2908

Управление эффективностью производства реформируемых предприятий

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Управление эффективностью производства реформируемых предприятий Реформирование отечественных предприятий  в процессе создания новой экономической системы связано с изменением их основной производственной деятельности, ориентируя и соизмеряя ее...

Русский

2012-10-21

56 KB

2 чел.

Управление эффективностью производства реформируемых предприятий

Реформирование отечественных предприятий  в процессе создания новой экономической системы связано с изменением их основной производственной деятельности, ориентируя и соизмеряя ее с возможностями конкретных рынков. Изменение основной производственной деятельности, реструктуризация предприятий немыслимы без инвестиций. Но инвестиционные процессы сталкиваются с рядом проблем, в том числе и макроэкономического характера. Однако главная проблема лежит в плоскости предприятия – это крайне низкая эффективность их функционирования. Слабая отдача вложенных средств провоцирует сокращение инвестиций (главным образом иностранных, отечественные ресурсы уже достаточно исчерпаны), усугубляя и без того сложное положение предприятий. Поэтому проблема повышения эффективности производства является чрезвычайно актуальной.

Решение проблемы повышения эффективности производства необходимо связывать с совершенствованием управления, внедрением эффективного менеджмента. Менеджмент считается эффективным, если обеспечивает высокую эффективность функционирования предприятия (фирмы). Внедрение эффективного менеджмента помимо практического имеет и теоретико-методологический аспект, поскольку с изменением  экономических условий  трансформируются и понятия, посредством которых формулируются цели предприятий (фирм) и оцениваются результаты ее деятельности.

При неизменной схеме оценки эффективности, как соотношения результата (эффекта) и обеспечивших его затрат, в условиях становления  рыночных экономических отношений изменяется экономический смысл и эффекта, и затрат. Ранее существовавшая оценка эффекта исключительно как народнохозяйственного сегодня трансформируется в рост показателей хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Положительная  же динамика показателей однозначно соотносится с упрочнением рыночных  позиций предприятия. Таким образом, очевидно сужение сферы оценки результата производства (эффекта) и концентрация его на отдельном субъекте хозяйствования. Аналогичная ситуация и по затратам. Ранее основной мерой затрат на продукцию являлись затраты общественно-необходимого труда, а в рыночной экономике – всех ресурсов предпринимателя (капитала, трудовых ресурсов, материальных ресурсов предпринимателя). Такая трансформация понятий позволяет перейти на уже опробованные в рыночных условиях критерии эффективности, например, более широкое понятие производительности, не связывая ее только с производительностью труда /1/.

Применяемый в менеджменте термин «производительность» означает комплексную многофакторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресурсов, а не только общественно-необходимого труда. Производительность как мера эффективности производства определяется отношением стоимости произведенных товаров и услуг к общей величине затрат всех ресурсов для их производства. Такая трактовка производительности в полной мере согласуется с концепцией системного подхода: стоимость произведенных товаров и услуг есть выход производственной системы, а затраты ресурсов -  ее вход. Эффективность системы характеризуется отношением выхода ко входу. Правомерность и необходимость использования системных концепций в управлении производством сегодня не подлежит сомнению /4/.

издержек производства, особо выделяя те их них, которые наиболее Важным элементом затратного механизма производства, непосредственно определяющего производительность, является качество. Интерпретация понятия качества в условиях современной рыночной системы также несколько отличается от принятой в практике отечественного производства.

Традиционно в отечественной практике промышленного производства качественной считалась продукция, обладающая совокупностью свойств, которые обусловливали ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее целевым назначением. Свойства продукции интерпретировались в определенные параметры, которые фиксировались в нормативной документации на эту продукцию. Но в условиях рынка предприятию важно не только произвести продукцию в соответствии с требованиями на нее, но и реализовать произведенную продукцию. В этом случае критерием качества продукции становятся не сами технико-экономические параметры, а предпочтения реального потребителя, основанные на ценности для него этой продукции. Сложность данной проблемы состоит в том, что у каждого отдельно взятого потребителя свой взгляд на то, какой должна быть удовлетворяющая его продукция. Более того, предпочтения потребителя меняются со временем: то, что кажется сегодня привлекательным, завтра таковым быть перестает. Поэтому в мировой практике, и это закреплено в международных стандартах, качество интерпретируется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и ожидаемые потребности. В этом случае устанавливается прямая зависимость между качеством продукции и объемами ее продаж, что в свою очередь увеличивает положительный результат деятельности предприятия и, скорее всего, приведет к росту эффективности производства предприятия (фирмы).

