28955

Новая экономическая политика и ее сущность

Доклад

История и СИД

Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства. Нарушение в этот период экономических связей промышленности с сельское хозяйством через торговлю сокращение товарооборота подрывали...

Русский

2013-08-20

34 KB

12 чел.

Вопрос №38. Новая экономическая политика и ее сущность

Новая экономическая политика, нэп, проводилась КПСС и Советским государством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918—20. Начала осуществляться в 1921 по решению Десятого съезда РКП(б), завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечение крестьян в социалистическое строительство. Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства.

  Основы экономической политики переходного периода были разработаны В. И. Лениным ещё весной 1918 (ст. «Очередные задачи Советской власти» и др.). Условия Гражданской войны и хозяйственной разрухи вынудили Советское государство проводить политику «военного коммунизма», ставшую необходимым условием победы в Гражданской войне. Нарушение в этот период экономических связей промышленности с сельское хозяйством через торговлю, сокращение товарооборота подрывали материальные стимулы развития крестьянского хозяйства. Упадок сельского хозяйства затруднял и восстановление промышленности. Крестьянство в целом понимало необходимость политики «военного коммунизма» в период Гражданской войны. Военно-политическая форма союза рабочих и крестьян исчерпала себя, перед партией встала задача укрепить этот союз на экономической основе. Нэп в ленинском понимании означал использование в интересах строительства социализма товарного производства, товарно-денежных отношений и экономических методов хозяйственного руководства, хозрасчёта и материального стимулирования. Ленин доказал, что торговля — единственно возможная форма связи социалистической промышленности с мелкобуржуазным крестьянским хозяйством. Разрабатывая проблемы нэпа, Ленин подчёркивал решающее значение индустриализации на основе электрификации страны для победы социализма. Новая экономическая политика не меняет единого государственного хозяйственного плана и не выходит из его рамок, а меняет подход к его осуществлению. Этот новый подход заключался в изменении последовательности решения задач построения фундамента социалистической экономики: сначала оживить сельское хозяйство и мелкую промышленность; затем восстановить и развить крупную промышленность; подготовить и осуществить социалистическое переустройство сельского хозяйства; создать материально-технических базу социализма.

  Замена развёрстки продналогом явилась решающим мероприятием при переходе к нэпу, но не исчерпывала его существа. Она выражала принципиально новую хозяйственную политику партии, политику, призванную решить не только непосредственные задачи восстановления народные хозяйства, но и стать инструментом построения социализма. Введение продналога дало возможность крестьянству реализовать излишки своего производства, что стимулировало развитие сельского хозяйства. С целью оживления товарооборота и удовлетворения потребности населения в промышленным товарах декретом 17 мая 1921 была частично денационализирована мелкая промышленность и сохранены в частной собственности предприятия, которые не были ещё фактически национализированы; декретом от 24 мая 1921 допускалась частная торговля. В соответствии с решениями 10-го съезда партии началась организация торговли в пределах местного хозяйственного оборота и налаживание прямого товарообмена между промышленностью и крестьянским хозяйством через кооперацию. Государство передало кооперации специальный товарный фонд для обмена на хлеб. Но ограничиться развитием лишь местного оборота и удержаться в рамках товарообмена не удалось. Всё шире развивалась форма купли-продажи. С осени 1921 стали возрождаться крупные ярмарки, открылись торговые биржи. Были приняты решения об использовании государственного капитализма в виде концессий, аренды, смешанных обществ. Декрет СНК от 5 июля 1921 дал право ВСНХ сдавать мелкие промышленные предприятия в аренду государственным и кооперативным организациям, а также частным лицам.

  Разрешение свободной торговли в условиях мелкотоварного производства вызвало некоторое оживление в стране капиталистических элементов. Стала расти новая буржуазия, т. н. нэпманы — торговцы, арендаторы, скупщики, предприниматели, комиссионеры и пр. В 1926 их было, вместе с семьями, около 2,3 млн. чел. (1,6% населения СССР). Государство строго контролировало и регламентировало деятельность нэпманов, усиливало их налоговое обложение. Интересы трудящихся, работавших на частных предприятиях, защищались государством и профсоюзами.

