28928

Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Доклад

История и СИД

Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.

Русский

2013-08-20

22.25 KB

42 чел.

2

Вопрос №12. Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца, запрет менять прописку и хозяина. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497г., установившая правило “Юрьева дня” (осенний праздник, представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним). Они могли переходить за неделю до и за неделю после Юрьева дня.  Это  положение  было развито в Судебнике 1550г (увеличено пожилое). С 1581г. вводятся “заповедные лета”, в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50-90гг. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI века начали издаваться указы об “урочных летах”, устанавливающие сроки сыска и возвращения беглых крестьян. В 1597г. издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее 5 лет до издания этого закона. В 1607 году “урочные лета” были увеличены до 15 лет.  Заключительным актом закрепощения стало Соборное Уложение 1649г., отменявшее “урочные лета” и устанавливавшее бессрочность сыска для беглого крестьянина, его имущества, а также для его жены и детей. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых, и крестьян, принадлежавших монастырям.

Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Закон ограничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы. Она использовалась для установления фактически крепостной зависимости.

Развитие кабального холопства: в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами - привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственными повинностями наряду с крестьянскими дворами.   

Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями: распоряжались их имуществом, осуществляли суд, разбирали споры и иски между крестьянами, распоряжались ими, как своей собственностью, могли продать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям.

Система крепостной зависимости отражала интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяла более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции.

 Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, отдать какому-либо частному владельцу. Количество их продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II).

Крестьяне по–разному реагировали на произвол феодалов. Массовое распространение получил побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания.

Вторая половина XYII-XYIII вв. – период трех мощных крестьянских восстаний :под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жесткими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая восставших, членов их семей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79682. Проблемы и препятствия на пути воздействия на трудовую мотивацию персонала. Пути совершенствования мотивации труда 324.5 KB
  Государственное управление заключает в себе огромный материальный и человеческий риск. Это прежде всего высокие затраты, опасность ущемления общественного благосостояния, и, вызванная последним, низкая репутация чиновничества и государства в целом в глазах общественности.
79683. Факторы формирования чувства преданности организации 153.5 KB
  Определение понятия преданность организации. Психологические механизмы лежащие в основе чувства преданности организации. Приверженность организации и самочувствие.
79684. Формирование кадровой политики предприятия связи ОАО Липеком 739.5 KB
  Практика управления предприятием связи Липеком. Кадры управления менеджеры и их роль в процессе деятельности предприятия. Общая характеристика управления кадрами. Статья приложения структуры управления Липекома и статья приложения аудиторской проверки сканированы и отпечатаны с оригинала.
79685. Создание тренинга. Разработка программы тренинга 122 KB
  Разработка программы тренинга. С Заказчиком обсуждаются следующие вопросы: цели и задачи предстоящего тренинга Цели должны представлять направление на долгосрочную перспективу. Но можно по крайней мере оценить достаточно ли было упражнений на отработку навыков помогал ли тренер в процессе этих упражнений изучал ли тренер компанию и группу до тренинга и есть ли посттренинговое сопровождение.
79686. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА БЕЗРАБОТИЦУ 135 KB
  Закона о занятости населения в Российской Федерации Безработными признаются трудоспособные граждане которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы ищут работу и готовы приступить к ней. В Законе РФ О занятости населения в РФ определена политика государства в области занятости населения права граждан в области занятости а также вопросы регулирования организации занятости и создания государственной службы занятости населения. Международная Организация Труда...
79687. Деятельность кадрового подразделения организации 246.5 KB
  Любая организация существует только тогда, когда есть работающие в ней люди. Открытие какой угодно фирмы, предприятия, учреждения, организации начинается с подбора и оформления работников. Поэтому наличие службы кадров или специально выделенного сотрудника, занимающегося оформлением кадров, обязательно для организации не только любого масштаба, но и любой организационно-правовой формы.
79688. Обучение персонала как фактор повышения эффективности работы организации 785.5 KB
  Исследовать пути создания конкурентных преимуществ организации в рыночных условиях хозяйствования; обосновать важность человеческого ресурса как главного ресурса в организации; рассмотреть понятие кадрового потенциала и пути его повышения; рассмотреть порядок организации работы по обучению персонала и систематизировать методы обучения...
79689. Планирование кадров предприятия и их подбор 233.5 KB
  Любая организация создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении, а от того насколько эффективно ею управляют, и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между целями организации и людьми, которые их выполняют должен руководитель
79690. Презентационные и коммуникативные навыки тренинг-менеджера 177 KB
  Обычно выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей: сообщить информацию; научить; создать мотивацию; развлечь. Сообщить информацию значит дать другим людям полное представление о том что является предметом презентации.