28931

Дворцовые перевороты (1725—1762)

Доклад

История и СИД

со смерти Петра I в России начинается эпоха дворцовых переворотов смена царствующих особ которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. Старая знать Голицыны Долгоруковы выступала за царевича Петра сына Алексея. возвела на престол жену Петра Великого Екатерину I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12летнего царевича Петра сына убитого царевича Алексея.

Русский

2013-08-20

45 KB

1 чел.

Вопрос №15 (bonus)

(Эта тема довольно сложная, поэтому прочтите бонус, т.к. здесь рассказано кое-что, чего нет в самом ответе и более понятны связи между событиями и персоналиями)

Дворцовые перевороты (1725—1762)

1. Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. — со смерти Петра I) в России начинается эпоха дворцовых переворотов — смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя».

2. Поскольку Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол, должен был принимать Сенат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за царевича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меншиков, Толстой и др.) возвела на престол жену Петра Великого — Екатерину I. Большую роль в этом сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории.

3. Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управлению государством. Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меншиков. Он стал фактическим правителем России. Своеобразным компромиссом между группировками знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управления государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек (Меншиков, Апраксин, Толстой, Голицын, государственный канцлер Головкин, вице-канцлер Остерман и др.). Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа.

4. Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал право торговли дворянам (до этого торговали только купцы). В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра, сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жизни, страной фактически правил Меншиков, указом императора он назначил себя генералиссимусом. Меншиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меншикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман восстановили Петра II против светлейшего князя. Меншиков был арестован, низложен по решению Верховного тайного совета и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II накануне свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Романовых по мужской линии пресеклась.

5. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре правителя России. Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) — Анну Ивановну (1730—1740). Она была вдовой герцога Курляндского, жила в Митаве (ныне Латвия). По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные кондиции (условия) из 8 пунктов, которыми верховники хотели ограничить в свою пользу императорскую власть. Герцогиня Анна приняла эти условия без раздумий. Кондиции были составлены в духе конституционной монархии: самодержавие превращалось в ограниченную олигархическим (власть немногих, богатых лиц) советом монархию. Анна согласилась:

> править совместно с Верховным тайным советом;

> не издавать законов;

> не распоряжаться казной;

> не жаловать и не отнимать имений;

> не присваивать высшие военные чины;

> не объявлять войну, не заключать мир;

> не вступать в брак;

> не назначать наследника.

Анна Ивановна подписала эти кондиции и в феврале 1730 г. приехала в Москву. 6. В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их затея провалилась. 156 дворян, приехавших в Москву на коронацию, обратились к Анне с просьбой восстановить самодержавие. Анна разорвала кондиции, восстановила самодержавие, упразднила Тайный совет, Долгоруковых и Голицыных выслала. Началось десятилетнее правление Анны Ивановны. Был создан кабинет из трех министров во главе с Андреем Остерманом, указы которого были приравнены к императорским.

7. Царица Анна была некрасивая, полная, мужеподобная женщина, с пронзительным голосом и тяжелым взглядом. У императрицы были весьма причудливые вкусы и интересы, она любила шутов, дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду. Началась печально известная «бироновщина». Господствующее положение при дворе заняли прибалтийские немцы — Миних, Остерман, Шемберг; власть фактически принадлежала фавориту Анны — Бирону, который стал герцогом Курляндским. Человек он был высокомерный, честолюбивый, грубый, корыстный. О нем ходила поговорка: «Бирон говорит о лошадях и с лошадьми как человек, а с людьми и о людях как лошадь». При дворе Анны и Бирона царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры, доносительство. На лошадей тратили 100 тысяч рублей в год (на науку в 2 раза меньше). Чтобы привлечь на свою сторону дворянство, правительство предпринимает ряд мер. Был отменен Указ о единонаследии, вышел указ об учреждении кадетского корпуса, позволявший дворянину стать офицером, минуя солдатскую службу. И все же многие дворяне были недовольны режимом, установившимся в стране.

8. Возникает оппозиция во главе с кабинет-министром А. П. Волынским. Об этом стало известно царице, началось следствие. Волынского обвинили в оскорблении Анны, покушении на престол, на Бирона. Волынский и его друзья после жестоких пыток были казнены.

9. Осенью 1740 г. Анна Ивановна заболела, а в октябре умерла. Но, умирая, она позаботилась о наследнике: им был назначен двухмесячный сын племянницы Анны Леопольдовны Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом, и регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщики, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь Петра I — Елизавету Петровну (1741—1761). Миних, Остерман и их подручные были сосланы, восстановлена роль Сената, расширились права дворян, купечество получило новые привилегии.

