28968

Реформы 60-70-х гг. XIXв., их цели и содержание

Доклад

История и СИД

их цели и содержание Реформа местного самоуправления земская и городская Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. по типу земской была проведена городская реформа. Военная реформа Поражение России в Крымской войне показало что необходимо реконструировать всю военную систему. Военная реформа проводилась до 1874 г.

Русский

2013-08-20

36.5 KB

12 чел.

Вопрос №23. Реформы 60-70-х гг. XIXв., их цели и содержание

Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В ведении земств находились вопросы местного значения:

> строительство и содержание дорог на местах;

> открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

> оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы;

> оказание агрономической помощи крестьянам;

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

Несмотря на то, что сфера деятельности земств была ограниченной, они сыграли позитивную роль в культурной и хозяйственной жизни на местах.

Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами:

> благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

> организация местного здравоохранения, открытие больниц -> забота о народном образовании, открытие школ > открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

> содержание полиции, тюрем;

> организация противопожарных мер;

> занятие благотворительностью.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы.

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне показало, что необходимо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообразованный и прогрессивный деятель. Военная реформа проводилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необходимости сокращения армии в мирное время и ее значительного увеличения во время войны за счет обученных резервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Военная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все мужчины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к службе по здоровью. Срок службы в армии был значительно сокращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, единственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

Была изменена система военного управления: в России вводилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россия получила массовую армию современного типа.

Реформы в области просвещения и печати

В  начале  своего  царствования  император  Александр  II отменил  те  стеснительные  меры,  которые были  приняты в отношении учебных заведений   в  последние   годы   императора   Николая  I.  Преподавание   в университетах получило  больше свободы.

В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.

Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задумана была министром народного  просвещения графом Д.  А. Толстым реформа  средней школы.  В 1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана  была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право  поступления в университеты.

Реальные  гимназии были заменены "реальными  училищами"; цель их была в том, чтобы «доставлять  учащемуся  юношеству  всех  состояний  общее  образование, приспособленное к  практическим  потребностям  и к приобретению  технических познаний».

Создан   был,   кроме   старого   типа   начальных   народных   училищ   церковно-приходских школ, новый тип  светской  начальной школы, перешедшей на попечение   земств.  К  концу  царствования  Александра  II  народные  школы считались  уже  десятками тысяч и  составляли одну  из  самых  важных  забот земства

Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения.

Судебная реформа

По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов. Новое судопроизводство означало:

> одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, независимо от того, к какому сословию они принадлежали;

> суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

> вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

> присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кроме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли виновность или невиновность подсудимого;

> судьи назначались правительством, но уволить их можно было только по суду — это важнейший принцип судебного устройства, принцип несменяемости судей.

3. Были учреждены две системы судов:

> мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создавались в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сенатом;

> общие — окружные суды, создававшиеся обычно в пределах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколько судебных округов. Окружной суд назначался императором и решал сложные уголовные и гражданские дела. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат.

Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной из всех реформ этого периода.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79302. Трудовые ресурсы, персонал и трудовой потенциал организации 15.54 KB
  Работающие собственники и совладельцы организации включаются в состав персонала если они кроме причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то что участвуют своим личным трудом в деятельности организации; обладание определенными качественными характеристиками профессией специальностью квалификацией компетентностью и др. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации. К ним относятся: акционеры не работающие в...
79303. Государственная система управления трудовыми ресурсами 138.08 KB
  Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной исполнительной и судебной власти и управления централизованно регулирующих основные социальнотрудовые отношения а также методы управления и механизм их использования.
79304. Философия и концепция управления персоналом 12.89 KB
  Философия управления персоналом философскопонятийное осмысление сущности управления персоналом его возникновения связи с другими науками и направлениями науки об управлении уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической психологической социологической экономической организационной и этической точек зрения. Сущность философии управления персоналом организации заключается в том что работники имеют возможность...
79305. Принципы и методы управления персоналом 13.77 KB
  Принципы управления персоналом правила основные положения и нормы которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Управление персоналом традиционно осуществляется на основе принципов: научности; демократического централизма; плановости; первого лица; единства распорядительства; отбора подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности централизации и децентрализации; линейного функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др. Современные зарубежные...
79306. Теория потребления 38.81 KB
  Потребительское поведение и полезность блага. рациональный потребитель стремится максимизировать полезность. Полезность это субъективное понятие которое характеризует степень удовольствия от покупки данного товара. Предельная полезность это добавочная полезность или удовлетворение извлекаемое потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции.
79307. Теория производства и издержек 72.85 KB
  Теория производства и издержек Производственная функция. Издержки производства. Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде.
79308. Рынок совершенной конкуренции 23.72 KB
  Прибыль фирмы будет максимизироваться при таком объёме производства когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Оптимальным будет считаться такой объём производства когда валовые издержки будут превышать валовой доход на минимальную величину. Фирме следует закрыться в том случае когда ей не удастся покрыть свои переменные издержки. Если предельные издержки меньше предельного дохода то в таких условиях фирме следует увеличивать производство.
79309. Фирма в условиях чистой монополии и несовершенной конкуренции 12.19 KB
  в данном случае понятия фирмы и отрасли совпадают производится уникальный продукт у которого не существует близких заменителей велики барьеры для вступления в отрасль. Так же как и фирмы в условиях совершенной конкуренции сталкивается с двумя ограничениями: связанные с издержками связанные со спросом рисунок Линия спроса убывает. Однако с другой стороны практика показывает что фирмымонополисты часто осуществляют затраты для сохранения монопольного положения на рынке.