29232

СЛОВО об АНТИЧНОСТИ

Доклад

Культурология и искусствоведение

Три вещи связывали древних с их землей: храмы могилы и предки. Слово родина у древних было прилагательным и сочеталось со словом земля то была отцовская земля это слово доходило до сердца. Слово свобода к примеру имело для древних тот же глубинный смысл что и ответственность . Свобода теперь имеет моральный смысл у древних же совершенно политический Древние которых все их государственное устройство заставляло быть рационалистами были одухотворены поэзией.

Русский

2013-08-21

40.5 KB

0 чел.

СЛОВО об  АНТИЧНОСТИ

Жозеф ЖУБЕР,

французский философ,

вторая пол. XVIII

-первая четв. XIX вв.

Уходят поколения, а на земле остаются вечные ценности. Путь к совершенству - их усвоение.

Три вещи связывали древних с их землей: храмы, могилы и предки. У наших современников надежда и желание перемен переиначили  все:  там,   где  древние   говорили "наши предки", мы говорим "наше прошлое"; мы иначе,  чем они, любим родину, землю и законы наших отцов, мы любим скорее законы и землю наших детей, нас соблазняет магия будущего, а не прошлого.

  Слово "родина" у древних было прилагательным и сочеталось со словом "земля", то была "отцовская земля", это слово доходило до сердца. Теперь слово "родина" существует само по себе и слышится лишь разумом. Став из прилагательного существительным, оно обозначает лишь некую морально значимую вещь. Многие слова изменили свой смысл. Слово "свобода", к примеру, имело для древних тот же глубинный смысл, что и "ответственность". "Хочу быть свободным" означало "хочу управлять городом". У нас же оно значит "хочу быть независимым". Свобода теперь имеет моральный смысл, у древних же - совершенно политический Древние, которых все их государственное устройство заставляло быть рационалистами, были одухотворены поэзией. Они говорили, что есть некая муза, которая покровительствует и государственным мужам. Древним была необходима добродетель и, не владея некими универсальными заповедями добродетели, они постигали ее сами простыми рассуждениями и соображениями.

В своих храмах, обращая к своим божествам лишь радостные и спокойные слова, они учились быть спокойными и учтивыми в общении с людьми. Они так говорили Венере: "Дай нам говорить лишь радостное и не делать неприятного".

То, как древние афиняне понимали уважение к человеку, не сравнимо с тем, как его понимаем мы. Сократ на празднике у Платона говорил Алкивиаду: "Глаза разума становятся зорче с возрастом, когда слабеет тело. И вы далеки еще от этого возраста". Какое изящество в споре! Уважение личности было одной из главных черт античного характера.

Еврипида упрекали в том, что он сделал Менелая злым без надобности; эти упреки делают честь его критикам: они смотрели на пустую жестокость как на нечто невозможное.

Древние неизменно восхваляли твердость духа как качество героическое и редкое. Их твердость не имеет ничего общего с сухостью наших сердец и нравов. У древних в душе были чувствительность и нежность, которых мы лишились. С веками мы стали даже героям более строгими судьями.

Греки любили правду, но не могли отказать себе в удовольствии при случае ее приукрасить: они любили говорить правду, даже самую горькую, легкими словами.

Глубина мысли, спокойствие и мужество делали человека в глазах Сократа и Платона совершенным; спокойствие делает человека мирным гражданином и приятным согражданином; мужество - твердым в несчастьях, умеренным в удовольствиях и опасным в сражении; глубина мысли делает человека приятным для друзей в беседе и облегчает ему жизнь, заставляя замечать лучшее и поступать, как лучше.  Хранить и знать - в этом, по  Платону, состояло счастье личной "жизни. Мне кажется, что современным человеком быть много труднее, чем древним.

Древние считали, что книги должны создаваться только в веселом настроении. Они не признавали в литературе какой бы то ни было властности - признака трудных, горьких, трагических или жестоких нравов.

Сила рождается из упражнений, упражнения - из преодоления преград. Именно поэтому греки, для которых прошлое было белым пятном, придумали стихосложение, диалектику, риторику, то есть упражнения мыслям и слову, чтобы сделать дух живее, мысль острее, а слово - приятнее. Удивительно, сколько прекрасных идей родилось у древних, сколько истин открыли они, предположив, к примеру, что  всякой вещи должна быть ее противоположность, и отыскивая ее.

Слова лучших писателей античности - благородны они или грубы - точны и заключают в себе исчерпывающий смысл. Их фразы просты и читаются с первого взгляда, для их понимания требуется только внимание. Гордые римляне были "туги на ухо", их нужно было расшевелить, чтобы заставить слушать изящное слово. Отсюда их ораторский стиль даже у их мудрейших историков. Греки же, наоборот, были одарены легким слухом, сказанное непременно вызывало у них всплеск чувств.

Трудно представить, что древние греки не просто любили свой язык, они любили говорить на своем языке, чувствовать его течение. Так было оттого, что их язык прост, и прост потому, что самые изящные построения в нем были общедоступны; народ и писатели говорили одинаково чисто. Потому и намеки на народные поговорки столь распространены в эпических произведениях; их множество и у Платона. Мы говорим, что афоризмы - пословицы благородных людей. В Афинах афоризмы благородных и пословицы рыночного люда были одним и тем же.