10. Елизавета Петровна — женщина красивая и неуравновешенная, добрая и неглупая, не получившая должного образования, она не могла и не умела управлять государством. Все дела она передоверила министрам и фаворитам — А. Г. Разумовскому и И. И. Шувалову. Больше всего новая царица любила праздники, фейерверки — «огненные потехи», музыку, театр и вообще удовольствия. Вместе с тем период ее правления отмечен целым рядом положительных моментов. Царица отменила смертную казнь, остановила массовую практику изощренных пыток, прекратила террор против дворян. Им сократили срок службы. Помещику разрешалось оставлять одного из сыновей для помощи по хозяйству, готовился манифест о вольности дворянству. Но в то же время резко выросли повинности крестьян в пользу помещиков, которые получили право ссылать своих крестьян в Сибирь.

П. Во внешней политике Елизавета следовала главному принципу своего отца — учет национальных, а точнее, имперских интересов. Ей удалось таким образом построить внешнеполитические отношения, что из 20 лет ее правления 15 были мирными для России. Время Елизаветы — это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства. В период ее правления произошли такие важные события, как открытие в 1755 г. Московского университета, в 1760 г. — Академии художеств.

12. Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович, внук Петра I по женской линии и внук сестры Карла XII — по мужской. Кумиром его был прусский король Фридрих II. Личность и деяния Петра III вызывают неоднозначную оценку у историков. Важнейшим мероприятием его правления было опубликование Манифеста о «вольности дворянства» (1762), который давал возможность выбора — служить или не служить. Была ликвидирована Тайная канцелярия. Изданы указы о прекращении розыска старообрядцев и о защите их от местного духовенства. В июне 1762 г. Петр III был свергнут гвардейцами во главе с братьями Орловыми и позднее убит; на престол возведена его жена — будущая Екатерина Великая (1762—1796). Наследник Иван IV Антонович все эти годы находился в Шлиссельбургской крепости. В 1764 г. поручик

В. Мирович пытался освободить его, но офицеры-охранники, следуя инструкции, убили Ивана Антоновича, Мирович был казнен. Прямых претендентов на престол не осталось.

Внешняя политика России к середине XVIII в.

1. В конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа (Саксонского), французский флот в Данциге был разгромлен, а польским королем стал русский ставленник Август III (1733).

2. Четыре года продолжалась русско-турецкая война (1735— 1739). В разные годы русская армия под командованием Миниха захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Молдавию. Но в 1739 г. Австрия перестала оказывать военную помощь России и потребовала заключить мир. По Белградскому мирному договору Россия возвращала Турции все завоеванные города и не имела права держать корабли на Черном и Азовском морях. Россия, потерявшая 100 тысяч человек, получила возможность только строить крепость на Дону.

3. В 1741—1743 гг. велась очередная война со Швецией, которая хотела взять реванш за поражение в Северной войне. Русские войска под командованием генерала Ласси разгромили шведов в Финляндии, заняли ее территорию, Швеция отказалась от своих притязаний. Но в Европе назревала новая война.

Участие России в Семилетней войне (1756-1763)

1. В 50-х годах XVIII в., отказавшись от союза с Англией, Россия заключила соглашение с Австрией и Францией. Прусский король Фридрих II Великий рассчитывал захватить Саксонию, Польшу, Чехию, Курляндию, т. е. возникла угроза интересам России. Пруссия становится главным противником России. Из европейских государств лишь Англия поддержала Пруссию.

2. Фридрих II был выдающимся полководцем, имел многочисленную, хорошо обученную армию. В 1756 г. Фридрих без объявления войны напал на Саксонию. 1 сентября 1756 г. Елизавета объявила Пруссии войну. Окончательно сложилась антипрусская коалиция — Австрия, Франция, Россия, Швеция.

3. Летом 1757 г. 80-тысячная русская армия под командованием С. Ф. Апраксина вступила в Восточную Пруссию. Следует отметить, что Апраксин боялся будущего царя Петра III, известного своей любовью к Фридриху II, поэтому был осторожен и медлителен. В августе 1757 г. русская армия была окружена около местечка Гросс-Егерсдорф и только при поддержке резервной бригады П. А. Румянцева вырвалась из окружения, противник потерял 8 тысяч человек. Апраксин не организовал преследования, отказался взять Кенигсберг, отвел войска в Курляндию. По приказу Елизаветы он был смещен, арестован и умер во время следствия. Новым командующим был назначен В. В. Фермер (англичанин).

4. В 1758 г. русские войска взяли Кенигсберг, затем всю Восточную Пруссию и двигались к Берлину. В августе 1758 г. близ деревни Цорндорф из-за нерешительности Фермора, который после этого был отправлен в отставку, русские не смогли победить пруссаков. Командующим был назначен опытный, хитрый, любимый солдатами, независимый в своих действиях П. С. Салтыков. Ему был 61 год, он участвовал во многих сражениях и слыл талантливым полководцем.

