2909

Проблемы управления промышленным комплексом в условиях реформирования экономики

Научная статья

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Проблемы управления промышленным комплексом в условиях реформирования экономики Вторая половина нашего столетия характеризуется устойчивыми тенденциями интернационализации и глобализации социально-экономических процессов развития мирового сообщества...

Русский

2012-10-21

51 KB

8 чел.

Проблемы управления промышленным комплексом

в условиях реформирования экономики

Вторая половина нашего столетия характеризуется устойчивыми тенденциями интернационализации и глобализации социально-экономических процессов развития мирового сообщества. Это происходит на фоне обострения конкуренции и повышения капиталоемкости  современного производства в связи с ростом значимости использования достижений научно-технического прогресса для обеспечения конкурентоспособности производителей товаров и услуг на мировом рынке. Указанные мировые процессы создают принципиально новые  условия внешней среды, во взаимодействии с которой  развивается  и будет развиваться экономика нашей страны. В этой связи перед Республикой Беларусь возникли новые чрезвычайно сложные проблемы как внешнего, так и внутреннего характера, требующие все более эффективной государственной политики и механизмов её реализации, что определяет первостепенное значение разработки долгосрочных ориентиров развития нашего общества. Таким стратегическим ориентиром является Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., учитывающая как долговременные мировые тенденции, так и глубинные процессы устойчивого развития  страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения успеха в реформировании экономики и развитии нашей страны необходимо базироваться на объективной оценке сложившейся экономической и социальной ситуации, а также геополитической позиции Республики Беларусь на постсоветском пространстве, в Европе и в мировом сообществе.  

Республика Беларусь имеет относительно развитую, ориентированную на экспорт экономику, которая тесно связана с внешними рынками и весьма чувствительна к изменениям их конъюнктуры. Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, а также продуктов животноводства, льноводства, картофелеводства. Не вдаваясь в конкретику цифр экономического развития и положения Республики Беларусь в сравнении со странами ближнего и дальнего зарубежья, необходимо отметить два существенных для рассматриваемой темы положения.

Во-первых, основу производственного потенциала Беларуси составляет промышленность, на долю которой приходится почти половина основных фондов республики и более 30% объема производства валового внутреннего продукта. В промышленности работают около 28% всех занятых в народном хозяйстве страны. В то же время техническая база предприятий устарела и требует технического перевооружения, реконструкции и развития.

Во- вторых, республика располагает значительным научно-техническим потенциалом, который может и должен быть использован для обеспечения устойчивого развития экономики.

В первой половине 90-х годов в Республике Беларусь (как и в других республиках бывшего СССР) резко снижены объемы производства,  производительность труда и уровень жизни народа. Кризисные процессы развивались и, несмотря на определенную стабилизацию производства после 1996 года, продолжают развиваться на фоне формирования в республике и в других странах ближнего зарубежья рыночной экономики. Как показывает практика, формирование рыночной экономики само по себе (т.е. без учета кризисных факторов) характеризуется сложностью и противоречивостью процесса ее становления.

Наиболее сложным и принципиальным в трансформации нашей экономики является формирование и реализация  концепции создания  общества для человека.  Такая концепция может быть принципиально реализована, если она базируется на эффективную экономику, создание которой является для Беларуси главной и базовой проблемой в современных условиях. Одну из сложных задач решения этой проблемы составляет определение соотношения  необходимой централизации управления и саморегулирования, заложенного в механизм реформирования экономики, которое требует серьезных исследований с учетом конкретных условий в Республике Беларусь и опыта наших соседей (Польша, Россия и др.).

 

Сегодняшний кризис экономики это прежде всего кризис ее производственной сферы.  Анализ показывает, что в совокупности принятых решений по реформированию системы управления производственной сферой для повышения ее эффективности наиболее слабым звеном являются стратегические вопросы структурной перестройки предприятий. В этом процессе все большее значение приобретают реабилитационные мероприятия, проводимые на уровне предприятий, объединений. Успех реабилитации и развития конкретного предприятия во многом определяется стратегической ориентацией его реформирования и реструктуризации. Для предприятий промышленного комплекса стратегическая ориентация предусматривает:

Разработку стратегии и политики предприятия, адекватных  сложившимся социально–экономическим и политическим условиям функционирования при организации взаимодействия  и партнерства с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья.

Перестройку организационной структуры управления с учетом ее адаптации к новым  целям и стратегиям деятельности предприятия, а также развитие экспортных возможностей и международного сотрудничества.

Проведение реконструкции и технического перевооружения производства, направленных на повышение качества, научно–технического уровня и конкурентоспособности продукции на внутреннем и зарубежных рынках.

Наиболее важным компонентом реформирования предприятия является стратегическая ориентация программы его развития на обеспечение эффективной деятельности в условиях рыночной экономики и международной интеграции рынка.

