29239

Теория модернизации

Доклад

Культурология и искусствоведение

Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса а только к одному его этапу современному. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.

Русский

2013-08-21

36 KB

6 чел.

Теория модернизации, появившаяся в середине XX века, опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества вовлечены в единый, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации.
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу — современному. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации — США и Западная Европа — целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов.
Под модернизаций понимается революционный
переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому, обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

Специалисты различают
два вида модернизации.

Органическая модернизация
является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические реформы 1991 —1993 годов.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, Конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами,
органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».

ТРАДИЦИИ социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.

Многообразие существующих в мире культур обусловлено многообразием соответствующих культурных  традиций. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного комплекса.

Традиции образуют “коллективную память” обществ, обеспечивая  преемственность в их развитии.

Каждое поколение, получая в свое распоряжение определённую совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61836. Стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» 24.97 KB
  Цель: постараться заставить учеников проникнуться чувствами героя и авторским замыслом охарактеризовать образ лирического героя Научиться верно анализировать данное стихотворение с помощью отдельных фраз и слов представленных...
61838. У каждого – своё место в природе (Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко») 31.51 KB
  Цели: образовательные: знакомство обучаемых с творчеством Д. Мамина-Сибиряка (на примере рассказа «Медведко») учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям учить выделять главную мысль произведения; совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения...