28930

Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи

Доклад

История и СИД

Внешняя политика Петра I. Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события: Азовские походы Великое посольство Северная война Каспийский поход. Однако уже в 1696 предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей 23 галер и более чем 1000 барок вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог. Весной 1697 посольство из 250 человек среди которых под именем Петра Михайлова был и царь отправилось в Европу.

Русский

2013-08-20

29.5 KB

34 чел.

Вопрос №14. Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи.

Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события:

  1.  Азовские походы,
  2.  Великое посольство,
  3.  Северная война
  4.  Каспийский поход.

  1.  Азовские походы явились следствием поисков России выхода к Черному морю. Первый поход в 1695 не увенчался успехом из-за плохой подготовленности войск и слабого оснащения осадной техникой. Однако уже в 1696, предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей, 23 галер и более чем 1000 барок, вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и, тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог.
    1.  Весной 1697 посольство из 250 человек, среди которых под именем Петра Михайлова был и царь, отправилось в Европу. Посольство посетило в первую очередь Голландию и Англию. Кроме переговоров и выяснения политической расстановки сил, Петр посветил время кораблестроению, изучению передовой военной науки и техники, а также изучению естественных наук. Петр I за всю свою жизнь освоил 14 ремесел.  Летом 1698 Петр вынужден был прервать свое пребывание за границей, так как получил известие о новом бунте стрельцов. Вернувшись в Москву и увидев, что восстание уже подавлено, Петр распорядился о повторном следствие в результате которого более 1000 стрельцов было казнено.
    2.  Еще находясь в Европе Петр увидел возможность создания антишведской коалиции для осуществления главной цели России – выхода к Балтийскому морю. В обстановке войны за испанское наследство (1701 - 1714), когда крупнейшие европейские страны боролись за обширные владения в Европе и Америке, Петр понял, что свою задачу Россия может решить малой кровью, воюя с одной лишь Швецией и не опасаясь получить войну с целой коалицией европейских государств, которые могли бы к Швеции примкнуть. В 1700 Россия заключает союз с Данией и Саксонией, которая состояла в унии с Речью Посполитой (Август II Саксонский был одновременно и польским королем) и объявляет войну Швеции. Карл XII, король шведский, решил разбить противников поодиночке и в том же году высадился в Дании и, взяв Копенгаген, вывел ее из войны. После этого шведская армия наголову разгромила польско-саксонскую армию, осаждавшую Ригу и подошла к осажденной русскими Нарве. После недолгого боя, армия Петра была разгромлена и бежала, за исключением Преображенского и Семеновского гвардейских полков. Весь обоз и артиллерия попали к шведам. Причинами “Нарвской конфузии” явились предательство иностранных офицеров, недостаток опыта и низкая организация русских войск. Однако Петр не пал духом и уже в 1702 после реорганизации армии и восстановления артиллерии появились первые успехи. Русские войска взяли Нотебург (переименован в Шлиссельбург), Ниеншанц (Шлотбург), Кексгольм (Приозерск), Ям и Копорье. А в 1703 в устье Невы был основан Санкт-Петербург, ставший впоследствии столицей Российской Империи. В 1704 были взяты Нарва и Дерпт (Тарту).     

В решающую стадию Северная война вступила после поражения Августа II и воцарения в Польше шведского ставленника Станислава Лещинского. Из Польши Карл XII вторгся в Россию, взял Минск и Могилев, но не решился идти на Смоленск и Москву и повернул на Украину, рассчитывая на поддержку гетмана-изменника Мазепы. Но планам Карла не суждено было осуществиться. 28 сентября 1708 у деревни Лесной был разгромлен корпус Левенгаупта, который сопровождал обоз для армии Карла XII. Петр назвал эту битву “матерью Полтавской баталии” (она произошла за 9 месяцев до Полтавы).

27 июня 1709 шведская армия была полностью разгромлена у Полтавы, а бежавшие 16000 шведов были пленены у Переволочны через несколько дней. Карл XII бежал в Турцию. После Полтавы Швеция оправиться уже не смогла, а в состав Северного союза вернулись Польша, Дания и Саксония, а также вошли Пруссия и Ганновер. В 1710 при подстрекательстве Франции и Швеции Турция объявила войну России.  Окруженная на реке Прут русская армия смогла спастись лишь благодаря перемирию на условиях возвращения Азова и уничтожения укреплений Таганрога. Карл XII возвращался в Швецию. В 1714 пока сухопутные войска успешно продвигались в Финляндии, при Гангуте первую крупную победу одержал молодой русский флот. В 1718 начался Аландский мирный конгресс, но из-за гибели Карла XII в Норвегии и прихода к власти в Швеции партии войны боевые действия возобновились. И лишь после морской победы при Гренгаме в 1720 и продвижению русской армии к Стокгольму шведы пошли на мир. 30 августа 1721 в Ништадте был подписан мир, по которому к России отходили Ингрия, часть Карелии, Эстляндия и Лифляндия. Балтийское побережье от Выборга до Риги осталось за Россией.

  1.  В 1722-1723 Петр, воспользовавшись кризисом в Иране, предпринял Каспийский поход. По условиям мира с Ираном Россия получала западный берег Каспия с Баку, Рештом, Астрабадом.  

   

Так Россия вошла в число Великих держав. В 1721 Петр I был провозглашен императором. В регламенте говорилось: ” Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный”. После этого в России окончательно оформился абсолютизм Романовых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85025. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь 33.76 KB
  Защита населения от последствий ураганов и бурь Цель урока. Сформировать у учащихся представление об опасности ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Дать информацию об основных мероприятиях проводимых в стране по защите населения от последствий ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь.
85026. Смерчи и защита населения от них 31.37 KB
  Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Показать строение смерча: вихрь тромб ядро воронка.
85027. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах 33.55 KB
  Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...
85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.
85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.