28956

Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия

Доклад

История и СИД

Предпосылки индустриализации. Техникоэкономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую  необходимость индустриализации. Необходимость индустриализации. Социальная без индустриализации невозможно развитие экономики а следовательно и социальной сферы: образования здравоохранения сферы отдыха социального обеспечения.

Русский

2013-08-20

43.5 KB

38 чел.

Вопрос №39. Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия.

Индустриализация

1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.

2). Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую необходимость индустриализации.

3). Необходимость индустриализации.экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая- без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.

5). Цели, методы, источники, сроки и сценарий индустриализации.

Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники:

Внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных

Методы:  Гос. инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы планомерный характер индустриализации. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост пр-ти планировался 20% в год. Сценарий: опора на частный капитал и внешние связи (традиционный метод), сбалансированное развитие с/х и пр-ти (слишком долгие сроки), командно-административные методы за счет внутренних источников (был осуществлен)

6). Начало индустриализации.Декабрь 1925 - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. 1925 - закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 -начало практического осуществления индустриализации. В пр-ть вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 25 году. В 1926-28 крупная пр-ть выросла в 2 раза, а валовая пр-ть достигла 132% от 1913.

7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки поиск виновных.

8). Довоенные пятилетки

  1.  пятилетка - пятилетний план экономического и социалистического развития СССР. Всего 12 пятилеток. Последняя 86-90.

        - 1932 - 1 пятилетка     - 1937 - 2 пятилетка

2.основные направления хоз. деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции 20%, главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке (урало-кузнецкий производственный комплекс), создание новых отраслей пр-ти, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированной рабочей силы и ЭТР. Кадры решают все.

Председатель госплана - Куйбышев, председатель ВСНК - Орджоникидзе.1930 -покончено с безработицей. 1 пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. 1929-1930 удельный вес пр-ти превысил объем с/х. С 1930 начинают создаваться отраслевые наркоматы с учетом усложнения задач по управлению промышленностью.

4. Главные новостройки первых пятилеток.

Днепрогаз - самая мощная ЭС в Европе; Сталинградский и челябинский тракторные заводы; криворожский, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты; Уралмаш, Турсиб, московский и горьковский автозаводы; московский и горьковский станкостроительные заводы; беломор канал, канал москва-волга.

5.Трудовой энтузиазм и героизм. Роль и значение моральных факторов были велики. Соцсоревнования ДИП (догони и перегони капитализм). Движение «пятилетку в 4 года», «стахановское движение» (Стаханов - забойщик).

9). Итоги и значение индустриализации.

Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промпредприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная, валовая продукция пр-ти возросла в 6.5 раз, в том числе группа А в 10 раз, по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения в стране). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции, индустриализация существенно повлияла на благосостояние советского народа.

Значение: индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную, индустриализация продемонстрировала мобилизационные возможности социализма и неисчерпаемые возможности России.

Коллективизация в СССР.

1). Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хоз-ва крупными обобществленными с/х производителями. Мелкие и частные хоз-ва заменяются крупными.

2). Ленин и коллективизация Ленинский план кооперации предусматривал постепенность и поэтапность, т.е. движение от простейших форм кооперации к более сложным.

Кооперация - сотрудничество, объединение усилий. Коллективизация - высший этап кооперации, который Ленин относил к проблемному будущему. Считать Ленина автором коллективизации некорректно.

3). Предпосылки коллективизации. Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России (крестьянская поземельная община ) и коллективизация и в какой мере строительство социализма предполагает коллективизацию.

4). Экономические предпосылки: с/х в 1925 -  размер посевов почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее кол-во хозяйств - 24 млн. крестьянских хоз-в (основная масса середняки - 61%). 1926 -27 посевные площади на 10% превосходят довоенные. Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее кол-во хоз-в 25 млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). Базы: ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28 перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах карточек. Причины кризиса: низкая производительность, низкая товарность, хлебные стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов, жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискация, репрессии, раскулачивание.