Акцент на превентивные действия (учет ожидаемых потребностей)  соответствует мировой тенденции обеспечения качества взамен контроля и управления качеством, распространенных в деятельности отечественных предприятий. Помимо самого понятия качества необходимо отметить и другие различия в международной и отечественной терминологии. Так, в мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:

  1.  Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения требований по качеству;
  2.  Обеспечение качества (quality assurance) направлено на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, что соответствует модели «петля качества»;
  3.  Общее руководство качеством (quality management) включает управление качеством, обеспечение качества, политику качества; осуществляется  через функционирование системы качества (системы обеспечения качества);
  4.  Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и участие всех заинтересованных лиц – сотрудников, потребителей и общества в целом.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы:

  •  Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством – только к предприятию (фирме).
  •  Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся  к сфере менеджмента.
  •  Обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

Необходимость создания современных систем качества (СК) осознана на государственном уровне и к предприятиям предъявляются требования внедрения и международной сертификации таких систем. Нельзя сказать, что предприятия не работают в данном направлении, имеется достаточно богатый опыт функционирования комплексных систем управления качеством и их модификаций. Более того, стандарты ИСО (Международной организации по стандартизации) учитывают лучший мировой опыт в области качества, в том числе и отечественную практику бездефектного изготовления продукции, всеобуча по вопросам качества. Но при этом следует иметь в виду следующие принципиальные различия между  действовавшими ранее и регламентируемыми стандартами ИСО системами качества:

  •  Новая СК ориентирована не на конкретную  продукцию, а на принципиально новую деятельность и взаимоотношения между работниками предприятия (фирмы), когда ведущая роль принадлежит высшему руководству, формулирующему общие цели исходя из состояния рынка, положения фирмы на рынке и требований потребителей;
  •  Новая СК предполагает создание принципиально новых организационных структур фирм, охватывающих обязательства, полномочия и взаимоотношения всех работников, а не только специально созданных подразделений, выполняющих функций технического обеспечения СК;
  •  Новая СК регламентирует способ осуществления деятельности, обеспечивающий качественный результат (продукт), т.е. устанавливает цели и области деятельности, что должно быть сделано, когда, кем, где и как, какие материалы и оборудование использовать, как контролировать и регистрировать процессы и результаты;
  •  Ресурсы новой СК охватывают персонал, средства обслуживания, оборудование, технологию и методологию.

Таким образом, система качества  по версии ИСО охватывает как большинство методов и установившийся порядок в работе организации, так и распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимого (поставляемого) продукта, требуемого потребителем.

Только построение СК с учетом вышеперечисленных особенностей создаст необходимые условия обеспечения качества  продукции. Практика показала, что преобразование действовавших ранее ОТК, отделов качества в службу главного контролера, службу качества и т.п. без кардинальных изменений в управлении предприятием, означающих реальный переход к эффективному менеджменту, в целом не решает проблемы.

Говоря о проблеме обеспечения качества и эффективного менеджмента, необходимо также рассмотреть аспект стоимости качества, влияющего на затраты предприятия и общую стоимость  продукции. Удовлетворенность потребителя продукцией основывается на соотношении ее ценности и стоимости. Продукция, недоступная по цене, никак не может удовлетворить потребителя.

Стоимость качества определяется затратами на соответствие и издержками на несоответствие.

Затраты на соответствие, в свою очередь, складываются из затрат на превентивные действия С1, т.е. действия, предотвращающие несоответствия и брак, в том числе на разработку, внедрение и поддержание системы качества,  и затрат на инспекцию С2, т.е. на выявление несоответствий и дефектов в результате входного, текущего, выходного контроля, приемо-сдаточных испытаний, стоимость контрольно-измерительной аппаратуры и т.д.

