29

Экономика городского строительства и хозяйства

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Оценка экономической эффективности предприятий ЖКХ, анализ эффективности инвестиций в разработку и реализацию проекта. Действующая нормативная база: ГЭСНы, ФЕРы, ТЕРы, оценка экономической эффективности предприятий.

Русский

2012-11-14

98.4 KB

74 чел.

министерство образования рф

федеральное Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА НЕДВИЖИМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

КОНСАЛТИНГА И АНАЛИЗА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Экономика городского строительства и хозяйства

Студент  5 курса гр. 714                                                              Бежаев С.А.

Преподаватель:                                                                             Зеленов П.Л.

Нижний Новгород 2012 год

Содержание

Введение 3

1 Действующая нормативная база: ГЭСНы, ФЕРы, ТЕРы 4

1.1Общие сведения о нормативной базе 4

1.2 Государственные элементарные сметные нормы 7

1.3 Территориальные единичные расценки 8

1.4 Федеральные единичные расценки 10

2 Оценка экономической эффективности предприятий ЖКХ 13

2.1 Общие сведения о предприятиях ЖКХ 13

2.2 Оценка экономической эффективности предприятий 15

2.3 Оценка экономической эффективности предприятий 16

3 Оценка эффективности капиталообразующих инвестиций 18

3.1 Оценка эффективности инвестиций в разработку и реализацию проекта 18

4 Составление сметной документации 27

4.1 Составление локального сметного расчета 27

4.2Составление объектного сметного расчета 32

4.3Составление сводного сметного расчета 32

Заключение 39

Список используемых источников 40


Введение

Одной из целей данной работы является рассмотрение ряда вопросов связанных с формированием расходов на содержание жилищного фонда и выбором наилучшего варианта инвестиционного вложения.

Одной из задач курса «Экономика строительства» является научить студентов, будущих инженеров-строителей, методам и принципам обоснования эффективности инвестиций при разработке и реализации проекта. В данной работе, на практическом примере, показаны основные подходы к оценке эффективности инвестиций в процессе разработки строительного проекта. Также произведены локальный, объектный и сводный сметный расчет.

Таким образом, в данной курсовой работе рассматриваются три актуальных на сегодняшний день вопроса в области распределения расходов на содержание жилищного фонда, оценки эффективности инвестиций и выбора вариантов инвестирования.


1 Действующая нормативная база: ГЭСНы, ФЕРы, ТЕРы

  1.  Общие сведения о нормативной базе

В 2003 году в РФ действуют и могут быть использованы при составлении смет и оплате выполненных работ нормативные базы:

С 01.01.84. ЕРЕР-84 – IV часть СНиП.

С 01.01.91  СНиР – 91

С 01.01.2000 ГЭСН-2001 ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат.

МТСН 81-98 – при строительстве объектов за счет средств московского городского бюджета. В соответствии с постановление Госстроя России № 14 от 27.01.03 разрешено использование перечисленных выше  первых 3 баз до 01.09.2003. С 2004 г. Планируется использование только базы ГЭСН-2001.

В их состав входят:

- затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузоразгрузочных    работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте (в чел.-ч.)

- потребность в строительных машинах и механизмах (в машино-ч.);

- расход материалов, изделий и конструкций.

При определении нормы затрат труда в составе ГЭСН используются:

- типовые технологические нормы трудовых процессов по видам работ или проекты производства работ;

- действующая нормативная база по труду (ЕниР, ВниР, ТНиР и др.), используемая в качестве справочного материала.

Нормы машинного времени принимаются на основании потребности в эксплуатации:

- основных машин;

- машин, входящих в состав комплекта, использование которых зависит от ведущей машины;

- машин, обслуживающих одновременно один или несколько технологических процессов.

При разработке ГЭСН потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР • 91. Потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных и монтажных работ. Перечень действующих сборников приведен в письме Госстроя России от 15.01.98 № ВБ-20-8/12. При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или местным нормам.

При применении новых отечественных или импортных материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.

В тех случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм, разрабатываются индивидуальные ГЭСН в порядке, установленном настоящими Методическими указаниями.Особенностью данного перехода на новые сметные нормы и цены в строительстве является то, что разработка расценок на строительство будет осуществляться на местах силами самих регионов.

Для обеспечения организациями-разработчиками единого порядка разработки расценок Госстроем России утверждены Постановлением от 26.04.99 № 30 и введены в действие с 1 мая 1999 г. Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы.

Сборники ЕР применяются в обязательном порядке для составления сметной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Они являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ.

Методические указания могут быть использованы также при разработке индивидуальных единичных расценок.

По своему назначению сборники ЕР подразделяются на:

- федеральные,

- территориальные,

- отраслевые.

Федеральные сборники ЕР (далее - сборники ФЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в различных отраслях народного хозяйства. Сборники ФЕР, разрабатываемые в уровне цен для базового района страны (Московская область), утверждаются и вводятся в действие Госстроем России. Они содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемых на территории РФ.

