вслед за этим начались вторжения немецких рыцарей на Русь. 15 июля 1240 г. на берегах Невы русские войска под командованием князя Александра Невского (1220-1263 гг.) разбили шведских захватчиков. 5 апреля 1242 г на берегах Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, остановившее германских феодалов в их “натиске на Восток”.

Причины поражения Руси:

  1.  политическая раздробленность;
  2.  превосходство монголов в численности в каждом сражении;
  3.  высокий уровень дисциплины;
  4.  применение монголами китайской осадной техники.

Последствия нашествия:

  1.  сократилось население страны;
  2.  разделение городов, подорвано городское ремесло;
  3.  разрушены памятники духовенства и материальной культуры;
  4.  особое последствие нашествия на истории России сказались в том, что оно заложило азиатский способ власти в России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23780. Задачи на движение по реке 64 KB
  Вычислите скорость Алёши если он прошёл это расстояние за: 1 ч; 2 ч; 3 ч. В каких единицах получилась скорость Какие единицы измерения скорости вы знаете Приведите примеры объектов которые движутся с такими скоростями. Чему равна скорость течения реки 20 м мин б Скорость течения реки 20 м мин. Индивидуальное задание: Скорость движения теплохода vсоб.
23781. Предмет культурології. Підходи до визначення культури 154.5 KB
  Предмет культурології — обєктивні закономірності світових і національного культурного процесів, памятники і явища матеріальної й духовної культури, фактори й передумови, що управляють виникненням, формуванням і розвитком культурних інтересів і потреб людей
23782. Задачи на движение по реке 94.5 KB
  Что мы научились находить в задачах на движение по реке Скорость по течению скорость против течения собственную скорость скорость течения. Какой ещё вы можете сделать вывод из условия задачи Плот плывёт с той же скоростью что и река значит скорость плота равна скорости течения. S плот 0 40 1 катер 4 5 1 скорость течения = = 1 : = 5 Каков способ решения аналогичных задач Всё расстояние принимаем за 1 а дальше используем выведенные формулы. 1 1 : 7 = пути собственная скорость катера.
23783. Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости 42.5 KB
  На доске: Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ Что мы можем изображать на плоскости Могу я на плоскости изобразить координатный угол Изобразите на плоскости координатный угол. Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...
23784. Отрицание высказываний о существовании 90 KB
  Какими ещё бывают высказывания Высказывания о существовании. Чем отличаются высказывания о существовании от высказываний общих В высказываниях о существовании условие выполняется хотя бы для одного элемента множества. 7; 8; 6; 5; 42; 43; Индивидуальное задание: Постройте отрицание высказывания: Некоторые обыкновенные дроби больше единицы. Возможен ответ: Неверно что некоторые обыкновенные дроби больше единицы Для какого высказывания вы строили отрицание Для высказывания о существовании.
23786. Высказывания. Общие утверждения 95 KB
  Номера заданий из которых предлагается осуществлять отбор заданий для урока Урок № Урок 21 20 Урок 22 21 К № 213220 № 232 П № 221 224 № 235 238 225 242 Д п.2 № 246 247 249 С № 231 № 250 Уроки 23−24 22−23. Номера заданий из которых предлагается осуществлять отбор заданий для урока Урок № Урок 23 22 Урок 24 23 К № 252 255 № 256 258 П № 259 261 264 270 № 260 265 269 278 1 Д п.
23787. Решение уравнений с модулями 108 KB
  Мотивация к учебной деятельности Цель: 1 включение учащихся в учебную деятельность; 2 организовать определение типа урока; 3 организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: уравнения; 4 создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения Цель: 1 организовать самостоятельное воспроизведение способов действий достаточных для построения нового способа действий; 2 зафиксировать...