28930

Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи

Доклад

История и СИД

Внешняя политика Петра I. Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события: Азовские походы Великое посольство Северная война Каспийский поход. Однако уже в 1696 предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей 23 галер и более чем 1000 барок вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог. Весной 1697 посольство из 250 человек среди которых под именем Петра Михайлова был и царь отправилось в Европу.

Русский

2013-08-20

29.5 KB

34 чел.

Вопрос №14. Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи.

Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события:

  1.  Азовские походы,
  2.  Великое посольство,
  3.  Северная война
  4.  Каспийский поход.

  1.  Азовские походы явились следствием поисков России выхода к Черному морю. Первый поход в 1695 не увенчался успехом из-за плохой подготовленности войск и слабого оснащения осадной техникой. Однако уже в 1696, предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей, 23 галер и более чем 1000 барок, вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и, тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог.
    1.  Весной 1697 посольство из 250 человек, среди которых под именем Петра Михайлова был и царь, отправилось в Европу. Посольство посетило в первую очередь Голландию и Англию. Кроме переговоров и выяснения политической расстановки сил, Петр посветил время кораблестроению, изучению передовой военной науки и техники, а также изучению естественных наук. Петр I за всю свою жизнь освоил 14 ремесел.  Летом 1698 Петр вынужден был прервать свое пребывание за границей, так как получил известие о новом бунте стрельцов. Вернувшись в Москву и увидев, что восстание уже подавлено, Петр распорядился о повторном следствие в результате которого более 1000 стрельцов было казнено.
    2.  Еще находясь в Европе Петр увидел возможность создания антишведской коалиции для осуществления главной цели России – выхода к Балтийскому морю. В обстановке войны за испанское наследство (1701 - 1714), когда крупнейшие европейские страны боролись за обширные владения в Европе и Америке, Петр понял, что свою задачу Россия может решить малой кровью, воюя с одной лишь Швецией и не опасаясь получить войну с целой коалицией европейских государств, которые могли бы к Швеции примкнуть. В 1700 Россия заключает союз с Данией и Саксонией, которая состояла в унии с Речью Посполитой (Август II Саксонский был одновременно и польским королем) и объявляет войну Швеции. Карл XII, король шведский, решил разбить противников поодиночке и в том же году высадился в Дании и, взяв Копенгаген, вывел ее из войны. После этого шведская армия наголову разгромила польско-саксонскую армию, осаждавшую Ригу и подошла к осажденной русскими Нарве. После недолгого боя, армия Петра была разгромлена и бежала, за исключением Преображенского и Семеновского гвардейских полков. Весь обоз и артиллерия попали к шведам. Причинами “Нарвской конфузии” явились предательство иностранных офицеров, недостаток опыта и низкая организация русских войск. Однако Петр не пал духом и уже в 1702 после реорганизации армии и восстановления артиллерии появились первые успехи. Русские войска взяли Нотебург (переименован в Шлиссельбург), Ниеншанц (Шлотбург), Кексгольм (Приозерск), Ям и Копорье. А в 1703 в устье Невы был основан Санкт-Петербург, ставший впоследствии столицей Российской Империи. В 1704 были взяты Нарва и Дерпт (Тарту).     

В решающую стадию Северная война вступила после поражения Августа II и воцарения в Польше шведского ставленника Станислава Лещинского. Из Польши Карл XII вторгся в Россию, взял Минск и Могилев, но не решился идти на Смоленск и Москву и повернул на Украину, рассчитывая на поддержку гетмана-изменника Мазепы. Но планам Карла не суждено было осуществиться. 28 сентября 1708 у деревни Лесной был разгромлен корпус Левенгаупта, который сопровождал обоз для армии Карла XII. Петр назвал эту битву “матерью Полтавской баталии” (она произошла за 9 месяцев до Полтавы).

