28970

Реформы и контрреформы Александра III

Доклад

История и СИД

Реформы и контрреформы Александра III 1. Александр III правил с 1881 по 1894 гг. После убийства отца Александр III выдвинул программу своего царствования: подавление оппозиции революционного движения; укрепление основ российской жизни самодержавия православия народности. Александру III было известно что перед смертью его отец одобрил проект либеральных реформ М.

Русский

2013-08-20

26.5 KB

9 чел.

Вопрос №25. Реформы и контрреформы Александра III

1. Александр III правил с 1881 по 1894 гг. Его не готовили на царствование, он получил военное образование, был скромен, трудолюбив, привязан к семье, имел стальную волю, был неглуп, но его мышление было достаточно приземленным, он плохо видел перспективу. Был консервативен, сдержан во внутренней политике, отличался осторожностью, мудро избегал войны.

2. После убийства отца Александр III выдвинул программу своего царствования:

> подавление оппозиции, революционного движения;

> укрепление основ российской жизни — самодержавия, православия, народности.

Александру III было известно, что перед смертью его отец одобрил проект либеральных реформ М. Т. Лорис-Меликова (конституция и пр.). Но под влиянием обер-прокурора Синода Ю. А. Победоносцева, деятеля крайне реакционного, новый император отказался от этого проекта, заявив, что его отец «слишком много нареформировал». Некоторые историки считают, что Александр III проводил контрреформы, направленные на постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя, самодержавия. Но эти попытки были безуспешны.

3. Лорис-Меликов ушел в отставку, было введено положение о режиме чрезвычайного управления (высылка неугодных лиц, военные суды, закрытие газет, вузов).

4. Наиболее сложной оставалась крестьянская проблема. При Александре III были предприняты определенные меры для облегчения положения крестьян: отменено временнообязанное состояние крестьян, понижена сумма выкупных платежей и началась постепенная отмена подушной подати. В 1882 г. учреждается Крестьянский банк, который давал дешевые кредиты для покупки крестьянами земель. В 1889 г. крестьянам было разрешено переселяться на другие земли, при этом им предоставлялись льготы на 3 года, освобождение от воинской повинности. И в то же время Александр III укреплял помещичье хозяйство, власть дворян над крестьянами, поддерживал крестьянскую общину. Царю принадлежат слова: «Не надо верить вздорным слухам о бесплатной раздаче земли».

5. При новом министре внутренних дел Д. А. Толстом (с 1882 г.) началось усиление репрессивной политики. Теперь министр или генерал-губернатор могли объявить любой район страны «на исключительном положении», высылать нежелательных лиц, закрывать предприятия и газеты, вводить военные суды. Политический строй России стал приобретать черты полицейского государства. Возникли охранные отделения («охранки»), наблюдающие за общественным порядком и безопасностью.

6. По закону 1884 г. университеты лишались автономии, в 2 раза выросла плата за обучение, были запрещены студенческие организации. Увеличено количество уроков на изучение религиозных предметов и классических языков. Из библиотек были изъяты сотни названий книг.

7. Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой его курса стала русификация национальных окраин. Русская православная церковь находилась в исключительном положении. Только в Средней Азии были оставлены в неприкосновенности мусульманская церковь и мусульманские суды.

Итоги: несмотря на всю свою реакционность, правление Александра III  имело и положительные стороны. Так сохранилась система судопроизводства, земства и городское самоуправление не было до конца уничтожено, понизились выкупные платежи и прекратилось временнообязанное положение крестьян. В ходе военной реформы в армии наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Так к 1890-м годам наметилась определенная социальная стабильность, но вместе с тем была заложена основа противостояния консерватизму, характерному для политики правительства.          


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41522. Характеристика обязательного курса физического воспитания в школе. Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ 189 KB
  Планирование и контроль процесса физического воспитания в ООШ 6 часов Содержание Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений; Планирование процесса физического воспитания в школе; Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в ООШ. Характеристика действующей программы по Физической культуре для общеобразовательных учреждений 111 классы Авторы – составители: Матвеев А. Естественные основы Программа Пояснительная записка раскрывает образовательную...
41523. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп 100.5 KB
  Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников Важной задачей для учителя физической культуры должна являться организация двигательного режима школьников поскольку именно дополнительные занятия физическими упражнениями обеспечивают активный отдых учащимся и удовлетворяют их естественную потребность в движениях. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики. Чередование учебных занятий и активного...
41524. Физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ, ССУЗов и ВУЗов 108.5 KB
  физическая культура в системе воспитания студентов ПТУ ССУЗов и ВУЗов 2 часа содержание 1. Значение цель и задачи физической культуры студентов 2. Значение цель и задачи физической культуры студентов Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Содержание физической культуры студентов стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социальноэкономических факторов Государственная политика в области высшего образования определяет социальный...
41525. Физическая культура в системе научной организации труда расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста 66 KB
  Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Мировые тенденции развития физической культуры Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта Уровень развития массовой физической культуры России.
41526. Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста 84 KB
  Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста Содержание 1. Оздоровительная физическая культура в практике физического воспитания Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью усилением функций опорнодвигательного аппарата активизацией обмена веществ. По последним данным в настоящее время только 20 населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой...
41527. Возрастные и методические основы физического воспитания детей школьного возраста 101 KB
  Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Основная направленность физического воспитания в младшем школьном возрасте заключается в попутном стимулировании процесса развития физических качеств проявляющихся в процессе формирования двигательных умений и навыков. К основным методам обеспечивающим эффективность процессов обучения двигательным действиям и развития физических качеств могут быть отнесены...
41528. Физическая культура в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста 126.5 KB
  Задачи и содержание физического воспитания детей и дошкольного возраста Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
41529. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе 89 KB
  Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе Значение и задачи школьного физического воспитания Принципы методы и средства школьного физического воспитания Формы проведения школьного физического воспитания Организационное обеспечение урока физической культуры Гигиенические основы физического воспитания в ООШ. Значение и задачи школьного физического воспитания. Социальнопедагогическое значение направленного использования средств физического воспитания заключается в следующем:...
41530. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ 177 KB
  Фонетические особенности германских языков Особенности развития морфологической системы древнегерманских языков Фонетические особенности германских языков.