28927

Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма

Доклад

История и СИД

21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...

Русский

2013-08-20

28.5 KB

33 чел.

Вопрос №11. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма.

Установление династии Романовых

После смутного времени встал вопрос о государственной власти в стране. Для решения его в 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посадских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). Но главную роль на Земском соборе играли бояре и представители церкви.

Собор отверг кандидатуры польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью:

- один из бояр писал, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен»;

- отсутствие у Михаила ярких талантов, жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики;

- избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие;

- царская власть опять становилась самодержавной, ничем не ограниченной, было запрещено даже упоминать о том, что царей на Руси избирали;

- избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобытности.

Избранный на Земском соборе царем Михаил Романов правил 32 года (1613—1645). Неглупый от природы, Михаил был слаб здоровьем, робок, прост, недостаточно образован, набожен до фанатизма.

В 1619 г. из польского плена возвратился отец Михаила — Филарет, умный, властный, ставший патриархом. Он совместно с сыном управлял и государством, и церковью. Его официально называли «великим государем», власть Филарета была безгранична.

В 1645 г. после смерти Михаила российский трон занял его сын Алексей Михайлович (1645—1676). Он имел мягкий характер, но часто был подвержен гневу. По свидетельству современников, управление делами государства царь не хотел принимать непосредственно на себя. Для этого у него существовали бояре и приказные люди. Сам же царь присутствовал при их работе, находил удовольствие в забавах и зрелищах. Двор при Алексее приобрел невиданное величие. Царь удачно женился на Марии Милославской, имел от нее 13 детей, от второй жены — Натальи Нарышкиной — 3 детей (в том числе и Петра I). В историю он вошел под именем Алексей Михайлович Тишайший. Хотя это, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Именно Алексей Михайлович явился основателем Приказа тайных дел. Сохранились свидетельства крайне жестокой расправы царя с людьми, осмелившимися жаловаться ему на несправедливое с ними обращение.

Усиление самодержавия

После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.

В XVII в. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство не противопоставляло себя царю, а служило ему. Положение дворян в Думе укрепилось после отмены местничества в 1682 г. — теперь на высшие должности назначались не по родовитости, а по решению царя. Но постепенно роль Боярской думы начинает падать, царь принимает решения единолично. Начинает устанавливаться самодержавная (абсолютная) форма правления. Этот процесс находит законодательное закрепление в Соборном уложении 1649 г. Первые главы этого свода законов содержат статьи о престиже государственной власти и преступлениях против нее, ограждаются православие, личность государя и честь государева двора. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и постепенное отмирание Земских соборов, последний из которых собрался в 1653 г.

Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.

Основной административной единицей страны были уезды, которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66210. Технология найма и отбора персонала 79.5 KB
  Цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом в том числе и будущих организационных и кадровых изменений увольнений перемещений уходов на пенсию окончаний сроков контрактов изменений направлений...
66211. Модель проектной группы MSF для небольших команд 66 KB
  Задачи ролевых групп Группа Управление программой : управляет процессом разработки с целью получения готового продукта в отведенные сроки; регулирует взаимоотношения и коммуникацию внутри проектной группы; следит за временным графиком проекта и готовит отчетность о его состоянии...
66212. СТАНОВЛЕННЯ І РОЗВИТОК ЗАРУБІЖНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ НАУКИ І ПРАКТИКИ У 17 – 19 СТОЛІТТЯХ 71 KB
  Вона була незалежна від церкви і держави існувала на пожертвування і високу плату за навчання. Єдиних навчальних планів не було кожна школа складала програму навчання на власний розсуд. Уряди численних німецьких держав ставились вимоги до організації початкових шкіл у містах і селах навчання хлопчиків...
66213. Сущность и основные формы адаптации персонала 54.5 KB
  Организация процесса адаптации Понятие цели и основные направления адаптации После заключения трудового контракта человек приступает к выполнению трудовых обязанностей. При этом человек проходит через период адаптации.
66215. РЕФОРМАТОРСЬКА ПЕДАГОГІКА ЗАРУБІЖНИХ КРАЇН НАПРИКІНЦІ 19 – НА ПОЧАТКУ 20 СТОЛІТТЯ 86.5 KB
  Перед масовою народною школою постало завдання розробити нові форми навчання і виховання з метою підняття рівня освіти. При Феррі 1832-1893 було запроваджено автономію університетів розроблено нові навчальні плани середньої школи в яких більше уваги приділялось вивченню природничих наук...
66216. Деловая оценка персонала в организации 60.5 KB
  Структура процесса требования к проведению аттестации Понятие виды функции оценки персонала Деловая оценка – процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации. Объектом аттестации может быть отдельный сотрудник рабочее место соответствие его требованиям...
66218. ОСВІТА І ПЕДАГОГІЧНА ДУМКА В УКРАЇНІ ВІД КИЇВСЬКОЇ РУСІ ДО ПОЧАТКУ 20 СТОЛІТТЯ 235.5 KB
  Давні слов'янські племена, за даними археології і за свідченнями візантійських джерел, відзначались такими рисами: загострене почуття спільності і справедливості, стійка віра у верховного бога, віра в магію, добропорядність, військова навченість, мужність, фізичний розвиток, загартованість, витривалість.