4). Политические предпосылки. Связаны с волевым решением советского руководства - оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в сложившейся ситуации и ставит задачу обеспечения госконтроля над с/х и тем самым решается проблема бесперебойного поступления средств на индустриализацию. Попутно деревня становится социалистической и с/х принимает современные формы. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста и статистика Немчинова.

Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927). Началу коллективизации предшествовала подготовка к ней. Она состояла: в технической помощи селу (тракторы), в создании МТС, в развитии кооперации, в финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в помощи рабочего класса.Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает крайней степени).

Коллективизация и внутрипартийная борьба (правая оппозиция).

Год великого перелома 1929. Статья Сталина, которая стала идеологическим обоснованием форсированной коллективизации: «В колхоз пошли середняки, значит можно начинать форсирование коллективизации. В 1929-1930 приняты ряд постановлений ЦК. ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса.

Меры против кулаков: против активных противников советской власти - карательные меры, против кулаков 2 категории - выселение в отдаленные районы, против 3 категории - получали землю за пределами колхозного массива. Критерии разделения кулаков и подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне). Раскулачено около 1 млн. хоз-в.

Перегибы в коллективизации: принуждение к вступлению в колхоз, необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой скота (уничтожена ½ поголовья), массовый выход крестьян из колхоза. 2 марта 1930 - статья Сталина «Головокружение от успехов» - осуждает перегибы. 14 марта 1930 - постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении - началось преодоление перегибов и как следствие резкое сокращение числа колхозов. Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год. К концу  1932 года в колхозах и совхозах состояло 60% хоз-в - сплошная коллективизация в основном была завершена.

Голод 1932-33

причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности  в связи с реорганизацией села и отсталой технической базой, рост заготовок (в города и на экспорт), голод властью использовался как урок непокорным. В начале 30-х в СССР был принят закон, предусматривающий десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. География голода - Украина, Юж Урал, Сев Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода- 3-4 млн человек.

Завершение коллективизации. В 1932 была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 созданы политические отделы и МТС. В 1934 - было 280 тыс. тракторов. 1935 - отменена карточная система. 1937 - колхозам вручены госакты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хоз-в состояло в колхозах и совхозах. «Коллективизация - вторая октябрьская революция». Сталин.

Итоги коллективизации: негативные - сокращение с/х пр-ва, коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание), большие людские потери - 7-8 млн (голод, раскулачивание, переселение).Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства, создание условий для модернизации аграрного сектора. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии ВОВ. Обеспечение средств для индустриализации. Проблемные - колхоз - уникальная форма хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57590. Жанри інструментальної музики Скерцо. Ноктюрн 35 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість Ф. Шопена. З’ясувати значення понять «ноктюрн», «скерцо». Розвивати слухацьку уяву, образно-асоціативне мислення учнів. Виховувати інтерес до творчості Ф. Шопена, ціннісне ставлення до класичної музики.
57591. Техническое обслуживание и ремонт сцепления КамАЗ-4310 22.81 MB
  Трансмиссия предназначена для передачи энергии двигателя ведущим колесам автомобиля или трактора, рабочим органом машин и привода управления, распределении мощности между ними, регулирования скорости движения и развиваемого ими тягового усилия путем изменения частоты вращения и вращающих моментов на ведущих колесах движителей.
57592. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий городского хозяйства (на примере МУП “Жилкомсервис” Володарского района города Брянска) 953.5 KB
  Функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.
57593. Реализация категории фантазии в системе характеров главных героев романа Ю.Олеши «Зависть» 197 KB
  Изучению вопроса реализации фантазии в художественной литературе не уделялось достаточно внимания, несмотря на то, что категория фантазии неразрывно связана с искусством и с процессом творческой деятельности как таковой.
57594. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 2.73 MB
  Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы. Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства...
57595. Треугольники 5.19 MB
  Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.
57596. Ее величество - Картошка 658 KB
  Определение темы и цели проекта Картофель второй хлеб. Формулирование проблемы Какой путь прошел картофель чтоб появиться на нашем столе Гипотеза и ее решение Картофель хлебу подспорье. Как выращивают картофель.
57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією
57598. Культура Украины в XVI веке 67 KB
  Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...