29230

Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность

Доклад

Культурология и искусствоведение

существовавший к тому времени термин €œсоциализация€ не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин €œсоциализация€ а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...

Русский

2013-08-21

42.5 KB

21 чел.

Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность.

АККУЛЬТУРАЦИЯпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных соци-окультурных систем. Термин  используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”.

Понятие аккультурации. начало использоваться в американской культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев.

Во 2-ой пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации.

Они определяли её как “совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в постоянный непосредственный  контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах (образцах) одной из групп или их обеих”. 

Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта:

  •  принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы);
  •  адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы);
  •  реакцию (полное отторжение культурных паттернов “донорской группы” усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

Данная схема анализа оказала благотворное влияние на исследования и получила дальнейшую разработку.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов  (образцов) поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе 1948.

Примерно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин “культурализация”, т.к. существовавший к тому времени термин “социализация” не охватывал процессов усвоения когнитивных  (познавательных) аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.).

В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком.

В широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может также использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения.

Понятие инкультурации не получило широкого распространения и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того, оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин “социализация”, а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ (от лат. - край) — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из которых они не интегрированы полностью.

При культурной плюралистичности (множественности) современного общества каждый человек находится в ситуации взаимодействия с различными культурными системами, включен в различные социальные миры, предъявляющие ему несовпадающие, а нередко и противоречащие друг другу требования.

Типичными примерами могут быть различного рода мигранты (напр., деревенские жители в городе), люди, вступившие в смешанные браки, представители старшего поколения с “молодой душой” и взглядами, женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.

Объективными условиями для формирования культурной маргинальности являются процессы трансформации обществ, системы (модернизация, “перестройка” и т.п.), интенсификации социальных перемещений внутри социума, развитие межкультурных взаимодействий. Одним из важнейших факторов возникновения культурной маргинальности являются процессы миграции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

Социализация — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

Понятие  появилось в 30-е гг. и с 40-50-х гг. широко используется в социологии, социальной психологии и антропологии. На сегодняшний день социализация и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему.

В к. 19-нач. 20 в. исследования социализации концентрировались вокруг спора о роли наследственности и среды в формировании поведения:

  •  Ж.Пиаже и др. отстаивали тезис о доминирующей роли наследственности;
  •  Дж.Г. Мид  и др. утверждали, что определяющее воздействие на формирование поведения оказывает среда, и исходили из постулирования врожденной склонности ребенка к имитации.

Наиболее мощный толчок развитию исследований социализации дали теории Фрейда об определяющей роли семьи в формировании поведения и личности индивида, роли идентификации в усвоении ребенком социальных норм и запретов, Эдиповом комплексе и т.д.

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) трактует социализацию как самоактуализацию Я-концепции.

Структурно-функционалистская теория Парсонса понимает социализацию как процесс интефации (вхождения) индивида в социальную систему посредством интернализации норм. Первичным “агентом” социализации, по Парсонсу, является семья.

В настоящее время социализация рассматривается как комплексный и многоаспектный процесс, к которому могут быть применены разные подходы в зависимости от исследовательских задач.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82837. Вооруженные силы РФ на современном этапе 162.5 KB
  Конфронтация между Востоком и Западом уступила место партнерству. Наметилась важная позитивная тенденция создания европейской системы коллективной безопасности. Произошли и другие положительные сдвиги.
82838. Функціоналізм в американській психології 112.5 KB
  На відміну від структуралізму, який виник в Європі та поширилася на Сполучені Штати, функціоналізм виник на американському грунті. Однією з передумов його виникнення була дарвінівська теорія еволюції, що опанувала розумами як у Європі, так і в Америці в кінці XIX ст.
82839. Вода в організмі людини: роль і вміст 61 KB
  Кожна жива клітка організму людини містить цілющий водний розчин різних живильних речовин. В цілому організм людини перебуває на 8650 з води 86 у новонародженого і 50 у старого. Значення води в житті людини визначається тими функціями і тією величезною часткою яку вона займає в загальній...
82840. Медицина в средние века 34.72 KB
  В течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой. Как доказательство, приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы...
82841. Стан природи і настрій людини в поезіях Лесі Українки. Розповідь про життя і творчість поетеси. Вірш «Давня весна» 49 KB
  Розширити поглибити й узагальнити знання учнів про дитячі роки поетеси її творчість; викликати емоційне сприйняття; розкрити вплив природи на настрій і почуття поетеси удосконалювати вміння порівнювати; знаходити і пояснювати метафори; розвивати виразність читання; образне мислення уяву.
82842. Леся Українка (стаття). Леся Українка. Вірш «Мамо, іде вже зима» 71 KB
  Тип уроку: комбінований. Обладнання: портрет Лесі Українки виставка видань її книжок підручник картки із завданнями магнітофон проектор мультимедійна дошка презентація до уроку. До уроку додається слайдова презентація яка стимулює пізнавальну активність учнів.
82843. Развитие речи. Толерантность. Деформированный текст с творческим заданием 36.5 KB
  Какие три слова стали законом в семье где царили мир и согласие Любовь прощение терпение Всё это можно назвать одним словом Толерантность запишем его Толерантность II. Наверно это слово было вам незнакомо но в современном мире вы не раз его услышите поэтому сегодня на уроке мы познакомимся...
82844. Склонение имен существительных 37 KB
  Цель: Закреплять умения склонять существительные по падежам; познакомить учащихся с несклонеяемыми именами существительными; развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, память; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе, трудолюбие.