28928

Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Доклад

История и СИД

Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.

Русский

2013-08-20

22.25 KB

42 чел.

2

Вопрос №12. Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца, запрет менять прописку и хозяина. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497г., установившая правило “Юрьева дня” (осенний праздник, представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним). Они могли переходить за неделю до и за неделю после Юрьева дня.  Это  положение  было развито в Судебнике 1550г (увеличено пожилое). С 1581г. вводятся “заповедные лета”, в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50-90гг. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI века начали издаваться указы об “урочных летах”, устанавливающие сроки сыска и возвращения беглых крестьян. В 1597г. издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее 5 лет до издания этого закона. В 1607 году “урочные лета” были увеличены до 15 лет.  Заключительным актом закрепощения стало Соборное Уложение 1649г., отменявшее “урочные лета” и устанавливавшее бессрочность сыска для беглого крестьянина, его имущества, а также для его жены и детей. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых, и крестьян, принадлежавших монастырям.

Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Закон ограничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы. Она использовалась для установления фактически крепостной зависимости.

Развитие кабального холопства: в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами - привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственными повинностями наряду с крестьянскими дворами.   

Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями: распоряжались их имуществом, осуществляли суд, разбирали споры и иски между крестьянами, распоряжались ими, как своей собственностью, могли продать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям.

Система крепостной зависимости отражала интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяла более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции.

 Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, отдать какому-либо частному владельцу. Количество их продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II).

Крестьяне по–разному реагировали на произвол феодалов. Массовое распространение получил побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания.

Вторая половина XYII-XYIII вв. – период трех мощных крестьянских восстаний :под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жесткими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая восставших, членов их семей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26279. Учет архивных документов 70 KB
  10 Роль учета: Одним из важнейших направлений деятельности государственных и муниципальных архивов является осуществление государственного учёта архивных документов. Учёт одновременно является средством обеспечения сохранности документов их адресного поиска а также создаёт возможность для разработки и использования информационных справочников. На основе данных учётных документов рассчитываются штатная численность сотрудников архивов площади и оборудование необходимые для хранения документов и осуществляется финансирование.
26280. Обеспечение сохранности документов 48 KB
  Обеспечение сохранности документов до середины 30х гг. понималось в комплексе с другими направлениями сбор концентрация в архивах использование документов когда комплектование и использование документов оформляются как самостоятельное направление – проблема обеспечения сохранности включала учет и организацию хранения документов. она связывалась с эвакуацией и реставрацией документов.
26281. Система НСА к архивным документам 19.24 KB
  Назначение СНСА. Понятие первичная информация вторичная информация СНСА архива СНСА АФ РФ Архивный справочник отражение вопросов связанных с НСА в законодательных и нормативнометодических актах РФ в 1990е 2000е годы. Требования предъявляемые к СНСА к документам государственных муниципальных архивов. СНСА это комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых архивных справочников о составе и содержании архивных документов создаваемых на единой методической основе для поиска архивных документов и архивной информации в целях...
26282. Организация документов АФ РФ и других архивных документов в архиве 62 KB
  Организация документов АФ РФ и других архивных документов в архиве Архивы в зависимости от их функций и подчиненности можно разделить на две группы: государственные и ведомственные. Государственные архивы учреждения которые осуществляют собирание хранение и организацию архивных документов в целях их всестороннего использования. Наиболее ценная часть документов архива по истечении срока хранения в ведомстве передается на постоянное хранение в государственный архив. Архивный фонд Российской Федерации это исторически сложившаяся и...
26283. Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности 16.88 KB
  Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности ДОУ – отрасль деятельности занимающаяся организацией работы с документами начиная с их создания либо получения в организации до их исполненения либо отправления. Наряду с термином делопроизводство в последнее время употребляется и синонимичный ему термин документационное обеспечение управления ДОУ. ДОУ включает в себя две составные части: 1 документирование обеспечение своевременного и грамотного создания документов; 2 организация работы с документами организация...
26284. Правовое и нормативно-методическое регулирование доу в РФ в 1990-2000 гг 131 KB
  Подобные правила закрепляются в актах 4 уровней: федеральный уровень уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации уровень органов местного управления уровень органов управления организаций и их объединениями. Например: по положению в системе нормативных актов по уровню управления: закон распоряжение и т. В соответствии с уровнями управления источниками норм и правил делопроизводства являются: законодательство РФ законодательство субъектов РФ нормативные акты органов местного самоуправления...
26285. ДОКУМЕНТ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА 20.56 KB
  здесь нашла отражение прежде всего информационная сущность документа. Этот же ГОСТ определяет реквизит как обязательный элемент оформления официального документа. Добавлении в определение функции документа. Управление документами.
26286. Документирование управленческой деятельности 105.5 KB
  Сила – свойство официального документа сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком документирования.302003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Распространяется на организационнораспорядительные документы относящиеся к Унифицированной системе организационнораспорядительной документации УСОРД постановления распоряжения приказы решения протоколы акты письма и др.
26287. Системы документации 34.5 KB
  Системы документации. ОРД сисма плановой документации первичноучётная документация отчётностатистическая докия трудовая бухгалтерская финансоворасчётная внешнеторговая Ещё есть корпоративные системы документации – совокупность доков которые предназначены для реализации управленческих функций в определённой сфере деятельности или корпорации. На первых порах существовала единая система документации которая по мере развития специализации систем управления утратила свою целостность т. Система коммерческой документации бухучёта...