5. Летом 1759 г. армия Салтыкова близ деревни Кунерсдорф отбросила войска противника, Фридрих с остатками армии бежал. Берлин готовился к капитуляции. Однако Салтыков не решился идти на Берлин, вскоре заболел и был смещен Фермером. В октябре 1760 г. корпус генерала 3. Г. Чернышева ненадолго овладел Берлином, захватил военные склады, но при приближении Фридриха отступил.

6. Положение прусского короля было безнадежным, но нежданная помощь пришла... из Петербурга. В декабре 1761г. умерла Елизавета Петровна, и императором стал Петр III, боготворивший Фридриха. Новый царь заключил с Пруссией мир, вернул ей все захваченные территории. Петр III готовился вступить в войну против бывших союзников России — Австрии, Швеции. Лишь свержение Петра III предотвратило такой поворот в войне.

7. В ходе Семилетней войны русская армия приобрела огромный опыт. Пруссия была значительно ослаблена. Международное положение России укрепилось.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52808. Education. Schools in Ukraine and Great Britain 1.63 MB
  Aims: To practise the pupils in using the topic words and expressions in speech; To develop the pupils’ skills in listening to the text ignoring unknown words; To develop reading skills; To do creative exercises connected with the texts of reading and listening;
52809. The System of Education in Great Britain 32.5 KB
  Good afternoon, pupils. I’m glad to see you again. How are you today? How is your day going? Great! We heard much about England, and we learn the language of this country, but we have never thought how pupils and students live there. So today we are going to discuss the system of education in Great Britain. I hope we will find out much new information for us. I think we can start.
52810. Єгипет – перлина стародавніх цивілізацій 39.5 KB
  Пояснювати структуру суспільства. Обладнання: роздавальний матеріал Структура єгипетського суспільства атлас контурні карти підручник. Структура суспільства. Опрацювати відповідний текст параграфа і дати відповіді на запитання: Як зрошувалися землі до яких не доходила вода Чому на роботах з осушення і зрошення долини Нілу брало участь усе доросле населення Хто організовував роботу людей давав їм завдання стежив за порядком Структура суспільства Поки шестикласники дають відповіді на поставлені запитання у класі починає...
52811. Розквіт та занепад Давньоєгипетської держави 97.5 KB
  Мета: Сформувати уявлення про передумови перетворення Єгипту в могутню державу; з'ясувати напрямки та наслідки військових походів фараонів; охарактеризувати релігійну реформу; розвивати вміння використовувати історичну карту та висловлювати думку щодо причин занепаду держави. Актуалізація опорних знань учнів Пригадайте коли утворилась Давньоєгипетська держава Хто очолював державу Якою була влада фараона ІІ. до нашої ери фараони дуже багато воювали. Але проводячи військові походи фараони втратили контроль над номархами...
52813. Польща. Білорусь. Особливості ЕГП та господарства 141 KB
  Сформувати в учнів загальні уявлення про особливості ЕГП природноресурсного потенціалу господарства країни; виявити географічну та економічну специфіку Польщі та Білорусі. Розвивати вміння учнів складати порівняльну економіко географічну характеристику країн за планом. Актуалізація опорних знань Прийом Блицопитування На які історико географічні регіони поділяється Європа З якими країнами Західної Європи ви вже ознайомлені Який рівень...
52814. ЕЛЕМЕНТИ ЕЙДЕТИКИ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 53.5 KB
  Вивчення теорії літератури на уроках української літератури починається вже з пятого класу. Але вчитель повинен зробити все для того щоб знання з теорії літератури стали інструментом для розуміння та аналізу того чи іншого твору. Мабуть перед кожним постають питання: Як пояснити поняття з теорії літератури доступно й зрозуміло Як спонукати глибоко розуміти їх застосовувати на практиці Як актуалізувати раніше набуті знання Пропоную Вашій увазі метод запамятовування окремих термінів та понять на пальцях який використовую...
52815. Einkaufen. Wir gehen in den Supermarkt 60 KB
  Liebe Kinder, ich freue mich euch gesund und lustig zu sehen. Wie geht es euch? Sind alle Kinder da? Gibt es etwas Neues? Gibt es etwas Interessantes? (Die Schüler beantworten die Fragen des Lehrers)
52816. Екологічні проблеми, які стосуються мене 95.5 KB
  Мета проекту: Стимулювати інтерес в учнів до проблеми екології оволодівати певною сумою знань стосовно того що майбутнє нашої планети в наших руках про необхідність дбайливого ставлення до природи про взаємозвязки між діяльністю людини і життям природи;виховувати почуття відповідальності за те що відбувається в природі підвищувати екологічну культуру. І ЕТАП Урок Я і Україна ТЕМА: Охорона природи. Узагальнити знання учнів про те що обовязок кожної людини охорона рідної природи. До чого закликає нас матінкаприрода Ми з вами...