29234

Проблема «Восток-Запад» в культуре

Доклад

Культурология и искусствоведение

Отличия Западной и Восточной культуры: 1. Для западной культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники быстрое изменение предметного мира. На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция которая проявлялась во всех видах культуры.

Русский

2013-08-21

38.5 KB

18 чел.

Проблема «Восток-Запад» в культуре

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 4 крупных типа культуры:

1)западный;

2)восточный;

3)западно-восточный;

4)евразийский.

Отличия Западной и Восточной культуры:

1.  Они различаются динамикой развития.

Западная культура развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

Восточная  культура развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в востныхоч странах начались процессы модернизации.

2.  В восточных  и западных культурах по-разному решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.

В западной культуре подчеркивалось активное отношение человека к миру. Для западной  культуры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Западная  стратегия - это изменение среды обитания человека.

Восточная культура более ориентирована на самостоятельность человека, его духовное  совершенствование, изучение возможности регуляции человеческого организма. В вост. культуре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

3.  Различным было отношение к природе.

На Западе сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Востоке впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана.

4.  Различным было понимание человека, его отношение к обществу, государству.

На Западе человек рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать государствово.

На Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства; воспитывалось преклонение перед государственной властью. Для Востока были характерны коллективистские традиции и значительная роль государствава в общественной жизни.

Различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Западе сформировалась сильная рационалистическая традиция, которая проявлялась во всех видах культуры. Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

Восток более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.

Различным было соотношение разных видов культуры.

Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство духовного совершенствования человека. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний, а научные сочинения появлялись как части духовных поучений.

На Западе разные виды культуры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Востоке. На Западе еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

7.  В рамках Восточной культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1)индо-буддийский;

2)китайско-конфуцианский;

3)арабо-мусульманский;

4)японский.

В рамках Западной культуры выделяются:

1)европейская;

2)американская;

3)австралийская.

Однако Запад и Восток знают много примеров схождения, взаимопроникновения и влияния. Европейская культура, по утверждению многих учённых, не является прямой наследницей античной культуры. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев во многом благодаря мусульманским посредникам, в переводе с арабского.

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной, потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской, нигилистической, либеральной, демократической, республиканской, монархической.

Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая, консервативная, традиционалистская, монархическая. Обычно Восток ассоциируется с этнически яркими, не обесцвеченными цивилизацией национальными стихиями, самобытностью, восточной таинственной духовностью.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29628. Обработка данных социологического исследования: метод группировки 24.5 KB
  Простая группировка это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка это связывание данных предвари тельно упорядоченных по двум признакам свойствам показате лям с целью: а обнаружить какието взаимозависимости; б осуществить взаимоконтроль показателей сформировать новый составной показатель определить направление связей влияния одного явления на другое. Анализ эмпирических данных согласно теоретической типологии предпо лагает вопервых определение частот распределения по каждому типу;...
29629. Подготовка отчета по результатам исследования. Требования к отчету 33.5 KB
  Административнофинансовое: по отчету определяются объем сроки содержание уровень качество выполненных работ затраты эффективность используемых средств Типы отчетов: По типу исследования По отношению к объему выполненных работ По автору По функциональному назначению Отчет о результатах фундаментального исследования Отчет о результатах прикладного исследования Итоговый Этапный промежуточный Отчет по направлению разделу Отчет по выполненному виду работ Монографический коллективный Итоговый полный Краткий резюме По целевому...
29630. Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода 27 KB
  Одной из задач которые стоят перед социологом при проведении исследования является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью ГС. Основная идея выборочного метода заключается в том чтобы закономерности полученные при изучении относительно небольшой группы людей ВС распространить на весь объект исследования ГС. Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на...
29631. Объем выборки, факторы, влияющие на объем выборочной совокупности 21 KB
  Существует способы математического определения для объёма выборки. Опытным путём установлено что объём выборки колеблется от 3961000 1200 человек. Чем более дробный мы предполагаем сделать анализ тем при прочих равных условиях мы должны брать большой объём выборки.
29632. Класс строго вероятностных способов формирования выборочной совокупности. Механический отбор 26.5 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности. Строго говоря лишь вероятностные выборки являются репрезентативными следовательно только для них может быть рассчитана статистическая погрешность. Механический отбор где элементы генеральной совокупности...
29633. Класс строго вероятностных способов формирования выборочной совокупности. Гнездовой отбор 52 KB
  Гнездовой отбор. Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности.
29634. Квотная выборка в социологическом исследовании 24 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности. К вероятностным способам отбора относят: Простой случайный отбор в рамках которого элементы отбираются либо с помощью таблицы случайных чисел либо с помощью...
29635. Стратифицированный отбор единиц наблюдения в социологическом исследовании 27 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности.
29636. Многоступенчатый способ формирования выборочной совокупности 25 KB
  Этапы построения выборки. 1один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки. В случае если полная основа выборки недоступна т.е случайный отбор невозможен значимыевыбор задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают со.