29240

Эпоха модерна в европейской культуре

Доклад

Культурология и искусствоведение

Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в. Совершенствование институционных форм культуры т. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев библиотек театров художественных выставок. Важнейшим достижением культуры 19 в.

Русский

2013-08-21

50 KB

9 чел.

Эпоха модерна в европейской культуре.

Постмодерн как социокультурный феномен.

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ

Эпохой Позитивизма (или Сциентизма) обычно называют вторую половину XIX в.

Позитивизм связывают с именем французского философа О.Конта (1798-1857), который абсолютизировал роль позитивного научного знания в истории человечества.

В противовес «идеальным» моделям романтизма, реализм ставил во главу угла культ «пользы», научного знания, переводя тем самым реализм в его крайнюю степень – натурализм. 

          Процветает система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые и т.п.). Появляются общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим и т.п.

Эпоха Позитивизма характеризуется неравномерным культурным и художественно-культурным развитием в разных регионах Европы и Америки.

В Англии она связана с развитием естественных наук (Ч.Дарвин) и философии позитивизма (Г.Спенсер). Эта эпоха ознаменована возникновением особого общественного и идеологического явления и образа жизни – викторианства.

Несмотря на то, что Англия во второй половине 19 в. была самой развитой страной, наибольшее количество достижений и успехов в художественной культуре принадлежит Франции. 

Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейского и негритянского фольклора. Именно Америка дала миру джаз.

     Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1.
Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);


2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась
художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.


      Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства
фотографии и дизайна.       

      Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

       
      В 19 в. возник
новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.


        В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология. 

      Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании.

      Идеи М.Ломоносова о сохранении и превращении энергии по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.

     Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.      

       

19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род –  в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.     

        

Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.

КУЛЬТУРА  20  ВЕКА: МОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ

Наиболее существенными характеристиками человека эпохи Модернизма можно считать сознательность и ясность.

Одной из важнейших характеристик человека эпохи Модернизма является индивидуализм, сосредоточенность на собственном «Я». Вовлеченный в общественную жизнь, человек чувствует заброшенность, формирующую устойчивое экзистенциальное беспокойство, ощущение неподлинности бытия.

Прямое воздействие на человека осуществляется посредством навязывания комплекса потребностей, среди которых преобладает желание «расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие» (Г.Маркузе).

Транспортные средства, предметы домашнего обихода, пища, одежда и развлечения формируют навязываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, привязывающие потребителей к миру потребления. Благодаря этим процессам жизнь становится полностью и бесконфликтно управляемой. .

Художник оказывается в состоянии разрыва с социумом, художественная реальность отделяется от социальной, образуя замкнутую, автономную среду. Идеалом становится обособленная, свободная личность – отшельник, аутсайдер, формирующий у публики критическое нонконформистское сознание.

Одной из важнейших характеристик социокультурной системы постмодерна становится переход определяющих ее облик процессов с индустриальных оснований на постиндустриальные. Во всем мире, и в первую очередь в развитых странах, формируется экономика, основанная на использовании информации как движущей силы эволюционных изменений. Информация становится доминирующим производственным ресурсом, стремление к овладению наибольшим объемом знаний, контролю над идеями сменяет типичную для капитализма установку на накопление материальной собственности.

Современной среде культуры соответствует  зрелище. Зрелище побуждает к тому, чтобы на него смотрели, оно заставляет не думать. Еще Аристотель заметил по поводу театра, что он дает человеку возможность испытывать страсти, которые не угрожают его собственной жизни.

В современной культуре широкое распространение получает массовая культура. Известный американский ученый Д.Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать «масскультом», так как «в действительности это вовсе не культура.

Появилось новое отношение к природе –  зарождается новое чувство общности человека и других живых существ, всей биосферы в целом. По мнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э.Фромм, А.Тойнби, Б.А.Леви и др.), для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единстве человека и природы. Японией предложена программа «Границы человечества», которая нацелена на установление широкого международного сотрудничества в выходе из глобального экологического кризиса. Выдвигается также предложение о совместном использовании ресурсов Мирового океана, космического пространства и информации.

