28916

Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны

Доклад

История и СИД

В ходе февральской революции в России сложилось двоевластие: временное правительство орган диктатуры буржуазии и помещиков; советы рабочих солдатских депутатов орган власти трудящихся. Возникает вторая альтернатива: установление жесткой диктаторской власти опирающейся на военщину. В конце августаначале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюцию о взятии всей полноты власти. В ответ была предпринята попытка усиления центральной власти.

Русский

2013-08-20

43.5 KB

62 чел.

33. Россия от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития страны.

В ходе февральской революции в России сложилось двоевластие: временное правительство – орган диктатуры буржуазии и помещиков;  советы рабочих, солдатских депутатов – орган власти трудящихся.

Меньшевики и эсеры в мае, став правящими партиями наряду с кадетами, поставили целью решить назревшие задачи реформистскими методами, вывести страну из кризиса и обеспечить ее развитие по буржуазно-демократическому пути. Не решаясь полностью взять на себя груз управления страной, они особые надежды возлагали на опыт, знания и созидательно-организационные способности российской буржуазии. Однако сформировавшаяся в условиях царского абсолютизма российская буржуазия оказалась совершенно неспособной к кардинальному реформированию страны. Временное правительство должно было управлять страной до Учредительного собрания и прикрывалось этим, откладывая решение вопросов о войне, о земле, восьмичасовом рабочем дне до его созыва, обеспечить который в короткие сроки в огромной стране было крайне сложно.

Обманутые, но ощутившие свою силу рабочие, крестьяне, солдаты переходили на сторону большевиков. В этих условиях буржуазия  при  активном участии военных предпринимает попытку сохранить власть путем установления военной диктатуры. С этой целью 24 августа главком генерал Л. Г. Корнилов двинул на Петроград войска. Возникает вторая альтернатива: установление жесткой диктаторской  власти,  опирающейся  на военщину. Такому ходу событий помешали два обстоятельства: блок большевиков, меньшевиков и эсеров, поднявший народ против корниловцев, и вышедшие из-под повиновения офицерам войска, в особенности петроградского гарнизона.

Провал Корниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию и соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж Керенского и кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла. Началась большевизация Советов. В конце августа-начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюцию о взятии всей полноты власти. В ответ  была предпринята попытка усиления центральной власти. Керенский стал министром-председателем нового правительства. 1 сентября Россия была провозглашена республикой (проведено правительством Керенского не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение).

В сентябре созвано Всероссийское демократическое совещание, с целью подорвать влияние большевиков.  Был создан Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени Керенский сформировал 3-е коалиционное правительство  на основе компромисса “умеренных социалистов” с кадетами.  Но власть Керенский утратил, его обвиняли  в развале армии, беспомощности и политиканстве, в пособничестве “революционной анархии”.

На большевиков работали усталость масс от войны и разрухи, разложение армии и флота, неспособность власти поддерживать элементарный порядок в стране, активность и умение большевиков во главе с В. И. Лениным в привлечении народных масс на свою сторону.

Октябрьская революция и установление Советской власти.

Осенью 1917 г. в России сложился революционный кризис. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК) – это был центр по подготовки восстания.

24 октября отряды красной гвардии захватили все важнейшие объекты. Утром 25 октября ВРК обратился с воззванием “К гражданам России!”,в нем объявлялось о низложении Временного правительства и  переходе власти к Петроградскому ВРК.

Вечером  25 октября начался штурм Зимнего Дворца, где заседало Временное правительство. В это же время работал второй съезд советов, который принял первые декреты советской власти: о мире, о земле, о власти. Была установлена Советская власть.  Было создано однопартийное большевистское правительство – Совет народных комиссаров (СОВНАРКОМ). Возглавил  советское правительство Ленин.

Съезд выбрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). В него вошли большевики и левые эсеры. Председателем стал Каменев. Съезд подтвердил проведение Учредительного собрания.

