28956

Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия

Доклад

История и СИД

Предпосылки индустриализации. Техникоэкономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую  необходимость индустриализации. Необходимость индустриализации. Социальная без индустриализации невозможно развитие экономики а следовательно и социальной сферы: образования здравоохранения сферы отдыха социального обеспечения.

Русский

2013-08-20

43.5 KB

41 чел.

Вопрос №39. Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия.

Индустриализация

1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2). Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую необходимость индустриализации.

3). Необходимость индустриализации.экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая- без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5). Цели, методы, источники, сроки и сценарий индустриализации.

Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники:

Внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных

Методы:  Гос. инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы планомерный характер индустриализации. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост пр-ти планировался 20% в год. Сценарий: опора на частный капитал и внешние связи (традиционный метод), сбалансированное развитие с/х и пр-ти (слишком долгие сроки), командно-административные методы за счет внутренних источников (был осуществлен)

6). Начало индустриализации.Декабрь 1925 - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. 1925 - закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 -начало практического осуществления индустриализации. В пр-ть вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 25 году. В 1926-28 крупная пр-ть выросла в 2 раза, а валовая пр-ть достигла 132% от 1913.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки поиск виновных.

8). Довоенные пятилетки

  1.  пятилетка - пятилетний план экономического и социалистического развития СССР. Всего 12 пятилеток. Последняя 86-90.

        - 1932 - 1 пятилетка     - 1937 - 2 пятилетка

2.основные направления хоз. деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции 20%, главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке (урало-кузнецкий производственный комплекс), создание новых отраслей пр-ти, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированной рабочей силы и ЭТР. Кадры решают все.

Председатель госплана - Куйбышев, председатель ВСНК - Орджоникидзе.1930 -покончено с безработицей. 1 пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. 1929-1930 удельный вес пр-ти превысил объем с/х. С 1930 начинают создаваться отраслевые наркоматы с учетом усложнения задач по управлению промышленностью.

4. Главные новостройки первых пятилеток.

Днепрогаз - самая мощная ЭС в Европе; Сталинградский и челябинский тракторные заводы; криворожский, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты; Уралмаш, Турсиб, московский и горьковский автозаводы; московский и горьковский станкостроительные заводы; беломор канал, канал москва-волга.

5.Трудовой энтузиазм и героизм. Роль и значение моральных факторов были велики. Соцсоревнования ДИП (догони и перегони капитализм). Движение «пятилетку в 4 года», «стахановское движение» (Стаханов - забойщик).

9). Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промпредприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная, валовая продукция пр-ти возросла в 6.5 раз, в том числе группа А в 10 раз, по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения в стране). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции, индустриализация существенно повлияла на благосостояние советского народа.

Значение: индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную, индустриализация продемонстрировала мобилизационные возможности социализма и неисчерпаемые возможности России.

Коллективизация в СССР.

1). Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хоз-ва крупными обобществленными с/х производителями. Мелкие и частные хоз-ва заменяются крупными.

2). Ленин и коллективизация Ленинский план кооперации предусматривал постепенность и поэтапность, т.е. движение от простейших форм кооперации к более сложным.

Кооперация - сотрудничество, объединение усилий. Коллективизация - высший этап кооперации, который Ленин относил к проблемному будущему. Считать Ленина автором коллективизации некорректно.

3). Предпосылки коллективизации. Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России (крестьянская поземельная община ) и коллективизация и в какой мере строительство социализма предполагает коллективизацию.

4). Экономические предпосылки: с/х в 1925 -  размер посевов почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее кол-во хозяйств - 24 млн. крестьянских хоз-в (основная масса середняки - 61%). 1926 -27 посевные площади на 10% превосходят довоенные. Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее кол-во хоз-в 25 млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). Базы: ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28 перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах карточек. Причины кризиса: низкая производительность, низкая товарность, хлебные стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов, жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискация, репрессии, раскулачивание.

4). Политические предпосылки. Связаны с волевым решением советского руководства - оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в сложившейся ситуации и ставит задачу обеспечения госконтроля над с/х и тем самым решается проблема бесперебойного поступления средств на индустриализацию. Попутно деревня становится социалистической и с/х принимает современные формы. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста и статистика Немчинова.

Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927). Началу коллективизации предшествовала подготовка к ней. Она состояла: в технической помощи селу (тракторы), в создании МТС, в развитии кооперации, в финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в помощи рабочего класса.Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает крайней степени).

Коллективизация и внутрипартийная борьба (правая оппозиция).

Год великого перелома 1929. Статья Сталина, которая стала идеологическим обоснованием форсированной коллективизации: «В колхоз пошли середняки, значит можно начинать форсирование коллективизации. В 1929-1930 приняты ряд постановлений ЦК. ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса.

Меры против кулаков: против активных противников советской власти - карательные меры, против кулаков 2 категории - выселение в отдаленные районы, против 3 категории - получали землю за пределами колхозного массива. Критерии разделения кулаков и подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне). Раскулачено около 1 млн. хоз-в.

Перегибы в коллективизации: принуждение к вступлению в колхоз, необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой скота (уничтожена ½ поголовья), массовый выход крестьян из колхоза. 2 марта 1930 - статья Сталина «Головокружение от успехов» - осуждает перегибы. 14 марта 1930 - постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении - началось преодоление перегибов и как следствие резкое сокращение числа колхозов. Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год. К концу  1932 года в колхозах и совхозах состояло 60% хоз-в - сплошная коллективизация в основном была завершена.

Голод 1932-33

причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности  в связи с реорганизацией села и отсталой технической базой, рост заготовок (в города и на экспорт), голод властью использовался как урок непокорным. В начале 30-х в СССР был принят закон, предусматривающий десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. География голода - Украина, Юж Урал, Сев Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода- 3-4 млн человек.

Завершение коллективизации. В 1932 была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 созданы политические отделы и МТС. В 1934 - было 280 тыс. тракторов. 1935 - отменена карточная система. 1937 - колхозам вручены госакты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хоз-в состояло в колхозах и совхозах. «Коллективизация - вторая октябрьская революция». Сталин.

Итоги коллективизации: негативные - сокращение с/х пр-ва, коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание), большие людские потери - 7-8 млн (голод, раскулачивание, переселение).Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства, создание условий для модернизации аграрного сектора. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии ВОВ. Обеспечение средств для индустриализации. Проблемные - колхоз - уникальная форма хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56222. Alice in Wonderland 527.5 KB
  Хто ці люди за професією? Who teaches children? An actor Who treats animals? A driver Who drives cars? A doctor Who works in a bank? A teacher Who works in a hospital? A vet Who plays in a film? A banker
56223. Впровадження інтерактивних технологій на уроках англійської мови засобами “storytelling with children” 65.5 KB
  Визначаючи методи та засоби реалізації інтерактивного навчання на уроках іноземної мовихотілося б розповісти про використання мною такої форми роботи...
56224. Стосунки у сім’ї. Проблеми у спілкуванні батьків та дітей 51 KB
  Good morning, dear pupils! I’m very glad to greet you on our today’s lesson and I hope it will be interesting and useful for you. You will be able to clarify some important questions and problems.
56225. Стратегии работы с детьми групп риска (по материалам газеты «Школьный психолог») 128 KB
  У таких детей значительно повышена активность правого полушария. За счёт этого они имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
56226. Веселий ярмарок українських страв 343.5 KB
  Мета. Познайомити дітей зі стравами української національної кухні, з традиціями, повязаними із готуванням страв; розповісти про професію кухаря, важливість їжі в житті людини. Виховувати повагу до людської праці, бажання самим допомагати дорослим.
56227. Традиційні українські страви 85.5 KB
  Мета: ознайомити та поглибити знання дітей про традиційні українські страви; розвивати культуру звязного мовлення, вміння виступати з повідомленням, узагальнювати матеріал, висловлювати власну думку; виховувати шанобливе ставлення та інтерес...
56228. СТРІТЕННЯ 62.5 KB
  МЕТА: Ознайомити і розширити знання учнів про святкування свята Стрітення в Україні; виховувати любов і бережливе ставлення до природи, повагу до звича – їв свого народу.
56230. Свято Стрітення (свято проводів зими і зустрічі весни) 71.5 KB
  Зима нас вдосталь розважала: Ми взимку Новий рік стрічали Біля ялинки були ігри жарти сміх Та ще й катались з гірок снігових. Ось зима по нашім краї На санчатах розїжджає.