28948

Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства

Доклад

История и СИД

Иван I Калита которого называют первым собирателем земель русских перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви авторитет которого в то время был очень высок. Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый 13401353 и Иван II Красный 1353 1359. После смерти Василия II 1462 великим князем становится его сын Иван III 1462 1505. Человек осторожный расчетливый Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств...

Русский

2013-08-20

32 KB

30 чел.

Вопрос №8. Возвышение Москвы. Роль московских князей в свержении ордынского ига и создании централизованного Русского государства.

Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом.

Главные составляющие этого процесса:

  1.  возвышение Москвы и собрание ею русских земель
  2.  борьба за независимость
  3.  формирование государственного аппарата.

Причины:

  1.  восстановление экономики страны после татарского погрома
  2.  подъём сельского хозяйства, где утверждалась трехполье как основная система земледелия
  3.  активное освоение новых земель
  4.  подъём ремесленного производства, особенно связанного с военным производством
  5.  рост торговли и городов

Разные слои общества нуждались в защите централизованного государства: ремесленники, торговцы – от произвола местных феодалов, феодалам сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян, разорённые княжества не могли справиться с постоянной военной угрозой, особенно со стороны татар.

Во главе объединения стало Московское княжество, которое занимало выгодное географическое положение в центре земледельческого района, - умелая политика династии московских князей. Московские князья проводили мудрую национальную политику, в городе уживались многие народности. Выгодное торговое положение способствовало росту богатства Москвы. Разгром монголо-татарами старых городов, приток населения в Москву усиливал её роль. В 1326 г. Иван I Калита, которого называют первым собирателем земель русских, перенёс митрополическую кафедру из Владимира в Москву, московские князья в своей политике получают в союзники главу русской церкви, авторитет которого в то время был очень высок.

Политику Ивана I Калиты продолжили его сыновья — Симеон Гордый (1340-1353) и Иван II Красный (1353—1359). Московские правители, укрепляя Москву как политический центр Руси, действовали дальновидно, различными методами — оружием, деньгами, хитростью. Князья часто ездили в Орду с подарками, а ордынцы не разоряли Русь набегами.

Усиление Московского княжества происходило в условиях острой борьбы с Тверью, которая тоже стремилась к объединению русских земель. Против усиления Москвы выступало Литовское княжество (князь Ольгерд), которое трижды нападало на Москву. Литовцам помогала Тверь. Открытую борьбы против Орды начинает князь Дмитрий. Мамай готовит решающий поход на Москву: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом, вступает в тайные связи с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы. Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайло, князь спешит дать генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, на правом берегу Дона.

Применив удар засадного полка в критический момент битвы, Дмитрий разгромил врага. После этого его стали называть Донским.

Куликовская битва привела к краху татаро-литовского плана раздела Руси, дал импульс силам, которые выступали за единое государство, укрепила авторитет Москвы. Как центра объединения. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, который допустил ряд ошибок, и Москва вновь подчинилась Орде ещё на целое столетие. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462—1505). В это время ему было 22 года. Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. Человек осторожный, расчетливый, Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, на возвращение русских земель, захваченных Литвой.

При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. В 1471 году Иван совершил поход на Новгород. Состоялась битва на реке Шелонь. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще более обострилась. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества.

В 1476 г. Иван III прекратил выплату дани Орде. В 1480 г. хан Ахмат решил восстановить власть над Русью, и в октябре на реке Угре татарские и русские войска стали друг против друга, не решаясь начать сражение. Эти события получили название «Стояние на реке Угре», которое длилось 100 дней. Хан Ахмат ушел в Орду ни с чем, так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков.

В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь. Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси».

В начале XVI в. завершился процесс объединения русских земель, образовалось Российское централизованное государство, сложилась великорусская народность на основе восточнославянских народов, проживающих на территории Владимиро-Суздальского княжества и Новгородско-Псковской земли. Российское государство формировалось как многонациональное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54241. Координатна пряма. Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа 63.5 KB
  Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа Державна спеціалізована художня школаінтернат ІІІІ ступенів Колегіум мистецтв в Опішні Урок математики в 6 класі Тема уроку: Координатна пряма. Протилежні числа.
54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розв’язувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розв’язувати рівняння. Одночасно по три учні розв’язують рівняння біля дошки. Розв’яжіть рівняння 2 3.
54244. Винесення множника з-під знаку кореня. Перетворення виразів, які містять квадратні корні 147.5 KB
  Мета уроку: Повторити навчальний матеріал із теми Квадратні корені; Узагальнити і систематизувати знання учнів по використанню різних підходів до перебудови вираження яке містить квадратні корені; Формувати вміння логічно думати аналізувати й порівнювати одержані результати; Розвивати креатині та алгоритмічні здібності учнів; Виховувати вміння самостійно виконувати перебудову виразів із радикалами.192 №505 Творче креативне завдання: Побудовати...
54245. Что, где, когда, конкурс для школьников 49.5 KB
  У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил что ему 100 лет несколько месяцев и несколько дней но дней рождения у него было только 25. Чего стало больше молока в воде или воды в молоке практическая задача поровну стакана молока в воде и столько же воды в молоке Если бы завтрашний день был вчерашним то до воскресенья осталось бы столько дней сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Сколько задач сын решил правильно а сколько неправильно 13 правильно 7 неправильно 1312 710=86 составить систему...
54246. Розв’язування показникових рівнянь 714 KB
  Тема: Розв’язування показникових рівнянь. Ми розглянули приклади задач із фізикибіологіїекономіки які зводяться до розв’язання показникових рівнянь. Через який час після аварії кількість радіоактивних атомів цезія – 137 зменшиться у 128 разів Розв’язок Задача зводиться до розв’язування показникового рівняння. Кобальт – 60 поражає та сприяє розвитку рака печінки.
54247. Урок - путешествие в математическую сказку, 5 класс 48.5 KB
  Цель: - отработать у учащихся навыки и умения складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа при решении упражнений и задач; - с помощью практических заданий и теоретических вопросов развивать творческую и умственную активность; - развивать логическое мышление, смекалку и сообразительность в нестандартных ситуациях; - воспитывать целеустремленность, уверенность в своих силах, коллективизм и самооценку;
54249. Своеобразие индийской культуры 15.18 KB
  Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.