27 июня 1709 шведская армия была полностью разгромлена у Полтавы, а бежавшие 16000 шведов были пленены у Переволочны через несколько дней. Карл XII бежал в Турцию. После Полтавы Швеция оправиться уже не смогла, а в состав Северного союза вернулись Польша, Дания и Саксония, а также вошли Пруссия и Ганновер. В 1710 при подстрекательстве Франции и Швеции Турция объявила войну России.  Окруженная на реке Прут русская армия смогла спастись лишь благодаря перемирию на условиях возвращения Азова и уничтожения укреплений Таганрога. Карл XII возвращался в Швецию. В 1714 пока сухопутные войска успешно продвигались в Финляндии, при Гангуте первую крупную победу одержал молодой русский флот. В 1718 начался Аландский мирный конгресс, но из-за гибели Карла XII в Норвегии и прихода к власти в Швеции партии войны боевые действия возобновились. И лишь после морской победы при Гренгаме в 1720 и продвижению русской армии к Стокгольму шведы пошли на мир. 30 августа 1721 в Ништадте был подписан мир, по которому к России отходили Ингрия, часть Карелии, Эстляндия и Лифляндия. Балтийское побережье от Выборга до Риги осталось за Россией.

  1.  В 1722-1723 Петр, воспользовавшись кризисом в Иране, предпринял Каспийский поход. По условиям мира с Ираном Россия получала западный берег Каспия с Баку, Рештом, Астрабадом.  

   

Так Россия вошла в число Великих держав. В 1721 Петр I был провозглашен императором. В регламенте говорилось: ” Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный”. После этого в России окончательно оформился абсолютизм Романовых.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80612. Жива і нежива природа. Значення природи для людини 40.5 KB
  Мета: Розширити і уточнити знання учнів про різноманітність природи; формувати в учнів поняття природа жива і нежива природа; розвивати уміння спостерігати за обєктами природи відрізняти предмети природи від предметів створених руками людини; виховувати дбайливе ставлення до природи.
80613. В осінні барви шати вдяглись ліси й поля 71 KB
  Мета. Формування у школярів уміння добирати твори, книги із заданої теми; вчити учнів бачити і розуміти прекрасне в природі, в музиці, поезії; розвивати образне мислення й мовлення; вчити визначати тему і мету твору, виразно читати поетичні твори, читати в особах...
80614. Океани Землі (прес-конференція) 38.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів із поняттям «океани», їх розміщенням на карті півкуль і глобусі; продовжити навчати читати карту і працювати з нею; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвиткові памяті, спостережливості, вихованню бережливого ставлення до природних багатств.
80615. Осінь така мила 61 KB
  Мета: Продовжити знайомство учнів з творами українських поетів, які описували красу осені. Удосконалювати уміння виразно і правильно інтонаційно читати та розповідати текст. Активізувати словниковий запас учнів. Розвивати пам’ять, увагу, спостережливість, мовлення дітей та їх творчу уяву.
80616. Використання засобів зворотнього зв’язку, як один з основних факторів розвитку комунікативних здібностей особистості 57.5 KB
  Розробка рекомендована вчителям початкових класів. У ній розкрито роль розвитку комунікативних здібностей для формува- ння людини, здатної творчо мислити, приймати рішення, адаптуватися до умов життя, мати свою позицію, бути комуні кабельною у спілкуванні.
80617. Осінь у лісі 59 KB
  Поглибити знання дітей про осінні зміни в природі; удосконалювати вміння правильно вимовляти та будувати висловлювання українською мовою, складати оповідання за малюнками; Формувати ключові компетентності. Розвивати мовлення, уяву, фантазію, спостережливість, працювати над збагаченням словникового запасу учнів.
80618. А осінь вже постукала у вікно 69 KB
  Мета уроку: Вчити дітей висловлювати свої думки на основі власних спостережень за картинами природи; мислити нестандартно. Удосконалювати навички виразного читання; стимулювати дітей висловлювати власні ідеї; формувати бережливе ставлення до слова.
80619. Закріплення звукового значення букви «е». Опрацювання тексту «Село Веселе». Кросворд 44.5 KB
  Мета. Закріпити звукове значення букви «е». Вчити учнів правильно, свідомо читати текст «Село Веселе». Формувати вміння давати відповіді на запитання тексту. Розвивати мислення, пам’ять, збагачувати словниковий запас. Виховувати любов до рідного краю.
80620. Україна — рідний край. Вступ до розділу 71.5 KB
  Мета: дати дітям загальне уявлення про розташування України на карті; ознайомити з різноманітністю форм земної поверхні України водоймами природними зонами населенням; розвивати вміння та навички пошукової роботи; виховувати дбайливе ставлення до природи.