28972

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Доклад

История и СИД

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Кроме того ввиду усиления позиций Англии Франции Германии и Японии в Китае важной задачей стало укрепление позиций России в этом регионе. По договорам с Японией было закреплено право России на Курильские острова. Его фраза: €œРоссия не сердится она сосредотачивается€ образно выражала принципы внешней политики России того времени.

Русский

2013-08-20

34 KB

6 чел.

Вопрос №27. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Основной целью российской политики во второй половине XIX в. стал выход из политической изоляции после Крымской войны, денонсирование  Парижского мира, возрождение Черноморского флота и возврат влияния на Балканах. Кроме того ввиду усиления позиций Англии, Франции, Германии и Японии в Китае важной задачей стало укрепление позиций России в этом регионе. По Пекинскому договору 1860 с Китаем за Россией были закреплены левобережье Амура и Уссурийский край. Были построены города Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

По договорам с Японией было закреплено право России на Курильские острова. В 1867 Россия продала США за 7,2 млн. долларов (т.е. почти даром) свои колонии на Аляске. Александр II  в ответ на недовольство окружения этой сделкой заметил: “Лучше уж так, чем потом отдать и вовсе даром ”. Он предвидел усиление США в Северо-Американском регионе.

В отношении выхода из изоляции, дело взял в свои руки новый министр иностранных дел (впоследствии канцлер) А.М. Горчаков. Умный и расчетливый политик, он разработал внешнеполитическую программу, основанную на принципе невмешательства в европейские конфликты. Его фраза: “Россия не сердится, она сосредотачивается…” – образно выражала принципы внешней политики России того времени. Россия сближалась то с Францией, то с Пруссией. В последнем случае Россия заняла позицию нейтралитета во время франко-прусской войны, позволив тем самым объединить германские земли под главенством Пруссии и создать Германскую империю.

Воспользовавшись моментом, в октябре 1870 Горчаков разослал “циркулярную ноту”, уведомляя великие державы и Турцию, что Россия не считает себя связанной условиями Парижского трактата и денонсирует его в одностороннем порядке. Пруссия в благодарность за нейтралитет поддержала Россию, разгромленная Франция не могла протестовать, Англия и Австро-Венгрия выразили протест.

Окончательно это решение России было признано на Лондонской конференции 1871 года. Россия вернула свое влияние на Балканах.

Ввиду появления сильной Германии, и ослабления Франции Россия постепенно стала сближаться с первой. В 1872 на встрече императоров России, Германии, и           Австро-Венгрии, был заключен  Союз трех императоров. Германия, окрыленная этим успехом, решила повторно разгромить Францию, однако она отступила под давлением России и Англии. Постепенно Россия отдалилась от Германии и наметилось сближение России и Франции, с которой был заключен союз в 1893. Это был первый шаг к созданию Антанты.

В это же время было в основном завершено присоединение Средней Азии к России. В ее состав вошли Кокандское ханство, Хивинский и Бухарский эмираты. “Движение России на юг”, которого так боялась Англия (страх за Индийские колонии), остановилось на границе Афганистана.    

В ходе проведения Балканской политики возникли новые противоречия с Турцией, из-за восстания в Сербии и жестокости, проявленной турками при его подавлении.

По настоянию России была созвана конференция в Константинополе, где европейские державы потребовали от Турции предоставить автономию Болгарии, Боснии и Герцеговине. Султан фактически не выполнил это требование. Весной 1877 г. в Лондоне была предпринята еще одна попытка мирным путем заставить Турцию провести реформы в христианских странах на Балканах. Турция отказалась.

После отклонения Лондонского протокола 12 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну, к ней присоединилась Румыния. Русская армия на Балканах насчитывала 185 тысяч человек против 160-тысячной турецкой армии. В июне 1877 г. русские войска форсировали Дунай, вошли в Северную Болгарию; к ним присоединились румынский корпус и 70 тысяч болгарских ополченцев.

Наступление русских войск на центральном направлении (город Тырново и Шипкинский перевал) шло успешно. Генерал И. В. Гурко занял Тырново, Шипкинский перевал, откуда через Балканский хребет открывался путь в Южную Болгарию другие русские части захватили город Стара-Загора и крепость Никополь. Но внезапно турецкие войска Сулеймана-паши были переброшены на Шипку с целью вернуть этот стратегически важный район. Началось знаменитое сражение на Шипке. Оборону Шипки возглавил генерал Н. Г. Столетов. Натиск турок был очень сильным. Приходилось отбивать по 14 атак в день. На четвертый день шипкинские позиции остались в руках русских, но путь на юг был закрыт.

Неудачно развертывались действия русских под Плевной в Северной Болгарии. Из-за грубых ошибок русского командования три штурма Плевны, оборону которой возглавлял талантливый турецкий генерал Осман-паша, были неудачны, погибло 32 тысячи русских солдат. Только 28 ноября 1877 г. после длительной осады турецкий гарнизон капитулировал.

После этого в ходе войны наступил перелом. Русское командование решило идти через Балканы. Главные силы во главе с генералом Гурко в конце декабря вступили в Софию. Отряд генерала М. Ф. Скобелева у военного лагеря Шейново окружил 20-тысячную турецкую группировку и после кровопролитных боев одержал победу. Против Турции вновь выступили Сербия и Черногория, началась война всех балканских народов против турков. В январе 1878 г. русская армия под командованием генерала Скобелева вышла к Мраморному морю, Гурко захватил Андрианополь, был занят пригород Стамбула — Сан-Стефано. Но император запретил брать турецкую столицу, так как боялся международных осложнений.

