29240

Эпоха модерна в европейской культуре

Доклад

Культурология и искусствоведение

Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в. Совершенствование институционных форм культуры т. объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев библиотек театров художественных выставок. Важнейшим достижением культуры 19 в.

Русский

2013-08-21

50 KB

9 чел.

Эпоха модерна в европейской культуре.

Постмодерн как социокультурный феномен.

КУЛЬТУРА 19 ВЕКА: ПОЗИТИВИЗМ

Эпохой Позитивизма (или Сциентизма) обычно называют вторую половину XIX в.

Позитивизм связывают с именем французского философа О.Конта (1798-1857), который абсолютизировал роль позитивного научного знания в истории человечества.

В противовес «идеальным» моделям романтизма, реализм ставил во главу угла культ «пользы», научного знания, переводя тем самым реализм в его крайнюю степень – натурализм. 

          Процветает система общественного меценатства (общества поощрения художников, филармонические, хоровые и т.п.). Появляются общеевропейские центры художественной жизни: Париж, Лондон, Рим и т.п.

Эпоха Позитивизма характеризуется неравномерным культурным и художественно-культурным развитием в разных регионах Европы и Америки.

В Англии она связана с развитием естественных наук (Ч.Дарвин) и философии позитивизма (Г.Спенсер). Эта эпоха ознаменована возникновением особого общественного и идеологического явления и образа жизни – викторианства.

Несмотря на то, что Англия во второй половине 19 в. была самой развитой страной, наибольшее количество достижений и успехов в художественной культуре принадлежит Франции. 

Америка, добившаяся ранее своей национальной независимости, развивает тенденции демократизации страны. Однако Гражданская война (1861-1865) в США обусловила неравномерность художественного развития разных регионов страны. Для Америки свойственно своеобразие синтеза европейских и национальных традиций, а во второй половине 19 в. весьма значительно сказалось влияние индейского и негритянского фольклора. Именно Америка дала миру джаз.

     Необходимо отметить две важные черты культуры 19 в.:
1.
Утверждение ценностей буржуазного образа жизни (ориентация на потребление и комфорт) привело к появлению новых художественных стилей (ампир, академизм, псевдоромантизм и т. п.);


2. Совершенствование институционных форм культуры, т. е., объединение разрозненных прежде академических учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, художественных выставок. Появилась
художественная промышленность. Искусство превратилось в товар и структуру буржуазных экономических отношений.


      Важнейшим достижением культуры 19 в. является появление искусства
фотографии и дизайна.       

      Очень важным фактом в культуре 19 в. явилась дифференциация художественной культуры на эстетику, художественную критику, историю искусств как отдельных областей гуманитарного знания.

       
      В 19 в. возник
новый взгляд на процесс образования. Песталоцци выдвинул идею развивающего обучения. Такой вид обучения призван побуждать детей к самостоятельному развитию. Суть развивающего обучения – в тесной связи умственного образования с нравственным воспитанием. Важнейшее положение педагогики Песталоцци – соединение обучения с производственным трудом.


        В 19 в. наука становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов явлений, организмов и их связей. Принципиально новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи в природе, т. е. к появлению принципов диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника и технология. 

      Важным открытием 19 в. является закон о клетке и клеткообразовании.

      Идеи М.Ломоносова о сохранении и превращении энергии по праву можно считать вторым великим открытием 19 в.

     Третье великое открытие 19 в. связано с именем Ч.Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория. Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований.      

       

19 век подводит итог огромному периоду европейской жизни. Потому само мышление людей 19 в. необычайно историческое. Они словно пытаются осмыслить себя в истории своего рода, род –  в истории государства, а государство – в истории Европы. И история становится чуть ли не главным персонажем художественного произведения.     

        

Говоря о культуре рубежа 19-20 вв., нужно отметить в ней предчувствие великих перемен и потрясений. Все деятели искусства стремятся уйти от уже существующих норм и правил, найти новые темы, адекватные средства выразительности. В связи с этим многое становится непонятным широкой публике – происходит резкое разделение культуры массовую и элитарную.

КУЛЬТУРА  20  ВЕКА: МОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ

Наиболее существенными характеристиками человека эпохи Модернизма можно считать сознательность и ясность.

Одной из важнейших характеристик человека эпохи Модернизма является индивидуализм, сосредоточенность на собственном «Я». Вовлеченный в общественную жизнь, человек чувствует заброшенность, формирующую устойчивое экзистенциальное беспокойство, ощущение неподлинности бытия.

Прямое воздействие на человека осуществляется посредством навязывания комплекса потребностей, среди которых преобладает желание «расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие» (Г.Маркузе).

Транспортные средства, предметы домашнего обихода, пища, одежда и развлечения формируют навязываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, привязывающие потребителей к миру потребления. Благодаря этим процессам жизнь становится полностью и бесконфликтно управляемой. .

