28969

Революционное народничество, его идеология и политическая практика

Доклад

История и СИД

Революционное народничество его идеология и политическая практика Возникновение народничества. Три течения в народничестве Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции народничества. Народники рассматривали народ крестьянство как реальную политическую силу хотели поднять его на революцию полагали что Россия может прийти к новому справедливому строю социализму минуя капитализм. Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении оно имело свою...

Русский

2013-08-20

37 KB

100 чел.

Вопрос №24. Революционное народничество, его идеология и политическая практика

Возникновение народничества. Три течения в народничестве

Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ — крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к новому, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеалы). Молодые студенты становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг народу».

Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело свою идеологию. Народники

> защищали интересы крестьян;

> отрицательно относились к буржуазному строю;

> надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

> не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения;

> рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль;

> не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;

> полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

> первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное народничество;

> второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

В революционном народничестве было три течения и три главных идеолога:

> пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров. Он считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интеллигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

> бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин. Он считал, что государство — это высшее зло, оно угнетает человека и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию общества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мнению Бакунина, установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом в духе атеизма. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой революции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание.

> заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении.

Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в котором приняло участие свыше 2 тысяч. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжелый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по деревням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом.

Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную революционную организацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы, П. Г. Плеханов, позднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой централизацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Программа землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фактами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собраний, вероисповедания, создание земледельческих и промышленных ассоциаций.

4. В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено.

Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II

В конце 70-х годов в стране было неспокойно. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы.

Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания.

В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоящая охота на Александра II, было предпринято несколько попыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.

Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Группа “Освобождение труда”. Организована в 1883 в Женеве бывшими участниками “Черного предела”. Они обратились к марксизму. Действуя за границей, эта группа была тесно связана с зарождающимися рабочими партиями внутри России.

В 1895 в Петербурге был образован “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Цедербаум (Мартов) и др. Позже эта организация была преобразована в партию, которая стала называться РСДРП.

Таким образом, особенностью общественного движения пореформенной России была относительная слабость либерального центра и сильные крайние группировки. При Александре II самодержавие стало проводить реформы, но делало это непоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13799. Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию 102 KB
  Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию. Новая форма итоговой аттестации учащихся вызывает бурю споров. Мнение сторонников считающих что это наиболее объективный способ проверки знаний сталки
13800. Эссе по обществознанию. Примеры 310.15 KB
  Примеры десятков эссе по обществознанию описывающих крылатые выражения известных ученых, философов и деятелей культуры. Насколько мне известно из курса обществознания, закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно – правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни
13801. How important is appearance in my country 15.99 KB
  How important is appearance in my country Isn’t it unfortunate that people in our country judge others according to their appearance. I strongly believe that nowadays one’s opinion about you depends on your image. One more sentence to expand you introduction. In the first place many celebrities are cherished by almost everyone. But in most cases we love a picture. For example an enormous number of girls love Enrique Iglesias. He is well built tall and has an amazing short beard...
13802. Do people in your country judge by appearances 15.73 KB
  Do people in your country judge by appearances Isn’t it unfortunate that in today’s world of technology and information many people judge others by appearances and Russia is not an exception. I strongly believe that people shouldn’t be so superficial and rely on appearances at the first meeting. In the first place it often happens that one’s social position doesn’t match their appearance. For example when you come for a job interview at a new place you walk down the corrid...
13803. Opinion essay 14.71 KB
  Opinion essay Isn’t it incredible that nowadays people are mostly judged by appearance I strongly believe that in my country appearance affects the opinion of a person. One more sentence In the first place Russians judge celebrities by appearances. For example Nickolay Baskov wears shiny clothes to show . Moreover we can classify people by age social status i.e. belonging to the social groups. Logic Let us say big chains and gaudy clothes or hippy wear blue jeans and a l...
13804. The topic is different, isn’t it 27 KB
  Opinion essay The topic is different isn’t it Have you ever considered that appearance is important in our country In fact the largest number of different people in Russia often to appearance and Russian people judge by clothes figure and cost of things. I strongly believe that it is not right because in my opinion appearances often are very deceptive and don’t serve as a criterion to judge people on. In the first place many unconsciously take outward beauty as a sign of in...
13805. Do people in our country judge by appearances 28.5 KB
  Кучер А. Do people in our country judge by appearances Isn’t it disappointing that people in our country judge by appearances I strongly believe that appearance is important in our country: the largest number of people judge according to how much somebody’s clothes cost how people look like. In the first place people judge you according to your figure body build height weight haircut etc. For example more and more women girls and even men in our country dream about ch...
13806. Isn’t it unfortunate that appearance is very important 24 KB
  Isn’t it unfortunate that appearance is very important I strongly believe that a lot of people in my country judge be appearances. Expand your introduction 12 sentences more. In the first place people pay attention to appearance choosing a partner for life. For example a wealthy businessman isn’t likely to want to have relationships with a woman who doesn’t look attractive. Moreover appearance is important for the choice of a future career and employment. In my opinion not wellg...
13807. How important is appearance in your country 14.44 KB
  How important is appearance in your country Isn’t it true that people’s appearance plays a big role in modern society. It seems obvious that appearance can reflect our individuality and our way of life. As far as I am concerned appearance is very important in our country. On the one hand it’s right to judge people by appearances. If we don’t want to look strange we must follow certain rules. For example we usually wear a classic suit or a special uniform and a neat ...