29242

Ницше (Nietzsche) Фридрих

Доклад

Культурология и искусствоведение

Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.

Русский

2013-08-21

35.5 KB

4 чел.

Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844—1900) — немецкий философ и культуролог, один из основоположников «философии жизни».

Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя характерна эстетизация жизни и воли. По Ницше, понять импульсы воли, выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Это способно сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.

В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое и дионисическое. Аполлоническоерациональное, упорядоченное и критическое.

Дионисическое — чувственное, вакхическое, опьяненное.

Ницше исходит из предпосылки, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы.

Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он — источник света, носитель божественного откровения. «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее».

Дионис же, напротив, олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он — великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии», вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг, «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой»... каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как «
аполлоническое» и «дионисическое». Эти начала прорываются из самой природы «без посредства художника-человека». Человек в концепции Ф. Ницше — только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил.
Возрождение искусства Ницше связывал с музыкальными драмами
Р. Вагнера.

Культура истолковывалась Ницше как форма стихийной жизни, выражение в художественной форме «народного духа».

Но вскоре Ницше разочаровывается в этих идеалах, и творчество Вагнера теперь характеризуется им как проявление декаданса и нигилизма. Именно в это время в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры Первоначально она опирается только на эстетические истоки. Ницше обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти—сверхчеловека («белокурой бестии»). Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории является узкая каста господ — врожденных аристократов, природных «жизнелюбов», которым присущ истинно художественный вкус, — вкус к жизни во всех ее проявлениях. В подлинном же смысле сверхчеловек — это идеал, к которому стремится человечество. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, возвещает он устами Заратустры («Так говорил Заратустра»), и на его место должны прийти сверхчеловеки. Эта идея получила в современной философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ницше как атеистическую.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50160. Отчеты и обработка (1С) 23.5 KB
  Свойства отчета редактируются в палитре свойств Свойства отчета. Фактически объект метаданных типа Отчет или Обработка представляет собой форму модуль которой является алгоритмом построения отчета а таблица служит для выдачи результатов построения отчетов в требуемом виде. Внешним отчетом в системе называется отчет или обработка хранящийся вне конфигурации в отдельном файле внешнего отчета. Отличием внешнего отчета от объектов метаданных типа Отчет и Обработка является то что он представляет собой только форму.
50161. Инновации в антикризисном управлении 25.93 KB
  Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Если руководство не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами...
50162. Зміна ширини кроків і швидкості руху. Команди та дії 49.5 KB
  Стройові вправи. Загальнорозвивальні вправи. Загальнi методичнi рекомендацiï до складення комплексiв загальнорозвивальних вправ: завдання змiст пiдбiр вправ послiдовнiсть вправ у комплексi; чергування спрямованностi вправ тощо. Варiанти послiдовностi вправ у комплексi.
50163. Нечеткая логика 67.5 KB
  Блондинка -– рыжая - брюнетка unit Unit1; interfce uses Windows Messges SysUtils Vrints Clsses Grphics Controls Forms Dilogs ComCtrls StdCtrlsmth TeEngine Series ExtCtrls TeeProcs Chrt; type TForm1 = clssTForm Chrt1: TChrt; Series1: TLineSeries; Series2: TLineSeries; Series3: TLineSeries; Series4: TBrSeries; TrckBr1: TTrckBr; Lbel1: TLbel; Lbel5: TLbel; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Edit3: TEdit; Lbel6: TLbel; Lbel2: TLbel; Lbel3:...
50164. Программирование задач с использованием функций пользователя, выдающих один и несколько результатов 58.5 KB
  Вы можете написать свои функции и затем использовать их так же как функции из библиотек языка С или С. Собственные функции помещаются после закрывающей фигурной скобки min. Каждая функция имеет структуру аналогичную структуре функции min. Функцию можно вызвать из любого места программы в том числе из другой функции.
50165. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ДИФРАКЦИОННОГО СПЕКТРОГРАФА С АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ СПЕКТРА МНОГОКАНАЛЬНЫМ ФОТОПРИЕМНИКОМ 125 KB
  Цель работы: практическое изучение работы дифракционного спектрографа и определенние его основных спектральных характеристик а также ознакомление с работой многоканального фотоприёмника работающего в комплексе с компьютером и применяемого для регистрации спектров вместо фотопластинки или фотопленки. При изучении различных объектов и процессов мощным средством ддя получения информации служит спектральный анализ суть...
50166. Тактика захисту: індивідуальна, групова та командна 29 KB
  Гра в захисті передбачає організацію позиції і дій гравців з метою запобігти чи утруднити атакуючим можливість наблизитися до воріт і завдати точного удару. Гра в обороні різноманітна багатопланова і спрямована на захист воріт на активну боротьбу за оволодіння м’ячем і організацію успішної атаки. Чим ближче суперник до воріт тим щільніше його треба закривати. При протидії комбінації “схрещування†ті хто обороняється повинні особливо уважно контролювати дії гравця у якого опинився м’яч щоб перепинити йому шлях до воріт.