29247

Феномены русской, российской, советской культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.

Русский

2013-08-21

52.5 KB

3 чел.

Феномены русской, российской, советской культуры.

Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления «русской идеи».

Социокультурный портрет России на современном этапе.

Во всех философских, социокультурных концепциях Россия предстает как противоречивое сочетание разнородных элементов разного уровня. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия, преодоления разобщенности, в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока, наслоение различных этнических и региональных культурных типов, временных компонентов, конфессиональных общностей. Смешение, переплетение и наложение не только противоречивых, но и взаимоисключающих ориентаций пронизывало всю  культурную жизнь, раздирая страну  по сословиям и классам,  по конфессиям, сектам, субкультурам,  по крайним ориентациям между славянофилами и западниками, «двумя культурам», «отцами и детьми», «консерваторами» и «революционерами», «белыми» и «красными», «демократами» и «патриотам» и т.д.

 

Становление русского этноса и появление его на исторической арене восходит к 1 в. н.э., когда славяне стали участниками так называемого Великого переселения народов. Первые упоминания о славянах как особой этнической группе относятся к 6 в. С этого времени славяне стали играть самостоятельную роль на исторической арене раннесредневекой Европы.

Формирование древнерусской народности относится к 9-10 вв. Оно осуществлялось в процессе ассимиляции славян с балтийскими, угро-финскими, тюркскими и др. племенами. К этому же времени относится появление названия «Древняя Русь», «Киевская Русь» –  это общие собирательные названия восточно-славянских княжеств 9-13 вв.

Древнерусская культура складывалась на основе  славянского язычества под воздействием христианской Византии, иудейского Хазарского каганата (а через него – арабов-мусульман) и языческих варягов (норманнов).

Русский народ приводил в изумление иностранцев своей терпеливостью, твёрдостью, равнодушием ко всяким лишениям, тяжёлым для европейца. Летописцы описывают славян бодрыми, сильными, неутомимыми, легко переносимыми всякую нужду. Греков они удивляли своей быстротой и смелостью, с какой бросались в опасные болота и глубокие реки, а также беспечностью по отношению к своей внешности. Воинственность их была известна многим другим народам. Но в быту славяне представали беззлобными и простосердечными.

До принятия христианства предки восточных славян придерживались языческих религиозных верований. Язычество (от древнеславянского язцы – племена, народы) – термин, введённый в оборот богословами. Древнеславянская языческая религия – это сложное синкретическое явление с развитым семейнородовым культом предков, яркими формами культа природы и общинными земледельческими культами. Древнеславянская религия предполагает культ многих богов-идолов. Идол (от греч. – маленькое изображеньице) – это материальный предмет, изображающий или «вмещающий» божество.

 В 988 г. Русь приняла христианство.

Россия начала 17 в. – централизованное феодальное государство. Это время историками было названо Смутой. По воле Земского собора Россией стал править царь Михаил Романов. Возглавленное Степаном Разиным восстание стало самым мощным движением «бунташного века».

18 век России – время знаменитых реформ Петра I. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Пётр создал систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, предпосылки будущего нового кризиса.

По определению В.Ф.Одоевского,  «19 столетие принадлежит России», это  «золотой век» русской культуры. В первой половине  19 в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба.. Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории.

Значительной прогрессивной силой, определившей своеобразие и высокую интеллектуальную и нравственную позицию России среди европейских стран, явилось русское дворянство.  

Дворянство – привилегированное сословие землевладельцев высших и средних государственных служащих.

Дворянство было образованным и культурным слоем, из которого формировалась политическая элита страны. Являясь наиболее свободным, просвещенным слоем общества, именно передовое дворянство формировало оппозиционные правительству течения. Дворянство сыграло огромную роль в истории русской культуры первой половины 19 в.

Огромное значение в русской истории имеет Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Выступление декабристов на Сенатской площади 1825 г. стало значительным событием в русской истории.

Одна из центральных проблем в истории и культуре России 19 в. – крепостное право. Отмена крепостного права в 1861 г. была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Русская культура  литературоцентрична. С древнейших времён в ней не только сложилось особо почтительное отношение к Слову, но и доминирует стремление всё выразить через слово.  Слово на Руси буквально превращается в дело, общественное служение,  политическую борьбу. Русская литература брала на себя роль  национальной русской философии.

