29247

Феномены русской, российской, советской культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.

Русский

2013-08-21

52.5 KB

3 чел.

Феномены русской, российской, советской культуры.

Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления «русской идеи».

Социокультурный портрет России на современном этапе.

Во всех философских, социокультурных концепциях Россия предстает как противоречивое сочетание разнородных элементов разного уровня. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия, преодоления разобщенности, в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока, наслоение различных этнических и региональных культурных типов, временных компонентов, конфессиональных общностей. Смешение, переплетение и наложение не только противоречивых, но и взаимоисключающих ориентаций пронизывало всю  культурную жизнь, раздирая страну  по сословиям и классам,  по конфессиям, сектам, субкультурам,  по крайним ориентациям между славянофилами и западниками, «двумя культурам», «отцами и детьми», «консерваторами» и «революционерами», «белыми» и «красными», «демократами» и «патриотам» и т.д.

 

Становление русского этноса и появление его на исторической арене восходит к 1 в. н.э., когда славяне стали участниками так называемого Великого переселения народов. Первые упоминания о славянах как особой этнической группе относятся к 6 в. С этого времени славяне стали играть самостоятельную роль на исторической арене раннесредневекой Европы.

Формирование древнерусской народности относится к 9-10 вв. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угро-финскими, тюркскими и др. племенами. К этому же времени относится появление названия «Древняя Русь», «Киевская Русь» –  это общие собирательные названия восточно-славянских княжеств 9-13 вв.

Древнерусская культура складывалась на основе  славянского язычества под воздействием христианской Византии, иудейского Хазарского каганата (а через него – арабов-мусульман) и языческих варягов (норманнов).

Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твёрдостью, равнодушием ко всяким лишениям, тяжёлым для европейца. Летописцы описывают славян бодрыми, сильными, неутомимыми, легко переносимыми всякую нужду. Греков они удивляли своей быстротой и смелостью, с какой бросались в опасные болота и глубокие реки, а также беспечностью по отношению к своей внешности. Воинственность их была известна многим другим народам. Но в быту славяне представали беззлобными и простосердечными.

До принятия христианства предки восточных славян придерживались языческих религиозных верований. Язычество (от древнеславянского язцы – племена, народы) – термин, введённый в оборот богословами. Древнеславянская языческая религия – это сложное синкретическое явление с развитым семейнородовым культом предков, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Древнеславянская религия предполагает культ многих богов-идолов. Идол (от греч. – маленькое изображеньице) – это материальный предмет, изображающий или «вмещающий» божество.

 В 988 г. Русь приняла христианство.

Россия начала 17 в. – централизованное феодальное государство. Это время историками было названо Смутой. По воле Земского собора Россией стал править царь Михаил Романов. Возглавленное Степаном Разиным восстание стало самым мощным движением «бунташного века».

18 век России – время знаменитых реформ Петра I. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Пётр создал систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

По определению В.Ф.Одоевского,  «19 столетие принадлежит России», это  «золотой век» русской культуры. В первой половине  19 в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба.. Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории.

Значительной прогрессивной силой, определившей своеобразие и высокую интеллектуальную и нравственную позицию России среди европейских стран, явилось русское дворянство.  

Дворянство – привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих.

Дворянство было образованным и культурным слоем, из которого формировалась политическая элита страны. Являясь наиболее свободным, просвещенным слоем общества, именно передовое дворянство формировало оппозиционные правительству течения. Дворянство сыграло огромную роль в истории русской культуры первой половины 19 в.

Огромное значение в русской истории имеет Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Выступление декабристов на Сенатской площади 1825 г. стало значительным событием в русской истории.

Одна из центральных проблем в истории и культуре России 19 в. – крепостное право. Отмена крепостного права в 1861 г. была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Русская культура  литературоцентрична. С древнейших времён в ней не только сложилось особо почтительное отношение к Слову, но и доминирует стремление всё выразить через слово.  Слово на Руси буквально превращается в дело, общественное служение,  политическую борьбу. Русская литература брала на себя роль  национальной русской философии.

Культура рубежа 19-20 вв. и современная культурная ситуация 20-21 вв., определяемая как «эпоха постмодернистской чувствительности», поставила перед человечеством новые проблемы. История человечества превращается во всемирную историю. 20 век определяется М.М.Бахтиным как  век «великого диалога». В антропологическом проекте современности, в том числе и в России,  на одно из первых мест выдвигается проблема идентичности. Поиск самоопределения на уровне социума обнаруживает себя в развитии общественных движений,  среди которых наибольшую роль играют экологические объединения, движения за мир, программы национального самоопределения, женские организации, субкультуры сексуальных меньшинств. Во всем мире, и в том числе в России,  формируется экономика, основанная на использовании информации как движущей силы эволюционных изменений.

