29242
Ницше (Nietzsche) Фридрих
Доклад
Культурология и искусствоведение
Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
Русский
2013-08-21
35.5 KB
4 чел.
Ницше (Nietzsche) Фридрих (18441900) немецкий философ и культуролог, один из основоположников «философии жизни».
Центральное место в философско-культурологической концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя характерна эстетизация жизни и воли. По Ницше, понять импульсы воли, выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Это способно сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое и дионисическое. Аполлоническое рациональное, упорядоченное и критическое.
Дионисическое чувственное, вакхическое, опьяненное.
Ницше исходит из предпосылки, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис противоположные символические типы.
Аполлон это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он источник света, носитель божественного откровения. «Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее».
Дионис же, напротив, олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон выражение покоя и порядка, Дионис его противоположность. Если первый «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость «иллюзии», вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг, «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и «дерзкой модой»... каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».
Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как «аполлоническое» и «дионисическое». Эти начала прорываются из самой природы «без посредства художника-человека». Человек в концепции Ф. Ницше только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил.
Возрождение искусства Ницше связывал с музыкальными драмами Р. Вагнера.
Культура истолковывалась Ницше как форма стихийной жизни, выражение в художественной форме «народного духа».
Но вскоре Ницше разочаровывается в этих идеалах, и творчество Вагнера теперь характеризуется им как проявление декаданса и нигилизма. Именно в это время в его творчестве получает наиболее яркое выражение элитарная концепция культуры Первоначально она опирается только на эстетические истоки. Ницше обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям.
Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к властисверхчеловека («белокурой бестии»). Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории является узкая каста господ врожденных аристократов, природных «жизнелюбов», которым присущ истинно художественный вкус, вкус к жизни во всех ее проявлениях. В подлинном же смысле сверхчеловек это идеал, к которому стремится человечество. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили, возвещает он устами Заратустры («Так говорил Заратустра»), и на его место должны прийти сверхчеловеки. Эта идея получила в современной философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ницше как атеистическую.
PAGE 2
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
35333. | Электроснабжение цеха редукторов станкостроительного завода | 5.37 MB | |
Незаменима роль электричества в автоматизации и телеуправлении производственных процессов. Здесь ни один вид энергии, известный современной науке, не может полностью заменить электрическую энергию. | |||
35335. | Учет доходов, расходов, хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями | 98.5 KB | |
Целью контрольной работы является характеристика форм и деятельности малого бизнеса в Республике Беларусь, организации бухгалтерского учета в различных формах малого бизнеса и выработка предложений по совершенствованию бухгалтерского учета и налогообложения в малом бизнесе. | |||
35336. | Настройка компютерної системи засобами BIOS SETUP | 59.5 KB | |
Включіть ПК, після появи службової інформації на екрані дисплея натисніть клавішу DELETE для запуску програми BIOS SETUP | |||
35337. | Тема: Управління процесом завантаження ОС. | 152.5 KB | |
Створення завантажувальної дискети. Індивідуальне завдання Проведіть повне форматування дискети А: без перенесення системних файлів. Використовуючи службові програми обслуговування дисків Windows перевірте поверхню дискети. Завантажте ПК з системної дискети. | |||
35338. | Тема: Установка нового устаткування PlugPly. | 93.5 KB | |
Викликавши контекстне меню значка Мій комп'ютер переконайтеся у тому що там присутні пункти меню Відкрити і Провідник. Переконайтеся що в контекстному меню пункт Відкрити виділений напівжирним шрифтом і зіставте це з тим фактом що саме ця дія виконується за умовчанням. Переконайтеся у тому що в списку Дії описані 2 дії виконувані з теками. Які Переконайтеся у тому що дію Відкрити вважається вибраним за умовчанням. | |||
35339. | Операційна система Ms Dos | 143.5 KB | |
Мета: навчитися використовувати основні команди Ms – Dos для роботи в командному режимі. Створювати невеликі за обємом текстові файли, не вдаючись до можливостей текстових редакторів. | |||
35340. | Тема: Створення і виконання командних файлів. | 877.5 KB | |
Описати послідовність створення командного файлу і привести приклад командного рядка. Описати послідовність створення командного файлу і привести приклад командного рядка. Описати послідовність створення командного файлу і привести приклад командного рядка. Описати послідовність створення командного файлу і привестиприклад командного рядка. | |||
35341. | Тема: Робота з оболонкою Norton Commnder. | 50.5 KB | |
Входимо до каталогу WILD натискаємо ShiftF4Юводимо назву файлу натискаємо Enter вводимо фразу натискаємо F2 та F10 9. у підкаталозі FFF атрибут ''ськритий а до файлу Lion. нижче; F3 View проглядання файлу. Можна проглядати текстові файли документи зроблені за допомогою різних редакторів текстів графічні файли бази даних архівні файли і таблиці табличних процесорів наприклад файли Microsoft Word DBse і Lotus 123; F4 Edit редагування файлу. | |||