28905

Общественно-политические процессы в СССР в 1945—1985 гг.

Доклад

История и СИД

Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС т. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС.

Русский

2013-08-20

44 KB

15 чел.

43. Общественно-политические процессы в СССР в 1945—1985 гг.

После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Среди солдат, возвращавшихся в деревню, ходили упорные слухи, что крестьянам раздадут землю, облегчат налоги, выдадут на руки паспорта. Таким образом, в обществе зрело понимание необходимости перемен.

Обострение социально-экономической ситуации поставило руководство страны перед дилеммой: либо – реформы, либо – террор, возвращение к довоенному жесткому курсу. Сталин выбрал последнее.

Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х — начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея.

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. возник кризис власти, встала проблема лидера. Борьба за лидерство определялась отношениями между Маленковым Г. А., Хрущевым Н. С. и Берия Л. П. Маленков стал Председателем Совета Министров, Хрущев возглавил Секретариат ЦК партии. Берия встал во главе объединенного Министерства внутренних дел (МВД и МГБ).

Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Занимаемый им пост Председателя Совета Министров утрачивал овсе значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, т. е. к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста.

Период в истории страны во время лидерства Хрущева Н. С. (1953—1964 гг.) получил название «оттепели». Еще в марте 1953г. по инициативе Маленкова был поставлен вопрос о необходимости «прекратить политику культа личности». ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган.

Была проведен реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных.

Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева были сняты со своих постов. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС.

Однако партийная номенклатура, быстро консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964—1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии.

В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось.

В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо «забываться», т. к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР — Конституция «развитого социализма». В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе.

Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю. В. Андропова (1982—1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. В целом деятельность Андропова была попыткой реанимировать административно-командную систему. Приближение кризиса было замедлено, но не остановлено.

Приход к руководству К. У. Черненко (1984-1985 гг.) означал возврат к прежним ,устоявшимся порядкам. Эти месяцы политического руководства страной Черненко стали последним доводом, убедившим группу руководителей в необходимости крутого поворота.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18229. Особливості мови QBE в середовищі СУБД Paradox 75 KB
  Особливості мови QBE в середовищі СУБД Paradox Реалізація мови QBE в СУБД Paradox є однією з найближчих по функціональним можливостям та по концептуальній схемі до тієї версії яку запропонував Zloof. Але дрібних відмінностей всетаки багато. Функція Print P задається за допом
18230. Query-By-Example 144.5 KB
  QueryByExample Семантична основа мови – теорія відображень. QBE розшифровується як Query By Example запит за зразком є мовою запитів реляційних баз даних. Це графічна мова запитів. Основний спосіб роботи з використанням цієї мови полягає в тому щоб у надані бланки таблиць бази ...
18231. Реляційна модель баз даних. Мови запитів 119.5 KB
  Реляційна модель баз даних. Мови запитів. Теоретичні основи реляційної моделі баз даних були закладені Е.Коддом на початку 70х років [1] і спочатку дійсно мали чисто теоретичний характер. На відміну від поширених на той час систем з ієрархічними чи мережаними типами стр
18232. SQL – абревіатура від Structured Query Language (структурована мова запитів) 231.5 KB
  SQL SQL – абревіатура від Structured Query Language структурована мова запитів. Мова SQL – найбільш поширена мова запитів для реляційних баз даних. Її перші версії називались SEQUEL тому часом SQL називають сіквел але більш правильно його називати еск’юел. Однією з головних переваг мо...
18234. Формирование у дошкольников гуманного отношения к матери 514 KB
  Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.
18235. Проектирование тепломассообменного оборудования линии обработки зерна гречихи производительностью 1 т/ч 616 KB
  Стандартная технология получения крупы из зерна гречихи включает подготовку зерна к переработке и непосредственно переработку его в крупу путем шелушения.После очистки, при выработке быстроразвариваюшейся крупы, гречихуподвергают гидротермической обработке. Способ гидротермической обработки зерна гречихи включает предварительный прогрев зерна, пропаривание, сушку, охлаждение.
18236. Правовий режим земель сільськогосподарського призначення 113 KB
  Земельні відносини, які виникають в процесі здійснення приватизації земель сільськогосподарського призначення, а також у сфері їх належності, екологічного, збалансованого використання і охорони земель, правового забезпечення реалізації земельних інтересів, гарантій суб’єктивних земельних прав по відношенню до земель сільськогосподарського призначення.
18237. Процесс формирования представлений о величинах у детей в детском саду и начальной школе 439 KB
  Раскрыть смысл преемственности в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выявить педагогические условия, влияющие на реализацию преемственных связей в процессе изучения величин в детском саду и начальной школе. Определить принципы отбора содержания учебного материала, обеспечивающие непрерывность формирования представлений о величине у детей дошкольного и младшего школьного возраста...