28928

Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Доклад

История и СИД

Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.

Русский

2013-08-20

22.25 KB

42 чел.

2

Вопрос №12. Причины и основные этапы установления крепостного права в России

Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца, запрет менять прописку и хозяина. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497г., установившая правило “Юрьева дня” (осенний праздник, представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним). Они могли переходить за неделю до и за неделю после Юрьева дня.  Это  положение  было развито в Судебнике 1550г (увеличено пожилое). С 1581г. вводятся “заповедные лета”, в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50-90гг. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI века начали издаваться указы об “урочных летах”, устанавливающие сроки сыска и возвращения беглых крестьян. В 1597г. издается указ о сыске беглых крестьян, ушедших не позднее 5 лет до издания этого закона. В 1607 году “урочные лета” были увеличены до 15 лет.  Заключительным актом закрепощения стало Соборное Уложение 1649г., отменявшее “урочные лета” и устанавливавшее бессрочность сыска для беглого крестьянина, его имущества, а также для его жены и детей. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых, и крестьян, принадлежавших монастырям.

Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Закон ограничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Кабала - письменное долговое обязательство, приводившее к потере свободы. Она использовалась для установления фактически крепостной зависимости.

Развитие кабального холопства: в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами - привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Наделы холопов и кабальных людей облагались государственными повинностями наряду с крестьянскими дворами.   

Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями: распоряжались их имуществом, осуществляли суд, разбирали споры и иски между крестьянами, распоряжались ими, как своей собственностью, могли продать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям.

Система крепостной зависимости отражала интересы не только феодалов, но и государственной власти, так как позволяла более эффективно вести борьбу с крестьянскими выступлениями, усиливать налоговое бремя, возлагая на помещиков полицейские функции.

 Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, отдать какому-либо частному владельцу. Количество их продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II).

Крестьяне по–разному реагировали на произвол феодалов. Массовое распространение получил побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания.

Вторая половина XYII-XYIII вв. – период трех мощных крестьянских восстаний :под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жесткими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая восставших, членов их семей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58909. Дзвони Великодня 58.5 KB
  На дошці висить килим а на ньому образ Ісуса Христа українська хата піч писанки кошики паска іграшковий коник квіти. 1учень Ойвесна веснаднем красна Що ж ти весно принесла Весна Принесла я вам світле свято довгождане Воскресіння...
58912. Тиск і сила тиску. Одиниці тиску 50 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про тиск як про фізичну величину; дослідити на уроці залежність тиску від сили тиску та від площі поверхні; навчати розвязувати задачі на тиск та застосовувати знання про тиск у повсякденному житті...
58915. Повторення та узагальнення вивченого про числівник 131 KB
  Тип уроку: узагальнення та систематизація знань Міжпредметні звязки: українська мова географія рідного краю історія біологія Форма проведення: урок подорож Форми роботи: індивідуальна парна групова колективна...
58916. Всьому початок є любов 124.5 KB
  Мета: удосконалювати вміння учнів писати твірроздум; подати відомості про мораль та етику; розвивати вміння дітей правильно чітко послідовно висловлюватися самостійно працювати з додатковою літературою добирати й систематизовувати матеріал для твору реалізовувати власний задум...
58917. Підвищення зацікавленості та мотивації навчання учнів 5 – 6 класів на уроках української мови через використання ігрових завдань та інтерактивних технологій 93 KB
  Результативність реалізації навчальної мети свідомість міцність і глибина знань учнів з української мови перебуває у прямій залежності від активної зацікавленості предметом бажання знати його тобто від рівня мотивації учнів до вивчення предмету.