29237

Первобытность и цивилизация

Доклад

Культурология и искусствоведение

Кочевой образ жизни оказывался на периферии культуры. Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной культуры: нравственная нейтральность этическая невменяемость Г. Все восточные культуры единообразны не однообразны пластичны жизнестойки. Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального я и вообще самодеятельнотворческого начала.

Русский

2013-08-21

48 KB

6 чел.

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО  МИРА

Первобытность и цивилизация.

Присваивающий характер добывания пищи ограничивал развитие первобытного общества.  Оно могло существовать только как ограниченное множество отдельных групп. Эти группы должны были далеко находиться друг от друга, так как их могла прокормить довольно значительная охотничья территория.

Первобытная культура – это то, что мог удержать в памяти/унести в руках небольшой коллектив  кровных родственников.

При осёдлом образе жизни у земледельческих обществ постепенно накапливаются общественное богатство. Кочевой образ жизни оказывался на периферии  культуры. Накопление богатства внутри кочевых культур оказалось возможным только в условиях кочевого  скотоводства.

Концентрация общественного богатства порождала концентрированные формы расселения людей.  Кровнородственные связи уже не могли регулировать жизнь людей. На первый план выходят производственные и имущественные  отношения. Это означало, что человек уже не может занять место в жизни на основе естественно складывающихся родственных отношений. Человек должен был искусственно создавать себе социальное положение.  Для этого потребовался особый надобщинный орган – территориально-административная власть.  Таким образом, начинается процесс образования городов-государств.

Новый хозяйственный и административный уклад принципиально меняет содержание духовной  культуры:

  •  «нравственная нейтральность», этическая «невменяемость» (Г.Ф.Сунягин) сменяются оппозицией добра и зла;
  •  углубляется разрыв между реальным, человеческим и –  сакральным, божественным.

Три пути развития  древних обществ.

Разные исследователи называют различное количество  вариантов движения от первобытности к цивилизации: О. Шпенглер – восемь, А.Тойнби – тринадцать или двадцать один.  

В отечественной науке, вслед за К.Марксом, вычленяют три регионально-исторических типа древних цивилизаций:  азиатский, античный,  германский. В основе каждого типа лежит особая разновидность земледельческой общины.

Азиатский тип, его характерные черты:

  1.  Наиболее распространённый, свойственен почти всем первобытным народам.
  2.  На Востоке  фундаментом для образования протогосударственных образований является ирригационная  форма земледелия.  Она была очень производительной, но требовала  1)особой концентрации коллективного труда и 2)его централизованного административно-технологическое регулирования. Человек в такой системе был не самостоятельной единицей, а частью общественного целого. Его зависимость была не социально-экономической, но и технологической, универсальной, надклассовой. Это было «поголовным рабством» (К.Маркс), а собственниками были коллективы разного уровня общности.  Различия в материальном положении  определяются не объёмом собственности, а должностью.
  3.  Особый характер государственной власти.  Государственная власть утверждалась не волевым актом для военно-политических  целей, а  в силу естественного развития земледельческих общин для целей, прежде всего, производственно-административных. Складывающаяся социальная структура сакрализуется.
  4.  Особый характер мифологии. Она непосредственно вырастает из первобытного тотемического сознания и в гораздо меньшей степени, чем, например, античная, антропоморфна. В ней преобладает хтоническое начало (от греч. «хтоний» - земной; хтонические божества – божества земли, преисподней).  Основная функции восточной мифологии – утверждение и возвеличивание надличностного, божественно-всеобщего начала. Потом  это перерастает в идеологию, утверждающую всесильного деспота. Мифология Востока эзотерическая, иносказательно-загадочная, прикладная, апологетическая (от греч. – защитительный; т.е. не создающая объективного суждения, а предвзято защищающая).  Она не знает категории авторства, сделанности,  завершённости, она всегда ориентирована на  достройку, привязывание к сакральной или житейской реальности.
  5.  Все восточные  культуры единообразны (не однообразны), пластичны, жизнестойки. Они способны расти и усложняться, практически не меняясь.
  6.  Восточные культуры способны создавать величайшие культурные ценности при сравнительно низком развитии индивидуального «я» и вообще самодеятельно-творческого начала.