Издержки на несоответствие включают затраты на исправление внутреннего брака, выявленного в процессе производства и приемочного контроля продукции, С3, а также затраты на исправление внешнего брака, т.е. выявленного уже в процессе использования продукции потребителем С4.

С точки зрения окупаемости затрат на качество составляющие стоимости качества могут быть разделены по трем уровням:

  1.  Превентивные (С1)
  2.  Внутренние (С2+С3)
  3.  Внешние (С4)

Затраты первого уровня (превентивные) входят в стоимость продукции и будут возмещены производителю после реализации продукции. Затраты второго уровня (внутренние) могут быть частично возмещены производителю, так как хорошо налаженная система контроля способствует снижению доли некачественной продукции у потребителя и повышает имидж фирмы, что приводит к расширению рынков сбыта и улучшению показателей ее работы. Затраты третьего уровня (внешние) производителю не возмещаются и являются его издержками.

Относительные доли элементов стоимости качества изменяются в широких пределах. Однако для многих случаев справедливы следующие соотношения /2/:

Превентивные затраты С1    0,5 – 5%

Затраты на инспекцию С2    10 – 50%

Издержки на внутренний брак С3   25 – 40 %

Издержки на внешний брак С4    25 – 40%

Приведенные данные свидетельствуют, что превентивные затраты – это самый выгодный для производителя в настоящее время вид инвестиций. Такие инвестиции позволяют свести к минимуму остальные три составляющие стоимости качества.

Включая стоимость качества  в стоимость продукции следует иметь в виду, что во-первых,  потребитель, анализируя приемлемость для него стоимости продукта, не  включает в нее свои издержки на «некачество», поскольку отсутствие этих издержек является частью ожидаемой им ценности продукта, а во-вторых, его мало интересуют усилия производителя по обеспечению этой самой ценности. Поэтому одним из важнейших вопросов анализа экономических аспектов качества является распределение составляющих стоимости качества между производителем и потребителем. Например, японские производители не спешат повышать цену на качественный продукт, ориентируясь на увеличение объема продаж и рост общей прибыли.

Таким образом, современная концепция обеспечения качества в рамках всеобщего управления качеством ориентирует производителя (предприятия, фирмы) на качество цели – делать полезные вещи, априори предполагая высокое качество исполнения. Такая целевая установка достигается в рамках общей стратегии развития фирмы и средствами менеджмента.

Установление однозначной и контролируемой взаимосвязи между эффектом (результатом) и затратами на его достижение посредством комплексной производительности позволяет принимать более эффективные управленческие решения. При таком подходе к эффективности целесообразно гибко подходить к классификации оперативно реагируют на конкретные действия менеджера. Основанная на этих принципах система контроллинга зарекомендовала себя в мировой рыночной практике как эффективный инструмент оперативного управления.

В системе контроллинга применяется принцип усеченной (неполной) себестоимости, базирующийся на методе учета затрат директ-костинга. При этом себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется в части переменных затрат, а постоянные (общие) затраты списываются с полученных сумм покрытия как затраты данного периода. Эти особенности системы директ-костинг позволяют изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью, что очень важно для экономики в условиях высокого уровня инфляции /3/.

Применение системы контроллинга в деятельности отечественных предприятий находит поддержку на законодательном уровне. Так, приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 г. № 23 утвержден Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, а также новые формы отчетности. Теперь в случаях, предусмотренных учетной политикой предприятия, при заполнении Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) по статье «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг)» могут отражаться затраты, относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам), связанные с производством продукции, без учета сумм, отражаемых по статье «Управленческие расходы». Таким образом, субъектам хозяйствования предоставлена возможность учета неполной себестоимости продукции в рамках директ-костинга. Это нововведение является мощным аргументом в поддержку решения о внедрении контроллинга на предприятии.

Однако не следует думать, что управление эффективностью производства в условиях формирования рыночных отношений полностью исключает положения теории эффективности, использовавшихся в практике отечественных предприятий ранее. В частности, производительность как обобщающую меру эффективности целесообразно дополнять известными частными показателями эффективности, исследуя степень использования отдельных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, производственных фондов и т. д.

