28979

Мировая цивилизация в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения

Доклад

История и СИД

Теперь приведём главные глобальные проблемы человечества: Проблема мира и разоружения предотвращение новой мировой войны; Экологическая проблема; Демографическая проблема; Энергетическая и сырьевая проблема; Проблема использования Мирового океана; Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований в которых участвуют и общественные и естественные и технические науки. 1 Проблема мира: На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира предотвращения новой мировой войны была...

Русский

2013-08-20

39.5 KB

58 чел.

Вопрос №55. Мировая цивилизация в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.

Глобальные проблемы исходят из 3-х аспектов:

  1.  во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
  2.  во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
  3.  в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в мировом масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Теперь приведём главные глобальные проблемы человечества:

  1.  Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны;
  2.  Экологическая проблема;
  3.  Демографическая проблема;
  4.  Энергетическая и сырьевая проблема;
  5.  Проблема использования Мирового океана;

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки. Среди отдельных таких наук можно назвать философию, экономику, социологию, право, географию, биологию, экологию, физику, химию, океанологию и др. науки.

1) Проблема мира:

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания.

Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации.

Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится  к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей,  провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм как массовое и политически значимое явление – результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый – даже тот, кто не   имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

2) Экологическая проблема;

Наиболее масштабным  и  значительным  является  химическое загрязнение среды несвойственными  ей  веществами  химической природы. Среди  них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения.  Прогрессирует и накопление углекислого  газа в атмосфере.  Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную  тенденцию  в  сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового  океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать  существенные нарушения  газо-  и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического  загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы.  В целом, все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

3) Демографическая проблема;

Демографическая проблема в самом общем виде заключается в неблагоприятных для экономического развития динамике населения и сдвигах в его возрастной структуре. Данная проблема складывается по-разному в развивающихся и в развитых, а также постсоциалистических странах.

В ряде развивающихся стран суть демографической проблемы составляет резкий рост населения, который тормозит экономическое развитие, лишая данные страны возможности осуществлять производственное накопление в сколько-нибудь значительных размерах.

Другой аспект демографической проблемы составляет переход развитых стран к простому воспроизводству населения, а во многих постсоциалистических странах – депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью.

4) Энергетическая и сырьевая проблема;

Факторы, определяющие динамику роста потребления минеральных ресурсов: уровень материального производства, общий рост материального производства, влияние НТР. Изменение структуры экономики в связи с НТР приводит к повышению спроса на те  виды минерального сырья, которые ранее не использовались. Однако, несмотря на НТР и развитие прогресса по-прежнему сохраняется высокий уровень спроса на традиционные металлы: сталь, медь, цинк, свинец.  Рост потребления ресурсов, импорта их использования оказывает давление на ресурсный потенциал планеты, что влечет за собой обострение проблемы ресурсообеспеченности. Существует 2 подхода к вопросу о достаточности ресурсов:

1) Минеральные ресурсы небезграничны, но если исходить из предельного содержания элементов в земной коре, их достаточно на тысячи и миллионы лет. Лучшего всего человечество обеспечено железной рудой и алюминием (280 лет). Из энергетических ресурсов больше всего запасы каменного угля - на 600 лет, нефти и газа на 40-60 лет.

2) За послевоенный период значительно увеличилась величина ресурсов промышленной категории

Благодаря кризису произошел переход мировой  экономики с  экстенсивного  пути  развития  на  интенсивный,  сократилась  энерго- и сырьёемкость  мирового  хозяйства,  а  обеспеченность   его   топливными   и минеральными ресурсами, благодаря разработке новых месторождений,  даже  стала возрастать.

Уровень  ресурсообеспечения   определяется   потенциалом   собственной ресурсной базы страны, а также  иными  фактами,  например,  политическими  и военно-стратегическими соображениями, международным разделением труда и  др. Однако на примере таких стран как Япония, Италия и др. можно увидеть, что  наличие  или отсутствие собственных сырьевых ресурсов в  условиях  современного  мирового хозяйства не является решающим фактором в развитии страны.  Часто  именно  в странах с богатой ресурсной базой имеет место ресурсная расточительность.  К тому же в богатых ресурсами странах часто  низок  коэффициент  использования вторичных ресурсов.

5) Проблема использования Мирового океана;

Сброс отходов в море с целью захоронения (дампинг):

Многие страны,  имеющие выход к морю,  производят  морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных  работах,  бурового  шлака, отходов промышленности,  строительного мусора,  твердых отходов, взрывчатых и химических веществ,  радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в  море  служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды.  Однако эта способность не беспредельна.  Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии.

+ уже упоминавшееся выше загрязнение нефтью и выбросы сточных вод.

Заключение

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно,  настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух загрязнен, вода отравлена, почва заражена радиацией или др. химическими веществами.  Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования  экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу.  А какой может быть вывод? Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим?

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет заслуга каждого из нас.   

З.ы. Ярошенко – кросавчег! Такой вывод!!! Я аж всплакнул!!! ;-)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7704. Нестандартные уроки 25.71 KB
  ТЕМА: Нестандартные уроки. С середины 1970-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обостре...
7705. Общая характеристика педагогической профессии 90.5 KB
  Общая характеристика педагогической профессии. План. История профессии. Социальная значимость профессии педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога и профессиональные противопоказания. История профессии. Про...
7707. Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории 96.5 KB
  Объект, предмет, задачи педагогической науки. Основные педагогические категории. План Педагогика как наука о воспитании. Понятийный аппарат педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими...
7708. Практические методы обучения 24.84 KB
  ТЕМА: Практические методы обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание практических методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова metodos путь к чему-либо) озна...
7709. Система дидактических принципов и дидактических правил 37.87 KB
  ТЕМА: Система дидактических принципов и дидактических правил. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила, основные требования к деятельности, вытекающие изустановл...
7710. Характеристика словесных методов обучения 104.5 KB
  Тема: Характеристика словесных методов обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова...
7711. Вища школа України як педагогічна система 69 KB
  Вища школа України як педагогічна система План Предмет і завдання педагогіка і психології вищої школи. Система вищої освіти в Україні. Напрями реформування вищої освіти в Україні. Предмет і завдання педагогіка і психології вищої...
7712. Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи 61.5 KB
  Педагогічна культура та майстерність викладача вищої школи План Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Сучасні вимоги до викладача ВНЗ. Педагогічна майстерність викладача ВНЗ. 1. Педагогічна діяльність викладача ВНЗ. Педагогічна пра...