29234

Проблема «Восток-Запад» в культуре

Доклад

Культурология и искусствоведение

Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.

Русский

2013-08-21

38.5 KB

19 чел.

Проблема «Восток-Запад» в культуре

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 4 крупных типа культуры:

1)западный;

2)восточный;

3)западно-восточный;

4)евразийский.

Отличия Западной и Восточной культуры:

1.  Они различаются динамикой развития.

Западная культура развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

Восточная  культура развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в востныхоч странах начались процессы модернизации.

2.  В восточных  и западных культурах по-разному решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.

В западной культуре подчеркивалось активное отношение человека к миру. Для западной  культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Западная  стратегия - это изменение среды обитания человека.

Восточная культура более ориентирована на самостоятельность человека, его духовное  совершенствование, изучение возможности регуляции человеческого организма. В вост. культуре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

3.  Различным было отношение к природе.

На Западе сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Востоке впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана.

4.  Различным было понимание человека, его отношение к обществу, государству.

На Западе человек рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать государствово.

На Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства; воспитывалось преклонение перед государственной властью. Для Востока были характерны коллективистские традиции и значительная роль государствава в общественной жизни.

Различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция, которая проявлялась во всех видах культуры. Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

Восток более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.

Различным было соотношение разных видов культуры.

Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования человека. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний, а научные сочинения появлялись как части духовных поучений.

На Западе разные виды культуры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Востоке. На Западе еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

7.  В рамках Восточной культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1)индо-буддийский;

2)китайско-конфуцианский;

3)арабо-мусульманский;

4)японский.

В рамках Западной культуры выделяются:

1)европейская;

2)американская;

3)австралийская.

Однако Запад и Восток знают много примеров схождения, взаимопроникновения и влияния. Европейская культура, по утверждению многих учённых, не является прямой наследницей античной культуры. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев во многом благодаря мусульманским посредникам, в переводе с арабского.

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной, потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской, нигилистической, либеральной, демократической, республиканской, монархической.

Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая, консервативная, традиционалистская, монархическая. Обычно Восток ассоциируется с этнически яркими, не обесцвеченными цивилизацией национальными стихиями, самобытностью, восточной таинственной духовностью.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24242. Особенности PR-деятельности на выставках и ярмарках 47.5 KB
  Торговые выставки. Потребительские выставки. Основные этапы проведения выставки. Существует несколько базовых конструкций стендов боксов предлагаемых участникам выставки.
24243. Управление общественным мнением 23 KB
  Управление общественным мнением. Управление общественным мнением Общественное мнение Общественность это группа людей оказавшаяся в аналогичной неразрешимой ситуации: сознающих неопределенность и проблемность ситуации реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию Мнение это выраженное отношение по какомулибо вопросу. Общественное мнение это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу затрагивающему группу людей. Прежде чем влиять на общественное мнение его нужно узнать.
24244. Влияние электромагнитных излучений коротковолнового частотного диапазона на рост злаковых культур» 3.71 MB
  Увеличивая производство зерна, можно успешно решить зерновую проблему, обеспечить население разнообразными продуктами питания, повысить продуктивность животноводства, создать необходимый государственный резерв зерна и обеспечить продовольственную безопасность страны.
24245. Особенности работы PR-структур в условиях кризиса 30 KB
  Для этого в компании должен быть заранее подготовленный список возможных проблем и план действий в случае кризиса. Кризисный PR план должен быть составной частью кризисной программы организации и может включать следующие элементы: возможные сценарии развития ситуации ответственные лица с четким распределением ролей и место сбора кризисной рабочей группы список контактов вне компании которые могут пригодиться в кризисной ситуации заранее заготовленные заявления и шаблоны прессрелизов Сама проблема не кризис СМИ катализатор который...
24247. Разработка и реализация PR-акций 24.5 KB
  Разработка и реализация PRакций Главное отличие PRакции от PRкампании в том что PRакция НЕ носит комплексного характера. Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
24249. Разработка и реализация PR-акций 26 KB
  Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.
24250. Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях 50.96 KB
  Ребёнок рождается одаренным от природы разными талантами. Уже в детском саду проявляются его пристрастия. Он(а) может часами кружиться в танце, напевая себе под нос только ей(ему) слышимую незамысловатую мелодию. Или сосредоточенно лепить из пластилина замок, или рисовать (например, цветы, полянку и озеро).