29233

Синкретизм первобытной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Синкретизм первобытной культуры. Синкретизм основное качество культуры характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности нерасчленённости. С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм с языка индейского племени оджибве его род вера в первопредка которым может быть...

Русский

2013-08-21

62 KB

331 чел.

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕЙШЕГО  МИРА

Палеолит (древнекаменный век)      40 тыс. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный век)         12 тыс. – 8-7 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный век )               7 тыс. – 2 тыс. до н.э.

Эпоха бронзы                                          около   2 тыс. до н.э.

Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм – основное качество культуры, характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Синкретизм этого первого исторического состояния культуры естествен и закономерен, так как на начальном уровне целостность системы проявляется в её аморфности, нерасчленённости.

Синкретизм и синтез – не одно и то же, так как синтез –  это слияние самостоятельно существующих объектов, а синкретизм – это состояние, предшествующее расщеплению целого на части.

Во-первых, синкретизм проявляется в слитности человека и природы.  Первобытный человек отождествляет себя с животными, растениями, камнем, водой, солнцем и т.д.

С этим отождествлением связан и характерный для первобытной культуры тотемизм (с языка индейского племени оджибве – его род) – вера в первопредка, которым может быть зверь, птица, дерево, гриб и т.п.

Этим объясняется и первобытный анимизм (от  лат. душа) – одушевление всего, что человека окружает: вещей, природных объектов, животных.  То, чем занимается первобытный человек (охота, собирательство, воспроизводство рода, межплеменные войны) мыслится им как порождение природы. Такое мировоззрение было очень устойчивым – традиционалистским. Только развитие ремёсел, которые выдели человека из животного мира и постепенно стали производственной  доминантой, помогло человеку  осознать своё существенное отличие от природы, но происходит это уже за пределами первобытной культуры.

Несмотря на синкретизм производственной деятельности первобытного человека, формы этой деятельности были разными по своей направленности и способам осуществления. Культурная практика первобытного человека –  это трёхсторонняя системное новообразование, которое соединило в себе 1)охоту, 2)собирательство, 3)изготовление орудий:

Практическая деятельность первобытного человека:

1. унаследованные от животных способы потребления природы: флоры – собирательство; фауны – охота;                                

2. изобретённый человеком способ преобразования природы –  ремесло.  

Во-вторых, синкретизм проявляется в нерасчленённости материальной, духовной и художественной подсистем культуры.

Духовное (идеальное) в первобытной культуре представлено двумя уровнями работы человеческого сознания: мифологическим и реалистическим.

Мифологический – это бессознательно-художественный способ  работы сознания. Мифологическое мышление выразилось в практике обожествления животных (тотемизм).

Реалистическое – стихийно-материалистическое сознание.  Благодаря ему первобытный человек различал свойства природных реалий (камня, дерева, глины, полезных и ядовитых растений и т.п.). Такой тип сознания называют так же практическим, обыденным. Некоторые (Б.Малиновский, М.Шахнович, П.В.Симонов) полагают, что такое сознание можно назвать  научным отношением к миру,  другие (В.П.Степин) считают его преднаукой.  

Таким образом,    первобытное сознание имеет  двухуровневую структуру, оно практически-преднаучное (практическое)  и  научно-теоретическое (мифологическое).

В гносеологическом (от греч. познание) аспекте две разновидности сознания противостоят друг другу: мифологическое сознание догматично и консервативно, оно стремится увековечить имеющиеся в культуре представления о бытии, а практическое сознание способствует развитию познавательных (гносеологических) способностей человека и продвигает его вперёд.  Но в аспекте аксиологическом (от греч. ценный) обе разновидности были идентичны: и  мифологический, и практический типы сознания антиномичны, т.е. основаны на противоречиях (оппозициях) положительного (полезного)  и отрицательного (вредного).

Третьим проявлением первобытного синкретизма является  художественная деятельность, которая неразрывно вплеталась в  материально-производственные  процессы. Охота превращалась в поэтическое возвышенное действо и наоборот –  игра в охоту превращалась в кровавый и жестокий ритуал. Отсюда –  практика жертвоприношений. Чем труднее и опаснее охота, тем более ценной считается жертва.  Именно риском человеческая охота изначально отличается от охоты животных: животное охотится на более слабого, а человек стал охотиться на значительно превышающего его по силе зверя.  Кроме того, человек охотится  коллективно.

