29065

Право собственности: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нормы образующие институт права собственности находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов например с обязательственным правом. Субъективное право собственности это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах путем совершения в отношении этого имущества любых действий которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы...

Русский

2013-08-20

51 KB

21 чел.

№ 9

Право собственности: понятие, содержание, основания возникновения и прекращения

Право собственности в объективном смысле - это система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. Нормы, образующие институт права собственности, находятся в постоянном контакте и взаимодействии с нормами других правовых институтов, например с обязательственным правом.

Субъективное право собственности - это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах путем совершения в отношении этого имущества любых действий, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, а также не допускать вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику определять содержание и направление использования принадлежащего ему имущества.

Конкретные акты собственника в отношении вещи сводятся к следующим трем правомочиям: право владения, право пользования и право распоряжения.

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Собственник остается владельцем вещи независимо от того, кто пользуется этой вещью. Право владения может быть законным и незаконным. Законное (титульное) владение опирается на какое-либо правовое основание - юридический титул владения, а незаконное владение не имеет юридических оснований на конкретное имущество, например в случае приобретения лицом похищенной картины из музея.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе потребления или использования, которое можно подразделить на личное и производственное, а критерием такого разграничения следует считать наличие отношений между результатами потребления вещи и третьими лицами, т.е. не собственниками вещи.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических действий в отношении этой вещи. Собственник может: прекратить право собственности, осуществляя правомочие распоряжения, например подарить данную вещь другому лицу; прекратить право собственности, осуществив правомочие пользования, например употребить в пищу овощи; прекратить право собственности, осуществив правомочия пользования и распоряжения путем продажи уже использованной вещи; оставить право собственности за собой и сдать ее в аренду.

Все названные правомочия концентрируются у собственника, однако иногда все три правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, владеющему имуществом на законном основании, например муниципальному предприятию. Поэтому специфическим признаком, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника, является осуществление права по своему усмотрению. Это означает, что воля собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от воли всех других лиц в отношении той же вещи.

В то же время власть собственника в отношении принадлежащей ему вещи не безгранична. Он может совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие действующему законодательству, и обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, а также воздерживаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам, и от действий, совершаемых исключительно с намерением причинить вред. Кроме того, собственник не должен выходить за общие пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 10 ГК РФ, а в необходимых случаях на собственника возлагается обязанность на условиях и в пределах, предусмотренных законом и иными нормативными актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами, например установление сервитута.

Право собственности относится к числу исключительных прав, что позволяет собственнику исключать воздействие третьих лиц в отношении принадлежащего ему имущества на закрепленную за ним сферу хозяйственного господства с использованием мер защиты.

Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, т.е. обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц.

Основания приобретения права собственности называются также титулами собственности.

Титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании, или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта - например, право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования.

Титулы собственности могут приобретаться по различным основаниям, которые традиционно подразделяются на две группы:

первоначальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось);

производные, при которых право собственности на вещь переходит к собственнику от его предшественника.

К первоначальным способам приобретения права собственности относятся:

создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности;

переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;

при определенных условиях - самовольная постройка;

приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

К производным способам приобретения права собственности относится приобретение этого права:

на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;

в порядке наследования после смерти гражданина;

в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь необходимо учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц - несобственников (например, залогодержателя, арендатора, субъекта ограниченного вещного права). Эти права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к новому владельцу, как бы обременяя его имущество.

Таким образом, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности, по сути, сводится к отсутствию или наличию правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника, в данном случае - первоначального собственника вещи) к другому (правопреемнику, новому собственнику).

Прекращение права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при иных основаниях, предусмотренных законом (ст. 235 ГК РФ).

Основной принцип - принудительное изъятие у собственника имущества не допускается. Исключение из этого принципа возможно только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Гражданин или юридическое лицо может не только совершить отчуждение своего имущества по сделкам, но и вообще отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 236 ГК РФ). Такой отказ не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до приобретения права собственности на данное имущество другим лицом.

Национализация - это обращение на основании закона в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков (споры об убытках решаются судом).

Случаи принудительного изъятия имущества по ГК РФ. Гражданское законодательство России предусматривает в порядке исключения случаи принудительного изъятия имущества. Это:

1) Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ). Такое изъятие производится по решению суда (если иной порядок не предусмотрен законом или договором).

2) Отчуждение собственником имущества, которое не может ему принадлежать (ст. 238 ГК РФ). Такое отчуждение должно произойти в течение года. Иначе, при несоблюдении срока, по решению суда производится принудительная продажа имущества с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества (за вычетом затрат на продажу).

3) Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК РФ). Если у собственника на законных основаниях производится изъятие земельного участка или горного отвода, то расположенное на участке или горном отводе недвижимое имущество при отсутствии оснований для его сохранения у собственника по решению суда может быть изъято путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов.

4) Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ). Если собственник так содержит культурные ценности, относимые к особо ценным и охраняемым государством, что это грозит утратой их ценности, то по решению суда они могут быть изъяты путем выкупа государством или продажи в установленном порядке с публичных торгов. При этом собственнику возмещается их стоимость в установленном законом порядке.

5) Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241 ГК РФ). Такой выкуп может по решению суда произойти в случаях, когда собственник обращается с животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

6) Реквизиция (ст. 242 ГК РФ) - это изъятие имущества у собственника по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, - в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества (оценка этой стоимости может быть оспорена в суде). При прекращении обстоятельств, вызвавших реквизицию, собственник вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

7) Конфискация (ст. 243 ГК РФ) - это безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершенное преступление или иное правонарушение. Если решение о конфискации принято и произведено в административном порядке, оно может быть оспорено в суде.

Принудительное изъятие имущества может быть произведено и по отдельным гражданским правоотношениям (п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293, п. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27422. Методика организации и проведения педагогического эксперимента в области художественного образования/эстетического воспитания и обучения искусству 81.5 KB
  Так имеются методы дидактического воспитательного частнометодического управленческого лабораторного и естественного ограниченного и массового качественного и количественного экспериментов и т. К методам педагогического эксперимента примыкают и взаимопроникают методы психологического физиологического медицинского социологического экономического и других исследований.Внутри эксперимента понимаемого как комплексный метод исследования используются теоретические методы: анализ и синтез индукция и дедукция сравнение аналогия...
27423. Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека (8 класс). Интегрированный подход 52.5 KB
  Методика обучения конструктивным видам искусства: архитектура и дизайн в жизни человека 8 класс. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства здания города села парка и проживания в нём человека. но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью с расцветом индустриального производства. Выход за рамки одного искусства одного предмета.
27424. История художественного образования.Обучение искусству в древних цивилизациях:Др.Египет, др.Греция, Античный Рим 48 KB
  Общеобразовательная система художественного образования строилось на обучении рисунку так как написание иероглифов требовало определенных навыков. Система образования имела строгие требования к дисциплине. Система художественного образования в Древней Греции.
27425. Обучение искусству в эпоху Средневековья. Зависимость образовательность моделей с существующими в данной формации духовным (религиозным) идеалом и назначением человека.Школа-монастырь.Методы обучения рисованию в Древней Руси 34 KB
  Методы обучения рисованию в Древней Руси. Основа обучения в этот период – механическое копирование. Итак в эпоху средневековья: основной метод обучения – копирование по образцам способствовавшее развитию ремесленного труда; процесс обучения – самостоятельная работа в составе артели мастеров. службы школыобщежития для подготовки мальчиков к монашеству школы обучения грамоте и церков.
27426. Методы обучения искусству в эпоху Просвещения. Влияние западной школы академического рисования на становление и развитие российской художественной школы 32.5 KB
  Методы обучения искусству в эпоху Просвещения. Хронологическими рамками Просвещения принято считать 1688–1789 гг. Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения но осмысливало и развивало ее вполне самобытно в контексте с исторической ситуацией сложившейся в российском обществе того времени. Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царемреформатором Петром Великим и его сподвижниками.
27427. Становление и развитие методики обучения рисованию в российских школах XIX в.Школа А.Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова 40.5 KB
  Венецианова; училище технического рисования графа С.Строганова; курс рисования А.Чистякова; школа Ашбе: геометральный и натуральный методы рисования. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек в том числе и бедные дети горожан и крепостные.
27428. Понятие образования и образовательных моделей. Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры 15.02 KB
  Историческая реконструкция образовательных моделей как форм организации содержания образования и технологии воспроизводства культуры Образование это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире ценностям опыту накопленному предшествующими поколениями.Модели образования История зафиксировала различные модели образования каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Модель образования как государственноведомственной организации.
27429. Методика обучения как педагогическая наука. Предмет методики. Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству 30 KB
  Современное понимание содержания и структуры образования. Специфика художественного образования и обучения искусству. Содержание образования – это социальный опыт деятельности. В содержание образования входит 4 компонента: знания; умения навыки; опыт эмоциональноценностных отношений; опыт творческой деятельности.
27430. Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Школа-мастерская.Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, А.Дюрер.Методы обрубовки.Метод завесы 38 KB
  Методы обучения искусству в эпоху Возрождения. Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы. После 6 – 8 лет обучения ученик мог остаться в мастерской в качестве помощника но мог и перейти к другому мастеру. Основа обучения – рисунок.