28936

Попытки общественно-политической модернизации в России в годы царствования Александра I. М.М. Сперанский и его судьба

Доклад

История и СИД

Попытки общественнополитической модернизации в России в годы царствования Александра I. России нужны были реформы. Такое положение в России историк Н. Сперанский предложил 4 модели реформирования России: А.

Русский

2013-08-20

38 KB

39 чел.

Вопрос №18. Попытки общественно-политической модернизации в России в годы царствования Александра I. М.М. Сперанский и его судьба.

Россия являлась самодержавной монархией. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежала императору (царю). Он же являлся и фактическим главой церкви. Император утверждал состав коллегией, Сената, губернаторов.

Россия начала XIX в. была самой большой в территориальном отношении страной мира, но с маленькой плотностью населения, многонационального по своему составу, исповедующего все мировые религии. Население подразделялось на сословия, главным из которых было дворянство, а самым многочисленным и бесправным — крестьянство. Для этого периода характерно формирование и интенсивное развитие новых, капиталистических отношений, особенно в промышленности и торговле. Однако феодально-крепостнический строй являлся серьезным тормозом экономического развития страны в целом и сельского хозяйства в частности. России нужны были реформы.

Реформы начала XIX в.

2 апреля 1801г. Александр I издал пять важных указов:

> восстанавливалась в полном объеме «Жалованная грамота дворянству»;

> восстанавливалась «Жалованная грамота городам»;

> дворяне освобождались от телесных наказаний, которые ввел Павел I;

> улучшалось содержание заключенных;

> упразднялась тайная экспедиция, и все судебные дела рассматривал Сенат.

Одним из важнейших решений был указ о «вольных хлебопашцах» (1803), по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семьями. Но практические результаты от указа были невелики.

  1.  К началу XIX в. административная система управления государством находилась в упадке. В петровских коллегиях царила круговая безответственность, процветало взяточничество, местные власти творили беззакония. Такое положение в России историк      Н. М. Карамзин определил одним словом: «Воруют!» В 1802—1811 гг. была проведена министерская реформа. Вместо 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения (впервые). Позже число министерств было увеличено до 12, были четко разработаны их функции и обязанности. Сенат становился высшей судебной инстанцией. 

Проекты реформ М. М. Сперанского 

М. М. Сперанский предложил 4 модели реформирования России:

А. Сословная (освобождение крестьян, создание мощной аристократии, восстановление престолонаследия)

Б. Административная (волостное, уездное и губернское управление)

В. Законодательного реформирования (выборная дума, назначение судей и распоряжения финансами)

Г. Судебная (волостные суды, суды первой инстанции, введение суда присяжных)

В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парламенте — Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции — у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при императоре);

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, во главе его встал Сперанский.

 В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанскому разработать проект оздоровления экономики.

 В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических реформ. Он включал в себя:

> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями облигаций;

> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;

> резкое сокращение государственных расходов;

> проведение внутреннего займа;

> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и составлял 50 копеек в год;

> введение нового таможенного тарифа;

Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

Социально-экономическое развитие России после войны. Военные поселения 

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии (1813—1815 ) тяжело отразились на экономике России. Материальные убытки составили 1 млрд. рублей (годовой доход казны — 100 млн. рублей). Пришлось взять крупный кредит у Англии и уничтожить тарифный устав (преобладание вывоза над ввозом). Помещики усиливали эксплуатацию крестьян. В России наступил экономический кризис.

Во главе департамента государственной экономики был поставлен реформатор Н. С. Мордвинов (друг Сперанского). В следствии реформ кризисные явления в экономике стали слабее.

Александр I поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу А. А. Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. По проекту Аракчеева освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет. Но выгодные для помещиков условия освобождения крестьян встретили сопротивление реакционного дворянства. Александр I не решился на проведение этой реформы.

Наиболее реакционным мероприятием во внутренней политике Александра I явилось учреждение военных поселений. Рекрутская система в России не позволяла резко увеличивать численность армии в военное время и сокращать — в мирное; содержание армии стоило огромных денег. Граф Аракчеев разработал план так называемых военных поселений, суть которых состояла в следующем: в избранном регионе крестьян обращали в военных поселенцев, в селение вводились воинские части, которые должны были помогать крестьянам в сельскохозяйственных работах. Таким образом, путем перевода части солдат на «самоокупаемость» решались вопросы комплектования армии и снижения расходов на ее содержание.

