28903

Эпоха Ивана Грозного

Доклад

История и СИД

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности централизации власти. Во время царствования Ивана IV возник новый орган власти – Земский собор который занимался решением важнейших государственных дел вопросами внешней политики финансами. Это достигалось вопервых усилием роли центральных органов приказов вовторых редким ограничением власти наместников.

Русский

2013-08-20

28.5 KB

0 чел.

12. Эпоха Ивана Грозного.

Вторая половина XVI в. в истории России -это эпоха Ивана Грозного. Иван IV вступил на престол в 3-х летнем возрасте.  Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. После нее не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь реформ. В 1549 г. вокруг Молодого Ивана сложился круг близких людей, которые и образовали “Избранную раду”. Они проводили реформы середины XVI в.

Во время царствования Ивана IV возник новый орган  власти – Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Они приняли решение составить новый Судебник. Основное отличие его от Судебника 1497 года состояло в установлении более централизованной системы суда и управления. Это достигалось, во-первых, усилием роли центральных органов (приказов), во-вторых, редким ограничением власти наместников. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, ещё больше усиливал крепостническую зависимость крестьян.

Было впервые введено наказание за взяточничество  государственных служащих. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Для пограничной службы привлекались казаки.

Важное значение имело “Уложение о службе” 1556 г., по которому вотчины в отношении ратной службы приравнивались к поместьям. Одновременно была регламентирована сама служба, т. с. устанавливалось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне.

В середине XVI в. окончательно складывается приказная система - центральный аппарат государственного управления. Число приказов достигало 40.

В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт “земских старост”, выбираемых из наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением сосредоточивался теперь в руках губных старост (“губа” - административный округ). Эта реформа позволила дворянству широко использовать в своих интересах новую земскую организацию Особенно выиграло местное купечество.

По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа Общерусская канонизация святых должна была как бы символизировать собою объединение русского народа в рамках единого национального государства Был принят ряд мер по унификации служб, церковных обрядов и особенно укреплению нравственного авторитета церкви.

В 50-х - начале 60-х годов 16 века возникают серьезные противоречия между Иваном Грозным и боярами, требовавшими себе участия во власти. В 1560 году у него произошел прямой разрыв с советниками. В январе 1565 года Иван IV объявил свой гнев на бояр, духовенство, на служилых и приказных, то есть на всех, кроме простых людей, и грозился оставить царство. По молению москвичей он остается у власти при условии, чтобы класть опалу на крамольников, как ему будет угодно. Так начинается опричнина (1564-1572).

В опричнину царь выделил часть уездов страны и 1000 человек бояр и дворян (потом их численность возросла до пяти тысяч человек). Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных уездах. Поэтому вотчины и поместья в опричных уездах забирались и давались взамен другие, в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума. были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве. Начались непрерывные опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над "изменниками". Кульминацией опричного террора стали конец 1569-лето 1570 гг., когда Иван I розный разгромил Великий Новгород.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово.

Параллельно внутренней ломке с 1558 года у Грозного шла борьба за Балтийский берег. В два года Ливония было разгромлена московскими войсками и распалась. Вначале Грозный имел большой успех в Литве, но в 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны , и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54887. Організація керування пізнавальною діяльністю студентів засобами інформаційно – комунікаційних технологій 43 KB
  При цьому він буде розміщений на одному лазерному компактдиску містити багатоваріантні завдання для перевірки знань в інтерактивному режимі для кожного рівня. Зміст визначається як відображення фрагменту навчальної дисципліни в тестовій формі форма як засіб звязку упорядкування елементів завдання. По формі всі відомі в теорії і практиці тестові завдання можна розділити на чотири основні групи. Якщо до завдань додаються готові відповіді на вибірзвичайноодин правильний а інші неправильні то такі завдання називаються завданнями з...
54888. ПЛАНУВАННЯ УРОКІВ МИСТЕЦТВА 83.5 KB
  Творчість це не окрема сторона педагогічної праці а найсуттєвіша і найнеобхідніша її характеристика. Планування уроків мистецтва розкривають сутність саме творчого вчителя. У календарному плані вчителів зазначено дату тему та тип уроку передбачено усі види діяльності: сприймання інтерпретація творів музичного та...
54889. Дешифратори 355 KB
  Навчальна: ознайомити студентів з основними поняттями, призначенням та класифікацією дешифраторів, а також принципом побудови схем та їх умовним позначенням. Розвивальна: розвивати творчий підхід, логічне мислення, прагнення до активного засвоєння знань, вміння працювати в колективі, аналізувати та виділяти головне.
54890. Теории прибыли. Прибыль как доход от фактора предпринимательства 18.82 KB
  Доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами.
54891. Инвестиции: понятие и виды. Дисконтированная стоимость 22.55 KB
  Инвестиции - это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность
54892. Экономические риски и неопределенность. Интерналии 19.24 KB
  Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами.
54893. Страхование от рисков 20.6 KB
  Самыми распространенными видами страхования рисков являются следующие: - страхование строительных и пусконаладочных рисков; имущества, оборудования от поломок; жизни и здоровья топ-менеджеров; гражданской ответственности.
54894. Outdoor activities 46.5 KB
  You can take your seats. Let’ start our lesson. The topic of our lesson is “Outdoor activities. What can we do?” Слайд 1.Today we are going to identify outdoor activities, to practice telling somebody what you can or can’t do, to do many interesting task and of course, we’ll sing and play. Be attentive and active!
54895. Обчислення в MS Excel. Використання формул і функцій 35.5 KB
  Мета заняття: Навчальна: Навчити студентів створювати електронні таблиці в MS Excel виконувати обчислення використовуючи формули та вбудовані функції розв’язувати економічні задачі. Забезпеченість заняття: Обладнання: ПЕОМ з операційною системою Windows ППП MS Office MS Excel. Роздатковий матеріал: варіанти індивідуальних завдань до лабораторної роботи перелік основних помилок в MS Excel та варіанти їх виправлень інструкції і методичні вказівки щодо виконання лабораторної роботи.