Территориальные сборники ЕР (далее - сборники ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании РФ (регионе). Сборники ТЕР утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в перечень действующих нормативных документов в строительстве. Сборники ТЕР, привязанные к местным условиям строительства, используются для составления сметной документации на строительство.

Отраслевые сборники (далее - сборники ОЕР), разрабатываемые для специализированного строительства, утверждаются Министерствами РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами после согласования в Госстрое России.

Основой для разработки ЕР является ГЭСН или действующие сметные нормативы (ресурсные, СНиР-91 и. т.д.).

Размер оплаты труда рабочих принимается в сборниках:

ФЕР - по данным статистической отчетности в строительстве за IV квартал 1999 года;

ТЕР - по данным статистической отчетности региональных органов статистики за IV квартал 1999 года;

ОЕР - по среднеотраслевым статистическим данным за IV квартал 1999 года.

Для определения в составе ЕР величины затрат по эксплуатации машин используется сборник СЦ на машины, утвержденный в установленном порядке.

Стоимость материальных ресурсов определена в сборниках ФЕР - по базисному территориальному району (Московская область) в уровне сметных цен на 1 января 2000 г., в сборниках ТЕР, ОЕР - по отпускным ценам соответствующего вида "франко" и транспортных расходов, с начислением в установленном порядке наценок снабженческо-сбытовых организаций и заготовительно-складских расходов.

ЕР по своему содержанию могут быть как закрытыми, в которых учтены все затраты, связанные с выполнением работ, так и открытыми, в которых стоимость основных материалов подлежит дополнительному учету в составе локальных смет по проектным данным. Решение о разработке открытых или закрытых расценок на определенные виды работ принимается разработчиком по согласованию с заказчиком.

Формирование ЕР должно пройти в регионах при участии органов управления, региональных центров по ценообразованию в строительстве, проектных организаций на основе общего методического подхода по структуре и содержательной части.

Единство по структуре и методике ТЕР позволит осуществлять экономический анализ в разных регионах, вести статистическое наблюдение за стоимостью строительства, задействовать систему сопоставления индексов в строительстве по отношению к базисному уровню.

ССЦ - Сборник средних цен на основные строительные ресурсы.

В нормативную базу входят:

- ГЭСН Общестроительные работы (46 сборников)

- ГЭСНр Ремонтные работы (19 сборников)

- ГЭСНм Монтаж оборудования (38 сборников)

- ГЭСНп Пусконаладочные работы (9 сборников)

- ФЕР Общестроительные работы (44 сборника)

- ФЕРр Ремонтные работы (19 сборников)

- ФЕРм Монтаж оборудования (35 сборников)

- ФЕРп Пусконаладочные работы (9 сборников)

1.2 Государственные элементарные сметные нормы

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) — это сборники государственных элементных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы. Сметный норматив отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т. д.

Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

1.3 Территориальные единичные расценки

Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации.

Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.

Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

Использование федеральных норм в регионах сопровождается их корректировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же нормативы, выпущенные местными проектными институтами или региональными центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия и их использование в регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее. 

Сборники ТЕР служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах страны.

Общие указания

Земляные работы

Горновскрышные работы

Буровзрывные работы

Скважины

Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы

Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Конструкции из кирпича и блоков

Строительные металлические конструкции

Деревянные конструкции

Полы

Кровли

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском строительстве

Отделочные работы

Трубопроводы внутренние

Водопровод и канализация – внутренние устройства

Отопление – внутренние устройства

Газоснабжение – внутренние устройства

Вентиляция и кондиционирование воздуха

Временные сборно-разборные здания и сооружения

Водопровод – наружные сети

Канализация – наружные сети

Теплоснабжение и газопроводы

Магистральные и промысловые трубопроводы

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Железные дороги

Тоннели и метрополитены

Мосты и трубы

Аэродромы

Трамвайные пути

Линии электропередачи

Сооружения связи, радиовещания и телевидения

Горнопроходческие работы

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

Берегоукрепительные работы

Судовозные пути стапелей и слипов

Подводностроительные (водолазные) работы

Промышленные печи и трубы

Работы по реконструкции зданий и сооружений

Озеленение. Защитные лесонасаждения.

Скважины на нефть и газ

Скважины на нефть и газ в морских условиях.

1.4 Федеральные единичные расценки

ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ. Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.

В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.

Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства. По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные; по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения; по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.; по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.

Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов)‎. Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.

ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории Российской Федерации. Они разрабатываются в уровне цен для 1-го базового района (Московская область), утверждаются и вводятся в действие ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС). ФЕР используются во всех отраслях народного хозяйства.

Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.