 Стратегическая ориентация планирования бизнеса (в нашем случае реабилитация и развитие предприятия) в целом не является новой. Однако формализованная концепция и методология относительно новы в международной практике менеджмента и тем более в нашей практике. Основными направлениями определения стратегической ориентации программы реабилитации и развития конкретного предприятия являются:

а) поиск правильного инвестирования с позиций развития конкретных направлений деятельности (конкретного бизнеса), обеспечивающих выживание и экономическое благополучие предприятия в ближней и дальней перспективе;

б) принятие и осмысление перемен, связанных с внешней средой (ее позитивными и негативными факторами) и с оценкой внутренних возможностей предприятия в условиях проведения реформ и становления рыночной экономики, а также его ресурсной, технической и конкурентной позиций;

в) развитие необходимых навыков для профессионального занятия конкретным бизнесом в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

Реализация стратегической ориентации тесно связана с поиском правильного инвестирования, т.к. в сложившихся условиях в экономике, технологии и политике выживание и успех предприятия больше, чем когда-либо, зависят от принимаемых инвестиционных решений. И это, прежде всего, относится к разработке программы выхода из кризиса  и развития конкретного предприятия, а также организации ее реализации. Главной проблемой здесь является определение правильности конкретного решения относительно инвестирования и программы в целом. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения бизнеса правильными считаются любые инвестиции, которые позволяют экономно достичь цели программы (или конкретного проекта).

Концепция стратегической ориентации требует от предприятия (разработчиков программы реструктуризации, а также лиц, принимающих решения) понимания того, что стоит за процессом изменения при реформировании предприятия, а также выявления и развития навыков, необходимых для выживания в условиях конкуренции.

 Это, в свою очередь, связано с принятием и осмыслением необходимых стратегических перемен. Предприятие и его программу развития следует понимать как неотъемлемую часть социально-экономической системы, являющейся вышестоящей системой по отношению к предприятию. Программа должна быть такой, чтобы при ее реализации предприятие было в состоянии справляться с будущими изменениями среды.

Это далеко не простая работа и она требует развития необходимых навыков, которые позволят предприятию выжить в конкурентной среде и дадут возможность обойти конкурентов, чтобы достичь лучших результатов. Предприятию необходимо развивать такие навыки и это должно найти отражение в программе. При проведении необходимых стратегических изменений внимание должно быть сконцентрировано на:

а) разработке новой или совершенствовании имеющейся продукции;

б) уменьшении издержек производства;

в) совершенствовании и контроле за каналами распространения (сбыта);

г) сокращении времени реализации заказов и т.п.

При разработке программы необходимо учесть и определить такие навыки, которые наилучшим образом использовали бы возможности существующего и потенциального рынков, а также самого предприятия и обеспечили бы предприятию устойчивый деловой успех.

В качестве технологии разработки стратегии программы реструктуризации и развития предприятия целесообразно использовать механизм стратегического планирования, адаптированный применительно к методологии управления проектами. Стратегия предприятия должна состоять из некоторой совокупности целей и соответствующих задач, которые должны быть решены в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. При адаптации механизмов стратегического управления эти цели и задачи  рассматриваются как отдельные проекты.

Главными компонентами предлагаемого механизма являются:

выбор географического региона, в котором предполагается реализация деятельности предприятия;

определение базовых рыночных стратегий;

определение доли рынка (позиции на рынке), которую предполагается занять при реализации проекта или программы в целом;

определение связи "продукт рынок", которую следует положить в основу концепции маркетинга и определения конкретных стратегий конкуренции;

определение продукта (или продуктового диапазона) и ценовой политики;

выбор стратегии занятия желаемой позиции на рынке;

определение квалификации и практического опыта, необходимых для победы над конкурентами;

определение необходимости и возможности кооперации и сотрудничества для достижения рыночной позиции предприятия.

Успех разработки и реализации стратегии конкретной программы определяется полнотой, объективностью и комплексностью исследований условий и возможных альтернатив реабилитации и развития каждого конкретного предприятия. В рамках такого исследования используется большой арсенал современных методов анализа и прогноза, ключевым элементом которого является системный анализ. Изучение и внедрение в нашу практику системного анализа будет способствовать более глубокому пониманию конкретных проблем в виду большого объема реальных взаимосвязанных факторов сложной проблематики реформирования экономики в целом и каждого предприятия в отдельности, которые должны рассматриваться и учитываться комплексно.

Естественно, что в сложившихся условиях предприятие само должно учитывать происходящие процессы во внешней среде и добиваться реализации стратегических перемен, обеспечивающих ему успех, но для осуществления этого должны быть определены и решены общие проблемы, включая:

  •  создание условий для эффективного развития экспорта-импорта в Беларуси;
  •  создание условий развития инвестиционных процессов в Республике Беларусь и привлечения в страну иностранных инвесторов, в том числе развитие рынка ценных бумаг;
  •  создание условий для привлечения современных эффективных технологий и развития международного сотрудничества, а также использования научного потенциала Республики Беларусь.