Еда как коллективная трапеза знаменовала победу в охоте и приобретала праздничный характер. Именно потому, что трапеза и тризна – важнейшие ритуалы и на календарных, и на свадебных и похоронных церемониях, в русском языке «слово высокого стиля жрец и  слово низкого стиля жратва –  одного корня, а на росписях греческих гробниц и саркофагов представлены поминальные трапезы» (Е.Е.Кузьмина). Мера религиозного рвения и материальных затрат человека должна была равняться мере даров и благодеяний, которыми воздавал человеку бог.  Поэтому с богом надо было делиться самым дорогим – пищей (жертвой).

«Художественно-обрядовая упаковка была универсальной технологией всех значимых производственных процессов» (М.С.Каган).

Наиболее значимые обряды – беременность и роды, рождение и детство, инициации, обручение и свадьба,  похороны.

Символическим обозначением синкретизма может служить изображение на стенах палеолитических пещер кисти руки как носительницы физической и  технической культуры и обретавшей всё большую общекультурную и эстетическую ценность. Образ руки стоит у  истоков формирования образа созидающего человека.

Четвёртое проявление синкретизма –  морфологическая нерасчленённость, т.е. недифференцированность родов, видов, жанров  искусства. Первобытное художественное творчество – это «песня-сказ-действо-пляска» (А.Н.Веселовский).

Слитность всего сущего, отождествление различного сформировало одну из основных единиц художественного мышления –  метафору.  

Традиционность первобытной культуры

Первобытная культура – первая историческая форма традиционной культуры.  Традиция господствует во  всех родах деятельности и в культуре в целом. В силу этого все структуры бытия и быта, вкусы, обряды и т.п. были стабильными и передавались из поколения в поколение как абсолютный закон. Задачу, которую природа решает генетическими средствами, в первобытной культуре решает традиция, тем самым  становясь победой культуры над временем.  Подчинение  норме, закреплённой традицией,  стало культурной формой наследственной передачи информации. Тенденция избавиться от оков традиции возрастает по мере того, как прогрессирует цивилизация.

Традиционализм первобытной культуры появляется в отождествлении не только природного и человеческого, но и социального и индивидуального. Член первобытной общины равен её целому. У всех членов было одно общее групповое  имя, все носили одну татуировку или раскраску тела, одну причёску, пели общую песню. Психологи называют такую ситуацию тождеством  я и мы. Даже много позже, в Древнем Египте, слово люди обозначает только египтян, а в русском языке слово немцы очень долго обозначало всех иностранцев (не мы = немые).  Показательно, что чужой человек обозначается как они, а природа –  как ты, т.е. как свой.

Из тождества одного и всех рождается обычай кровной мести, вендетты, в дальнейшем перерастающий в национальные конфликты.

Тождество я и мы  даёт основание охарактеризовать первобытную культуру как коллективно-анонимную.

Выделяются две причины возникновения тождества я и мы: 

1) мифологический характер мышления, при котором всем членам общины навязывается единое миросозерцание, абсолютная истинность которого гарантируется его божественным происхождением;

2) отождествление культурного и общественного (социального). Социальность начнёт отделяться от культуры тогда, когда структуры, организующие жизнь общества, начнут приобретать самостоятельность (институционализируются): государство, суд, брак и т.п.

Традиционный характер первобытной культуры определил её длительное существование, более длительное, чем всех последующих исторических типов культуры. В дальнейшем начали проявляться силы, которые оказались более могущественными, чем власть традиции.

Основные черты культуры скотоводов-кочевников.

Проблема перехода от древнейших культур к цивилизации – одна из наименее изученных.

Новый способ организации бытия различных народов – нелинейный процесс. Он обусловлен объективными возможностями,  которыми каждая популяция (от фр. население) располагала в данной природной и климатической среде. Конкретный набор этих возможностей зависел от материально-производственной практики первобытного коллектива (например, «выбор» скотоводства или земледелия).

Археология располагает свидетельствами медленного, но неуклонного развития техники и технологии материального производства в период распада первобытной культуры. Протекает этот процесс неравномерно: меньше всего меняется собирательство, сильнее –  охота (от нападения на зверя с дубинами и факелами до оперирования копьями, луком и стрелами), максимально глубоко изменяется ремесло (не только меняет свою технико-технологическую структуру, но и обеспечивает собирательство и охоту копалками, копьями, лопатами и т.п.). Развитие ремесла провоцирует развитие мышления и воображения. Этот процесс называют "идеальным", т.е. "построением в голове"  предмета, прежде чем построить его реально (К.Маркс), "созданием моделей потребного будущего" (Н.А.Бернштейн), "опережающим отражением" (П.К.Анохин). Главное – производительная отрасль (ремесло) опережает  в развитии потребляющие отрасли (собирательство и охоту), а силой, которая обеспечивает этот процесс, является человеческий интеллект.  

