28919

Социально-экономическая политика советского государства (1921-1941 гг.)

Доклад

История и СИД

Речь шла о необходимости превращения СССР из страны ввозящий машины и оборудование в страну производящую их. На рубеже 2030 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Руководство страны решило выдвинуть лозунг догнать и перегнать в кратчайшие сроки в техникоэкономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество.

Русский

2013-08-20

41.5 KB

10 чел.

36. Социально-экономическая политика советского государства (1921-1941 гг.)

На Х съезде  РКП(б) в марте 1921 г. Ленин предложил новую экономическую  политику (НЭП).  Это была антикризисная программа, которая состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при полновластие РКП(б). Политическая  цель нэпа – снять напряженность и укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель -  обеспечить благоприятные условия для  построения социалистического общества не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.

Введение нэпа началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продналог. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы.  В производстве и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и брать в аренду средние предприятия.  Отечественному и иностранному капиталу разрешалось создавать акционерные и совместные с государством предприятия. Деятельность государственных предприятий становилась более самостоятельной, самоокупаемой и хозрасчетной.

В финансовой сфере, кроме Государственного банка появились частные и кооперативные банки, страховые общества. В 1922 г. проведена денежная реформа, в оборот ввелся советский червонец, который ценился на мировом  валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. В результате продналог заменили его денежным эквивалентом.  В результате нэпа в 1926 г. стабилизировалось   развитие промышленности. Условия жизни  городского и сельского населения улучшилось. Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

Таким образом, одна из задач нэпа – преодоление разрухи – была решена (экономическая задача).  В социальной политике  (социальная  задача) произошли так же изменения. Был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший  всеобщую трудовую повинность. В системе оплаты произведена реформа – вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке.

Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г.  Речь шла о   необходимости превращения СССР из страны, ввозящий машины и оборудование, в страну, производящую их.

На рубеже 20-30 годов руководство страны приняло курс на форсирование индустриального развития. Это воплотилось в пятилетних планах развития народного хозяйства.

Первая пятилетка  1928-1932 гг. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Руководство страны решило выдвинуть лозунг – догнать и перегнать в кратчайшие сроки в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны.  За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отсталость страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и  международная  изоляция СССР стимулировала выбор форсированного развития тяжелой промышленности.

Вторая пятилетка 1933-1937 гг. Главная экономическая задача  заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей технике для всех его отраслей.  План был выполнен досрочно.

Аграрный вопрос. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянского хозяйства. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб.  В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Кризис заготовительной кампании и административно-командное руководство привело к переходу к всеобщей коллективизации.  Это выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Их финансировали, предоставляли льготы. Принимались меры по ограничению развития кулацких хозяйств.

5 декабря 1936 г. была принята Конституция СССР.  В ней были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР. Возникли новые самостоятельные республики: Армянская ,Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик возросло до 11.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38121. Морально-психологічний вплив на війська в ході наступальних і оборонних дій 135.5 KB
  Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Обговорення другого питання: Стан страху шляхи його подолання 40 хв. Мета заняття: ознайомити курсантів із психологічною стійкістю колективу в бою; надати курсантам знання щодо стану страху та шляхів його подолання. Основна частина 80 Психологічна стійкість колективу в бою 40 Стан страху шляхи його подолання 40 3.
38122. Військове виховання 136.5 KB
  Виховання – це процес планомірного і цілеспрямованого впливу на свідомість, почуття і волю воїнів з метою формування у них наукового світогляду, навичок і звичок поведінки у відповідності до вимог моралі, підготовки їх до виконання військового обов’язку.
38123. Навчання у військах як військово-дидактичний процес 153.5 KB
  Військовопедагогічні процеси Заняття № 12: Навчання у військах як військоводидактичний процес Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Форми організації навчання 30 хв. Обговорення другого питання: Методи навчання 30 хв. Обговорення третього питання: Контроль та оцінка військового навчання.
38125. Психологія спілкування у військовому колективі 154 KB
  Військовий підрозділ як мала соціальна група Заняття № 18: Психологія спілкування у військовому колективі Час: 2 години Мета заняття: 1. Обговорення першого питання: Комунікативний компонент спілкування 30 хв. Відповідають на запитання Приймають участь у дискусії Обговорення другого питання: Інтерактивний компонент спілкування 30 хв....
38127. Кондиционеры. Типы кондиционеров 158 KB
  Современное понятие «кондиционер» (air conditioner, от англ. air — воздух и condition — состояние) как обозначение устройства для поддержания заданной температуры в помещении, существует достаточно давно. Интересно, что впервые слово кондиционер было произнесено вслух ещё в 1815 году.