Виды ФЕР:

- ФЕР на строительные и специальные строительные работы

- ФЕР на монтаж оборудования (ФЕРм)

- ФЕР на пусконаладочные работы (ФЕРп)

- ФЕР на ремонтные работы (ФЕРр)


2 Оценка экономической эффективности предприятий ЖКХ 

2.1 Общие сведения о предприятиях ЖКХ

ЖКХ - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятия в услугах обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя:

- жилищное хозяйство - управление Омами, жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), ремонтно-эксплуатационные организации (РЭО);

- санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, бани, службы по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений);

- энергетические предприятия (электростанции, электросети, газовое хозяйство, отопительные системы);

- транспортные предприятия (общественный транспорт).

К коммунальному хозяйству также относятся сооружения внешнего благоустройства: дороги, мосты, эстакады, уличное освещение, зеленые насаждения, архитектура малых форм, кладбища.

Таким образом, ЖКХ призвано создавать отвечающие современным требованиям условия проживания населения в жилых домах путем обеспечения бесперебойной работы предприятия и организаций, входящих в него, а также путем обеспечения промышленных предприятия нормальными условиями для работы.

ЖКХ - крупнейшая отрасль народного хозяйства. Коммунальные предприятия и организации отличаются большим разнообразием, но могут быть подразделены на две группы:

1. Коммунальные предприятия и организации, производящие материальную продукцию:

- заводы и мастерские, производящие готовую продукцию (продукция может потребляться (не сразу вслед за производством);

- водопровод, организации газового хозяйства, электростанции и электросети, котельные и теплосети (производство и потребление совпадают по времени либо следуют непосредственно друг за другом).

2. Коммунальные предприятия, оказывающие услуги:

- жилищно-эксплуатационные организации, создающие благоприятные условия для проживания в жилых домах;

- предприятия общественно транспорта;

- бани и прачечные;

- гостиницы;

- предприятия санитарной очистки.

Оказание услуг неотделимо от процесса производства, по времени они совпадают.

Коммунальные услуг могут быть личными, производственными и общественными.

Личные услуги оказываются только населению, носят потребительский характер, оплачиваются из доходов населения (услуги жилищного хозяйства, общественного транспорта).

Производственные услуги оказываются как населению, так и предприятиям и оплачиваются из их доходов.

Общественные услуги призваны создавать благоприятные условия для проживания в городе для работы городских предприятий, организаций и учреждений; содержание зеленых насаждений, уборка, освещение улиц. Оплачиваются услуги по налоговому принципу.

Коммунальным предприятиям присущи также следующие особенности:

- зависимость от производства от ритма городской жизни (сезонность, суточные пики) приводит к необходимости содержать дополнительные мощности (мощность предприятий рассчитывается по максимальной потребности), а значит к снижению эффективности капитальных вложений;

- на коммунальных предприятиях крайне нежелательно невыполнение производственной программы по выпуску продукции или оказанию услуг, что требует установки резервного оборудования. Это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности капиталовложений и показателей работы предприятий;

- коммунальные предприятия предоставляют свою продукцию (услуги) непосредственно, минуя сбытовые и торговые организации. Для обеспечения доставки продукции потребителям создается разветвленное сетевое хозяйство;

- численность работников коммунальных предприятий определяется не столько количеством производимой продукции (как в промышленности), сколько режимом работы, количеством оборудования и рабочих мест;

- коммунальные предприятия в большинстве своем не потребляют сырья и основных материалов при производстве продукции (услуг), а используют в значительных количествах вспомогательные материалы (топливо, ГСМ, химикаты);

- производство продукции и услуг осуществляется в течение короткого времени, и вследствие этого большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

- большинство коммунальных предприятий производит однородную продукцию. Это упрощает планирование, учет и анализ их производственной деятельности, а также расчет себестоимости их продукции;

- естественный монополизм большинства коммунальных предприятий.

2.2 Оценка экономической эффективности предприятий

Как известно, под «эффектом» во многих областях науки подразумевается желаемый результат какого-либо целенаправленного процесса. Главный результат производства - это продукция с ожидаемыми потребительскими качествами. В этом смысле продукцию можно считать первичным эффектом производства. Рентабельное производство, дающее прибыль, результатом имеет тоже эффект, но уже вторичный. Результат производства, выраженный в денежной форме, есть экономический эффект производства. На уровне предприятия экономический эффект выступает уже в виде дохода от реализации продукции, а также в виде прибыли, и чтобы получить максимальный экономический эффект как по продукции, так и по прибыли, необходимо, чтобы цена товара как можно больше превышала затраты на его производство. Прироста прибыли и уменьшения затрат можно добиться в результате инвестиций в различные организационные и технические мероприятия. В данном случае речь идет не о самом эффекте производства, а об его изменении под влиянием указанных мероприятий, т.е. говорят о динамической эффективности.

Следовательно, необходимо отличать экономическую эффективность производства от эффекта. Она отражает не абсолютную величину результата, а качественную сторону производства. Иными словами, экономическая эффективность производства - это отношение полезного результата (эффекта) к затратам на его получение. Американский экономист Питер Друкер подчеркивает, что «производительность - это источник всех экономических ценностей», а первым пробным камнем результативности управления служит производительность.

