28905

Общественно-политические процессы в СССР в 1945—1985 гг.

Доклад

История и СИД

Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС т. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС.

Русский

2013-08-20

44 KB

16 чел.

43. Общественно-политические процессы в СССР в 1945—1985 гг.

После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Среди солдат, возвращавшихся в деревню, ходили упорные слухи, что крестьянам раздадут землю, облегчат налоги, выдадут на руки паспорта. Таким образом, в обществе зрело понимание необходимости перемен.

Обострение социально-экономической ситуации поставило руководство страны перед дилеммой: либо – реформы, либо – террор, возвращение к довоенному жесткому курсу. Сталин выбрал последнее.

Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х — начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея.

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. возник кризис власти, встала проблема лидера. Борьба за лидерство определялась отношениями между Маленковым Г. А., Хрущевым Н. С. и Берия Л. П. Маленков стал Председателем Совета Министров, Хрущев возглавил Секретариат ЦК партии. Берия встал во главе объединенного Министерства внутренних дел (МВД и МГБ).

Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Занимаемый им пост Председателя Совета Министров утрачивал овсе значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, т. е. к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста.

Период в истории страны во время лидерства Хрущева Н. С. (1953—1964 гг.) получил название «оттепели». Еще в марте 1953г. по инициативе Маленкова был поставлен вопрос о необходимости «прекратить политику культа личности». ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган.

Была проведен реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных.

Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева были сняты со своих постов. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС.

Однако партийная номенклатура, быстро консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964—1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии.

В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось.

В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо «забываться», т. к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР — Конституция «развитого социализма». В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе.

Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю. В. Андропова (1982—1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. В целом деятельность Андропова была попыткой реанимировать административно-командную систему. Приближение кризиса было замедлено, но не остановлено.

Приход к руководству К. У. Черненко (1984-1985 гг.) означал возврат к прежним ,устоявшимся порядкам. Эти месяцы политического руководства страной Черненко стали последним доводом, убедившим группу руководителей в необходимости крутого поворота.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57555. Інтегрований урок з курсу «Я і Україна», образотворчого мистецтва, музики «Національний одяг, його особливості» 48.5 KB
  Ознайомити з українським національним одягом його особливостями. Оголошення теми завдань уроку Сьогодні на уроці ми будемо говорити про український одяг його особливості. Розповідь з елементами бесіди про український національний одяг.
57556. Богатырская тематика в изобразительном искусстве и музыке (А. П. Бородин – В. М. Васнецов) 81 KB
  Тип урока: интегрированный изобразительное искусство музыка биология продолжительность 90 мин. Организационный момент 2 мин. Изучение материала мотивация учебной деятельности подготовка к восприятию материала...
57557. Роль хімії та фізики в житті людини 94 KB
  Тип уроку: науковопрактична конференція. Головна проблема уроку: Інтеграція знань за допомогою методу проектів призводить до більш зацікавленого особистісно значимого і осмисленого сприйняття цих знаннь що посилює мотивацію і активність...
57558. Інтегрований урок “Любить свій край – це значить все любити” (Інтеграція з біологією та географією) 69.5 KB
  Мета уроку : повторити й поглибити знання учнів про займенник як частину мови його морфологічні ознаки; з’ясувати яку синтаксичну роль виконує в реченні займенник та які існують розряди займенників за значенням...
57559. Зречення принципів та ідеалів – шлях до успіху? (Б. Брехт «Життя Галілея», І. Багряний «Тигролови») 68 KB
  Уроки літератури є ефективними, якщо вони перетворюються на уроки життя. Життя – непередбачуване, гірке і солодке, одноманітне і барвисте, часом сумне чи радісне, але дивовижне й цікаве. А найголовніше (що дуже шкода) — дається один раз.
57560. МНОЖЕННЯ ЧИСЛА 2. РIЗНОМАНIТНIСТЬ ТВАРИН I ПТАХIВ 81.5 KB
  Мета: математика: перевірити знання учнів із теми Множення числа 2, формувати уміння знаходити значення виразів, які містять табличні випадки множення числа 2, розв’язувати задачі на множення, продовжувати змінювати приклади на додавання прикладами на множення...
57561. тематика й астрономія Що спільного між заходом Сонця в Донецьку і функцією синус Мотивація і плануван. 60 KB
  За допомогою відривного календаря легко помітити момент сходу та заходу Сонця для різних міст України на кожне число кожного місяца. Перше що залежить від різниці довготи Києва та інших міст України додається до часу сходу та заходу...
57562. Поезія і музика - це завжди неповторність, якийсь безсмертний дотик до душі... 84.5 KB
  Діти сьогодні у нас незвичайний урок. Учитель музики Діти з давніхдавен люди захоплювались не лише барвами природи а й її неповторними звуками і намагались наслідувати їх у своїх музичних творах. Учитель Дійсно вершиною художньої зображальності Вівальді...
57563. Інтегрований урок: Математика. Народознавство 58 KB
  Мета: Закріпити навички додавання і віднімання круглих десятків і сотень, навчити додавати трицифрові числа виду 520+340, вдосконалювати вміння розв’язувати розширені задачі на зведення до одиниці...