Современная русская культура 20-21 вв. оказывается в центре глобальных политических сдвигов, участницей важнейших и судьбоносных политических катаклизмов. Россия достойно вступает в глобальную «миросистему»,  подчас принимая на себя инициативу и ответственность в решении политических, экономических, экологических проблем, участвуя в новых межнациональных научных, социокультурных проектах.  В диалоге культур голос России – это, как правило, сильный   и решающий голос.  Россия традиционно смотрит вперёд, трезво оценивает свои силы, верит в новое поколение. Сегодняшнее состояние российской культуры – состояние поиска, больших творческих проектов, это активная позиция высокоразвитого цивилизованного государства, сберегающего свою национальную культуру и  верящего в будущее своей страны и народа.  

Понятие «русской идеи» связаны прежде всего с работами В.Соловьёва и Н.Бердяева.

С точки зрения Бердяева, в своей исторической судьбе человек проходит разные стадии, и всегда эта судьба трагична. В начале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, независимость и освобождение. Он создал культуру, государства, национальные единства, классы. Но он стал рабом государства, национальности, классов.

Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Бердяев был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет "от внутренних процессов в русском народе".

В настоящее время наиболее распространенными воззрениями на Русскую Идею в западной философии, социологии и культурологии являются представления о том, что Русская Идея – это в лучшем случае романтический протест против буржуазного Запада, ретроспективная социальная утопия, а в худшем – учение о русском мессианизме, обоснование российского империализма. Поэтому даже с точки зрения мыслителей, признающих мировое значение российской культуры, Русская Идея – это понятие российского консервативно-романтического или национально-религиозного мышления.

Между тем есть основания полагать, что мифологизация Русской Идеи является следствием мифологизации российской истории. Не случайно в основе идеологического восприятия Русской Идеи часто можно найти убеждение в том, что она воплотилась в явлениях и событиях, специфичных якобы исключительно для России. Эту идею пытались найти, например, в учении о богоизбранности русского народа, гармонии церковной и светской власти, в азиатско-византийской форме правления, российском империализме, коммунистическом эксперименте.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37154. Внутренняя политика первой четверти XIX века. Александр Первый. Негласный комитет 131.84 KB
  Александр Первый. ЭПОХА АЛЕКСАНДРА I АЛЕКСАНДР I 1777 1825 Четверть века царствования императора Александра Павловича ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. 245 Портрет Александра I.
37155. «Восточный вопрос» во внешней политике России в 30-50 гг. XIX в. Крымская война 20.83 KB
  Восточный вопрос во внешней политике России в 3050 гг. в центре внешней политики России находился Восточный вопрос сложный конгломерат острейших международных противоречий от разрешения которых зависели безопасность границ империи дальнейшие перспективы развития черноморской торговли и экономическое состояние южных губерний. Это движение традиционно получало поддержку России выступавшей в качестве заступницы славян христианского вероисповедания преимущественно населявших Балканы. Такая позиция объективно способствовавшая освобождению...
37156. Правительство и общество при Николае Первом 37.95 KB
  Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Единение народа и монарха народность объявлялось третьим коренным чувством в России. Они были проникнуты глубоким пессимизмом разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее.
37157. Отмена крепостного права. Содержание и сущность реформ 1861 г., их историческое значение 28.36 KB
  Эти акты приняли такой размах что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия. Первоначально издатели Колокола верили в либеральные намерения нового императора Александра II 18551881 и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы сверху .Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы которая хотя и давала крепостным гражданские права но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в...
37158. Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века 57.55 KB
  Особенности генезиса капитализма в России в конце XIX века. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60х середине 90х годов XIX в. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. Сельское хозяйство России в пореформенный период И после реформы 1861 г .
37159. Социально-политический строй России начала XX века. Основные классы и сословия 24.63 KB
  Социальнополитический строй России начала XX века. Социальная структура России в конце XIX начале XX в. на тысячу населения приходилось 44 родившихся и снижения смертности которая впрочем в России в 1913 г . Социальная структура России в конце XIX начале XX в.
37160. Древняя Русь при первых Рюриковичах. Внутренняя и внешняя политика. «Повесть временных лет». Норманнская теория 21.81 KB
  Походами на вятичей литовцев радимичей болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с соседними государствами но и оказало огромное влияние на культуру быт и нравы древней Руси.При Ярославе Владимировиче прозванном Мудрым начал оформляться единый для всей Руси судебный кодекс Русская Правда. В Киеве Новгороде Полоцке были построены величественные соборы святой Софии что должно было показать церковную самостоятельность Руси.
37161. Принятие христианства. Владимир Первый. Развитие Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» 18.69 KB
  Развитие Руси при Ярославе Мудром. Древние русичи были язычниками поклонялись множеству богов бог неба Сварог бог Солнца Дажбог бог грома и молний Перун и т. Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и прошло немало времени пока изменились его взгляды.
37162. Феодальная раздробленность, ее причины и последствия 12.55 KB
  После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси период феодальной раздробленности растянувшийся на несколько веков. Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Период феодальной раздробленности охватывает в целом XIIXV вв. когда уже начался процесс феодальной консолидации число их приближалось к 250.