28941

История как наука и ее роль в обществе

Доклад

История и СИД

История как наука и ее роль в обществе. Пушкин История в целом изучает прошлое человечества а также отдельные стороны деятельности общества тенденции исторического процесса. Раздел €œИстория€ в том или ином виде присутствует во многих науках. Например: историческая география экономическая история социальная история гражданская и военная история идеология История подразделяется на Мировую Историю отдельных народов и Историю континентов.

Русский

2013-08-20

31.5 KB

121 чел.

Вопрос №1. История как наука и ее роль в обществе.

                    

                                                                                      “Первая черта культурного человека-

                                                                                        знание истории своего Отечества”.

                                                                                                                    А.С. Пушкин

История  в целом изучает прошлое человечества, а также отдельные стороны деятельности общества тенденции исторического процесса.

Она является самостоятельной наукой и имеет:

  1.  Свое содержание
  2.  Самостоятельные отрасли исторического знания
  3.  Свои функции
  4.  Свои методы и принципы
  5.  Свои категории, законы и закономерности

Содержанием истории является исторический процесс,  раскрывающий жизнь предыдущих поколений. Данная наука рассматривает процесс развития общества в целом, а также анализирует совокупность явлений общественной жизни.

Раздел “История”  в том или ином виде присутствует во многих науках.

Например:

  1.  историческая география
  2.  экономическая история
  3.  социальная история
  4.  гражданская и военная история
  5.  идеология

История подразделяется на Мировую, Историю отдельных народов и Историю континентов.

История Отечества же изучает конкретно социальный и государственный строй, политические отношения и культуру (материальную, социально-политическую и духовную) определенного государства. В нашем случае этим государством является России.

История имеет множество вспомогательных наук, таких как:

  1.  Источниковедение
  2.  Историография
  3.  Метрология (система мер)
  4.  Сфрагистика (система развития мер)
  5.  Геральдика
  6.  Топонимика
  7.  Нумизматика

Законы истории включают в себя:

  1.  неизбежность социально-политических перемен
  2.  исторические необходимости и исторические случайности
  3.  альтернативность исторического развития

Закономерностями истории являются:

  1.  Диалектика объективизма и субъективизма в историческом процессе
  2.  Единство теоретической историческо-исследовательской деятельности
  3.  Исключение схематизма и поверхностного подхода
  4.  Диалектика общего, частного и особенного в историческом процессе
  5.  Выявление причин наследственных связей между историческими явлениями и процессами
  6.  Использование исторического опыта

Принципами исторической науки являются:

  1.  объективность
  2.  историзм
  3.  социальный подход

Существует также понятие методологии исторической науки. Данная методология изучает 4 основных подхода к изучению предмета истории:

1. Теорию апоссионарности развития Льва Гумилева

2. Формационный подход, изучающий историю исходя из анализа существования тех или иных общественных формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической.

3. Многофакторный подход, включающий такие аспекты как экономическую жизнь, природную целостность социальные факторы и т.д.

Цивилизационный подход, выделяющий 3 типа цивилизаций:

А. Замкнутая цивилизация

    Особенности: крайне низкий уровень развития производственных сил, отсутствие исторического времени, система табу, региональный образ жизни.

Б. Восточная цивилизация

   Особенности:  Более высокий уровень развития производственных сил, замкнутый тип хозяйства,   имеет длительную культуру, общество делится на касты, высокий духовный уровень жизни

В. Западная цивилизация

    Особенности: Высокий уровень развития производственных сил, высокий уровень политической и социальной жизни


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13086. Классный час «Москва и москвичи» 22.87 KB
  Конспект классного часа. Тема классного часа: Москва и москвичи Задачи: 1.Образовательная: Познакомить учащихся с историей московских достопримечательностей 2.Воспитательная: : Воспитывать любовь к Родному городу чувство патриотизма. 3.Развивающая: Развивать р...
13087. Классный час «Береги своё время и время других людей» 54.5 KB
  Береги своё время и время других людей Цель: учить ценить своё время и время окружающих людей. Задачи: показать важность соблюдения режима дня; воспитывать ответственность ...
13088. Классный час «Час знакомства» 24.47 KB
  Тема: Час знакомства Цель: познакомиться с учениками школы №90 3 Б класса узнать интересы детей взаимоотношения в коллективе способствовать развитию отношений между детьми и практикантами. создать условия которые способствуют быстрому и благоприятному зна...
13089. Виховна година. Чорнобильська катастрофа, її причини та наслідки 64.5 KB
  Виховна година: Чорнобильська катастрофа її причини та наслідки Мета. Розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію наголосити про потенційну небезпеку радіації для усього живого розповісти про ліквідаторів аварії на Чорнобильській АЕС показати що чужої б
13090. Правила школьной жизни. Классный час для первокласников 34 KB
  Классный час для первоклассников Правила школьной жизни Проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности которая выступает как стрессор длительного действия истощающий запас адаптационной энергии. Пробл...
13091. Классный час «Что такое толерантность» 39 KB
  Классный час Что такое толерантность /15 классы/ Классный час проводится волонтёрами-старшеклассниками. Цель: Знакомство и работа с понятием толерантная личность. Здравствуйте дети Меня зовут. Сегодня я пришла пришёл к вам чтобы рассказать вам о дружбе
13092. Классный час «Дружба» 50 KB
  Классный час по теме Дружба 1 класс . ТЕМА: Трудно одному на свете жить. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: сердечки из бумаги с правилами дружбы доверяй прощай уважай будь внимателен будь верным береги и одно пустое 7 шт.; белые звёздочки; цветные фл
13093. Классный час «Интернет: да или нет» 91 KB
  Классный час Интернет: да или нет Цели: Формирование информационной культуры школьников представления о плюсах и минусах Интернета на основе игрового диспута. Развитие познавательного интереса творческой активности учащихся. Воспитание уважени...
13094. Классный час «А ну-ка, мальчики!» 70.5 KB
  Классный час к 23 Февраля А нука мальчики Цель: Создать атмосферу праздника в игресоревновании. Задачи: Познакомить детей с родами войск. Развитие памяти внимания организованности самостоятельности умений согласовывать интересы в процессе преодолен...