29235

Культура и глобальные проблемы современности

Доклад

Культурология и искусствоведение

Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями – столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...

Русский

2013-08-21

36 KB

23 чел.

Культура и глобальные проблемы современности.

Универсализация и глобализация в мировом культурном пространстве.

        Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества, обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся  третьим тысячелетиями, – столкновение процессов и движений, получивших название «глобализма» и «антиглобализма».

     Вообще говоря, само противостояние позиций, обозначенных этими новыми понятиями, отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества.             Рождение так называемых «мировых религий» было, по сути дела, первой исторической формой духовного глобализма.

Положение радикально изменилось в ХХ веке. Понятие «глобализация», ставшее  синонимом «интернализации», вошло на Западе в обиход и в массмедиа во второй половине 80-х годов ХХ в.

Речь идет

  1.  о едином для всего человечества технико-технологическом уровне производства
  2.  о распространении во всем мире технических   средств массовой коммуникации  (радио, телевидение, интернет), стирающих национальные и политические границы.

По ряду экономических, политических и социально-психологических причин глобализация встречает достаточно жесткое сопротивление, не останавливающееся перед применением террористических средств, чему причиной нередко являются неадекватные способы осуществления самих глобализационных процессов.

                                                            

Структура глобализации представлена пяти сферами  действия: экологической, генно-антропологической, военно-террористической, социально-психологической и нравственно-педагогической.

  1.  конфликт человека и природы, т.е. культуры и натуры, принял такие формы, что все три стихии: земля, вода и воздух стали опасными для биологического существования людей. Единственная возможность выработать меры противодействия – объединение усилий всего  человечества. Так глобализм стал экзистенциальной для бытия человечества проблемой. 
  2.  Генетико-инженерные последствия развития научной мысли и технологической реализации ее открытий  еще не ощущаются каждым человеком,  но с изобретением технологии клонирования специалисты начинают осознавать и эту грядущую  опасность –   грозящее идентичности бытия человека  изменение его генофонда. Направить эксперименты генной инженерии во благо человеку, можно только их подчинением единой для человечества программе. 
  3.  Военные последствия научно-технического развития современной цивилизации выразились в том, что противоборствующие в обществе социальные и конфессиональные силы владеют оружием массового уничтожения себе подобных. Борьба с терроризмом  может быть эффективной только в глобальном масштабе (бактериологическое, к примеру, оружие в руках военных преступников в одной только маленькой стране способно уничтожить все живое на нашей Планете).    

                                                     

Рассуждая о путях выхода человечества из сложившейся в атомный век драматической ситуации,  К.Ясперс пришел к выводу о необходимости  выработки нового, «сверхполитического» мышления, поскольку политика разъединяет и противопоставляет государства. Такой “сверхполитической” силой обладает нравственность. Именно нравственность, а не религия, ибо религия объединяет только единоверцев. 

Основным средством развития этого аспекта глобалистского сознания может и должно быть целенаправленное нравственное воспитание.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4458. Экономический ущерб 95 KB
  Экономический ущерб Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законнодательным актом в нашей стране, в котором дается...
4459. Україна Короткий історичний нарис 213 KB
  Україна Короткий історичний нарис Територія України почала залюднюватися в ранньому палеоліті. Біля селища Королеве в Закарпатті зафіксовані останки людей у шарах давністю до мільйона років. У середньому палеоліті (від 150 тис. років тому) люди розс...
4460. Витоки українського народу та його державності 176.5 KB
  Мета заняття. Ознайомити студентів із життям та найдавнішими поселеннями людей на території України періоду кам'яного віку, заняттями та віруваннями племен трипільської культури і кочових та землеробських племен раннього залізного віку.
4461. Київська Русь, її суспільно-політичний розвиток 160 KB
  Мета заняття. Ознайомити студентів із заняттями та віруваннями найдавніших слов'янських племен. Показати особливості формування держав у східнослов'янських племен на території сучасної України, розвитком Київської та Галицько-Волинської держав у ІХ-ХІІІ ст., боротьбою проти завойовників-кочівників.
4462. Українські землі у складі Литви та Польщі. Виникнення українського козацтва (кін. XIV – сер.XVII ст.) 79.67 KB
  Українські землі у складі Литви та Польщі. Виникнення українського козацтва (кін. XIV – сер.XVII ст.) Мета заняття.Ознайомити студентів із розвитком українських земель в сер. XIV – сер.XVII ст. Показати особливості адміністрати...
4463. Визвольна війна українського народу середини ХVІІ ст. Формування української держави 62 KB
  Визвольна війна українського народу середини ХVІІ ст. Формування української держави Мета заняття.Ознайомити студентів із причинами, характером, рушійними силами національно-визвольної боротьби українського народу середини 17 ст. Показати особ...
4464. Велика Руїна. Гетьманщина. Ліквідація української автономної державності 104.14 KB
  Велика Руїна. Гетьманщина. Ліквідація української автономної державності. Мета заняття. Ознайомити студентів із причинами та основними подіями громадянської війни - Руїни в Україні. Показати особливості становища українських земель кінця 17- по...
4465. Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій у ХІХ – на початку ХХ ст. 67.91 KB
  Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій у ХІХ – на початку ХХ ст. Мета заняття.Ознайомити студентів із становищем українських земель у XIX- на поч. ХХ ст., особливостями соціально-економічного розвитку та суспільн...
4466. Українська національна демократична революція 1917-1921 рр. Україна в складі СРСР (1922 – 1939 рр.) 75.63 KB
  Українська національна демократична революція 1917-1921 рр. Україна в складі СРСР (1922 – 1939 рр.) Мета заняття.Ознайомити студентів із становленням української державності та боротьбою різних сил в Україні у 1917-1921р.р.,становищ...