29246

Феномен Ренессанса

Доклад

Культурология и искусствоведение

Расцвет культуры Ренессанса приходится на XV XVI вв. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая в значительной мере поверхностная характеристика Ренессанса.

Русский

2013-08-21

37 KB

39 чел.

Феномен Ренессанса

Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение. Расцвет культуры Ренессанса  приходится на XV—XVI вв.

В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:


индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;


освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;

особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;

чрезвычайный вкус к искусствам

Данные отличительные черты культуры Возрождения стали известны в результате трудов исследователей XIX в., прежде всего известного немецкого исследователя Я. Буркгардта.

Отрицая Средневековье, Ренессанс, тем не менее, тесно связан с предшествующей эпохой. Объединяющими началами явились основы христианства и античные авторы, прежде всего Платон и Аристотель.

Антитезы «темнота—свет», «сон—пробуждение» — весьма характерны для Возрождениия. Обещание нового воспринимается деятелями Возрождения в абсолютном значении, т.е. как открытие ценностей, значимых на все времена. В известном смысле Ренессанс противопоставляет себя не средневековью, а всему, что было известно до него и будет открыто после.

Особенностями  Ренессанса следует считать

  1.  во-первых, необычайную яркость чувства подъема;
  2.  во-вторых, связь возрожденческого возвращения к подлинному, с обращением к древности (античности).

     Ренессанс  есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Наука в современном понимании интересует их лишь постольку, поскольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые представители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук.

Образ Ренессанса не может быть представлен вне художественных достижений эпохи. Наиболее знамениты живописные полотна таких мастеров, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др.

Художники Возрождения придают особое значение достижению максимальной точности и четкости изображения.

Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии, и даже преимущественно из Нового Завета. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Возрожденческие мадонны, конечно, не имеют ничего общего с прежними иконами, на которые молились и от которых ждали чудесной помощи. Перед нами самые обыкновенные портреты, часто с самыми реалистическими и даже натуралистическими подробностями.

Ренессанс стремится не принизить божественное, а, наоборот, возвысить земное до божественного. Так, например, в образе Мадонны возвышается образ женщины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.


Возрождение исключительно богато творческими личностями. Не случайно принято говорить о
титанах и титанизме Возрождения (А.Ф.Лосев), который проявляется , прежде всего, в страстном порыве к самоутверждению личности.


PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62523. Моє здоров’я 16.76 KB
  Поняття про здоров’я. Здоров’я це не відсутність хвороб а фізична соціальна психологічна гармонія людини доброзичливі стосунки з людьми з природою і з самим собою. Психологи виділяють кілька видів здоров’я: фізичне інтелектуальне особистісне соціальне емоційне і духовне.
62524. Яка ж вона, жінка ХХІ століття 42.55 KB
  Мета: активізувати естетичні переживання в поєднанні з інтелектуальним проникненням в суть проблеми сприяти її самостійному розв’язанню учнями вираженню ними власних думок; стимулювати до роздумів визначити ставлення учнів до проблеми рівноправ’я жінок і чоловіків...
62525. Счастливый случай игра для 6 класса 21.95 KB
  Усвоение основных понятий и закономерностей в курсе географии 6 класса проверка и уточнение своих представлений и взглядов по пройденным темам.
62526. Урок-игра: Ирландия 22.31 KB
  Образовательные задачи: Совершенствовать навыки чтения и аудирования, расширяя кругозор учащихся. Повторить грамматический материал - составление разных типов вопросов.
62527. Урок-игра по истории Древнего мира 15.43 KB
  Цель: повторить и обобщить знания учащихся по основным событиям истории Древнего мира; закрепить знания о великих достижениях всемирной культуры. Задачи: обобщить имеющиеся знания по предмету и нацелить на самостоятельный поиск информации...
62528. Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос» 23.19 KB
  Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.
62529. Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» 498.68 KB
  Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...
62530. Сложение и вычитание числа 3 156.85 KB
  Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться приемами прибавления и вычитания числа 3; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения...
62531. Внетабличное сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение вида 36 + 2; 36 + 20 3.04 MB
  Работа с интерактивным учебником. Первичное закрепление знаний коллективная работа работа у доски. Работа с интерактивным учебником работа в парах. Самостоятельная работа.