В целом, понятие экономической эффективности деятельности предприятия связано с отношением ценности результата к ценности затрат, т.е. является оценочной категорией и представляет собой комплексное отображение конечных результатов использования всех ресурсов за определенный промежуток времени. В основу определения эффективности заложенное понятие сравнительного преимущества. Это дает возможность сравнения и выбора наиболее эффективного варианта деятельности по принятому критерию, оценку целесообразности совершенствование базового варианта. Сущностная характеристика эффективности производства находит отображение в общей методологии ее определения, формализованная форма которой имеет вид.

Под результатами деятельности понимают полезный конечный результат в виде:

1) материализованного результата процесса производства, измеренного объемом продукции в натуральной и стоимостной формах;

2) народнохозяйственного результата деятельности предприятия, которое включает не только количество изготовленной продукции, но и охватывает его потребительскую стоимость.

Таким образом, процесс измерения ожидаемого или достигнутого уровня эффективности деятельности предприятия методологически связан прежде всего с определением надлежащего критерия и формирования соответствующей системы показателей.

Формируя систему показателей эффективности деятельности предприятия, целесообразно придерживаться определенных принципов, а именно:

1) обеспечение органической взаимосвязи критерия и системы соответствующих показателей эффективности деятельности;

2) отображение эффективности использования всех видов применяемых ресурсов;

3) возможности применения показателей эффективности к управлению разными направлениями деятельности;

4) выполнение главными показателями стимулирующей функции в процессе использования имеющихся резервов повышения эффективности деятельности.

2.3 Оценка экономической эффективности предприятий

В настоящее время ЖКХ находится в кризисном состоянии, причины которого состоят в проблемах с финансированием, высокой затратностью и невозможностью снижения издержек, отсутствием конкуренции, серьезными потерями в водопотреблении, а так же с общей неэффективностью предприятия, износом основных фондов.

В это время в коммунальном хозяйстве Российской Федерации находится большая часть предприятий, которые являются несостоятельными.

Все эти предприятия можно разделить:

  1.  Предприятия, которые более или менее соответствуют рыночным условиям, и знают, как выйти из этого кризиса;
  2.  Предприятия, которые находятся в состоянии ожидания новых законопроектов;
  3.  Предприятия, которые смирились с финансовыми проблемами.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия сводится к следующему:

Результат финансово-хозяйственной деятельности равен:

Результат хозяйственной деятельности определяется по формуле:

Изменение финансово-эксплуатационной потребности определяется по формуле:

Результат финансовой деятельности отражает финансовую политику предприятия     ( при привлечении заемных средств результат может быть положительным, и наоборот).

Величина результата финансовой деятельности определяется как изменение задолжности предприятия за определенный период, за вычетом процентов, налогов и дивидентов.


3 Оценка эффективности капиталообразующих инвестиций

3.1 Оценка эффективности инвестиций в разработку и реализацию проекта

3.1.1Технико-экономичесские показатели проекта по результатам разработки проектно-сметных документов.

3.1.1.1 Объект инвестиций:

Торгово-выставочный комплекс.

3.1.1.2 Основные объекты строительства:

  1.  торгово-выставочный центр - четырехэтажное здание с площадью в плане 1964м2 (строительный объем 17256 м3);
  2.  гостиница - трехэтажное здание с площадью в плане 1120 м2 (строительный объем 21420 м3);
  3.  административное здание - трехэтажное здание с площадью в плане 1020 м2 (строительный объем 19820 м3).

3.1.1.3 Основное функциональное назначение торгово-выставочного комплекса:

  1.  предоставление торговых, вставочных неофисных площадей на условиях аренды;
  2.  оказание гостиничных услуг.

3.1.1.4 Общая стоимость строительства по сводному сметному расчету в ценах 2011 года с НДС (объем капиталообразующих инвестиций - К):

  1.  54315,1 тыс. руб., в том числе технологическая структура инвестиций:
  2.  стоимость СМР – 50959,6 тыс. руб.;
  3.  оборудования – 1899,3 тыс. руб.;
  4.  прочих затрат – 1456,2 тыс. руб.

3.1.1.5 Продолжительность строительства по календарному плану:

2 года (24 месяца).

3.1.1.6 Объемы финансирования по периодам строительства (календарный план в составе ПОС):

1ый год: К 1 = 27429,13 тыс. руб. (50,5%)

2ой год: К 2 = 26885,97тыс. руб. (49,5%)

3.1.1.7 Общая строительная площадь строений:

торгово-выставочный центр

( 4 этажа по 2104 м2)

- 7856 м2

  1.  гостиница

(3 этажей по 1260 м2)

- 3360 м2

  1.  административное здание

(3 этажей по 1160 м2)

- 3060 м2

ИТОГО:

- 14276 м2

3.1.1.8 Средняя сметная стоимость (удельные инвестиции) 1 м2 общей площади помещений:

тыс.руб/м2

Тогда общая сметная стоимость строительства составит:

К = 281130,33 тыс. руб.

