29234

Проблема «Восток-Запад» в культуре

Доклад

Культурология и искусствоведение

Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.

Русский

2013-08-21

38.5 KB

15 чел.

Проблема «Восток-Запад» в культуре

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 4 крупных типа культуры:

1)западный;

2)восточный;

3)западно-восточный;

4)евразийский.

Отличия Западной и Восточной культуры:

1.  Они различаются динамикой развития.

Западная культура развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

Восточная  культура развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в востныхоч странах начались процессы модернизации.

2.  В восточных  и западных культурах по-разному решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.

В западной культуре подчеркивалось активное отношение человека к миру. Для западной  культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Западная  стратегия - это изменение среды обитания человека.

Восточная культура более ориентирована на самостоятельность человека, его духовное  совершенствование, изучение возможности регуляции человеческого организма. В вост. культуре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

3.  Различным было отношение к природе.

На Западе сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Востоке впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана.

4.  Различным было понимание человека, его отношение к обществу, государству.

На Западе человек рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать государствово.

На Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства; воспитывалось преклонение перед государственной властью. Для Востока были характерны коллективистские традиции и значительная роль государствава в общественной жизни.

Различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция, которая проявлялась во всех видах культуры. Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

Восток более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.

Различным было соотношение разных видов культуры.

Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования человека. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний, а научные сочинения появлялись как части духовных поучений.

На Западе разные виды культуры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Востоке. На Западе еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

7.  В рамках Восточной культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1)индо-буддийский;

2)китайско-конфуцианский;

3)арабо-мусульманский;

4)японский.

В рамках Западной культуры выделяются:

1)европейская;

2)американская;

3)австралийская.

Однако Запад и Восток знают много примеров схождения, взаимопроникновения и влияния. Европейская культура, по утверждению многих учённых, не является прямой наследницей античной культуры. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев во многом благодаря мусульманским посредникам, в переводе с арабского.

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной, потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской, нигилистической, либеральной, демократической, республиканской, монархической.

Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая, консервативная, традиционалистская, монархическая. Обычно Восток ассоциируется с этнически яркими, не обесцвеченными цивилизацией национальными стихиями, самобытностью, восточной таинственной духовностью.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74812. Закон всемирного тяготения. Движение в поле тяготения. Центральные силы. Гравитационное поле и его напряженность 38.5 KB
  Если материальная точка совершает движение под действием центральной силы с центром O, то момент количества движения точки сохраняется, а она сама совершает движение в плоскости, перпендикулярной вектору момента количества движения относительно точки O и проходящей через эту точку O.
74813. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии 15.67 KB
  Элементы классицизма романтизма и реализма в комедии. Замысел комедии возник в 1820 году по некотором данным уже в 1816 но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии но разрешение на её постановку получить не удалось. Роль Чацкого главная роль без которой не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов.
74814. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура 15.17 KB
  Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской культуры. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.
74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...
74817. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х годов 15.67 KB
  Уваров доказывал что просвещение может быть не только источником зла революционных потрясений как это случилось в Западной Европе а может превратиться в элемент охранительный к чему следует стремиться в России. Поэтому всем служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности. По мнению консерваторов николаевской эпохи в России не было причин для революционных потрясений. Бенкендорф прошедшее России было удивительно ее настоящее более чем великолепно что же касается ее...
74818. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине 14.69 KB
  Лермонтова лирика в разработке смысла жизни назначения поэзии мотивов свободы и любви к Родине. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Кроме того в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы которые были несвойственны творчеству его старшего современника тема одиночества и бездомности тема потерянного поколения; тема земли и неба; тема маски скрытого или утраченного лица. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии принимая разные обличья земли и неба...
74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...
74820. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя 15.3 KB
  Гоголь и развитие высокой комедии. В начале декабря 1835 года Гоголь окончил Ревизора. Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить поставленную цель: ldquo;Собрать в одну кучу все дурное в Россииrdquo;. Гоголь создает новаторскую ситуацию когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни благодаря общему кризису общему чувству страха низших перед...