Конструктивное рассмотрение этих проблем требует серьезных направленных исследований и принятия соответствующих решений. Тем не менее можно  сформулировать следующие предложения:

  1.  Реформирование (реструктуризацию) предприятий необходимо проводить используя в качестве аргументов для принятия инвестиционных решений прежде всего экономические критерии эффективности от реализации соответствующих программ их развития. При этом необходимо повысить ответственность и соответствующее стимулирование управленческого персонала за достижение конкретных показателей экономической эффективности деятельности предприятий.
  2.  Необходимо обеспечить отраслевую подготовку управленческого персонала, ориентированного на эффективную работу предприятий в новых условиях. Программы такой подготовки не должны быть жестко связаны с устаревшей организационной структурой конкретных предприятий.
  3.  Необходимо формирование инфраструктуры на республиканском и отраслевом уровнях, позволяющей предприятиям профессионально применять методы и механизмы эффективного управления, используя квалифицированных экспертов и консультантов в повседневной практике.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31044. Тенденции развития различных древнерусских земель в 12 – начале 13 веков. Крупнейшие княжества и земли 33 KB
  Условной датой начала раздробленности на Руси считают 1132г когда умер Мстислав сын Мономаха и раздрася вся русская земля. Время раздробленности на Руси тянулось с начала 12века по147080г. На юге и юговостоке Руси неособо любили метсное боярство поэтому занятие киевского престола всякий раз обуславливалось сочетанием борьбы. В Западной Руси сильны были федеративные тенденции.
31045. Русь в международных отношениях 11-13веков: отношения с Великой Степью, Византией и Западной Европой 30.5 KB
  Первая встреча русских с монголотатарами произошла 31 мая 1223г. Впоследствии установилась зависимость русских земель от державы Батыя продлившаяся для СевВост Руси до 1480г а для Южной – до 1362г. Эти 2 победы были очень важны: они прервали череду поражений русских для церкви же особенно было важно недопущение католического влияния на русских землях.
31046. Альтернативы объединительных процессов на Руси. Центры объединения русских земель в 14-15веках. Московская и Литовская Русь 31 KB
  Альтернативы объединительных процессов на Руси. Главными центрами объединения Руси выступили в 14в. Но реализовать свой шанс на объединение всей Руси этому княжеству не удалось во многом решающую роль здесь сыграли религиозные противоречия и сближение Литвы с Польшей что впоследствии преобразится в Речь Посполитую1569г. В Москву же была перенесена резиденция митрополита всея Руси.
31047. Природа социально-политического строя Московской Руси в 15-16веках. Российское гос-во при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления, доктрина Москва – Третий Рим, нарпавленность внешней политики 30 KB
  Российское госво при Иване 3 и Василии: органы централизованого и местного управления доктрина Москва – Третий Рим нарпавленность внешней политики. москвичи осадили Тверь и с этого момента ученые обычно отсчитывают историю единого Московского госва. При Иване 3 уделов не стало он оказался государем всея Руси. Для централизованных стран харрно: сильный гос аппарат в центре чиновничество единое войско законодательство суд единообразное налогооблажение.
31048. Россия и Европа в 15-16в. Европеизация России в 17в(причины, хараткер, особенности, последствия) 31.5 KB
  Россия и Европа в 1516в. После брака Ивана 3 и Софьи Палеолог за рубежом стало встречаться еще одно название – Россия. В ходе Ливонской войны15581583 и Смуты начала 17 века Россия остро ощущала как ей тяжело соперничать с европейскими странами особенно в военнотехнич области. Россия вывозила за границу лес меха.
31049. Взаимоотношения церкви и гос-ва на Руси в 14-18веках 29 KB
  Взаимоотношения церкви и госва на Руси в 1418веках. В 1516веках будет идти процесс постепенного подчинения церкви Московскому госву. С одной стороны союз с церковью опора на ее авторитет были выгодны московским государям. Но быстрый рост монастырского землевладения ослабяли мощь единого госва.
31050. Церковная реформа патриарха Никона. Раскол русской православной церкви 28 KB
  Церковная реформа патриархаНикона. В 1652г патриархом стал Никон. вечное важнее временного московское госво как всякое госво – частное вселенская церковь – вот что ближе к богу что олицетворяет на земле вечное все что не согласуется с вечным должно быть упразднено патриарх выше светского правителя В 1653г Никон разослал указ в котором говорилось: креститься щепотью в книгах велено было печатать Иисус вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по киевским канонам все книги по богослужению велено было...
31051. Общественно-политическая мысль 1830-1850-х об исторических судьбах России 30 KB
  Общественнополитическая мысль 18301850х об исторических судьбах России. После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны госва. Самодержавие крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России.
31052. Русское общество и гос-во в 18 веке. Внутр. и внешняя политика 29.98 KB
  В России в XVIII в. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм Петр был провозглашен императором что означало усиление власти самого царя он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат в состав которого входили девять сановников ближайших Петру I. В России упразднялась должность патриарха наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.