Художник оказывается в состоянии разрыва с социумом, художественная реальность отделяется от социальной, образуя замкнутую, автономную среду. Идеалом становится обособленная, свободная личность – отшельник, аутсайдер, формирующий у публики критическое нонконформистское сознание.

Одной из важнейших характеристик социокультурной системы постмодерна становится переход определяющих ее облик процессов с индустриальных оснований на постиндустриальные. Во всем мире, и в первую очередь в развитых странах, формируется экономика, основанная на использовании информации как движущей силы эволюционных изменений. Информация становится доминирующим производственным ресурсом, стремление к овладению наибольшим объемом знаний, контролю над идеями сменяет типичную для капитализма установку на накопление материальной собственности.

Современной среде культуры соответствует  зрелище. Зрелище побуждает к тому, чтобы на него смотрели, оно заставляет не думать. Еще Аристотель заметил по поводу театра, что он дает человеку возможность испытывать страсти, которые не угрожают его собственной жизни.

В современной культуре широкое распространение получает массовая культура. Известный американский ученый Д.Макдональд предложил рассматриваемое явление именовать «масскультом», так как «в действительности это вовсе не культура.

Появилось новое отношение к природе –  зарождается новое чувство общности человека и других живых существ, всей биосферы в целом. По мнению ряда мыслителей, ученых и теологов (Э.Фромм, А.Тойнби, Б.А.Леви и др.), для преодоления глобального экологического кризиса необходимо обратиться к древневосточным культурам с их учениями о единстве человека и природы. Японией предложена программа «Границы человечества», которая нацелена на установление широкого международного сотрудничества в выходе из глобального экологического кризиса. Выдвигается также предложение о совместном использовании ресурсов Мирового океана, космического пространства и информации.

Все более актуальным становятся положения этики благоговения перед жизнью, изложенные мыслителем и врачом, лауреатом Нобелевской премии А.Швейцером в его книге «Культура и этика», а именно: «священна жизнь как таковая; этика есть безграничная ответственность за все, что живет; благоговение перед жизнью наполняет меня таким беспокойством, которого мир не знает; этика благоговения перед жизнью ставит большую ставку на повышение чувства ответственности человека».

В развитии мирового социокультурного процесса существенную роль играет диалог культур Востока и Запада.

Глобальный кризис культуры в 20 веке ознаменовался сменой типов культуры. На пороге 21 столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр. Многие социологи, политологи, культурологи и футурологи отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации.

В 20-х годах нашего столетия П.Сорокин дал великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры. На основе изучения греко-римской и европейской культуры за два тысячелетия он выделяет два основных типа культуры – идеациональный и чувственный.

Первый тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, второй — доминированием в жизни осязаемых чувствами вещей.

В настоящее время происходит становление планетарной (или глобальной) цивилизации, т.е. развитие человеческой культуры вступает в новый, переломный период.

Одной из возможных альтернатив развития глобальной цивилизации может оказаться возникновение социальной Мегамашины.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62325. Изготовление картины в технике рисование пластилином 33.31 KB
  Цель: изготовить картину в технике рисование пластилином с учетом изменения времен года. План урока: I.Основная часть АОЗ целеполагание вводная беседа сообщение темы урока физкультминутка релаксация III.
62327. Древние Афины 20.77 KB
  Большинство жителей Древней Греции питалось хлебом и кашей. Аристотель философ и ученый Древней Греции жил в 384-322 гг. Богатые люди в Греции назывались демосом среди которого избирали 10 архонтов для управления делами в государстве. Законы в Древней Греции были очень справедливыми.
62328. Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше 21.77 KB
  Цель: Формировать знания детей о характерных особенностях хохломской росписи. Задачи: Воспитывать эстетический вкус любовь к народному искусству усидчивость внимание аккуратность при работе с красками...
62329. Построение чертежа фартука 1.38 MB
  Чертеж - это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде. Масштаб указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше. Масштаб записывают в виде отношения двух чисел...
62330. ХУДОЖНЬО-ПЕДАГОПЧНІ ТЕХНОЛОГІЇ НА УРОКАХ МИСТЕЦТВА 121.25 KB
  Савченко дає таке визначення поняттю технологічний підхід: система дій учителя й учнів спрямованих на досягнення чітко визначеної мети шляхом послідовного та неухильного виконання певних навчальних дій в умовах оперативного зворотного звязку.
62331. Религия Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций 19.14 KB
  В Шумере разрабатывали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Религиями были разработаны представления о загробной судьбе человека.
62333. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? 34.59 KB
  В заседании суда участвуют следующие лица роли распределяются заранее по желанию учащихся и в соответствии с возможностями исполнения: Судья преподаватель Обвинитель с помощниками 23 студента Адвокат с помощниками 23 студента Родион Раскольников студент Алена Ивановна студентка...