29225

Тактика допроса свидетелей и потерпевших

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Во вторых необходимо что бы показания свидетелей были сущей правдой. Или свидетель намерен сказать правду но е говорит ее потому что не правильно понял то что он знает или же свидетель имеет прямое намерение дать заведомо ложные показания. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого порядок может быть нарушен может запутаться в показаниях и упустить важные детали. После окончания свободного рассказа следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет показания.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

0 чел.

Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

Главная задача при допросе свидетелей двояка. Во – первых, необходимо, что бы при допросе были выявлены все обстоятельства, ни одно существенное обстоятельство не было упущено.

Во- вторых, необходимо, что бы показания свидетелей были сущей правдой.

При достижении второго обстоятельства – безусловно правдивых показаний – следователю необходимо бороться с препятствиями то же двоякого рода. Или свидетель намерен сказать правду, но е говорит ее, потому что не правильно понял то, что он знает или же свидетель имеет прямое намерение дать заведомо ложные показания.

В обоих случаях применяются различные приемы, но наиболее серьезные затруднения представляет препятствие первого рода и бороться с ними значительнее труднее.

Свидетели потерпевшие и другие вызываются повесткой, в которой указывается:

  •  Кто
  •  В каком качестве и куда вызывается
  •  Дата и место допроса

Повестка вручается вызываемому на допрос под расписку или совершеннолетнему члену семьи или администрации по месту работу, которые должны передать эту повестку. В случае неявки применяется привод.

В качестве свидетеля может быть допрошено лицо, которому могут быть известны какие – либо обстоятельства, имеющие значение для дела. Не подлежат допросу в качестве свидетеля:

  •  Судья, Присяжный заседатель. Но не всегда, а об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по делу.
  •  Адвокат, по обстоятельствам, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи.
  •  Священнослужитель об обстоятельствах, ставших известными из исповеди. член совета Федерации, депутат Государственной думы без их согласия, по обстоятельствам, которые стали им известны в связи с осуществлением их полномочий.

Потерпевший – физическое заинтересованное лицо, которому преступлением причинен физический, моральный ущерб, а так же Ю.Л, в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации.

Допрос свидетелей и потерпевших может быть условно разделен на 4 этапа:

  1.  установление психологического контакта
  2.  свободный рассказ
  3.  постановка вопросов
  4.  ознакомление допрашиваемого с протоколом.

В целях установления контакта может быть использована беседа, при этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными данными, но иными данными; окружением; условиями жизни и работы; психо – физическими качествами.

Свободный рассказ:

Это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую он избирает сам или которую рекомендует следователь. Следователи, как правило, не должны прерывать свободный рассказ ни репликами ни вопросами. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого, порядок может быть нарушен, может запутаться в показаниях и упустить важные детали. По ходу свободного рассказа не рекомендуется вест протокол, так как это ведет к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию и нарушает его ассоциативные связи.

После окончания свободного рассказа следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет показания. В этих целях могут быть применены следующие тактические приемы допроса:

  1.  восстановление забытых фактов путем использования ассоциативных связей
  2.  проведение допроса на месте, в котором происходило событие
  3.  следует задавать вопросы, содержащие анализ предшествующих показаний и выявленных противоречий
  4.  постановка косвенных вопросов с целью перехода от них к более существенным
  5.  постановка контрольных и уточняющих вопросов
  6.  предоставление возможности допрашиваемому записать свои показания собственноручно.

Оценивая  показания свидетеля и потерпевшего, следует учитывать, что в ряде случаев они могли умалчивать об отдельных обстоятельствах, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний, либо изменять их в ходе следствия, а так же сообщать по делу полностью ложные ведения. Все это возможно в силу особых отношений с виновными лицами, их окружением, при боязни мести, в результате воздействия заинтересованных лиц, а так же с целью сокрытия своего неблаговидного поведения. Кроме того на показаниях свидетеля и потерпевшего может сказаться неверие в способность органов следствия установить истину и обеспечить безопасность, и в этих случаях при допросе используются приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых показаний, причем особенно важно выяснить мотивы, лежащие в основе неверной позиции допрашиваемого и попытаться преодолеть их.

При оценке показаний свидетелей необходимо иметь ввиду, что могут быть случаи кроме ошибок чувственного восприятия и ошибок памяти, некоторые особенные случаи, в силу которых никак не возможно скорректировать показания свидетелей. 2 таких случая:

  1.  неправильное наблюдение в следствии возбуждения.
  2.  неправильное наблюдение в следствии «повреждения головы»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79041. Достижения социально-гуманитарного знания в XVII - XIX веках 35 KB
  Достижения социальногуманитарного знания в XVII XIX вв. В решении проблемы о соотношении социальногуманитарного и естественнонаучного познания исторически сложились и существуют две альтернативные позиции: натурализм и антинатурализм. Данный подход казался безупречным в качестве метода научного познания и использовался для объяснения всех явлений в контексте имеющегося тогда знания. Но принцип редукционизма продолжал существовать в смысловом поле научного познания.
79042. Философия познания И.Канта и ее значение для развития науки XVIII - XIX веках 36.5 KB
  Философия познания И. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта разработан диалектический метод познания и преобразования действительности. Основной период критический ознаменовался созданием трех главных произведений: Критика чистого разума 1781 Кри тика практического разума 1788 и Критика способности суждения 1790 В свете философии науки и техники наибольший интерес представляет первое из этих произведений поскольку именно в нем исследуется процесс...
79043. Система и метод Г.Гегеля и их значение для развития науки XIX века 56.5 KB
  Его диалектический метод ГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих 17701831 немецкий философ создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Что Гегель понимал под свободой Свободаэто осознанная необходимость. Хотя Гегель и утверждает что спекулятивный метод и его правила дедуцируются самим движением мысли а не предпосылаются его системе но на деле подобная дедукция возможна только в сфере спекулятивного мышления приемы которого должны быть известны заранее. Гегель считает что разум должен не...
79045. Неклассическая и постнеклассическая наука в XX веке 37.5 KB
  Если задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования то содержание пост-неклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.
79046. Становление Российской науки (XVIII - первая половина XIX в.) и русская философия 46 KB
  Основные этапы становления отечественной науки ее выдающиеся представители: Создание Петербургской Академии наук в России XVIII событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом научном и культурном развитии страны совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня. Именно Лейбниц развернул перед русским царем грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Лейбница с Петром проходила идея создания в России Ученой коллегии ...
79047. Российская наука в конце XIX в. и XX веках 44.5 KB
  Главный научный руководитель атомной проблемы в СССР один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР 1943. Андрей Дмитриевич Сахаров 21 мая 1921 14 декабря 1989 советский физик академик АН СССР и политический деятель диссидент и правозащитник один из создателей советской водородной бомбы.
79048. Особенности профессионального труда в науке. 35.5 KB
  Для того чтобы удовлетворить этим требованиям он должен: хорошо знать все то что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований четко указывать на какие исследования предшественников и коллег он опирался и именно на этом фоне показывать то новое что открыто и разработано им самим. Одной из острых тем обсуждаемых в дискуссиях по вопросам социальной ответственности является свобода научных исследований. Результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Но можно сказать что...