В том числе:

  1.  стоимость СМР        50959,6 × 5,33 = 271614,67 тыс. руб.
  2.  оборудования           1899,3 ×3,17 = 6020,78 тыс. руб.
  3.  прочих затрат           1456,2 × 2,40= 3494,88 тыс. руб.

Объемы финансирования по периодам строительства определяется суммами:

1ый год: К 1 = 281130,33*0,505 = 141970,62 тыс. руб.

2ой год: К 2 = 281130,33*0,495 = 139159,51 тыс. руб.

Средняя сметная стоимость (удельные инвестиции) 1м2 общей площади помещений:

К2 =  = 19,69 тыс.руб/м2

3.2 Расчёты ожидаемой эффективности проекта

3.2.1 Определение доходов от эксплуатации Торгово-выставочного комплекса

Анализ рыночной стоимости аренды площадей (табл. 3), а также цены гостиничных услуг показывает, что средняя балансовая прибыль арендодателя после возмещения из арендной платы его собственных затрат по эксплуатации сдаваемых в аренду помещений, а также - установленных законодательством налогов:

  1.  аренда торгово-выставочных помещений – 29 у.е с 1 м2 в месяц;
  2.  аренда помещений под офис -21 у.е с 1 м2 в месяц;
  3.  гостиничные услуги -14 у.е с 1 м2 в месяц с учетом средней заполняемости номеров.

Допустим, что под аренду и гостиничные услуги будут задействованы 75% общих площадей торгово-выставочного комплекса. Тогда ежемесячная балансовая прибыль предприятия составит:

П мес = 0,75·(7856·29+3360·21+3060·14) = 204734,4 у.е

Или по курсу  42,14 руб. за 1 у.е

П мес = 8627507 руб. = 8627,507тыс.руб.

Годовой размер ожидаемой балансовой прибыли:

П год = 8627,507·12 = 103530,09 тыс.руб.

Чистая прибыль инвестора после налогообложения балансовой прибыли по ставке 20% составит:

П ч.год = (1-0,2)·103530,09 = 82824,07тыс.руб.

Чистый доход предприятия складывается из амортизационных отчислений и чистой прибыли

ЧД = А + Пч

(3.1)

Амортизационные отчисления складываются из амортизации оборудования и амортизации зданий.

Средняя годовая норма амортизации оборудования принимается равной:

= 10%

Среднюю годовую норму амортизации зданий принимаем равной:

= 1,2%

Таким образом ежегодные амортизационные отчисления определятся в сумме:

(3.2)

 3903,39 тыс. руб.

Ожидаемый размер годового чистого дохода от эксплуатации торгово-выставочного комплекса составит:

ЧД год = 3903,39+ 82824,07 =86727,46

При оценке эффективности инвестиций на стадии исследования инвестиционных возможностей все экономические расчёты можно выполнять в  базисных ценах текущего периода.

3.2.2 Выбор горизонта расчета и нормы дисконта

Горизонт расчета (временные рамки) проекта характеризуется периодом реализации проекта и его разбивкой на отдельные интервалы времени (шаги).

Период реализации проекта - отрезок времени, в течение которого осуществляются предусмотренные проектом действия (эксплуатация, продажа, аренда и т.п.) и обеспечивается получение предусмотренных проектом результатов.

Шаг расчетного периода - отрезок времени в расчетном периоде, для которого определяются технические, экономические и финансовые показатели проекта.

За начало расчетного периода наиболее рационально выбирать следующие моменты времени:

  1.  момент завершения расчетов эффективности;
  2.  момент начала инвестиций.

При отсутствии неопределенности второй способ удобнее и применяется чаще. В ситуации, когда сравниваются разные варианты проекта, характеризующегося неодинаковым риском, в том числе и относительно времени начала инвестиций, необходимо применять только первый способ, осуществляя приведение затрат к моменту завершения расчетов.

Конец расчетного периода может быть определен исходя из следующих «нормативных» условий прекращения проекта:

  1.  прекращение спроса на производимую продукцию или возникновение запрета на производство подобной продукции;
  2.  износ основных зданий, сооружений и технологического оборудования, делающий невыгодным их ремонт, модернизацию или реконструкцию;
  3.  исчерпание месторождения сырья, разработка которого являлась целью проекта;
  4.  предусмотренная проектом реализация на сторону имущества, созданного в ходе проекта (например, продажа жилого дома после его строительства).

Если момент прекращения проекта заранее неопределен, то оценка эффективности проекта можно рассчитать за период 20-50 лет, предусмотрев в конце этого срока условный доход от продажи объекта, например по остаточной стоимости.

Остаточную стоимость объекта при некотором упрощении можно определить с учетом начисленного за принятый расчетный период бухгалтерского износа.