Эти изменения привели  к  радикальным изменениям всей жизни -  культурной – неолитической – революции (прибл. 7 тыс. до н.э). В результате на смену собирательству и охоте постепенно приходят скотоводство и земледелие. Переломное значение в  истории материальной культуры имеет "железный век" (начался около 1000 года до н.э.).

Культура скотоводов-кочевников играла огромную роль в культуре Древнейшего мира. К кочевому типу культуры этнографы относят культуру скифов и сарматов (савроматов), евреев, монголов, казахов, туркменов, арабов и многих других древних народов. Долгое время  к скифам относили  племена, которые обитали в степях Причерноморья. Сейчас границы "скифского мира" определяются более широко: это "конгломерат разных племён", которые имели экономическую и культурную общность и жили на обширной территории Северного Причерноморья, Приазовья, Северного Кавказа (Б.Пиотровский).

Первые следы скотоводства археологи находят на рубеже У1-У тыс. до н.э. на территории Южного Египта и у обитателей Фаюмского оазиса.

Основная плоскость различия кочевой и земледельческой культур - в отношении их к пространству и времени.  

Г.Гачев: "Кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением и свободно от окружающей среды, отличается от растения, которое навеки приковано к своему месту".

Но свобода кочевого народа есть в то же время несвобода и рабство. Он движется потому, что у него ничего нет. Это –  движение в пространстве, а не во времени, т.е. – перемещение, а не развитие. Поэтому земледельческое бытие оказалось более прогрессивным, чем скотоводческое. Кочевники побеждали осёдлые народы, но,  победив и оставаясь на завоёванной территории, они  перенимали образ жизни побеждённых, ассимилировались осёдлыми народами  и сохраняли кочевой образ жизни только в армии.

Характерные черты культуры скотоводов-кочевников:

1. В образе жизни кочевников стойко сохраняется модель жизни, сознания, поведения, которая сложилась в первобытной культуре – зооцентрическая и зооморфная (животное для кочевника – как солнце для земледельца). Ей  присущ синкретизм, полисемантизм, вера в магические действия и обряды, фетишистское поклонение отдельным предметам, животным.

2. Технология общения с животными была предельно простой. Мышление скотовода-кочевника в организации отношений "человек-животное" консервативно, не требует развитого интеллекта. Навыки общения с животными могут быть переданы устно, поэтому у них не зародилась письменность.

3. Визуальные формы художественно-ремесленного творчества расширяли сферу своего присутствия в культуре. Эстетизация  всей предметной среды – универсальная черта всех скотоводов-кочевников.

4. Структура жилища должна была обеспечивать мобильность – юрта, шалаш, вигвам. Скифы жили в повозках, кибитках.

5. Скульптура существовала в миниатюрных формах (ювелирное и прикладное искусство), использовалась в конструировании оружия, одежды воинов, конской сбруи.

6. Доминирование военной жизни над мирной обусловливает относительную агрессивность кочевых народов. Невозможность изолированного существования обусловила регулярные военные набеги на земледельческие оазисы. Отсюда – огромная роль коня как средства передвижения  и, следовательно, – предмета культа (ритуальные захоронения коней). Пережиток тотемистического отношения к коню сохраняется очень долго.  Лошадь –  самая почитаемая жертва.

Становление цивилизации в земледельческих обществах

Второй путь, по которому пошли народы в условиях кризиса первобытнообщинного строя, – превращение земледелия в основу производственной деятельности. Условия, наиболее благоприятствующие этому, сложились в Двуречье, Индии, Китае, Индонезии, в Южной и Центральной Америке. Основные детерминанты процесса формирования земледельческих культур – состояние материальной культуры, практически-производственной деятельности людей.

Характерные черты земледельческих культур.

1. Если кочевые народы были сосредоточены на овладении миром  животных, то  земледельческие – на овладении миром растительным. Поливное земледелие потребовало объединения физических сил огромного количества людей. Это могло быть достигнуто 1)обращением в рабство и 2)новыми формами жёсткой социальной организации. Таким образом, возникли  два механизма – государственно-политический и культовый.

2. В этой связи возник и новый тип правовой формы –  писаные законы, которые имели не религиозный характер, а светский.

3. Потребность в таких юридически-этических акциях связана с тем, что новым центром всей жизни становился крупный город, который явился "концентратом" различных  видов деятельности: государственно-чиновничьей, религиозной, ремесленной, торговой, научной, учебной.