Римляне вслушивались в слова, древние греки всматривались в говорящего, они хотели, чтобы их слова были похожи на их мысли. Первые жаждали пышности, достоинства, красноречия, вторые - ясности и изящества.

В древних римлянах есть жестокость. Благородная и хорошего вкуса умеренность отличает от них древних греков и особенно -афинян.

Книги древних следует читать медленно; требуется много терпения, то есть много внимания, чтобы получить удовольствие от этих прекрасных книг.

Античность! Она должна быть больше по душе нам в руинах, чем отреставрированная заново.

Древние видели, и что Еврипид порой многословен и что сочинения Софокла неровны, но они не позволяли себе делать авторам упреки и смотрели на ошибки великих писателей как на случайность, а не недостаток. "Не автор допускает ошибку, а время", -говорил Аристарх, напоминая о красоте старых писаний, которая для последующих поколений останется незамеченной. Тем самым он утверждал, что не пища изменяется, но вкусы.

Очарование давалось древним легче, чем разочарование. Никогда их дух не противился удовольствию и не оспаривал то, что было искусно. Их критика была более снисходительной, более благожелательной, чем наша: она была изначально расположена поддержать, а не разрушать. 

Их мысли похожи на парящую птицу, которая, кружась, движется вперед. В наших писаниях мысль, похоже, движется, как человек, умеющий идти только прямо. В сравнении с древними, мы - прикованные цепью к веслам рабы, глупцы в экстазе.

Патетический, возвышенный, свойственный ораторскому красноречию стиль был столь же доступен греку и римлянину, как шутливый и льстивый - доступен нам. Древние учились с детских лет обращаться ко многим людям сразу, мы же привыкли беседовать с отдельным человеком. Их язык изобиловал торжественными стилистическими фигурами,  наш изобилует двусмысленностями.

У каждого языка, справедливо говорят, свой характер, но, как и все другие богатства народов, богатство каждого языка проистекает от того, какое употребление ему находят люди.

Перевел с французского:  С. КОЗИЦКИЙ

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76529. Русский язык как предмет изучения. Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка 34.5 KB
  Место русского языка в ряду других учебных предметов. Межпредметные связи на уроках русского языка.На каждом уровне выделяются след основные линии: система языка или знания о языке сформированные в виде понятий способов действия а также владения самим языком и его нормами. В содержание стандарта случены отдельные сведения которые отсутствуют в современных учебниках но в то же время представляют собой ближайшую перспективу для совершенствования курса родного языка.
76530. Цели и задачи обучения русскому языку. Структура и содержание курса русского языка в средней школе 29.5 KB
  Языковая часть курса в каждой теме представлена тремя компонентами: а сведения о языке подлежащие усвоению; б умения и навыки в области культуры речи языкового анализа практические умения общеучебные умения; в способ деятельности через учебник В структуре школьной программы по русскому языку выделяются два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные но самостоятельные программы для каждого класса. Структура программы второго уровня уровня каждого...
76531. Методическая система, содержание ее компонентов 53 KB
  Классификация Текучева основа: использование разных источников знаний: Рассказ или слово учителя; Беседа; Разбор; Наблюдение. Классификация Лидия Прокофьевна Федоренко основа: использование разных источников знаний 3 группы методов обучения. пунктуационный диктант контрольный контроль знаний и обучающие...
76534. Значение и место учебника по русскому языку. Анализ учебника русского языка 30 KB
  В этой книге излагаете материал в соответствии с программой по предмету. Цель использования учениками: получение необходимой информации приобретения комплекса умения и навыков Для учителя: источник методической системы который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала чему и как учить. Систематизирующую: материал представлен в системе усвоение по системе от простого к сложному. Весь теоретический материал может быть представлен в учебниках разными способами: дедукция способ мышления основой является...
76535. Закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них принципы 34.5 KB
  Способность ребенка понимать отвлеченное лексическое значение слова в дальнейшем приводит его к пониманию слова как части речи. В какие сроки ребенокдошкольник овладевает указанными выше фактами языка и овладевает ли зависит от того как его обучают речи каков развивающий потенциал языковой среды в которой он растет а самое главное имеет ли он возможность усваивать грамматические и лексические значения родного языка синхронно в нужных пропорциях. Письменная речь усваивается если ее опережает развитие устной речи если она является как...
76536. Упражнения по русскому языку и их виды 27.5 KB
  Приступа по критериям: Упражнение зависит от характера мыслительной деятельности учащихся аналитической и тдОт времени выполненияОт последовательности связано с этом усвоения языкового материала: 1. Пропедовтическиеподготовка к восприятию нового материала ок цент на изучаемую единицу;Иллюстративные наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов которые разбираются на уроке;Закрепительные закрепление теоретических сведения: постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала.
76537. Методы и приемы обучения русскому языку 40 KB
  Метод - способы взаимодействия учителя и ученика, направленные на достижение положительных результатов обучения. Положительные результаты - достижение цели. Действия: учение и обучение. Классификация Дубникова (основа: характеристика способов мышления - индукция(от частного к общему) и дедукция)