28976

Выход из революционного кризиса. Столыпинская модернизация России

Доклад

История и СИД

Столыпинская модернизация России 3 июня 1907 правительство осуществило государственный переворот и 2 Дума февральиюнь 1907 была распущена. Столыпин то она получила названия Столыпинской. Столыпиным предельно четко: Нам нужна Великая Россия . Значительная часть столыпинских законопроектов была направлена на улучшение труда и быта различных категорий служащих торговых железнодорожных почтовых телеграфных ремесленников учителей начальной и средней школы преподавателей высшей школы членовкорреспондентов академиков...

Русский

2013-08-20

48 KB

22 чел.

Вопрос 31. Выход из революционного кризиса. Столыпинская модернизация России

3 июня 1907 правительство осуществило государственный переворот и 2 Дума (февраль-июнь 1907) была распущена. Этот день считается последним днем революции 1905-1907. После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия». Внутренняя политика страны была нацелена с одной стороны на подавление антиправительственных выступлений, а с другой на проведение реформ для расширения социальной опоры верховной власти. Второе направление являлось прямым следствием революции. Первое же направление являлось следствием наступившей реакции. В стране опять поднимал голову полицейский произвол. Тюрьмы были переполнены. Казни стали повседневным явлением.

В такой обстановке прошли выборы в 3 Думу. Они были не всеобщими, сословными и проходили в обстановке террора и полицейских преследований.  В стране росли проявления национализма и шовинизма. Но все же центральное место в послереволюционной России занимал по-прежнему аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство частично отменить выкупные платежи (ноябрь 1905). С 1907 – полностью. Но этого было мало, крестьяне требовали землю. Правительство было вынуждено вернуться к реализации идеи о частном крестьянском землевладении, высказанной еще в 1902.  А так как на ее проведении настоял Министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин, то она получила названия Столыпинской. Суть сущностных трансформационных перемен была сформулирована П.А. Столыпиным предельно четко: "Нам нужна Великая Россия". Исходным условием для решения этой стратегической задачи он считал полное и окончательное раскрепощение человека, формирование творчески активной и свободной личности. П.А.Столыпин настойчиво стремился превратить человека из многовекового объекта воздействия в активную и созидающую личность, определяющую своими сознательными действиями содержание и направление российского модернизационного процесса. П.А.Столыпин была разработана широкая правовая база, обеспечивающая гражданские и политические права и свободы личности во всех сферах жизнедеятельности. Одновременно должен был идти процесс складывания новых общественно-политических институтов и структур, уже типичных для современного гражданского общества и правового государства. Огромное значение П.А.Столыпин предавал решению аграрно-крестьянского вопроса. Последовательно отстаивая законное право крестьян на выход из общины, он был убежден, что только таким путем удастся уничтожить "закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и человеческого труда". П.А.Столыпин "увязывал" идею закрепления прав и свобод граждан с утверждением разветвленной системы демократического выборного начала от низовых ячеек (земельное, сельское общество и товарищество, сходы, советы, больничные кассы, профсоюзы, местное самоуправление) и вплоть до высших законодательных структур Государственной думы. Одновременно он считал важным провести масштабную судебную реформу, целью которой должно стать формирование единого правового пространства в масштабах всей России. Реформа предусматривала унификацию законодательства, замену устаревших правовых норм новыми, которые должны адекватно соответствовать совокупности изменений в экономике, социальной сфере, политике, наметившихся в процессе модернизации. Одновременно С. были разработаны и предложены меры о гражданской и уголовной ответственности должностных лиц, нарушавших законные права и свободу граждан. П.А.Столыпиным предложены меры, направленные и на обеспечение экономических прав и свобод личности. Стратегия его заключалась в том, чтобы в кратчайшие исторические сроки сформировать в России средний класс, который бы стал фундаментом гражданского общества и правового государства. По-мнению П.А.Столыпина в аграрно-крестьянской стране основным источником формирования и наполнения среднего класса могло быть прежде всего крестьянство. В логической связи с экономическими реформами П.А.Столыпиным были обоснованы и разработаны законопроекты в области обеспечения социальных прав и гарантий рабочих и служащих. В них содержались меры, направленные на оказание материальной помощи неспособным к труду путем страхования случаев болезни, увечий, инвалидности, старости, а так же на организацию врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин. Инновационной для того времени была идея С. об "охранении жизни и здоровья подрастающего рабочего поколения". Значительная часть столыпинских законопроектов была направлена на улучшение труда и быта различных категорий служащих (торговых, железнодорожных, почтовых, телеграфных), ремесленников, учителей начальной и средней школы, преподавателей высшей школы, членов-корреспондентов, академиков, чиновников различных рангов. Фактически все категории населения России получали реальную возможность пользования дешевым кредитом для улучшения своих жизненных условий, повышения своего образовательного ценза, культурного и профессионального статуса. П.