Культура рубежа 19-20 вв. и современная культурная ситуация 20-21 вв., определяемая как «эпоха постмодернистской чувствительности», поставила перед человечеством новые проблемы. История человечества превращается во всемирную историю. 20 век определяется М.М.Бахтиным как  век «великого диалога». В антропологическом проекте современности, в том числе и в России,  на одно из первых мест выдвигается проблема идентичности. Поиск самоопределения на уровне социума обнаруживает себя в развитии общественных движений,  среди которых наибольшую роль играют экологические объединения, движения за мир, программы национального самоопределения, женские организации, субкультуры сексуальных меньшинств. Во всем мире, и в том числе в России,  формируется экономика, основанная на использовании информации как движущей силы эволюционных изменений.

Современная русская культура 20-21 вв. оказывается в центре глобальных политических сдвигов, участницей важнейших и судьбоносных политических катаклизмов. Россия достойно вступает в глобальную «миросистему»,  подчас принимая на себя инициативу и ответственность в решении политических, экономических, экологических проблем, участвуя в новых межнациональных научных, социокультурных проектах.  В диалоге культур голос России – это, как правило, сильный   и решающий голос.  Россия традиционно смотрит вперёд, трезво оценивает свои силы, верит в новое поколение. Сегодняшнее состояние российской культуры – состояние поиска, больших творческих проектов, это активная позиция высокоразвитого цивилизованного государства, сберегающего свою национальную культуру и  верящего в будущее своей страны и народа.  

Понятие «русской идеи» связаны прежде всего с работами В.Соловьёва и Н.Бердяева.

С точки зрения Бердяева, в своей исторической судьбе человек проходит разные стадии, и всегда эта судьба трагична. В начале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, независимость и освобождение. Он создал культуру, государства, национальные единства, классы. Но он стал рабом государства, национальности, классов.

Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Бердяев был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет "от внутренних процессов в русском народе".

В настоящее время наиболее распространенными воззрениями на Русскую Идею в западной философии, социологии и культурологии являются представления о том, что Русская Идея – это в лучшем случае романтический протест против буржуазного Запада, ретроспективная социальная утопия, а в худшем – учение о русском мессианизме, обоснование российского империализма. Поэтому даже с точки зрения мыслителей, признающих мировое значение российской культуры, Русская Идея – это понятие российского консервативно-романтического или национально-религиозного мышления.

Между тем есть основания полагать, что мифологизация Русской Идеи является следствием мифологизации российской истории. Не случайно в основе идеологического восприятия Русской Идеи часто можно найти убеждение в том, что она воплотилась в явлениях и событиях, специфичных якобы исключительно для России. Эту идею пытались найти, например, в учении о богоизбранности русского народа, гармонии церковной и светской власти, в азиатско-византийской форме правления, российском империализме, коммунистическом эксперименте.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83967. Управление и пути повышения эффективности управленческого труда 29.66 KB
  Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными видами деятельности. Общие и специфические черты управления отраслями и отдельными видами деятельности. Таким образом управленческая деятельность обладая свойствами государственного управления содержит в себе субъективный...
83968. БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР 30.8 KB
  Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся о басне как о литературном жанре, учить выразительному чтению и исполнению басни, развивать и обогащать словарный запас учащихся, обучать элементам анализа текста художественного произведения.
83969. Площадь. Формула площади прямоугольника 27.72 KB
  Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = b S = 2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
83970. Ты и твои друзья 47 KB
  Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия а именно: умение принимать гостей правильно вести себя в гостях за столом. Планируемые результаты урока: 1 предметные: выявить представления детей о том что такое дружба друг...
83971. Animals. Животные 51 KB
  My Dog Come to me, my dear Tom. Would you like to have a bone? It is tasty, it is sweet. Will you come to me and eat? It is tasty, it is fine. Will you come to me and try? My dear pussy cat My dear, dear pussy cat Doesn’t like to catch a rat. He likes to catch a little bird.
83972. Правила переноса слов 34.21 KB
  Планируемые результаты: предметные: уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: уметь проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности. Определите количество слогов в словах-отгадках...
83973. Экологические проблемы Кировского района г. Перми 23.7 KB
  Математические – научит применять знания по математике на практике и действовать в нестандартных ситуациях. Экологические – видение и понимание экологических проблем и нахождение путей решения этих проблем, обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия её загрязнения для природы и общества.
83974. Нуклеиновые кислоты 79 KB
  Задачи: Образовательные: Раскрыть особенности строения нуклеиновых кислот: ДНК и РНК; Определить черты сходства и различия ДНК и РНК. Личностная значимость материала: по ДНК можно определять родственные отношения людей растений животных.
83975. Путь самурая: дизайн интерьера в японском стиле 134.5 KB
  Цель урока: знакомство с особенностями интерьера в японском стиле. Задачи: выделить принципы создания интерьера в традиционном японском стиле; познакомить c терминами; показать различия с другими восточными культурами; развивать общий кругозор, интерес к предмету изучения...