28927

Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма

Доклад

История и СИД

21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...

Русский

2013-08-20

28.5 KB

33 чел.

Вопрос №11. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма.

Установление династии Романовых

После смутного времени встал вопрос о государственной власти в стране. Для решения его в 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посадских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). Но главную роль на Земском соборе играли бояре и представители церкви.

Собор отверг кандидатуры польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью:

- один из бояр писал, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен»;

- отсутствие у Михаила ярких талантов, жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики;

- избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие;

- царская власть опять становилась самодержавной, ничем не ограниченной, было запрещено даже упоминать о том, что царей на Руси избирали;

- избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобытности.

Избранный на Земском соборе царем Михаил Романов правил 32 года (1613—1645). Неглупый от природы, Михаил был слаб здоровьем, робок, прост, недостаточно образован, набожен до фанатизма.

В 1619 г. из польского плена возвратился отец Михаила — Филарет, умный, властный, ставший патриархом. Он совместно с сыном управлял и государством, и церковью. Его официально называли «великим государем», власть Филарета была безгранична.

В 1645 г. после смерти Михаила российский трон занял его сын Алексей Михайлович (1645—1676). Он имел мягкий характер, но часто был подвержен гневу. По свидетельству современников, управление делами государства царь не хотел принимать непосредственно на себя. Для этого у него существовали бояре и приказные люди. Сам же царь присутствовал при их работе, находил удовольствие в забавах и зрелищах. Двор при Алексее приобрел невиданное величие. Царь удачно женился на Марии Милославской, имел от нее 13 детей, от второй жены — Натальи Нарышкиной — 3 детей (в том числе и Петра I). В историю он вошел под именем Алексей Михайлович Тишайший. Хотя это, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Именно Алексей Михайлович явился основателем Приказа тайных дел. Сохранились свидетельства крайне жестокой расправы царя с людьми, осмелившимися жаловаться ему на несправедливое с ними обращение.

Усиление самодержавия

После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.

В XVII в. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство не противопоставляло себя царю, а служило ему. Положение дворян в Думе укрепилось после отмены местничества в 1682 г. — теперь на высшие должности назначались не по родовитости, а по решению царя. Но постепенно роль Боярской думы начинает падать, царь принимает решения единолично. Начинает устанавливаться самодержавная (абсолютная) форма правления. Этот процесс находит законодательное закрепление в Соборном уложении 1649 г. Первые главы этого свода законов содержат статьи о престиже государственной власти и преступлениях против нее, ограждаются православие, личность государя и честь государева двора. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и постепенное отмирание Земских соборов, последний из которых собрался в 1653 г.

Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.

Основной административной единицей страны были уезды, которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72602. Сущность монополии. Монополия и юридическое лицо 17.61 KB
  Господство в экономике служит основой того влияния которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Следовательно главным признаком монопольного образования монополии является занятие монопольного положения.
72603. Сочетание монополии и конкуренции. Основные типы монополий 16.5 KB
  Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредоточивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. В данном случае речь идет о хозяйственной монополии.
72604. Понятие и виды монополистической деятельности. Монополистическая деятельность и свобода предпринимательства 16.23 KB
  Понятие и виды монополистической деятельности на товарном рынке Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия бездействие хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти субъектов...
72605. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов 19 KB
  Речь идет о положениях ч. 1 комментируемой статьи, согласно которым запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен...
72606. Допустимость «вертикальных» соглашений 13.05 KB
  Допускаются вертикальные соглашения в письменной форме за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии. Допускаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами за исключением вертикальных...
72607. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства. Акты, принимаемые комиссией 14.22 KB
  Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа или его заместитель. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного...
72608. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 13.72 KB
  С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями долями активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации: приобретение лицом группой лиц голосующих акций акционерного общества если такое лицо группа лиц получает право...
72609. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц 14.13 KB
  Закон о защите конкуренции устанавливает упрощенные правила контроля за экономической концентрацией для сделок иных действий которые совершаются лицами входящими в одну группу. Основание для упрощения правил наличие между лицами входящими в одну группу тесной организационной...