28948

Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства

Доклад

История и СИД

Иван I Калита которого называют первым собирателем земель русских перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви авторитет которого в то время был очень высок. Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый 13401353 и Иван II Красный 1353 1359. После смерти Василия II 1462 великим князем становится его сын Иван III 1462 1505. Человек осторожный расчетливый Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств...

Русский

2013-08-20

32 KB

33 чел.

Вопрос №8. Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства.

Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом.

Главные составляющие этого процесса:

  1.  возвышение Москвы и собрание ею русских земель
  2.  борьба за независимость
  3.  формирование государственного аппарата.

Причины:

  1.  восстановление экономики страны после татарского погрома
  2.  подъём сельского хозяйства, где утверждалась трехполье как основная система земледелия
  3.  активное освоение новых земель
  4.  подъём ремесленного производства, особенно связанного с военным производством
  5.  рост торговли и городов

Разные слои общества нуждались в защите централизованного государства: ремесленники, торговцы – от произвола местных феодалов, феодалам сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян, разорённые княжества не могли справиться с постоянной военной угрозой, особенно со стороны татар.

Во главе объединения стало Московское княжество, которое занимало выгодное географическое положение в центре земледельческого района, - умелая политика династии московских князей. Московские князья проводили мудрую национальную политику, в городе уживались многие народности. Выгодное торговое положение способствовало росту богатства Москвы. Разгром монголо-татарами старых городов, приток населения в Москву усиливал её роль. В 1326 г. Иван I Калита, которого называют первым собирателем земель русских, перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву, московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви, авторитет которого в то время был очень высок.

Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья — Симеон Гордый (1340-1353) и Иван II Красный (1353—1359). Московские правители, укрепляя Москву как политический центр Руси, действовали дальновидно, различными методами — оружием, деньгами, хитростью. Князья часто ездили в Орду с подарками, а ордынцы не разоряли Русь набегами.

Усиление Московского княжества происходило в условиях острой борьбы с Тверью, которая тоже стремилась к объединению русских земель. Против усиления Москвы выступало Литовское княжество (князь Ольгерд), которое трижды нападало на Москву. Литовцам помогала Тверь. Открытую борьбы против Орды начинает князь Дмитрий. Мамай готовит решающий поход на Москву: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом, вступает в тайные связи с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы. Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайло, князь спешит дать генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на правом берегу Дона.

Применив удар засадного полка в критический момент битвы, Дмитрий разгромил врага. После этого его стали называть Донским.

Куликовская битва привела к краху татаро-литовского плана раздела Руси, дал импульс силам, которые выступали за единое государство, укрепила авторитет Москвы. Как центра объединения. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, который допустил ряд ошибок, и Москва вновь подчинилась Орде ещё на целое столетие. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462—1505). В это время ему было 22 года. Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. Человек осторожный, расчетливый, Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, на возвращение русских земель, захваченных Литвой.

При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. В 1471 году Иван совершил поход на Новгород. Состоялась битва на реке Шелонь. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще более обострилась. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества.

В 1476 г. Иван III прекратил выплату дани Орде. В 1480 г. хан Ахмат решил восстановить власть над Русью, и в октябре на реке Угре татарские и русские войска стали друг против друга, не решаясь начать сражение. Эти события получили название «Стояние на реке Угре», которое длилось 100 дней. Хан Ахмат ушел в Орду ни с чем, так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков.

В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси».

В начале XVI в. завершился процесс объединения русских земель, образовалось Российское централизованное государство, сложилась великорусская народность на основе восточнославянских народов, проживающих на территории Владимиро-Суздальского княжества и Новгородско-Псковской земли. Российское государство формировалось как многонациональное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80438. EXPO-2017 перспективы развития атомной энергетики в Республики Казахстан 47.64 KB
  В этой проектной работе рассмотрена проблема, почему же Республика Казахстан, имея большое количество добываемого урана, не использует его для получения энергии, так же в этой работе рассказывается о безопасности АЭС, о плюсах и минусах проекта восстановления АЭС в городе Актау.
80439. Древний Египет. Фараон Эхнатон 48.67 KB
  Небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества, и в то же время противопоставляло их царской власти.
80440. Общее понимание стиля и стилистическое расслоение языковых средств на функциональные стили русского языка 35.43 KB
  Таким образом согласно поставленным целям в этой работе были рассмотрены разнообразные точки зрения включая полемичные определены основные характеристики и отличительные признаки разных стилей а так же смежные черты и используемые в функциональных стилях речи языковые средства.
80441. Последовательные регулировочные трансформаторы (Вольтодобавочные трансформаторы) 32.6 KB
  Причинами, вызывающими колебания напряжения в электрической сети, являются: недостаток энергетической мощности, неравномерность нагрузки, вызываемая энергоёмкими промышленными комплексами, в первую очередь металлургическими заводами и горнорудными разрабатывающими комплексами...
80442. Урок-аукцион. Деление 52 KB
  Цель: Повторить изученные приемы умножения и деления многозначных чисел Отработать алгоритм деления на двузначное число Прививать навыки самостоятельного мышления и анализа Развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80443. Розвиток музики 50.5 KB
  Мета: систематизувати та поглибити знання учнів про прийоми розвитку музики; формувати навички аналізу музичного твору, хорового співу; виховувати інтерес до музичного мистецтва. Обладнання: комп’ютер, проектор, презентація, фортепіано, кольорові картки.
80444. І. Калинець « Про що розповіли незабудки» 142 KB
  Мета: ознайомити учнів з життям і творчістю українського письменника І. Калинця; формувати навички правильного, виразного читання прозових творів, насичених діалогами; розширювати уявлення про добрі вчинки; розвивати уяву, вміння орієнтуватися в тексті казки; виховувати людяність, доброзичливість...
80445. Образ людини у мистецтві. Портрет як жанр мистецтва 7.36 MB
  Мета. Формувати у дітей первинні уявлення про особливості форми та пропорцій голови людини, засоби створення виразного портретного образу. Розвивати увагу, мислення, окомір. Виховувати естетичні смаки, любов то творчості та краси.