Все более актуальным становятся положения этики благоговения перед жизнью, изложенные мыслителем и врачом, лауреатом Нобелевской премии А.Швейцером в его книге «Культура и этика», а именно: «священна жизнь как таковая; этика есть безграничная ответственность за все, что живет; благоговение перед жизнью наполняет меня таким беспокойством, которого мир не знает; этика благоговения перед жизнью ставит большую ставку на повышение чувства ответственности человека».

В развитии мирового социокультурного процесса существенную роль играет диалог культур Востока и Запада.

Глобальный кризис культуры в 20 веке ознаменовался сменой типов культуры. На пороге 21 столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр. Многие социологи, политологи, культурологи и футурологи отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации.

В 20-х годах нашего столетия П.Сорокин дал великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры. На основе изучения греко-римской и европейской культуры за два тысячелетия он выделяет два основных типа культуры – идеациональный и чувственный.

Первый тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, второй — доминированием в жизни осязаемых чувствами вещей.

В настоящее время происходит становление планетарной (или глобальной) цивилизации, т.е. развитие человеческой культуры вступает в новый, переломный период.

Одной из возможных альтернатив развития глобальной цивилизации может оказаться возникновение социальной Мегамашины.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25112. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в. 642 KB
  Социальносословный и национальный состав населения России К началу XIX в. При Екатерине Великой к России отошли Правобережная Украина Белоруссия Литва часть Польши Новороссия земли по Кубани и Тереку Камчатка Приморье Аляска чуть позже Восточная Грузия. Быстро росло население России.
25113. Свойства алгоритма 34 KB
  Выполнение алгоритма разбивается на последовательность законченных действийшагов. Это свойство алгоритма называется дискретностью. Произвести каждое отдельное действие исполнителю предписывает специальное указание в записи алгоритма называемое командой.
25114. Способы описания алгоритм 36 KB
  Табличный служит для представления алгоритма в форме таблицы и расчётных формул. С другой строны в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи. В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд присущие формальным языкам что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд рассчитанный на абстрактного исполнителя.
25115. Изображение алгоритма с помощью блок-схемы 53.5 KB
  Изображение алгоритма с помощью блоксхемы. При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Блоки соединены стрелками указывающими направление выполнения команд.
25116. Основные алгоритмические конструкции 48.5 KB
  Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий которая называется телом цикла. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор пока выполняется условие записанное после слова пока. Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной параметра цикла в заданном диапазоне. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор пока не выполнится условие записанное после тела цикла.
25117. Линейный алгоритм 29.5 KB
  Конструкция в которой алгоритмические шаги выполняются в той же последовательности как они записаны то это конструкция следования линейный алгоритм.
25118. Ветвление 35 KB
  Если условие соблюдается то выполняются действия расположенные в ветви под названием Да . В случае несоблюдения условия будут выполнены действия расположенные в ветви Нет . Неполная форма ветвления отличается от полной тем что в одной из ветвей действия отсутствуют . В таком алгоритме в соответствии с условием либо будут выполнены действия имеющиеся в ветви либо начнут сразу выполняться действия расположенные после ветвления.
25119. Циклы 39.5 KB
  Всякий цикл состоит из: заголовка инициализация цикла тела цикла к телу относят все шаги которые повторяются конец цикла. В цикле Пока конструкция состоит из проверки условия и выполнении тела цикла если условие истинно. В цикле До конструкция состоит из выполнении тела цикла проверки условия и повторного выполнения тела цикла если условие ложно. В теле цикла происходят события которые влияют на истинность условия цикла.
25120. Понятие вспомогательного алгоритма 32.5 KB
  Иногда имеет смысл выделить повторяющиеся последовательности команд в самостоятельный блок вынеся его за пределы алгоритма и в нужном месте организовать вызов этого блока указав соответствующий набор параметров. Такой блок реализующий некоторый вполне законченный этап обработки информации называется вспомогательным алгоритмом и может быть вызван из любого места основного алгоритма сколько угодно раз. Заголовок вспомогательного алгоритма имеет вид: имя вспомогательного алгоритма список формальных параметров .