28938

Движение декабристов

Доклад

История и СИД

Первые тайные общества появились после окончания заграничного похода русской армии. Членами общества были молодые гвардейские офицеры С. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Слабость организации и разногласия между членами общества привели к его самороспуску.

Русский

2013-08-20

36 KB

11 чел.

Вопрос №20. Движение декабристов

1. После войны 1812г. впервые в России возникло организованное общественное движение, основой идеологии которого был провозглашен приоритет личности человека, его свобод над всем остальным. Это было новым для России, где всегда главными являлись интересы государства.

2. Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Вольтером, Руссо, Дидро. Но после французской революции начались гонения на либералов. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Либеральные идеи «Негласного комитета» и реформы Сперанского подготовили почву для проникновения этих идей в среду передового дворянства.

3. Первые тайные общества появились после окончания заграничного похода русской армии. Молодые офицеры приобщились во Франции к масонским организациям, которые ставили задачу мирного объединения человечества в религиозно-братский союз. В России в 20-х годах XIX в. было 220 масонских лож, в них состояло 3 тысячи дворян, интеллигентов.

4. Первым тайным обществом стал «Союз спасения» (1816— 1818), который возглавил полковник. Н. Муравьев. Членами общества были молодые гвардейские офицеры С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, всего около 30 человек. Позднее в него вступил П. И. Пестель. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Слабость организации и разногласия между членами общества привели к его самороспуску.

5. В 1818 г. в Москве на базе «Союза спасения» была создана новая организация «Союз благоденствия», насчитывавшая уже 200 человек. Во главе Союза были «Коренная управа» (30 учредителей) и Дума (6 человек). Организация имела свой устав с обширной программой действий, получивший название «Зеленая книга» (по цвету переплета). Ее участники хотели сначала через печать и литературно-просветительские общества воздействовать на общественное мнение, создать определенную общественную атмосферу, а затем произвести безболезненный государственный переворот и перейти к революционным преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но внутри Союза были серьезные программные и тактические разногласия: одни выступали за введение в России республиканской формы правления, другие — за конституционную монархию. В 1821 г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска.

6. В 1821 г. возникли два новых общества — Южное в армейских частях на Украине и Северное в Петербурге. Руководителем Южного общества был полковник П. И. Пестель, его членами — братья А. А. и Н. А. Крюковы, В. П. Ивашёв, С. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и др.;

руководителем Северного общества был Н. М. Муравьев, членами — М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин. Программа Южного общества называлась «Русская Правда», а Северного — «Конституция».

7. П. И. Пестель составил первый в истории России проект республиканского устройства страны, по которому:

> Россия провозглашалась республикой с однопалатным парламентом — Народным вече, высшим органом законодательной власти, в составе 500 человек, избиралось на 5 лет;

> исполнительная власть принадлежала Державной думе из 5 человек, также избиралась на 5 лет;

> контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, члены которого избирались пожизненно из наиболее заслуженных и уважаемых граждан;

> ликвидировались сословия, провозглашались гражданские свободы, сокращались налоги и срок солдатской службы;

> отменялось крепостное право, к крестьянам переходила половина земельного фонда страны.

Некоторые положения «Русской Правды» были нереалистичны. Страна и народ не были готовы к перестройке по проекту П. И. Пестеля.

8. Согласно «Конституции» Н. М. Муравьева предполагались следующие преобразования:

> Россия должна стать конституционной монархией;

> федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей;

> высший законодательный орган — двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей. Избирательное право имело ограничения. Вводился высокий имущественный ценз;

> император должен стать «верховным чиновником» страны, ему передается исполнительная власть;

> крепостное право отменялось, но крестьяне получали лишь надел в 2 десятины земли;

> высший судебный орган — Верховное судилище, а в державе — державное судилище и т. п.

«Конституция» Муравьева была более умеренным документом, чем «Русская Правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825 г. к руководству в Северном обществе пришли Е. П. Оболенский, К. Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П. Г. Каховский вообще был готов совершить убийство царя.

9. Несмотря на тайный характер организаций, власти располагали большой информацией об их деятельности. В 1822 г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов. Осенью 1825 г. Александр I приказал арестовать ряд участников движения.

10. Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении летом 1826 года, но выступить пришлось раньше. В ноябре 1825 г. внезапно умер Александр I, власть должна была перейти к его брату Константину. Но Константин еще в 1822 г. отрекся от престола в пользу младшего брата Николая (все это держалось в тайне). Вся страна стала присягать Константину, который в это время находился в Варшаве. Между братьями началась переписка, которая длилась 3 недели. Династический кризис затянулся. В конце концов присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года.

11. Это междуцарствие решили использовать члены Северного общества. Восстание должно было начаться в Петербурге 14 декабря 1825 г., в день присяги новому императору Николаю I, для того чтобы сорвать ее. И почти одновременно оно должно было быть поддержано выступлением на Украине. «Диктатором» (руководителем) восстания был назначен Сергей Трубецкой. Члены Северного общества должны были вывести полки к Сенату. Готовился Манифест о низложении правительства и отмене крепостного права. Не исключалось и убийство Николая I. Но все получилось иначе.

12. На Сенатскую площадь декабристы смогли вывести 3 тысячи солдат и матросов. Но Сенат и Госсовет приняли присягу еще до подхода декабристов. На площадь не явился Трубецкой. Восставшие солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай I хочет завладеть престолом в обход Константина.

13. Верные Николаю I войска окружили восставших на Сенатской площади. Николай I послал на переговоры с декабристами митрополита. Каховский смертельно ранил генерала М. А. Милорадовича, который пытался убедить солдат в том, что их обманывают. В 5-м часу вечера Николай I приказал стрелять по восставшим войскам. Число жертв с обеих сторон составило 200—300 человек, много было раненых. В тот же вечер начались аресты участников выступления. Через две недели на Украине восстал Черниговский полк, восстание возглавили С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. 3 января 1826 г. восстание было подавлено.

14. По делу декабристов к следствию, а затем суду было привлечено 579 человек. Признано виновными — 289. 5 июля 1826 г. суд приговорил К. Ф. Рылеева, П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского к смертной казни «четвертованием», которая была заменена повешением. 121 декабриста сослали на каторгу или поселение в Сибирь, разжалованных в рядовые отправили в действующую армию на Кавказ.

15.Декабристы бросили вызов самодержавию, они требовали гражданских прав и свобод. Выступление декабристов не было военной революцией или восстанием — это был акт гражданского неповиновения. Казнив 5 декабристов, Николай I в моральном отношении проиграл, русское дворянство не простило ему жестокости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.
71989. Число й цифра 7. Утворення числа способом прилічення 1. Порівняння чисел у межах 7. Попереднє і наступне число. Написання цифри 7 88.5 KB
  Тож гаразд часу не гаєм І урок вже починаєм А урок сьогоднішній нехай всім принесе задоволення від дуже потрібної роботи. Сьогодні ми вивчимо цифру 7 яка позначає число сім. Цифра сім як кочерга це її стирчить нога. Сім яскравих кожен знає Кольорів веселка має.
71990. Знаходження невідомого дільника. Розв’язання задачі на три дії виразом 1.57 MB
  Обладнання: зошит з друкованою основою картка з буквеним виразом з домашнього завдання; відповіді математичного диктанту для перевірки зі словом спасибі; картки з виразами на предметних малюнках; таблиця для розв’язування рівняння в підручнику;...
71991. Число 8. Цифра 8. Склад числа 8. Розробка інтегрованого уроку математики (з елементами ознайомлення з навколишнім світом) 216 KB
  Мета. Познайомити учнів з числом і цифрою 8. Повторити і закріпити навички рахунку в межах 7. Розвивати логічне мислення, мову, творчі здібності. Збагачувати знання про навколишній світ. Виховувати пізнавальний інтерес до предмету математики.
71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.
71994. Таблиця додавання числа 5. Розв’язування прикладів та задач. Розпізнавання многокутників 63 KB
  МЕТА: Навчати учнів користуватися таблицею додавання числа 5; складати приклади за числовою шкалою. Удосконалювати вміння розв’язувати задачі. Формувати вміння розпізнавати геометричні фігури. Розвивати критичне мислення. ОБЛАДНАННЯ: картки для групової роботи, казкові герої, план уроку, предметні малюнки.