29235

Культура и глобальные проблемы современности

Доклад

Культурология и искусствоведение

Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся третьим тысячелетиями – столкновение процессов и движений получивших название глобализма и антиглобализма. Вообще говоря само противостояние позиций обозначенных этими новыми понятиями отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества. Речь идет о едином для всего человечества техникотехнологическом уровне производства о...

Русский

2013-08-21

36 KB

23 чел.

Культура и глобальные проблемы современности.

Универсализация и глобализация в мировом культурном пространстве.

        Одно из самых напряженных противоречий политической и духовной жизни человечества, обнаружившееся в конце ХХ столетия и обозначившее рубеж между завершавшимся вторым и рождавшимся  третьим тысячелетиями, – столкновение процессов и движений, получивших название «глобализма» и «антиглобализма».

     Вообще говоря, само противостояние позиций, обозначенных этими новыми понятиями, отнюдь не ново – оно пронизывает всю историю человечества.             Рождение так называемых «мировых религий» было, по сути дела, первой исторической формой духовного глобализма.

Положение радикально изменилось в ХХ веке. Понятие «глобализация», ставшее  синонимом «интернализации», вошло на Западе в обиход и в массмедиа во второй половине 80-х годов ХХ в.

Речь идет

  1.  о едином для всего человечества технико-технологическом уровне производства
  2.  о распространении во всем мире технических   средств массовой коммуникации  (радио, телевидение, интернет), стирающих национальные и политические границы.

По ряду экономических, политических и социально-психологических причин глобализация встречает достаточно жесткое сопротивление, не останавливающееся перед применением террористических средств, чему причиной нередко являются неадекватные способы осуществления самих глобализационных процессов.

                                                            

Структура глобализации представлена пяти сферами  действия: экологической, генно-антропологической, военно-террористической, социально-психологической и нравственно-педагогической.

  1.  конфликт человека и природы, т.е. культуры и натуры, принял такие формы, что все три стихии: земля, вода и воздух стали опасными для биологического существования людей. Единственная возможность выработать меры противодействия – объединение усилий всего  человечества. Так глобализм стал экзистенциальной для бытия человечества проблемой. 
  2.  Генетико-инженерные последствия развития научной мысли и технологической реализации ее открытий  еще не ощущаются каждым человеком,  но с изобретением технологии клонирования специалисты начинают осознавать и эту грядущую  опасность –   грозящее идентичности бытия человека  изменение его генофонда. Направить эксперименты генной инженерии во благо человеку, можно только их подчинением единой для человечества программе. 
  3.  Военные последствия научно-технического развития современной цивилизации выразились в том, что противоборствующие в обществе социальные и конфессиональные силы владеют оружием массового уничтожения себе подобных. Борьба с терроризмом  может быть эффективной только в глобальном масштабе (бактериологическое, к примеру, оружие в руках военных преступников в одной только маленькой стране способно уничтожить все живое на нашей Планете).    

                                                     

Рассуждая о путях выхода человечества из сложившейся в атомный век драматической ситуации,  К.Ясперс пришел к выводу о необходимости  выработки нового, «сверхполитического» мышления, поскольку политика разъединяет и противопоставляет государства. Такой “сверхполитической” силой обладает нравственность. Именно нравственность, а не религия, ибо религия объединяет только единоверцев. 

Основным средством развития этого аспекта глобалистского сознания может и должно быть целенаправленное нравственное воспитание.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8096. Формирование нравственной культуры личности 24.46 KB
  Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...
8097. Гражданское воспитание школьников 23.98 KB
  Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...
8098. Формирование эстетической культуры школьников 24.76 KB
  Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...
8099. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников 24.82 KB
  Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...
8100. Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни 25.52 KB
  Сущность физической культуры личности. Пути формирования здорового образа жизни Физическое воспитание - это организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развитие физи...
8101. Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива 24.61 KB
  Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...
8102. Этапы становления воспитательного коллектива 21.85 KB
  Этапы становления воспитательного коллектива Выделены стадии развития коллектива - этапы развития группы детей по характеру предъявляемых педагогом требований, по характеру отношений и взаимодействия между воспитанниками. На первой стадии педаг...
8103. Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей 28.09 KB
  Семейное воспитание. Формы, методы взаимодействия школы с семьей Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью. Она имеет ряд функций: репро...
8104. Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания 26.28 KB
  Самовоспитание личности школьника. Педагогическое руководство процессом самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личнос...