Благодаря тому, что идея Советов пустила глубокие корпи в народном сознании, Советская власть сравнительно легко установилась на всей территории страны. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд Советов как верховная государственная власть, в период между съездами - - ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет). Высшим органом исполнительной власти и управления был Совнарком, наделенный к тому же и законодательными функциями.

ВЦИК, по сути советский парламент, наделялся почти всеми полномочиями Всероссийского съезда Советов. В свою очередь ВЦИК, собиравшийся на десятидневные сессии раз в квартал, все более утрачивал свои властные функции, уступив их назначаемому им же Совнаркому, т. с. правительству. Совнарком занял центральное место в структуре высших советских учреждений. В Советах же зарождается и прогрессирует бюрократизм, происходит снижение их роли.

Ленин пришел к выведу, что расчет па Советы как органы народовластия и самоуправления народных низов из-за их неподготовленности к управлению государством не оправдался. Поэтому он разрабатывает новую концепцию советской государственности. Суть ее в том, что в центр политической системы он уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39671. Предмет и задачи социологии 147.5 KB
  Предмет и задачи социологии Лекция Череповец 2005 Содержание лекции Причины появления социологии как науки. Материальные социальнополитические и теоретические предпосылки возникновения социологии. Развитие взаимодействия людей возрастание роли субъективного фактора в общественной жизни возникновение коллективных форм сознания преодоление границ локальных общностей развитие символического и культурного взаимодействия сотрудничество сотворчество в деле реализации всеобщих интересов человеческого рода как причины институализации...
39672. Основные этапы развития социологии 229 KB
  Основные этапы развития социологии Лекция Череповец Содержание лекции Предпосылки возникновения социологии: материальноэкономические социальные духовные теоретические. Институализация социологии: О. Развитие социологии на Западе в 19 нач. Французская школа в социологии: Э.
39673. Организация социологического исследования 275 KB
  Организация социологического исследования Лекция Череповец 2007 Тема 1. Организация социологического исследования Содержание лекции Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39674. Цели, задачи и механизм социологического исследования 83.5 KB
  Цели задачи и механизм социологического исследования Вопросы лекции: Назначение и виды социологических исследований. Содержание программы социологического исследования Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.
39675. Стратегии аргументации 22.42 KB
  Стратегии аргументации направлены на то чтобы взять верный курс при постановке ключевых задач а методы и приемы чтобы одержать верх при обсуждении ключевых вопросов переговорного процесса. Высказывание Конфуция или указание на историческую аналогию может в рамках такой аргументации нести в себе элемент воздействия который недоступен носителю другой культурной традиции. Европейская аналитическая система аргументации вырастает из рационалистической философии для которой характерно расчленение основного содержания на части в...
39676. Культура полемики и дискуссии 24.19 KB
  Виды публичных споров. Требования к ведению спора. Доказательство в споре.
39677. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2.92 MB
  Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого
39678. СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. СЕМИОТИКА ЯЗЫКА 55 KB
  СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИИ. Важнейшая функция социальной коммуникации прагматическую. Или иначе знак имеет большое значение для реализации целей коммуникации. Это в то же время приблизило семиотику к проблемам коммуникации в человеческом Проблема заключается в том как следует понимать высказывание Являются ли высказываниями например знак череп и скрещенные кости или предписывающие и запрещающие Дорожные знаки или актуализированное в речи слово Берегись Конечно данные знаки не отвечают определению высказывания как семиотической ячейки...
39679. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМАХ 113.5 KB
  Структура знаний намного сложнее структуры информации. Потоки информации циркулирующие в обществе обслуживают различные социальные образования социальные институты организации группы и др. Или иначе массовая информация является видом социальной информации которым пользуется большая по величине масса людей как на этапе ее производства как и на этапах распространения и потребления. Массовая коммуникация как вид социальной коммуникации представляет собой процесс распространения массовой информации.