28964

Политика перестройки, замыслы и результаты

Доклад

История и СИД

Попрежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР регулярно собиравшийся на свои сессии на которых он утверждал решения партии и правительства. 12я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон €œОб изменениях и дополнениях Конституции Основному Закону СССР€ содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР принципов выборности народных депутатов СССР и принципов функционирования государственных органов. были проведены выборы народных депутатов СССР а весной 1990 г. Всего...

Русский

2013-08-20

40 KB

28 чел.

Вопрос 49 – Политика перестройки, замыслы и результаты.

В перестройке можно выделить три крупных этапа:

1) 1985—1986 гг., 

2) 1987—1988 гг.  

3) 1989-1991 гг.
 
В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти — Советов — в 1985—1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С. Горбачев, а его первым заместителем — А. И. Лукьянов.
На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней, выбранных на основе “нерушимого блока коммунистов и беспартийных”. Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик — Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально они были подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям. Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня. Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе с бюрократизмом, о демократизации и гласности.
 
Поистине революционные преобразования в организации государственной власти в стране начались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР”, содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народных депутатов СССР и принципов, функционирования государственных органов. На основе этих изменений весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на 5 лет.
 
С 1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен “нерушимый блок коммунистов и беспартийных” при одном кандидате на одно депутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Это означало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.
 
Однако кроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведены выборы от так называемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что большая часть руководящей партийно-бюрократический номенклатуры без труда вновь попала в состав депутатского корпуса страны. В некоторых территориальных округах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три, четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных и общегосударственных проблем — одни на основе сохранения принципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям.
 
Всего народными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозников менее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональных партийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений.
 
На l Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем —А. И. Лукьянов. На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека), постоянно действующего законодательного и контролирующего органа государственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и др. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков), Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), Председателя Верховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я. Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).
 
Съезд рассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР, о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующие постановления. // Съезд народных депутатов СССР состоялся 12—24 декабря 1989 т. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, был сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съезды народных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). В марте 1990 г. на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным Советом СССР.
Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов, Верховный Совет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессии продолжительностью 3—4 месяца. Также собирались внеочередные сессии. Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня — 4 августа 1989 г. В последующие годы Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянные комиссии палат и комитетов.
 
Несколько иная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, в местных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.
После выборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. В среднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. На Украине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли
близкие по численности блоки коммунистов и “демократов”.
 
В РСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май—июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С. Силаев. Были выбраны- постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в род, которые также продолжались 3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия.
 
В некоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС. Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое, но достаточно аморфное движение “Демократическая Россия”. В Москве председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.
 
Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая “война суверенитетов” как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.
 
Исполнительная власть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев.
Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительно президента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.
Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 при определенном сокращении всего бюрократического персонала.

Основные итоги:

Переход к рыночной экономике.

Попытки реформировать политическую систему.

Складывание многопартийной системы.

Обострение национального вопроса.

Внешняя политика. Август 1991 г. Распад СССР.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55660. Методичні прийоми впровадження елементів технології в курс «Трудового навчання» (5 клас) 38.5 KB
  Вчитель демонстрував готовий виріб пояснював його конструкцію виконував на шкільній дошці технічний малюнок ставив розміри. Вчитель демонструє готовий виріб та його технічний малюнок з’ясовує разом з учнями з яких деталей складається виріб та розміри деталей.
55661. Впровадження інноваційних технологій в навчальний процес 87 KB
  У перекладі з грецької мови інновація означає оновлення новизна зміна. Батишев вважає що інновація є комплексним процесом створення розповсюдження та використання нового практичного засобу в галузі техніки технології педагогіки наукових досліджень Інновація в освіті необхідна...
55662. В земле наши корни 76 KB
  Родители моих учеников выращивают хлеб это чудо земли которое является мерилом материальных и моральных ценностей в нашей стране. Но к сожалению приходится наблюдать даже у сельских детей отсутствие понимания роли хлеборобских профессий.
55663. Будем вечно прославлять женщину, чье имя - Мать! 76.5 KB
  Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить великое, загадочное чувство - любовь к женщине. Поэтами всех времен и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, посвященных женщине.
55664. Хай дитина знає кожна жартувать з вогнем не можна 45 KB
  Учень Вогонь дає тепло та світло І затишок приносить в дім. Але уважним треба бути Тоді вогонь добро несе. Учитель Напевне ви вже здогадалися що сьогодні ми поговоримо про вогонь який для кожного з нас може бути і другом і ворогом. Поміркуйте коли вогонь – наш друзігріває нас наше житло слугує в побуті та виробництві.
55665. Будителі національного відродження в Західній Україні 201.5 KB
  Саме томуальманах став маніфестом національного відродження і засвідчив початок нової літератури на західноукраїнських землях. Пресконференція на тему Будителі національного відродження в Західній Україні Завдання нашої конференції...
55666. Подорож до країни Ввічливості та Доброти 49 KB
  Вступна бесіда Діти сьогодні на вас чекає подорож до Країни Ввічливості та Доброти. Діти послухайте яка пригода сталась з одним неввічливим хлопчиком.
55667. Адаптація дитини стосовно розлучення батьків (методичні рекомендації щодо організації психологічної допомоги дітям, батьки яких розлучилися) 81.5 KB
  У деяких батьків саме з нього починається новий виток ворожнечі та взаємного звинувачення в очах власних дітей які стають жертвами батьківських маніпуляцій. Враховуючи що дитина пізнає світ через батьків...