  Условия нэпа потребовали перестройки управления народным хозяйством. В мае 1921 в составе ВСНХ были созданы 16 главных управлений по отраслям промышленности. Они руководили промышленными предприятиями через областные (губернские) совнархозы — местные органы ВСНХ. Для управления наиболее крупными предприятиями создавались тресты, которых в 1921—22 было образовано 430. Важнейшие из них (Югосталь, Донуголь, Азнефть и др.) подчинялись непосредственно ВСНХ. Государственная промышленность была переведена на хозяйственный расчёт, натуральная оплата за труд, существовавшая при «военном коммунизме», заменена денежной по количеству и качеству труда. После проведения денежной реформы 1922—24 натуральный налог в сельском хозяйстве был заменен денежным. Для организации дешёвого кредита крестьянству в феврале 1924 был открыт Центральный с.-х. банк.

  Строительство социализма в условиях нэпа сопровождалось борьбой партии против оппортунистических группировок, не понимавших объективных законов экономического развития пролетарского государства в переходный период и толкавших партию на пересмотр ленинских принципов нэпа. «Левые» видели в нэпе капитуляцию перед капитализмом, отказ от коммунистической стратегии и тактики; «правые» предлагали допустить частный капитал и в крупную промышленность, разрешить куплю-продажу земли, широко привлечь иностранный капитал. Партия доказала теоретическую и практическую несостоятельность как «левых», так и «правых» оппортунистов.

  Разработанные Лениным основные принципы нэпа и опыт КПСС в его проведении имеют международное значение. Экономическая политика диктатуры пролетариата, рассчитанная на использование товарного производства, рыночных связей для установления прочного экономического и политического союза рабочего класса с крестьянством, для вовлечения последнего в социалистическое строительство, для ликвидации многоукладной экономики и создания социалистической экономики, есть неизбежная и необходимая политика для каждой страны при переходе к социализму.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57880. Форматування даних, клітинок і діапазонів клітинок 238 KB
  МЕТА навчальна: продовжувати формувати навички форматування даних сформувати вміння у новій ситуації продовжувати формувати вміння та навички роботи з програмою MS Excel; застосовувати програму для опрацювання табличних даних розвязування прикладних задач...
57881. Робота над проектом «Хай стелиться вам доля рушниками…» 102 KB
  Рушники нашого краю Семантика кольорів мультимедійна презентація до уроку роздатковий матеріал. Сьогодні узагальнюючий урок але він буде незвичайним оскільки мова буде йти про рушники. Чому саме про рушники Рушник є найдавнішим зразком декоративно-ужиткового мистецтва українського народу.
57882. АПАРАТНА БУДОВА ПК. УРОК-ГРА: ПЕРШИЙ МЕГАБАЙТ 102 KB
  Мета: закріпити і перевірити знання учнями обчислювальної системи та її структури, знання і розуміння поняття інформації, засвоєння учнями основних понять операційної системи, її функцій та будови; розвивати активність, комунікабельність та самостійність учнів...
57883. Соединение части вида и части разреза 465.5 KB
  Учитель предлагает учащимся прочитать чертеж детали ответив на вопросы: Какие изображения применяют для полного выявления формы детали Что изображается на видах Какими видами может быть представлена форма детали...
57884. Козацькі розваги бравих молодців 384.5 KB
  Узагальнити та систематизувати вміння й навички учнів розвязувати вправи і задачі на всі дії з дробами; ліквідувати прогалини у знаннях; розвити логічне мислення память увагу культуру математичних записів; виховати працьовитість наполегливість...
57885. Урок-подорож «По морях, океанах». Координатна площина 124 KB
  На цьому уроці ми вирушаємо у подорож По морях океанах до країни під назвою Координатна площина. Учитель знайомить дітей з метою уроку. Учитель: Починаємо мандрувати. Учитель розташовує у точку 0;0 парусник.
57886. Системи нерівностей з двома змінними 273 KB
  Мета уроку: Закріпити уміння зображати графіки нерівностей з двома змінними; розвивати вміння та навички розвязувати системи нерівностей з двома змінними графічним способом.
57887. Розв’язування показникових рівнянь. Урок-подорож «Сходинками до вершини гори Знань» 144 KB
  Мета: Систематизувати та узагальнити знання і вміння учнів з теми; вдосконалювати вміння розвязувати показникові рівняння; розвивати навички колективної та самостійної роботи; формувати активну життєву позицію...
57888. Сума перших n членів арифметичної і геометричної прогресій 263.5 KB
  Дидактична мета: вивести формулу перших n членів арифметичної та геометричної прогресій; домогтися розуміння та засвоєння формул; сформувати вміння застосовувати формули до розвязування задач.