Над Турцией возникла угроза полного разгрома. Это напугало Англию, которая ввела в Мраморное море свой флот, а Австро-Венгрия начала создавать антирусскую коалицию. Русский император предложил турецкому султану перемирие которое было принято. В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был подписан предварительный мирный договор между Россией и Турцией. Турция признала независимость Черногории, Сербии, Румынии, после 500-летнего турецкого ига создавалось новое государство — автономное княжество Болгария. России возвратили часть Бессарабии, к ней отходили крепости в Закавказье — Ардаган, Каре, Батум, Баязет. Турция уплачивала 310 млн. рублей контрибуции, обещала улучшить положение христиан в империи. Договор усиливал русское влияние на Балканах.

Но Англия и Австро-Венгрия отказались подписать условия Сан-Стефанского договора. По их настоянию летом 1878 г. состоялся Берлинский конгресс с участием шести держав под председательством канцлера Бисмарка с целью пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Горчаков был вынужден пойти на уступки. Территория Болгарии была сокращена и разделена на 2 части, ее южная часть, а также Македония отходили под власть Турции. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории. Австро-Венгрия оккупировала на неопределенный срок Боснию и Герцеговину, а Англия оккупировала Кипр.

Безусловно, решения Берлинского конгресса нанесли тяжелый удар русской дипломатии. А зависть и мелкие расчеты западных держав продлили турецкое иго в балканских странах. Но в целом Русско-турецкая война привела к позитивным результатам: некоторые страны получили независимость, было подорвано господство Турции на Балканах. Победа в войне продемонстрировала эффективность проведенной в стране военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.

С конца XIX века Европа раскололась на два военно-политических блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и франко-русский союз, с присоединением к которому позже Великобритании была образована Антанта (Сердечное согласие). Эти блоки стали усиленно готовиться к переделу мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72015. Розв’язування прикладів і задач на вивчені арифметичні дії 82 KB
  Мета. Закріпити навички додавання і віднімання в межах 10, навички розв’язування задач. Розвивати швидкі та точні обчислювальні навички; розвивати логічне мислення, кругозір учнів, інтерес до уроків математики шляхом поєднання математичного матеріалу з казковим.
72016. Узагальнення і систематизація знань з теми «Натуральні числа 1 – 10 і число 0» 37.5 KB
  Закріпити узагальнити і систематизувати вивчений матеріал; перевірити знання учнями чисел першого десятка і удосконалювати вміння та навички додавання і віднімати у межах 10 розвязувати задачі і удосконалювати навички письма вивчених цифр...
72017. Число і цифра 8. Урок-подорож до Країни Чисел і Цифр 45 KB
  Мета: ознайомити дітей з числом 8, його утворенням і записом, вчити групувати предмети, сприймати число 8; закріплювати нумерацію чисел у межах 8; вміння розрізняти цифри і числа; сприяти розвитку логічного мовлення, уваги та уяви, виховувати інтерес до цікавої математики.
72018. Повторення складу числа 10. Складання прикладів за малюнками предметів та монет. Розпізнавання геометричних фігур 29 KB
  Будемо допомагати героям виконувати різні завдання. Діти отже послухайте які ж завдання нашого уроку: сьогодні ми повторимо склад числа 10; формуватимемо навички складати й розв’язувати приклади на додавання за малюнками предметів та монет; розпізнаватимем геометричні фігури...
72019. Цикл нестандартних уроків з використанням мультімедійних технологій. Математика, 1 клас 240.5 KB
  Робота вчителя початкових класів дуже складна та відповідальна, і складність її полягає у тому, що необхідно викликати в учнів інтерес до знань, не згасити цей вогник допитливості, навчити кожного з них вчитися, запевнити у своїх силах.
72020. ВПРАВИ ЗАДАЧІ І НА ЗАСВОЄННЯ ТАБЛИЦЬ ДОДДВАННЯ І ВІДНІМАННЯ ЧИСЛА 3. РОЗ’ЯЗУВАННЯ ЗАДАЧ НА ЗНАХОДЖЕННЯ СУМИ. ВИМІРЮВАННЯ ДОВЖИНИ ВІДРІЗКА 49 KB
  Подивіться на малюнок які пташки першими прилетіли до годівнички Синиці Скільки їх А які ще птахи прилетіли Снігурі Скільки їх Нам потрібно знайти скільки всього пташок стало Якою дією ми можемо дізнатися скільки всього пташок прилетіло до годівнички...
72022. Языком математики о природе и здоровье. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 29.5 KB
  Цели: Упражняться в решении примеров и задач; развивать речь и гибкость ума; закреплять знания о живой природе о значении растений в жизни человека об их лечебных свойствах; о птицах о пользе воспитывать любовь к математике. Оборудование: Карточки с решением примеров...
72023. Складання таблиці додавання і віднімання числа 4. Розв’язування задач на знаходження суми й різниці (1 клас) 32.5 KB
  Мета: Розкрити принципи укладання таблиць додавання і віднімання числа 4. Формувати вміння додавати число частинами порівнювати значення виразів з даними числами. Формувати знання таблиць додавання і віднімання числа 4.