28933

Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия

Доклад

История и СИД

Екатерина хотела претворить в жизнь идеал философа на троне который был весьма распространен во второй половине XVIII в. Екатерина отвергла проект создания Совета увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть но при этом понимала что реформа государственного управления необходима. Тем самым Екатерина ослабила Сенат превратив его из законодательного в простой административный орган. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель забрав их в казну.

Русский

2013-08-20

35.5 KB

73 чел.

Вопрос №16 (bonus)

(Эта тема довольно сложная, поэтому прочтите бонус, т.к. здесь рассказано кое-что, чего нет в самом ответе и более понятна суть реформ, что они дали государству, а также их последствия)

Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия

1. Правление Екатерины продолжалось 34 года (1762—1796). Современники называли этот период «золотым веком Екатерины Великой», «эпохой просвещенного абсолютизма». Екатерина хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», который был весьма распространен во второй половине XVIII в. и который предполагал обеспечение блага народа с помощью мудрых законов, изданных монархом. Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия — регулирование взаимоотношений между подчиненными государству сословиями.

2. Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (наподобие кондиций 1730 г.). Екатерина отвергла проект создания Совета, увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть, но при этом понимала, что реформа государственного управления необходима. Был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел Определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А. А. Вяземский, известный своей неподкупностью.

3. Было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии полководец П. А. Румянцев. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.

4. Близкое знакомство Екатерины II с трудами знаменитых философов (Вольтера, Дидро) привели царицу к мысли о необходимости создания нового свода законов. Соборное уложение 1649 г. давно устарело, накопилось много царских указов, манифестов. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева. В Уложенную комиссию избрали по всей России 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.) для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона.

5. В течение двух лет (1764—1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», своего рода руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты Монтескье и других западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти — содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права каждого человека вытекают из его сословной принадлежности и в соответствии с этим определяются законами монарха. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г.

6. В составе Комиссии преобладали представители дворян, и неудивительно, что в начале своей работы Комиссия преподнесла Екатерине титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», титул стал законом. Члены Комиссии читали наказы с мест и обсуждали статьи будущего Уложения. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

Местные реформы. «Жалованная грамота дворянству»

1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) показала необходимость дальнейших реформ, прежде всего местного управления, направленных на укрепление государственного аппарата. В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь, что свидетельствовало о наступлении деспотической власти самодержавия. В том же году были изданы «Учреждения для управления губерний Российской империи». Вся империя была разделена на 50 губерний, по 200— 300 тысяч душ мужского пола в каждой, провинции упразднялись, а губернии делились на 10—12 уездов. Власть в губерниях принадлежала губернатору, назначаемому Сенатом. Всеми финансовыми делами губернии заведовала Казенная палата. Кроме того, в каждом губернском городе находился Приказ общественного призрения, который ведал школами, больницами, богадельнями и приютами.

2. Во главе уезда стоял капитан-исправник из местного дворянства. В уездных городах вместо воевод были поставлены городничий, назначавшиеся правительством, как правило, из отставных офицеров-дворян. В Петербурге и Москве во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.

3. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды: горожан — губернский и городской магистраты, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебные расправы. Все сословные суды были выборными. Высшим судебным органом империи был Сенат. Но российские чиновники никогда не соблюдали независимости судов (до правового государства было далеко). Губернаторы назначали и отстраняли судей, отменяли приговоры. В России сила общественного мнения мало что значила, а сила государства была чрезвычайно велика.

4. Таким образом, было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, в губернии выбирался губернский предводитель дворянства.

5. В середине 80-х годов в России окончательно оформляется сословный строй. В 1785 г. была опубликована «Жалованная грамота дворянству», которая подтвердила сословные права и привилегии дворян — освобождение от подушной подати, телесных наказаний, обязательной службы. Они могли быть осуждены только дворянским судом. Дворяне имели исключительное право собственности на землю. Примечательно, что о монопольном праве иметь крепостных — главном, что отличало дворян от других сословий, — в «Грамоте» не говорилось ни слова. Императрица как бы давала понять, что владение крестьянами не входит в число вечных прав. Лишь Сенат мог лишить дворянства.