(3.3)

где ТЭ - принятый для расчета плановый период реализации проекта

В рассматриваемом примере период реализации проекта определим исходя из продолжительности службы зданий до их полного бухгалтерского износа

(3.4)

= 83 года

При выборе нормы дисконта (Е) можно воспользоваться табл.3.1 обобщающей среднестатистические значения нормы прибыли по группам капиталовложений производственного назначения, но в данном случае Е = 0,25 исходя из исходных данных выполнения расчета по оценке эффективности инвестиций.

Таблица 5.1

Норма прибыли по группам капиталовложений производственного назначения

Группа инвестиционных проектов

Минимальная норма прибыли, %

1

2

1.

Вынужденные инвестиции (например, с целью повышения надежности производства и техники безопасности, выполнения требований охраны окружающей среды и других обязательных, установленных законодательством требований)

-

2.

Инвестиции с целью сохранения позиций на рынке (поддержание стабильного уровня производства)

6

3.

Инвестиции в обновление основных производственных фондов (поддержание непрерывной деятельности) и повышения технического уровня

12

4.

Инвестиции с целью экономии и текущих затрат (сокращение издержек производства)

15

5.

Инвестиции с целью увеличения доходов (расширение деятельности, увеличение производственной мощности)

20

6.

Рисковые инвестиции (новое строительство, внедрение новых видов продукции и технологий)

25

3.2.3 Оценка показателей эффективности инвестиционного проекта

3.2.3.1 Чистый дисконтированный доход (ЧДД, интегральный эффект, чистая текущая стоимость, NPV) - накопленный дисконтированный чистый доход (сальдо реальных денег, эффект) за весь расчетный период, определяемый по формуле:

ЧДД =

(3.5)

где ЧДt - чистый доход на t ом шаге;

Кt - капиталообразующие инвестиции на t ом шаге;

Е - норма дисконта;

Т - горизонт расчета проекта.

Для принятых в расчете одинаковых значений ЧДt на каждом временном шаге ЧДД проекта можно определить с учетом формулы текущей стоимости периодических аккуитетных результатов:

ЧДД = ЧД год 

(3.6)

Т = Т с + Т э

(3.7)

где Тс - срок строительства в годах;

Тэ - плановый период реализации проекта (эксплуатации объектов) с получением эффектов.

В рассматриваемом примере:

  1.  Тс  = 2 года, Т э = 83 года, Т = 2 + 83 = 85 лет;
  2.  принятое значение Е = 0,25 (табл.3.1);
  3.  размер годового чистого дохода ЧД год = 86727,46 тыс.руб.;
  4.  капиталообразующие инвестиции всего: К= 281130,33 тыс.руб.

в том числе: К1 = 141970,82 тыс. руб.

К2 = 139159,51 тыс. руб.

Находим сумму дисконтированных капиталообразующих затрат:


Kд =

 тыс. руб.

Дисконтированные доходы:

ЧД д = 86727,46 = 86727,46 · 2,56 =222022,31 тыс. руб.

Отсюда ЧДД = 222022,31 –202638,58 = 19383,57 тыс. руб.

ЧДД > 0 – проект инвестиций эффективен.

3.2.3.2 Индекс доходности проекта (ИД) определяется отношением накопленных дисконтированных притока и оттока реальных денег.

ИД = ЧДд / Кд

(3.8)

ИД = =1,09 > 1 – проект эффективен.

3.2.3.3. Внутренняя норма доходности (ВНД) проекта определяет значение нормы дисконта, выше которого проект перестает быть эффективным. Этот показатель характеризует реальную предельную доходность капиталообразующих инвестиций в проект в течение продолжительности периода его экономической оценки.

Для проекта, требующего на нулевом шаге инвестиции в размере К и в дальнейшем обеспечивающего постоянный доход (Д) я течение неограниченного срока.

ВНД (Евн) = Д / К

(3.9)

Для других проектов с неравномерными денежными потоками и расчетном периоде ВНД  проекта находится из условия:

(3.10)

При значении нормы дисконта равном «Евн» чистый дисконтированный доход проекта обращается в нулевую сумму:

(3.11)

С учетом этого нахождение ВНД удобно считать графическим способом, строим функцию ЧДД = f(Д), и находим значение Еm для нулевой величины ЧДД.

Поскольку график данной зависимости носит нелинейный характер, то его построение можно осуществлять минимум по трём точкам. В данной работе при Е=0.25 ЧДД=19383,57 тыс.руб. Возьмём E=0,28 и повторим расчет.

Определяем, что Ет=0,2722

3.2.3.4. Срок окупаемости проекта это продолжительность наименьшего периода, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект (чистый дисконтированный доход) становится и остается в дальнейшем неотрицательным, т.е. к концу данного периода полученный от реализации проекта интегральный эффект сравняется с дисконтированной суммой капиталообразующих инвестиций:

(3.12)

При равных на каждом временном шаге доходах срок окупаемости проекта с момента начала его реализации можно определить по формуле:

(3.13)

где Tok - срок окупаемости проекта с момента начала его реализации (t=0);

Тc - продолжительность строительства в годах;

m - коэффициент, определяемый как отношение суммы дисконтированных капиталообразующих затрат Kд  к ежегодному чистому доходу (ЧДгод),

(3.14)

Для рассматриваемого примера:

  1.  Kд =   тыс. руб.; 
  2.  Тс = 2 года; 
  3.  Е = 0,25; 
  4.  ЧД год = 86727,46 тыс. руб.;
  5.  m = 202638,58/86727,46= 2,336

Тогда   12,92 ~ 12 лет 11 месяцев.

