28948

Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства

Доклад

История и СИД

Иван I Калита которого называют первым собирателем земель русских перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви авторитет которого в то время был очень высок. Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый 13401353 и Иван II Красный 1353 1359. После смерти Василия II 1462 великим князем становится его сын Иван III 1462 1505. Человек осторожный расчетливый Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств...

Русский

2013-08-20

32 KB

33 чел.

Вопрос №8. Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства.

Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом.

Главные составляющие этого процесса:

  1.  возвышение Москвы и собрание ею русских земель
  2.  борьба за независимость
  3.  формирование государственного аппарата.

Причины:

  1.  восстановление экономики страны после татарского погрома
  2.  подъём сельского хозяйства, где утверждалась трехполье как основная система земледелия
  3.  активное освоение новых земель
  4.  подъём ремесленного производства, особенно связанного с военным производством
  5.  рост торговли и городов

Разные слои общества нуждались в защите централизованного государства: ремесленники, торговцы – от произвола местных феодалов, феодалам сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян, разорённые княжества не могли справиться с постоянной военной угрозой, особенно со стороны татар.

Во главе объединения стало Московское княжество, которое занимало выгодное географическое положение в центре земледельческого района, - умелая политика династии московских князей. Московские князья проводили мудрую национальную политику, в городе уживались многие народности. Выгодное торговое положение способствовало росту богатства Москвы. Разгром монголо-татарами старых городов, приток населения в Москву усиливал её роль. В 1326 г. Иван I Калита, которого называют первым собирателем земель русских, перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву, московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви, авторитет которого в то время был очень высок.

Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья — Симеон Гордый (1340-1353) и Иван II Красный (1353—1359). Московские правители, укрепляя Москву как политический центр Руси, действовали дальновидно, различными методами — оружием, деньгами, хитростью. Князья часто ездили в Орду с подарками, а ордынцы не разоряли Русь набегами.

Усиление Московского княжества происходило в условиях острой борьбы с Тверью, которая тоже стремилась к объединению русских земель. Против усиления Москвы выступало Литовское княжество (князь Ольгерд), которое трижды нападало на Москву. Литовцам помогала Тверь. Открытую борьбы против Орды начинает князь Дмитрий. Мамай готовит решающий поход на Москву: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом, вступает в тайные связи с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы. Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайло, князь спешит дать генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на правом берегу Дона.

Применив удар засадного полка в критический момент битвы, Дмитрий разгромил врага. После этого его стали называть Донским.

Куликовская битва привела к краху татаро-литовского плана раздела Руси, дал импульс силам, которые выступали за единое государство, укрепила авторитет Москвы. Как центра объединения. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, который допустил ряд ошибок, и Москва вновь подчинилась Орде ещё на целое столетие. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462—1505). В это время ему было 22 года. Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. Человек осторожный, расчетливый, Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, на возвращение русских земель, захваченных Литвой.

При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. В 1471 году Иван совершил поход на Новгород. Состоялась битва на реке Шелонь. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще более обострилась. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества.

В 1476 г. Иван III прекратил выплату дани Орде. В 1480 г. хан Ахмат решил восстановить власть над Русью, и в октябре на реке Угре татарские и русские войска стали друг против друга, не решаясь начать сражение. Эти события получили название «Стояние на реке Угре», которое длилось 100 дней. Хан Ахмат ушел в Орду ни с чем, так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков.

В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси».

В начале XVI в. завершился процесс объединения русских земель, образовалось Российское централизованное государство, сложилась великорусская народность на основе восточнославянских народов, проживающих на территории Владимиро-Суздальского княжества и Новгородско-Псковской земли. Российское государство формировалось как многонациональное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45814. Корпоративные издания 25.33 KB
  Всю совокупность подобных СМИ можно разделить на две большие группы издания вертикального типа информация распространяется от руководства к сотрудникам и наоборот и издания горизонтального типа содержание которых нацелено в первую очередь на реальных и потенциальных клиентов компании. В какойто степени корпоративные СМИ в России опираются на установки и опыт времен СССР когда каждый крупный завод Министерство и пр. Причем если еще 5 лет назад наличие корпоративного массмедиа в основном оставалось прерогативой западных корпораций то...
45815. Управление общественным мнением 24.86 KB
  Управление общественным мнением Общественное мнение Общественность - это группа людей оказавшаяся в аналогичной неразрешимой ситуации: сознающих неопределенность и проблемность ситуации реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию Мнение это выраженное отношение по какомулибо вопросу. Общественное мнение это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу затрагивающему группу людей. Общественное мнение может давать со веты рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или...
45816. Имидж и репутация 24.18 KB
  Имидж объективный фактор играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса. Понятие имидж происходит от латинского imgo связанного с латинским словом imitri означающего имитировать. Согласно толковому словарю Вебстера имидж это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какоголибо объекта и особенно лица.
45817. Трудовое право и его источники. Трудовой договор 67.06 KB
  Общая характеристика трудового права Российской Федерации. Основания возникновения трудовых прав работников. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Понятие трудовой дисциплины и методы её обеспечения. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.
45818. Пресс-службы: структура, функции, направления деятельности, формы работы 23.04 KB
  В частности в московский отдел входят: директор департамента PR заместитель директора департамента PR главный менеджер департамента PR начальник прессслужбы . Также примером такого устройства прессслужбы может служить прессслужба Государственной Думы или Прессслужба Президента см. Функции отдела: Координация деятельности Отслеживание бюджета Основные преимущества прессслужбы на аутсорсинге работающей удаленно не в штате компании: 1. Обратившись в агентство Вы избавляете себя от расходов на: поиск и содержание в штате...
45819. Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование 22.98 KB
  Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя. Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном так и на региональном и местном уровнях причем местные...
45820. Критерии оценки эффективности PR деятельности 21.76 KB
  Однако многие компании уже имеют опыт работы и присутствия на рынке поэтому важно заранее сделать отметку и собрать все сведения о первоначальной ситуации на рынке для того чтобы в дальнейшем измерить и оценить возможные изменения на уровне осведомленности и понимания. Исследовательская группа проводит замеры до во время и после PRкампании чтобы выяснить какова динамика изменения узнаваемости торговой марки или компании у целевых аудиторий. Плюсы таких исследований в том что они дают достоверное представление об эффективности усилий...
45821. PR-кампания: постановка целей и задач, общая концепция компании, определение ключевых проблем и профилей целевых аудиторий 21.68 KB
  Кампании преимущественно планируются и проводятся ради того чтобы привлечь внимание общественности к проблеме разрешить или какимлибо образом исправить или же изменить общую социальную ситуацию. PRкампания проводится с целью: убедить людей изменить свое отношение и мнение Формировать общественное мнение когда его нет усилить существующее общественное мнение По продолжительности PRкампании принято подразделять на стратегические несколько лет оперативные один год и ситуативные несколько месяцев. Наиболее типичными для...
45822. Планирование рекламной кампании 21.78 KB
  Планирование рекламной кампании разбивается на следующие этапы: Определение целей рекламной кампании; Разработка рекламной идеи и стратегии рекламной кампании; Исследование рынка; Разработка бюджета рекламной кампании; Выбор средств распространения рекламной информации; Выбор графика проведения рекламной кампании; Составление медиаплана рекламной кампании; Оценка эффективности рекламной кампании. Рекламные кампании различаются: По основному объекту рекламирования можно выделить кампании по рекламе: Товаров и услуг;...