29242

Ницше (Nietzsche) Фридрих

Доклад

Культурология и искусствоведение

Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

4 чел.

Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844—1900) — немецкий философ и культуролог, один из основоположников «философии жизни».

Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя характерна эстетизация жизни и воли. По Ницше, понять импульсы воли, выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Это способно сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.

В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое и дионисическое. Аполлоническоерациональное, упорядоченное и критическое.

Дионисическое — чувственное, вакхическое, опьяненное.

Ницше исходит из предпосылки, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы.

Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он — источник света, носитель божественного откровения. «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее».

Дионис же, напротив, олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он — великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии», вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг, «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой»... каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как «
аполлоническое» и «дионисическое». Эти начала прорываются из самой природы «без посредства художника-человека». Человек в концепции Ф. Ницше — только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил.
Возрождение искусства Ницше связывал с музыкальными драмами
Р. Вагнера.

Культура истолковывалась Ницше как форма стихийной жизни, выражение в художественной форме «народного духа».

Но вскоре Ницше разочаровывается в этих идеалах, и творчество Вагнера теперь характеризуется им как проявление декаданса и нигилизма. Именно в это время в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры Первоначально она опирается только на эстетические истоки. Ницше обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти—сверхчеловека («белокурой бестии»). Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории является узкая каста господ — врожденных аристократов, природных «жизнелюбов», которым присущ истинно художественный вкус, — вкус к жизни во всех ее проявлениях. В подлинном же смысле сверхчеловек — это идеал, к которому стремится человечество. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, возвещает он устами Заратустры («Так говорил Заратустра»), и на его место должны прийти сверхчеловеки. Эта идея получила в современной философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ницше как атеистическую.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10715. Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей 24.5 KB
  Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 29 1 Напишите сочинениерассуждение раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: Русский языкбогат глаголами и существительными разнообразен формами выражающими оттенки чувств и мыслей. Глагол и существительное с...
10716. Сочинение по теме Исскуство 27.5 KB
  Сочинение Искусство это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям а всему человечеству живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архит...
10717. Намагатись бути самим собою - єдиний засіб досягти успіху 29 KB
  Тема: Намагатись бути самим собою єдиний засіб досягти успіху. Стендаль Світ для тих хто вміє хотіти... Подивіться навкруги... Ви неодмінно побачите навколо себе безліч копій. Озирніться ще разІ помітите що усі люди наче злилис...
10718. Моя будущая профессия - психолог 29 KB
  Сочинение на тему: Кем я буду когда вырасту Моя будущая профессия психолог Как и все дети ответ на вопрос взрослых Кем ты хочешь быть когда вырастешь я изменяла едва ли не каждый день: когда я была маленькая я хотела быть
10719. Образец сочинения на тему Что такое красота - дар или проклятие? 31 KB
  Образец сочинения на тему Что такое красота дар или проклятие ТЕКСТ Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. 2Жизнь таких известных красавиц как Елены царицы Спарты и Клеопатры Мэрилин Монро и принцессы Диа
10720. Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого) 76.51 KB
  Проблема исторической памяти ответственность за горькие и страшные последствия прошлого Проблема ответственности национальной и человеческой была одной из центральных в литературе в середине 20ого века. Например А.Т.Твард
10721. Прозові тексти (оповідання) для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури 652.5 KB
  Прозові тексти оповідання для аналітичної рецепції в курсі Теорія літератури Укладач Б.І.Ніколаєв ЗМІСТ 1.Джойс Керол Оутс ЗДІЙСНЕННЯ БАЖАНЬ 2. Джон Чівер АНГЕЛ НА МОСТУ 3. Трумен Капоте ДІТИ В ДЕНЬ НАРОДЖЕННЯ 4. БОРИС ВІАН СТАТИСТ 5. ВОЛОДИМИР ДАНИЛЕНК...
10722. Избранные педагогические сочинения А.С. Макаренко Педагогическая логика 597.69 KB
  Избранные педагогические сочинения А.С. Макаренко Педагогическая логика Не может быть вопроса более для нас важного чем вопрос о логике педагогического средства. Интересно бросить взгляд на историю этого вопроса тем более что история эта очень коротка. Нам нечег...
10723. Прогрессивные технологические процессы (ТП) на основе современных достижений науки и техники 462.12 KB
  Введение Уровень сельскохозяйственного машиностроения является определяющим фактором всего хозяйственного комплекса страны. Важнейшими условиями ускорения развития хозяйственного комплекса являются рост производительности труда повышение эффективности произв...