Сводные результаты оценки показателей коммерческой эффективности инвестиций в разработанный проект представлены в табл. 3.2.


Таблица 4.2

Показатели эффективности инвестиций в разработку и реализацию инвестиционного проекта

Наименование показателя

Ед.изм.

Значение показателя

1.Общий объем капиталообразующих инвестиций

тыс.руб.

2.Технический уровень инвестиций ( Кобор/К)×100

%

3,8

3.Горизонт расчета эффективности проекта

год

85

4.Группа капиталовложений

-

Рисковые инвестиции (новое строительство)

5.Требуемая минимальная норма прибыли на инвестиции

%

25,0 (Е =0,25)

6.Чистый дисконтированный доход проекта (ЧЧД)

тыс.руб.

19383,57

7.Индекс доходности проекта (ИД)

-

1,09>1,0

8.Внутренняя норма доходности проекта (ВНД)

%

27,22(Е =0,2722)>0,25

9.Дисконтированный срок окупаемости проекта (Ток)

лет

12 лет 11 месяцев

Общий вывод: проект эффективен и может быть принят к реализации

4 Составление сметной документации

Сметная документация на возведение жилого лома состоит из локальных сметных расчетов на отдельные виды работ, объектного сметного расчета и сводного сметного расчета.

4.1 Составление локального сметного расчета

Локальный сметный расчет (ЛРС) составляется в базисном уровне цен по ТЕР Нижегородской области для общестроительных работ ниже 0,000. Работы по возведению подземной части жилого дома представлены в таблице 4.1.


Таблица 4.1

Ведомость объемов работ

№ п/п

Наименование работ и затрат

Ед. изм.

Ко-во

Обоснование работы по ТЕР

1

Разработка грунта 1 группы экскаватором «обратная лопата» с ковшом вместимостью 0,65 м³ в отвал

1000 м³

2,403

01-01-003-07

2

Срезка недобора грунта вручную

100 м³

1,74

01-02-057-01

3

Устройство щебеночного основания под фундаменты

м³

35

08-01-002-02

4

Устройство бетонной подготовки под фундаменты

100 м³

0,18

06-01-001-01

5

Укладка блоков и плит ленточного фундамента массой до 1,5 т, при глубине котлована до 4 м

100 шт.

1,17

07-01-001-02

5.1

Блоки и плиты ленточного фундамента

м³

60

ТССЦ-403-0074

6

Установка блоков стен подвала массой до 1,5 т

100 шт.

4,91

07-05-001-03

6.1

Блоки стен подвала

м³

230

ТССЦ-403-0010

7

Гидроизоляция фундамента боковая обмазочная битумом в два слоя

100 м²

3,67

08-01-003-07

8

Засыпка котлована бульдозером мощностью 80 л.с., грунтом 1 группы, с перемещением грунта до 5 м

1000 м³

0,481

01-01-033-01

9

Кладка внутренних кирпичных стен, при высоте этажа до 4 м

м³

131

08-02-001-07

10

Кладка перегородок из кирпича: армированных толщиной в ½ кирпича при высоте этажа до 4 м

100 м² перег.

3,33

08-02-002-03

11

Укладка перемычек массой до 0,3 т

100 шт.

0,98

07-05-007-10

11.1

Перемычки железобетонные брусковые

м³

3,32

ТССЦ-403-0487

При этом укрупненный норматив накладных расходов – 112%, а укрупненный норматив сметной прибыли – 65%.

4.2Составление объектного сметного расчета

Объектный сметный расчет (ОСР) включает в себя затраты на необходимые для возведения жилого дома, и состоит из отдельных Локальных сметных расчетов. Поскольку в курсовой работе составляется только ЛРС на общестроительные работы по возведению подземной части жилого дома, затраты по другим видам работ можно принять укрупнено, на основании таблицы 4.2.


Таблица 4.2

Укрупненные показатели сметной стоимости и сметной заработной платы для жилого дома

Наименование видов работ

Стоимость 1 м², руб.

Сметная зарплата с 1 м², руб.

