28929

Петровская модернизация России, ее особенности и значение для дальнейшего развития страны

Доклад

История и СИД

Это был верховный орган управления страной состоящий из девяти человек назначаемых царем. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. была изменена система местного управления. Главную роль в системе управления играл царь Петр I.

Русский

2013-08-20

38 KB

108 чел.

Вопрос №13. Петровская модернизация России, ее особенности и значение для дальнейшего развития страны

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Их особенностью было то, что отсутствовал план реформирования, они насаждались силой и проводились в условиях Северной войны.

Были проведены следующие реформы:

Обновление государственного устройства. Высшие органы власти

При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями.

Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал «консилию министров» из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г.

В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

Создание коллегий. Местные органы власти

В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. Всего было создано 11 коллегий.

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

В 1707—1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции — на уезды (дистрикты). Городское население делилось на «регулярных» (имущих) и «нерегулярных» (неимущих).

Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

Церковная реформа

Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха.

В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. В 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

Порядок прохождения службы. Табель о рангах

Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени — от низших до высших.

В 1722 г. была разработана «Табель о рангах», которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

- военные;

- гражданские;

- придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг — высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались.

Военные реформы

Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной.

Офицерский состав формировался прежде всего из дворян.

Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением.

Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Социально-экономические преобразования

Особенности экономического развития России при Петре I. Мануфактурное производство

За годы правления Петра I в российской экономике произошли огромные изменения.

В развитии промышленности при Петре I произошел настоящий скачок:

- к 1725 г. в России было 220 мануфактур (в 1690 г. — 21 мануфактура), т. е. за 30 лет промышленность страны выросла в 11 (!) раз;

- выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт железа за границу;

- главным центром металлургии стал Урал, > в Туле был построен крупный оружейный завод;

- в Петербурге на Адмиралтейской верфи за 20 лет было построено 50 крупных и 200 мелких кораблей. Кроме того, строительство кораблей велось на верфях Воронежа, Архангельска, Карелии;

- центром текстильной промышленности стала Москва.

- в Казани производилась кожа, ставшая экспортным товаром.

Своеобразие русской мануфактуры состояло в том, что это было одновременно и капиталистическое предприятие с разделением труда, денежной оплатой, использованием наемного труда, и предприятие, основывающееся на труде крепостных, зависимых людей.

Петр I создал мощную промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды. Но мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительны и резко отличались по производительности труда не только от заводов Запада, но и от российских предприятий, использовавших труд свободных наемных рабочих.

Всероссийский рынок. Внешняя торговля. Политика протекционизма и меркантилизма

При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа.

Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией.

Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом. Составной частью этой политики был протекционизм — ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции путем поощрения и покровительства отечественной промышленности. В 1725 г. вывоз товаров в стоимостном выражении в 2 раза превысил ввоз. К концу правления Петра Великого главным торговым портом стал Петербург.

   

Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72761. Перечень и анализ современных субкультур 198 KB
  Почему я выбрала именно эту тему? Я взяла эту тему потому, что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодёжь, а я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформальных движений, их понятия, цели, которые они преследуют, их стремления, идеологию и т. д.
72763. Научно-исследовательское общество «Росток» 61 KB
  В соответствии с этим были определены следующие задачи: на основе имеющейся научной литературы выяснить какая наука занимается изучением личных имён; уточнить сколько девочек и мальчиков учится в нашей школе; определить сколько одинаковых имён девочек и мальчиков в каждом классе...
72764. СМС-мания 150.5 KB
  Актуальность: СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: texting и глагол: to text. Популярность приводит к хорошим заработкам.
72765. История Братска 304 KB
  Цель: Закреплять знания детей об истории родного города, о людях его прославивших. Учить узнавать и сравнивать знакомые места на старинных и современных фотографиях. Развивать связную речь, логическое мышление, навыки межличностного общения.
72766. Для чего нужна ВИКИ среда? 110 KB
  В современном мире все большую ценность приобретает информация. Информация становится одним из важнейших ресурсов, обладание которым дает преимущества как и сферах профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Использование информации, то есть ее сбор, обработка и хранение...
72767. История возникновения моего поселка 69 KB
  Предметом детального изучения в этом году стала улица поселка им. Шмидта, названная в четь революционерки В. Засулич. Актуальность нашей работы заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.
72769. ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИКАТОРЫ? 61.5 KB
  Кислотно-щелочные индикаторы или просто индикаторы широко используют в химии в том числе и в школе. Индикаторы используются для определения реакции среды кислая щелочная или нейтральная. А как же быть в том случае если дома у вас нет химических индикаторов а необходимо определить реакцию среды продуктов...