28903

Эпоха Ивана Грозного

Доклад

История и СИД

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности централизации власти. Во время царствования Ивана IV возник новый орган власти Земский собор который занимался решением важнейших государственных дел вопросами внешней политики финансами. Это достигалось вопервых усилием роли центральных органов приказов вовторых редким ограничением власти наместников.

Русский

2013-08-20

28.5 KB

0 чел.

12. Эпоха Ивана Грозного.

Вторая половина XVI в. в истории России -это эпоха Ивана Грозного. Иван IV вступил на престол в 3-х летнем возрасте.  Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. После нее не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь реформ. В 1549 г. вокруг Молодого Ивана сложился круг близких людей, которые и образовали “Избранную раду”. Они проводили реформы середины XVI в.

Во время царствования Ивана IV возник новый орган  власти – Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Они приняли решение составить новый Судебник. Основное отличие его от Судебника 1497 года состояло в установлении более централизованной системы суда и управления. Это достигалось, во-первых, усилием роли центральных органов (приказов), во-вторых, редким ограничением власти наместников. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, ещё больше усиливал крепостническую зависимость крестьян.

Было впервые введено наказание за взяточничество  государственных служащих. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Для пограничной службы привлекались казаки.

Важное значение имело “Уложение о службе” 1556 г., по которому вотчины в отношении ратной службы приравнивались к поместьям. Одновременно была регламентирована сама служба, т. с. устанавливалось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне.

В середине XVI в. окончательно складывается приказная система - центральный аппарат государственного управления. Число приказов достигало 40.

В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт “земских старост”, выбираемых из наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением сосредоточивался теперь в руках губных старост (“губа” - административный округ). Эта реформа позволила дворянству широко использовать в своих интересах новую земскую организацию Особенно выиграло местное купечество.

По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа Общерусская канонизация святых должна была как бы символизировать собою объединение русского народа в рамках единого национального государства Был принят ряд мер по унификации служб, церковных обрядов и особенно укреплению нравственного авторитета церкви.

В 50-х - начале 60-х годов 16 века возникают серьезные противоречия между Иваном Грозным и боярами, требовавшими себе участия во власти. В 1560 году у него произошел прямой разрыв с советниками. В январе 1565 года Иван IV объявил свой гнев на бояр, духовенство, на служилых и приказных, то есть на всех, кроме простых людей, и грозился оставить царство. По молению москвичей он остается у власти при условии, чтобы класть опалу на крамольников, как ему будет угодно. Так начинается опричнина (1564-1572).

В опричнину царь выделил часть уездов страны и 1000 человек бояр и дворян (потом их численность возросла до пяти тысяч человек). Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных уездах. Поэтому вотчины и поместья в опричных уездах забирались и давались взамен другие, в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума. были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве. Начались непрерывные опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над "изменниками". Кульминацией опричного террора стали конец 1569-лето 1570 гг., когда Иван I розный разгромил Великий Новгород.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово.

Параллельно внутренней ломке с 1558 года у Грозного шла борьба за Балтийский берег. В два года Ливония было разгромлена московскими войсками и распалась. Вначале Грозный имел большой успех в Литве, но в 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны , и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33296. Определение налога, сбора. Общие и отличительные признаки налога и сбора 22 KB
  Определение налога сбора. Общие и отличительные признаки налога и сбора Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов взимаемых в установленном порядке. Данное определение позволяет отличить налог от сбора. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон следовательно сбор не может быть произвольным размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями на которые он взимается.
33297. Элементы налогообложения и их характеристика 25.5 KB
  При построении налоговых отношений важное значение имеют элементы налога. Общепризнанные элементы налога: 1. Субъект налога налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические и физические лица на которые в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Согласно НК кроме налогоплательщиков действуют: налоговые агенты на которых возложены обязанности по исчислению удержанию и перечислению соответствующих налогов в бюджет; законный представитель налогоплательщика организации или физического лица ...
33298. Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении 21.5 KB
  Виды налоговых ставок и их применение в налогообложении Ставка налога важный элемент налога который определяет величину налога на единицу обложения денежная единица дохода единица земельной площади единица измерения товара и т. Пропорциональные действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины например действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. Прогрессивные средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. Регрессивные средняя ставка регрессивного налога...
33299. Права и обязанности налогоплательщиков. И налоговых агентов 25.5 KB
  И налоговых агентов. Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах; 2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства; 3.
33300. Права налоговых органов. Обязанности налоговых органов и их должностых лиц 23.5 KB
  Права налоговых органов. Обязанности налоговых органов и их должностых лиц. Организационная сисма управления налогами: 1общее управление а определение осн. принципов налогообложения; б разработка налог.
33301. Взыскание налогов и сборов налоговыми органами и порядок применения принудительных мер 25 KB
  Налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы а также в случае несвоевременной уплаты налога пеню. Взыскиваемые с налогоплательщика суммы в первую очередь направляются на погашение недоимки по налогам а затем пени. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
33302. Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений 25 KB
  Налоговые и таможенные органы РФ как участники налоговых отношений Государственная налоговая служба ГНС ведомство трехуровневое. Она состоит из центрального аппарата налоговых инспекций по субъектам Федерации и налоговых инспекций по районам и городам. Налоговые инспекции имеют право: проводить плановые и контрольные проверки на предприятиях в учреждениях организациях не реже одного раза в два года; получать от налогоплательщиков необходимые сведения по вопросам проверок; приостанавливать операции предприятий организаций и...
33303. Виды ответственности за налоговые правонарушения и основные нормы по НК РФ 30.5 KB
  № 9431 О налоговых органах РФ налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц организаций виновных в непредставлении несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов балансов расчетов деклараций и других документов связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. За те же действия совершенные повторно административный штраф устанавливается в размере от пяти до...
33304. Показатели, характеризующие эффективность работы налоговых органов 25 KB
  Показатели целесообразно разделить на три группы: параметры отражающие степень участия субъекта Российской Федерации в части обеспечения поступлений в федеральный и территориальный бюджеты группа основных показателей; параметры соответствующие результатам непосредственной работы с налогоплательщиками группа дополнительных показателей; показатели отражающие условия работы налоговых органов учитывающие демографический территориальный социальный экономический и другие факторы группа конструктивных уточняющих показателей....