4. Город явился носителем нового отношения земледельцев  к природе: 1)изменился характер мифологии и 2)появились формы внемифологического отношения к действительности. Центральное место в сознании занял уже не зверь, а обожествлённое Солнце (Сурья - в индоиранской мифологии; Уту - в шумерской, Шаман - в аккадской, Ра и Атон - в египетской). Солнце играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и конкретную, утилитарно-практическую, хозяйственную роль силы, которая обеспечивает урожай, т.е. жизнь. В связи с культом Солнца в  дальнейшем будет формироваться обширная солярно-метеорологическая мифология, развиваться циклические концепции.

5. В связи с тем, что в земледельческих культурах иная психологическая модель отношения к природе, они менее воинственны и агрессивны.  Участие в войне – не душевная потребность, а общественная обязанность. Этим объясняется и то, что если в культуре кочевников сохраняется обряд жертвоприношения, то в земледельческих культурах одной из нравственных заповедей станет "Не убий!"

6. Меняется слой реалистического сознания. Изменения протекают на трёх уровнях: теоретически-научном, эмоционально-эстетическом, художественно-образном.  Развитие практики потребовало углубления практического, обыденного знания. Отсюда – формирование науки как принципиально отличного от мифологии способа познания. Наука в разных регионах складывается в разных "пропорциях":  в Индии  преобладают гуманитарные знания (грамматика), в Китае – естественные науки (астрономия, медицина), в Вавилоне и Египте – математика, медицина, география, практическая химия,  в культуре древних майя – сложнейшая система счёта и понятие нуля.

7. Изменение способа мышления повлекло за собой изобретение нового способа хранения и передачи информации – письменность, которую следует считать одним из атрибутов той ступени  в истории культуры,  которая называется "цивилизация".

8. Следствие появления письменности –  развитие школ (культура Шумера).

9. Эстетическое восприятие начинает отделяться от утилитарно-мифологического отношения к вещам, появляется понятие "красота", которое связывается с понятиями "радость", "удовольствие" и трактуется  в аспекте бескорыстия.

10. Самосознанием земледельческой культуры становится искусство.

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15911. Аграрне право України З. Янчук 4.89 MB
  АГРАРНЕ ПРАВО УКРАЇНИ. За редакцiєю в.З. Янчука. Книга Аграрне право України 2е видання перероблене та доповнене українського пiдручника для студентiв вищих юридичних i сiльськогосподарських навчальних закладiв України Рекомендована Мiнiстерством освiти У...
15912. Уголовный процесс Украины 1.03 MB
  МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Ю.П.Янович УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС УКРАИНЫ Пособие по подготовка к государственному выпускному экзамену ХАРЬКОВ 1998 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕ
15913. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России 1.15 MB
  АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ ЯЛУНИН ВЛАДИМИР УВЕНАЛИЕВИЧ РЕФОРМА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРСПЕКТИВЫ Специальность: 12.00.11 Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельн
15914. Правовые аспекты субьективного вменения 272 KB
  Якушин В.А. Шаталова Л.И. Правовые аспекты субъективного вменения Ульяновск 1997 Я 49 Якушин В.А. Шагалова Л.И. Правовые аспекты субъективного вменения. Средневолжский научный центр 1997. 58 с. ISBN 5776900263 В монографии с учетом достижений в области теории г
15915. Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения 284 KB
  В.А.Якушин В.В.Назаров Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения теоретические аспекты Якушин В.А.Назаров В.В. Я 49 Ошибка в уголовном праве и ее влияние на пределы субъективного вменения теоретические аспекты. Ульяновск:
15916. Вина как основа субъективного вменения 305 KB
  Якушин В.А. Каштанов К.Ф Я 49 Вина как основа субъективного вменения. Средневолжский научный центр 1997. 65 с В монографии рассматриваются различные подходы ученых к пониманию вины анализируется ее содержание и формы показывается их значение для субъективного вменен
15917. Пределы субъективного вменения в уголовном праве 234 KB
  Якушин В.А. Габидуллин М.С. Пределы субъективного вменения в уголовном праве. Ульяновск 1997. От авторов Субъективная сторона преступления относится к числу сложных и важных проблем уголовного права. Некоторые аспекты ее на сегодняшний день исследованы лишь фрагме
15918. Субьективное вменение и его значение в уголовном праве 1.53 MB
  В. А. Якушин Субъективное вменение и его значение в уголовном праве Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти: ТолПИ 1998 стр 296. I8ВN5230164667 В монографии с учетом и на основе достижений в области философии и психологии теори...
15919. Обратная сила уголовного закона 1.08 MB
  АССОЦИАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Теория и практика уголовного права и уголовного процесса А. Е. Якубов ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СанктПетербург Юридический центр Пр...