29230

Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность

Доклад

Культурология и искусствоведение

существовавший к тому времени термин €œсоциализация€ не охватывал процессов усвоения когнитивных познавательных аспектов культуры знаний верований ценностей и т. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин €œсоциализация€ а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры. СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных...

Русский

2013-08-21

42.5 KB

19 чел.

Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность.

АККУЛЬТУРАЦИЯпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных соци-окультурных систем. Термин  используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Близкими к нему по значению являются такие термины, как “культурный контакт” и “транскультурация”.

Понятие аккультурации. начало использоваться в американской культурной антропологии в к. 19 в. в связи с исследованием процессов культурного изменения в племенах сев.-амер. индейцев (Ф. Боас, У. Холмс, У. Мак-Джи, Р. Лоуи). Первоначально оно применялось в узком значении и обозначало преимущественно процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев.

Во 2-ой пол. 30-х гг. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. В 1935 Редфилд, Линтон и Херсковиц разработали типовую модель исследования аккультурации.

Они определяли её как “совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в постоянный непосредственный  контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах (образцах) одной из групп или их обеих”. 

Редфилд, Линтон и Херсковиц выделили три основных типа реакции группы-реципиента на ситуацию культурного контакта:

  •  принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы);
  •  адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы);
  •  реакцию (полное отторжение культурных паттернов “донорской группы” усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

Данная схема анализа оказала благотворное влияние на исследования и получила дальнейшую разработку.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов  (образцов) поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в работе 1948.

Примерно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин “культурализация”, т.к. существовавший к тому времени термин “социализация” не охватывал процессов усвоения когнитивных  (познавательных) аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.).

В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком.

В широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может также использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения.

Понятие инкультурации не получило широкого распространения и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения; кроме того, оно по сути дублировало гораздо более широко использовавшийся термин “социализация”, а его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ (от лат. - край) — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из которых они не интегрированы полностью.

При культурной плюралистичности (множественности) современного общества каждый человек находится в ситуации взаимодействия с различными культурными системами, включен в различные социальные миры, предъявляющие ему несовпадающие, а нередко и противоречащие друг другу требования.

Типичными примерами могут быть различного рода мигранты (напр., деревенские жители в городе), люди, вступившие в смешанные браки, представители старшего поколения с “молодой душой” и взглядами, женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.

Объективными условиями для формирования культурной маргинальности являются процессы трансформации обществ, системы (модернизация, “перестройка” и т.п.), интенсификации социальных перемещений внутри социума, развитие межкультурных взаимодействий. Одним из важнейших факторов возникновения культурной маргинальности являются процессы миграции.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

Социализация — результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

Понятие  появилось в 30-е гг. и с 40-50-х гг. широко используется в социологии, социальной психологии и антропологии. На сегодняшний день социализация и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему.

В к. 19-нач. 20 в. исследования социализации концентрировались вокруг спора о роли наследственности и среды в формировании поведения:

  •  Ж.Пиаже и др. отстаивали тезис о доминирующей роли наследственности;
  •  Дж.Г. Мид  и др. утверждали, что определяющее воздействие на формирование поведения оказывает среда, и исходили из постулирования врожденной склонности ребенка к имитации.

Наиболее мощный толчок развитию исследований социализации дали теории Фрейда об определяющей роли семьи в формировании поведения и личности индивида, роли идентификации в усвоении ребенком социальных норм и запретов, Эдиповом комплексе и т.д.

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) трактует социализацию как самоактуализацию Я-концепции.

Структурно-функционалистская теория Парсонса понимает социализацию как процесс интефации (вхождения) индивида в социальную систему посредством интернализации норм. Первичным “агентом” социализации, по Парсонсу, является семья.

В настоящее время социализация рассматривается как комплексный и многоаспектный процесс, к которому могут быть применены разные подходы в зависимости от исследовательских задач.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69045. Форматирование документов XML с помощью XSL 246 KB
  Основными типами выходных документом при преобразованиях XSLT являются документы XML, текстовые документы и документы HTML. Конечным результатом преобразования является представление выходного документа в оформлении, которое зависит как от содержания документа, так и носителя, на который выводится документ...
69046. Внутристроковые элементы XSL 192.5 KB
  Элемент fo:inline обычно используется для форматирования участка текста. Содержимым этого элемента являются текстовые данные (#PCDATA), либо блоковые или внутристроковые элементы. Для элемента fo:inline, так же как и для элемента fo:block, определены общие свойства фона, рамки и отступа...
69047. Технология работ при создании лесных культур на вырубке 1.32 MB
  В системе машин каждая предыдущая машина своей работы создает условия для работы последующей машины. Следовательно, для осуществления лесохозяйственных мероприятий из системы машин выбираются необходимые лесохозяйственные машины и транспортные средства.
69048. Представление текста в SVG 335 KB
  В XML текстовое содержание определяется как последовательность символов, где каждый символ определен своим кодом Unicode. С другой стороны, шрифты состоят из набора глифов (glyphs) и другой связанной информации, такой, как таблицы шрифтов.
69049. Web-службы. Общие концепции Web-служб 236.5 KB
  Первоначально Web-серверы предоставляли статические данные, представленные в документах HTML и сопровождающих их файлах описания внешних таблиц стилей и сценариях, а также текстовых и мультимедийных данных, составляющих Web-страницу.
69050. Язык WSDL. Основные концепции языка WSDL 697.5 KB
  И отправитель, и получатель сообщения SOAP должны иметь доступ к описанию используемой Web-службы. Отправитель нуждается в описании Web-службы, чтобы знать, как правильно форматировать сообщение, а получатель – для правильной его интерпретации. Поэтому необходим документ (в виде файла)...
69051. Семантический Web. Развитие Web 512 KB
  Как и любая технология, WWW (World Wide Web – всемирная паутина) или просто Web (паутина) с момента своей первой демонстрации в 1991 году прошла большой путь развития. В 2005 году, чтобы отметить новые возможности Web, Тим О’Рейли (Tim O’Reilly), владелец издательства O’Reilly...
69052. Язык OWL (Web Ontology Language) 563 KB
  Язык онтологий для Web – OWL (Web Ontology Language), так же как RDF и RDFS разработан для описания данных и метаданных, а также отношений между ними и предназначен для использования в компьютерной обработке данных семантического Web.
69053. Общие компоненты технологии XML 176 KB
  Содержание документа на бумаге может быть сугубо текстовым, а также содержать изображения. Если документ представлен в электронном виде, он может содержать и мультимедийные данные, а также ссылки на другие документы. Хотя содержимое разных документов различно, их можно классифицировать по типам...