Общестроительные работы выше отметки 0,000

1949,77

120,51

Внутренний водопровод

46,84

1,49

Внутренняя канализация

38,28

2,07

Отопление

84,51

2,63

Вентиляция

4,81

0,48

Электромонтажные работы

170,38

10,60

Оборудование для электромонтажных работ

49,70

-

Слаботочные сети

12,56

1,47

Оборудование слаботочных сетей

1,78

-

Узел учета тепловой энергии

0,78

0,08

Оборудование узла учета тепловой энергии

5,70

-

Автоматика индивидуального теплового узла

1,30

0,31

Оборудование автоматики индивидуального теплового узла

0,82

-

4.3Составление сводного сметного расчета

Сметный расчет составляется в текущих ценах с учетом НЦС. Ко всем нормативным показателям, принятым по НЦС следует применить межрегиональный коэффициент пересчета в зависимости от региона строительства. Для Нижегородской области эти коэффициенты будут следующие:

- сети связи – 0,68;

- наружные электрические сети – 0,82;

- сети водоснабжения  и канализации – 0,86;

- наружные тепловые сети – 0,8;

- озеленение – 0,78;

- внутриплощадочные проезды и площадки – 0,79.

Затраты на временные здания и сооружения определяются по ГСН и для жилых зданий составляют 1,1%, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время для Нижегородской области для кирпичного жилого дома затраты составляют 1,7%, средства на организацию и проведение подрядных торгов – 0,42%. Затраты  на содержание службы заказчика определяется в размере 0,49%. Затраты на изыскательные работы можно принять в размере 30% от стоимости проектных работ.  Затраты на авторский надзор определяются в размере 0,2% от суммы строительных и монтажных работ, а затраты на экспертизу проекта -5%. Налог на добавленную стоимость считается в размере 18%.


Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены актуальные вопросы связанные с содержанием жилищного фонда и вопросы связанные с выбором наилучшего варианта инвестиционного решения.

Были рассмотрены общие понятия, виды и классификации жилищного фонда, обозначены критерии расходов на содержание жилищного фонда.

Дано понятие инвестиций, рассмотрены виды и различные виды классификаций инвестирования. Произведен выбор наилучшего варианта инвестиционного вложения свободных средств.

Также в практическом разделе был сделан расчет эффективности капиталообразующих инвестиций для торгово-выставочного комплекса, с учетом исходных данных для расчета был сделан вывод, что инвестиции в строительство эффективны.

Произведен сметный расчет на строительство 40 квартирного 5 этажного жилого дома в г. Нижний Новгород.

Было сделано обоснование всех задач и целей данной работы сделаны соответствующие выводы.


Список используемых источников

  1.  Конституция Российской Федерации
  2.  Жилищный Кодекс Российской Федерации
  3.  ТЕР-2001 в редакции 2009 Нижегородской области
  4.  МДС 81-35.2004
  5.  Методические указания Госстроя РФ МДС 81-3.2002
  6.  Распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 08.07.2004 № 31 «О порядке проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации по объектам, строительство которых осуществляется на территории Московской области и финансируется за счет бюджетных источников».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11106. Гражданская оборона, история создания, ее задачи, структура 25.18 KB
  Гражданская оборона история создания ее задачи структура Предназначение и задачи ГО РФ Структура ГО РФ Руководство ГО РФ Органы управления ГО РФ Организация задачи ГО в общеобразовательном учреждении Содержание плана ГО общеобразовательного уч
11107. Повышение устойчивости работы объектов на ЧС 42.56 KB
  Повышение устойчивости работы объектов на ЧС ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Введение Как гласит Федеральный закон О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техног...
11108. Локализация и ликвидация последствий ЧС 22.07 KB
  Локализация и ликвидация последствий ЧС Ликвидация последствий ЧС. Ликвидация ЧС ситуации осуществляется силами и средствами предприятий учреждений и организаций независимо от их организационно – правовой формы органов местного самоуправления органов исполнител...
11109. Дознание в уголовном процессе 44.5 KB
  РЕФЕРАТ по уголовному процессу на тему: Дознание в уголовном процессе Дознание – один из видов предварительного расследования о...
11110. Представительство. Доверенность 158 KB
  Курсовая работа по гражданскому праву На тему: Представительство. Доверенность Оглавление [1] Глава 1 понятие значение института представительства...
11111. Рентные договоры: понятие, правовая природа, виды 176 KB
  История, правовая природа и понятие рентных договоров. Правовая природа рентных договоров. Понятие, предмет и форма заключения договора ренты. Противоречивость конструкции договора ренты. Исполнение обязанности по передаче имущества
11112. Граждане как субъекты гражданского права 184 KB
  По дисциплине: Гражданское право На тему: Граждане как субъекты гражданского права Оглавление [1] По дисциплине: Гражданское право [2] Оглавление [3] Глава 1 Понятие...
11113. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды налоговых правонарушений, влекущих ответственность 217 KB
  Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Но проблема правонарушений в области уплаты налогов и сборов всегда останется актуальной. С этой проблемой не справились даже развитые цивилизованные государства.
11114. Сроки в гражданском праве 166 KB
  Курсовая работа по дисциплине: гражданское право тема: Сроки в гражданском праве Введение. Актуальность избранной темы обуславливается тем что своевременное осуществление и защита нарушенных прав способствует достижению той цели которую субъекты пресл...