6. В том же 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам», которая закрепляла сословную структуру населения города. Все население города делилось на шесть сословных категорий — разрядов. Расширялись права лишь одной категории — гильдейского купечества. Богатые купцы были освобождены от подушной подати и стали платить налог с капитала (1%). Купцы первой и второй гильдий, именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой и шестигласной думой (в которую общей думой выбирались шесть представителей, по одному из каждого разряда городского общества). Это была исполнительная власть. Жители города раз в три года избирали городского голову и гласных общей и городской думы. Крестьян, проживавших в городах, в число горожан не включали, хотя подати с них брали в двойном размере — и в городе, и в деревне.

7. Екатерина II заботилась об укреплении государства, основой которого должны стать сильные сословия. Но все ее реформы остались незавершенными. Крепостное право сдерживало возникновение «третьего сословия», исключало крестьян из сословной структуры. Век Екатерины II — «век просвещенного абсолютизма», «золотой век» дворянства. Именно дворяне, занимая исключительное положение в государстве, препятствовали отмене крепостного права, изменению социального статуса крестьянства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26036. Виды государственной службы 62.5 KB
  Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации п.
26037. Принципы государственной службы 33.5 KB
  Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы 1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации далее государственные органы; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина их непосредственное...
26038. Особенности замещение государственных должностей 43.5 KB
  Особенности замещение государственных должностей По действующему законодательству государственные должности государственной службы замещаются путем назначения. Правом на замещение вакантной должности гражданской службы обладают гражданские служащие граждане которые соответствую установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности. К числу квалификационных требований относятся: требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности...
26039. Цели и задачи реформирования и развития системы государственной службы 50.5 KB
  Цели и задачи реформирования и развития системы государственной службы. Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 году. В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы гос. В процессе реформирования гос.
26040. Общая структура триггеров 13.24 KB
  Информационные сигналы поступают на входы A и В ЛУ и преобразуются в сигналы поступающие на внутренние входы S и R ЯП. Управляющие сигналы на асинхронный триггер воздействуют непосредственно с началом своего появления на их входах а в синхронных только с приходом сигнала на входе C.
26041. Простые триггеры 20.11 KB
  Схема простейшего триггера построенного на инверторах В этой схеме может быть только два состояния на выходе Q присутствует логическая единица и на выходе Q присутствует логический ноль. Если логическая единица присутствует на выходе Q то на инверсном выходе будет присутствовать логический ноль который после очередного инвертирования подтверждает уровень логической единицы на выходе Q. И наоборот если на выходе Q присутствует логический ноль то на инверсном выходе будет присутствовать логическая единица.
26042. JK-триггеры 14.14 KB
  Подобно RSтриггеру в JKтриггере входы J и K это входы установки выхода Q триггера в состояние 1 или 0. Однако в отличие от RSтриггера в JKтриггере наличие J=K=1 приводит к переходу выхода Q триггера в противоположное состояние. Условие функционирования JKтриггера описывается функцией: Рисунок 51 JKтриггеры: а асинхронные; б тактируемые фронтом. Триггер JKтипа называют универсальным потому что на его основе с помощью несложных коммутационных преобразований можно получить RS и Ттриггеры а если между входами J и K включить...
26043. D-триггеры 13.79 KB
  Характеристическое уравнение триггера: Qn1=Dn. Оно означает что логический сигнал Qn1 повторяет значение сигнала установленное на входе триггера в предшествующий момент времени. Благодаря включению элемента D1 на входы RSтриггера поступают разнополярные сигналы Рисунок 47а поэтому запрещённое состояние входных сигналов исключено но время задержки распространения сигнала элемента D1 должно быть меньше чем у элементов D2 и D3 tзд. В приведённой выше схеме Dтриггера вследствие задержки распространения сигналов сигнал на выходе Q...
26044. Счётные триггеры 18.55 KB
  Функционирование триггера определяется уравнением: Из уравнения следует что Ттриггер каждый раз изменяет своё состояние на противоположное с приходом на счётный вход Т очередного тактирующего импульса длительностью tи. Этому способствует наличие перекрёстных обратных связей с выходов триггера на входы элементов D1 и D2. Для надёжной работы триггера с целью сохранения информации о предыдущем состоянии триггера в момент его переключения в схему вводят элементы задержки имеющие время задержки tз tи. Сигнал на этом входе разрешает при V=1...