После окончания войны с Наполеоном многие в России ожидали реформ: дворяне мечтали о конституции, крестьяне надеялись на отмену крепостного права, нерусские народы ожидали послаблений в национальной политике.

В 1815г. была утверждена Конституция Польши — самый либеральный Основной закон того времени. Польша становилась конституционной монархией. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю.

Проект российской конституции было поручено разработать близкому другу царя Н. Н. Новосильцеву и князю П. А. Вяземскому.

В 1819 г. проект под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был готов. Провозглашался суверенитет императорской власти, а не народа (как в большинстве конституций Европы). Предусматривалось создание двухпалатного парламента, проекты законов вносил царь, который возглавлял исполнительную власть. Россия получала федеративное устройство, предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, печати, совести, равенства перед законом.

Примерно с 1820 г. у Александра I появляются признаки апатии. Он говорит о том, что снимет корону и уйдет в частную жизнь, подолгу путешествует по Европе, огромную роль в его жизни стала играть религия, а затем мистика. Начинают сворачиваться реформы, усиливается политическая реакция.

В 1822г. император запретил деятельность всех тайных организаций и начал преследование их участников. Он боялся разделить участь своего отца, который задел интересы дворян и был убит.

Ему не на кого было опереться в реформах, очень узким был круг их сторонников. И все же, несмотря на то, что многие реформаторские проекты не были реализованы, внутренняя политика Александра I, названного «Благословенный», подготовила почву реформам 60—70-х годов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10814. Графика на Паскале 102.5 KB
  Графика на Паскале В языке TURBO Pascal имеется значительное количество графических процедур и функций. Нам понадобятся лишь некоторые из них. Для того чтобы компилятор узнавал их названия мы должны после заголовка программы разместить строчку следующего вида: u...
10815. Основная позиция пальцев на клавиатуре 51 KB
  Конспект урока Тема: Основная позиция пальцев на клавиатуре Класс: 5а Тип урока: комбинированный Цель: познакомить учащихся с принципами расположения букв на клавиатуре правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации. образовательная: 1...
10816. Виды анимации. Рисованная анимация 134.5 KB
  Виды анимации Рисованная анимация. Чаще всего говоря о рисованных фильмах имеют в виду те что сделаны классическим или как его еще называют диснеевским методом т.е. с использованием той технологии которая в свое время была разработана на диснеевской студии. Такие фи
10817. Вимірювання та вимірювальні прилади 105.5 KB
  Щоб скористатися вимірювальним приладом, зняти показання, спочатку необхідно визначити ціну поділки вимірювального приладу
10818. Державні службовці та корупція 69.11 KB
  Державний чиновник частіше за інших громадян в змозі опинитися в ситуації, де конфлікт інтересів є реальним і значимим, в результаті чого може постраждати неупередженість думок і з’являється спокуса або мотив забезпечити власні, а не державні інтереси.
10819. План-конспект уроку. Повторення Я, моя сімя і друзі 44.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 3 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 3 Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Освіта в Україні. Мета: Практикувати учнів у читанні тексту за темою уроку з добуванням основної інформації. Фор
10820. Загальна характеристика відповідальності державних службовців 200 KB
  Вона полягає в застосуванні до державних службовців тих чи інших покарань, стягнень, передбачених законодавством, за винне вчинення ними правопорушень, тобто за провини та дії, що юридично визнані протиправними. Як відомо, правопорушення поділяються на злочини та провини (делікти).
10821. Туристский потенциал Челябинской области 135 KB
  Основная цель данной работы заключается в том, чтобы показать и доказать необходимость развития туризма в Челябинской области. Ведь это не только промышленный регион, но еще и место, где сосредоточены огромные туристские ресурсы, такие как Аркаим, Ильменский государственный заповедник и другие.
10822. Людина серед людей 101 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 6 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 6 Підтема: Людина серед людей. Мета: Обговорити в групах та в процесі аудіювання тексту положення та якості особистості в суспіл Систематизувати та повторити тему