Античный тип, его характерные черты:

  1.  Исключительный путь развития, свойственный небольшим народам, населяющим прибрежные   долины и острова Восточного Средиземноморья в тот период, когда на Востоке цивилизации существовали уже тысячелетия.
  2.   Первоначальный период развития – переднеазиатского типа. В дальнейшем – период так называемой «Великой колонизации», т.е. освоение греческими общинами прибрежной территории Малой Азии и  внутренней территории Балканского полуострова.
  3.  Наличие мифологизированного героического прошлого. Отсюда – солидарность колонистов, самоотверженная преданность общественному целостному политическому союзу равноправных воинов с чувством собственного достоинства (личностного и группового) – древнегреческому полису.  
  4.  Ограниченные условия неполивного земледелия на бедных почвах способствовали развитию ремёсел, которые были рассчитаны на экспорт. Греческие колонии «подшиты к варварской периферии, как кайма к хитону» (Г.Ф.Сунягин).
  5.  Авономизация личности и развитие индивидуального самосознания.  Это  качество греки считали своей отличительной чертой, отделяющей их от других,  неэллинских народов. Отсюда берёт начало культ превосходства одного народа над другими.
  6.  Формирование института классического  рабства: увеличение культурных благ ведёт к их неравномерному распределению.
  7.  Противостояние культа свободы как неотъемлемого качества всех сограждан по полису  культу несвободы «варвара», который  по природе раб, «говорящее орудие».  Отношение к рабу – не нравственное, а технологическое. Это и есть «греческое чудо» – общество интенсивно развивается, очень быстро богатеет за счёт чужого труда, чувствуя себя при этом абсолютно свободным и демократичным.
  8.  Социальные конфликты существовали в форме конкуренции между полисами. Эта была открытая борьба на глазах всех свободных сограждан, а главным орудием было слово-аргумент, что обеспечивало привилегии людям, обладающим интеллектом.  Главная форма богатства многообразие личных способностей.
  9.  Своеобразие мифологии. На первом плане – культурно-героическая проблематика. Греческая мифология опережает в своём развитии общий уровень  архаических обществ.  Некоторые исследователи считают причиной этого существование раннего периода греческой предистории – крито-микенской культуры.  В этой связи  греческая культура – это вторичный цивилизаторский процесс, а не стихийно-естественный рост. Этим объясняется «образцовость» античной культуры.  Античная мифология – «почва и арсенал» (К.Маркс) всей дальнейшей западноевропейской культуры. На основе мифологии складывается деятельный досуг, гуманизм, объективизм. Греческая мифология оказалась пригодной «для перевода на язык понятий» (А.Ф.Лосев).

Германский тип, его характерные черты:

  1.  Первый его этап – великое переселение народов. В результате этого процесса в  цивилизаторский процесс были вовлечены народы, жившие в иных географических условиях и на ином этапе исторического развития.
  2.  Специфика земледельческой общины – не крупная производственно-деспотическая система (азиатский тип) и не государственно-политическая автономия (античный тип), а хозяйственно-культурное объединение земельных собственников, которые ведут  индивидуальное хозяйство силами отдельного дома.   Такой тип характерен для германо-романских народов, которые расселялись в лесных пространствах Западной Европы. Эти народы  были этнически и территориально разобщены, экономически неблагополучны. Община становилась  самодостаточной единицей, которая была обеспокоена только самодеятельным трудом своих членов.  С одной стороны – такой труд превращал каждого человека в непосредственного субъекта практической деятельности. С другой – он был очень простым, сложные технологические операции были недоступны.  
  3.  Особое срастание человека с той сферой, с которой он постоянно со-трудничал: поле, скот, дом, орудия труда и т.п.).
  4.  От античности было воспринято христианство. Поэтому именно германский тип – идеал средневековой культуры.

PAGE  3