А.Столыпин планировал создать совместно с местным земским и городским самоуправлением единую и общедоступную сеть, включающую всеобщее начальное, среднее и высшее образование. Одновременно он намечал создание широкой сети разного типа профессиональных учебных заведений, дающих необходимый минимум общего образования, воскресных и вечерних школ, училищ, курсов для взрослых и подростков.  Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. (увеличение дохода практически в 2 раза) Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36.4% общего мирового экспорта. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики. Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало. Какие уроки можем мы извлечь из опыта столыпинской реформы? Во-первых, Столыпин начал свои реформы с большим опозданием (не в 1861 году, а только в 1906). Во-вторых, переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно - командной системы возможен, прежде всего, на основе активной деятельности государства. При этом особую роль должна сыграть финансово-кредитная деятельность государства. Примером этому может служить правительство, которое сумело с поражающей быстротой и размахом переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную работу. При этом "локальная экономико-хозяйственная рентабельность была принесена в жертву сознательно ради будущего общественного эффекта от создания и развития новых экономических форм". Так действовали министерство финансов, Крестьянский Банк, Министерство земледелия, другие государственные институты. В-третьих, там, где господствовали административные принципы управления экономикой и уравнительные способы распределения, всегда будет существовать сильная оппозиция преобразованиям. Следовательно, необходимо иметь социальную опору в лице инициативных и квалифицированных слоев населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52421. Розвязування вправ з теми «Дії над раціональними числами» 130 KB
  Розвивати вміння учнів знаходити суму, різницю та добуток раціональних чисел, працювати з різними видами чисел; виховувати увагу, спостережливість при виконанні завдань.
52422. Дії з натуральними числами 63 KB
  Обладнання: сніжинка переможець проведеного напередодні конкурсу ялинка іграшкиналіпки картина Святий Миколай. Головним його атрибутом є новорічна ялинка. 4м і 6м Яка гарна ялинка виходить У кожного вдома теж буде ялинка. Назва роботи Урокгра математики в 5 класі Новорічна ялинка П.
52423. Загальна характеристика Членистоногих 115.5 KB
  Загальна характеристика Членистоногих Мета уроку: ознайомити із загальними рисами типу; відмітити ускладнення організації членистоногих порівняно з кільчаками; зясувати їхнє походження; розкрити різноманітність членистоногих їхню роль у природі та житті людини; формувати навички роботи з текстом підручника вміння виділяти головне порівнювати робити висновки; розвивати пізнавальні пошукові та творчі можливості учнів під час створення проектів розвивати вміння презентувати власну роботу; формувати основи екологічного мислення Тип уроку:...
52424. Chocolate is good for you 94.5 KB
  INTRODUCTION t the lesson we re going to tlk with you bout chocolte nd its role nd plce in our life.CHOCOLTE: Wlk round the clss nd tlk to other students bout chocolte. studies fntstic news reserch diet hert ttcks milk chocolte risks suffering stroke nutrition blood pressure weight gin clories sweets snck Hve cht bout the topics you liked.
52425. Чорнобиль не має минулого. Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури 72.5 KB
  Історія Чорнобильської трагедії крізь призму української літератури Мета: розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію розповісти про ліківідаторів аварії на Чорнобильській АЕС розкрити трагедію ЧАЕС через твори українських письменників; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію вміння виразно декламувати артистичні здібності; виховувати співчуття до чужого болю любов до рідного краю природи; виховувати людяність доброту згуртованість. Драч Чорнобильська мадонна М. І тихо ступає життя у полин...
52427. Чорнобиль – найбільша трагедія світу 50 KB
  Досліджуючи солі урану він виявив що уран випромінює невидимі промені. фізик і хімік Петербурзької Академії наук невидимі промені назвала радіоактивними а явище випромінювання радіоактивністю. У забруднених зонах спостерігаються масові аномалії тому що радіонукліди потрапивши в організм людини випромінюють радіоактивні промені які руйнують клітини. випромінювання це потік позитивно заряджених частинок з масою атома Гелію промені це потік негативно заряджених електронів це потік електромагнітних хвиль подібних до звичайного...
52429. Розпад Радянського Союзу і проголошення незалежності України. (1985 -1991 рр.) 63 KB
  Тип проекту: міжпредметний дослідницько інформаційний творчий груповий. Стадії здійснення проекту: 1. На основі отриманих результатів попередньої підготовки учителі предметники формулюють пізнавальне завдання учасникам проекту виконання яких буде очікуваним результатом та кінцевим продуктом проекту. Повідомляє що проект буде нестандартним оскільки учасникам проекту доведеться проявити свої знання не лише з історії а й з інших наук навчальних предметів.