Обсуждаемая проблема должна найти должное понимание менеджерского корпуса отечественных предприятий. Поэтому необходимо предусмотреть систематическое изучение данных вопросов в процессе подготовки специалистов соответствующего профиля. Сделать это можно либо в рамках дисциплин специальной подготовки (менеджмент, предпринимательская деятельность на предприятии и др.), либо в рамках отдельного спецкурса.

Литература

  1.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Фр. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Академия НХ при правительстве РФ, 1995.
  2.  Всеобщее управление качеством / Под редакцией О.П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  3.  Контроллинг: система эффективного управления экономикой предприятия // Директор. - №  2. –2000.
  4.  Гончаров В.И., Шинкевич Н.В. Комплексный подход к управлению производительностью (эффективностью) производства. –Тез. докл. 4-й Республиканской НПК «Управление в социальных и экономических системах». –Мн.: МИУ, 2000 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34076. Понятие и содержание управления земельными ресурсами 27.5 KB
  Понятие и содержание управления земельными ресурсами. Управление земельными ресурсами землями это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер т. Ведомственное отраслевое управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами федеральными агентствами федеральными службами...
34077. Порядок предоставления земельных участков для строительства 28.5 KB
  Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения; принятие решения о проведении торгов конкурсов аукционов или предоставлении земельных участков без...
34078. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства 30 KB
  Все другие условия предоставления земельного участка и развития застроенной территории определяются договором о развитии застроенной территории который заключается между лицом подавшим заявление о предоставлении участка и соответствующим органом местного самоуправления. Согласованный и подписанный сторонами договор является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Указанное решение является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового...
34079. Понятие и общая характеристика земельного процесса 54.5 KB
  Понятие и общая характеристика земельного процесса. Каждому разделу материальноправовых норм земельного права соответствуют процессуальные земельноправовые нормы. Установлен порядок возбуждения дела о предоставлении земельного участка определены органы и сроки рассмотрения ходатайства порядок подготовки документации об изъятии и предоставлении участка форма и содержание принятого решения права и обязанности сторон при рассмотрении вопроса и др. Виды земельного процесса Основания классификации земельного процесса Каждой...
34080. Понятие и признаки права собственности на землю в РФ 54 KB
  Понятие и признаки права собственности на землю в РФ. Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. Выступая в качестве объекта права собственности земля приобретает особенные правовые черты она становится имуществом или вещью тем предметом гражданского а теперь и земельного права который отличают особые юридические признаки. Право собственности на землю в России и реформа Современная правовая ситуация в России характерна тем что земельные проблемы и в особенности проблемы права собственности на землю...
34081. Право государственной и муниципальной собственности на землю 36 KB
  Право государственной и муниципальной собственности на землю. Особенность субъектов государственной собственности в том что они обладают правом территориального верховенства. В соответствии с ГК в государственной собственности находятся все земли за исключением земель находящихся в муниципальной или частной собственности презумпция государственной собственности на землю. Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом Законом âО введении в действие Земельного кодексаâ Закона âО...
34082. Право частной собственности на земельные участки: общая характеристика, субъекты права собственности 31.5 KB
  Право частной собственности на земельные участки: общая характеристика субъекты права собственности. Частная собственность на земельные участки. Исключения: иностранцы лица без гражданства а также российские юридические лица в уставном складочном которых доля иностранцев и лиц без гражданства более 50 могут использовать земли сельскохозяйственного назначения только на праве аренды ФЗ âОб обороте земель сельскохозяйственного назначенияâ; земельные участки расположенные на территории ЗАТО могут приобретать российские...
34083. Содержание права частной собственности на землю. Объект права частной собственности 30 KB
  Содержание права частной собственности на землю. Объект права частной собственности. Право собственности является наиболее обширным по объему правом на вещь. Римские юристы не оставили точного определения права собственности но упоминали об основных правомочиях собственника.
34084. Разграничение государственной собственности на землю 27.5 KB
  Разграничение государственной собственности на землю. 214 ГК РФ государственная собственность имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации федеральная собственность и имущество принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации собственностьсубъектов Российской Федерации. Таким образом субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация республики края области города федерального значения автономная область автономные округа.Поскольку объектами любых прав...