28927

Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма

Доклад

История и СИД

21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...

Русский

2013-08-20

28.5 KB

31 чел.

Вопрос №11. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма.

Установление династии Романовых

После смутного времени встал вопрос о государственной власти в стране. Для решения его в 1613 г. собрался Земский собор, в Москву прибыли выборные люди от дворян, посадских людей, черносошных и дворовых крестьян (кроме крепостных). Но главную роль на Земском соборе играли бояре и представители церкви.

Собор отверг кандидатуры польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. 21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, родственника царя Федора Ивановича). Избрание Михаила не было случайностью:

- один из бояр писал, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен»;

- отсутствие у Михаила ярких талантов, жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики;

- избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие;

- царская власть опять становилась самодержавной, ничем не ограниченной, было запрещено даже упоминать о том, что царей на Руси избирали;

- избрание царя означало возрождение страны, ее самостоятельности и самобытности.

Избранный на Земском соборе царем Михаил Романов правил 32 года (1613—1645). Неглупый от природы, Михаил был слаб здоровьем, робок, прост, недостаточно образован, набожен до фанатизма.

В 1619 г. из польского плена возвратился отец Михаила — Филарет, умный, властный, ставший патриархом. Он совместно с сыном управлял и государством, и церковью. Его официально называли «великим государем», власть Филарета была безгранична.

В 1645 г. после смерти Михаила российский трон занял его сын Алексей Михайлович (1645—1676). Он имел мягкий характер, но часто был подвержен гневу. По свидетельству современников, управление делами государства царь не хотел принимать непосредственно на себя. Для этого у него существовали бояре и приказные люди. Сам же царь присутствовал при их работе, находил удовольствие в забавах и зрелищах. Двор при Алексее приобрел невиданное величие. Царь удачно женился на Марии Милославской, имел от нее 13 детей, от второй жены — Натальи Нарышкиной — 3 детей (в том числе и Петра I). В историю он вошел под именем Алексей Михайлович Тишайший. Хотя это, мягко говоря, не совсем соответствовало действительности. Именно Алексей Михайлович явился основателем Приказа тайных дел. Сохранились свидетельства крайне жестокой расправы царя с людьми, осмелившимися жаловаться ему на несправедливое с ними обращение.

Усиление самодержавия

После окончания Смутного времени и избрания царем Михаила Романова в стране сложилась новая политическая обстановка. Заметную роль в управлении государством играли Земские соборы, которые решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп — боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьян.

В XVII в. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство не противопоставляло себя царю, а служило ему. Положение дворян в Думе укрепилось после отмены местничества в 1682 г. — теперь на высшие должности назначались не по родовитости, а по решению царя. Но постепенно роль Боярской думы начинает падать, царь принимает решения единолично. Начинает устанавливаться самодержавная (абсолютная) форма правления. Этот процесс находит законодательное закрепление в Соборном уложении 1649 г. Первые главы этого свода законов содержат статьи о престиже государственной власти и преступлениях против нее, ограждаются православие, личность государя и честь государева двора. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об этом же свидетельствует и постепенное отмирание Земских соборов, последний из которых собрался в 1653 г.

Органами государственного управления являлись приказы. Количество их доходило до 80. Так формировался аппарат чиновничества — профессиональный аппарат управления государством. К концу XVII в. численность приказных людей достигла 3 тысяч человек. Дела приказами решались долго, процветали взяточничество, казнокрадство, мелочная опека сверху.

Основной административной единицей страны были уезды, которые делились на станы и волости. Во главе уезда стоял воевода, назначавшийся из Москвы. Воевода — это одновременно военачальник, администратор, судья, сборщик налогов, полицейский. Содержало воевод местное население, их общая численность составляла около 2 тысяч человек.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1959. Ми за чисту планету 32.79 KB
  Радіоактивне забруднення. Винищення лісів. Забруднення і евтрофікація води.
1960. Виховний захід: Крок до зірок 30.82 KB
  Зацікавити учнів математикою, поглиблювати і розширювати знання з предмета, розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність, допитливість, логічне мислення, виховувати вміння вчитися, самостійно здобувати математичні знання.
1961. Байдужість не прощається 29.76 KB
  Формувати в учнів моральні святині та істини, такі як: доброта, милосердя, справедливість, прагнення допомогти ближньому у скрутну хвилину. пробуджувати інтерес до всього корисного, морального.
1962. Самые красивые места Земли 29.1 KB
  Рассказать ученикам о самых красивых местах Земли. Научить применять полученные знания в общении со сверстниками и в обществе. Воспитать толерантное отношение к культуре других стран.
1963. Анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса 33.7 KB
  Характеристика класса. Анализ учебной работы. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Работа с учителями, преподающими в классе.
1964. Женщины и война 37.14 KB
  В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.
1965. Найрозумніший шестикласник 33.04 KB
  Мета заходу: поглибити знання учнів із української мови, літератури, історії, розвивати навички самостійної роботи, логічне мислення, швидкість психологічних реакцій, виховувати інтерес до вивчення рідної мови та повноцінного оволодіння нею.
1966. Виховна година Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу 30 KB
  Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу. Журнал Форбс визначив десятку найвищих споруд світу, зведених станом на лютий 2008 року.