29250

Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека

Доклад

Культурология и искусствоведение

Речь не о какомто единственном и едином способе деятельности а о целом их ансамбле таком же сложном как и система созидательных способов деятельности деятельность распредмечивания изоморфносимметрична деятельности опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку. Какими качествами он должен обладать чтобы выполнить эту функцию Человек – субъект деятельности.

Русский

2013-08-21

60.5 KB

24 чел.

Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека

КУЛЬТУРА  КАК  СПОСОБ  ДЕЯТЕЛЬНОГО  ПРИСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ОПЫТА (по М.С.Кагану)

 Деятельность опредмечивания получает в качестве симметричного её дополнения деятельность распредмечивания: креативная энергия культуры оборачивается рецептивной энергией; деятельный потенциал, который выявляется в способах созидательной активности  человека, обретает свою вторую ипостась в способах его присваивающей активности.

Речь не о каком-то единственном и едином способе деятельности, а о целом их ансамбле, таком же сложном, как и система созидательных способов деятельности, деятельность распредмечивания изоморфно-симметрична деятельности опредмечивания.  

Вместе с тем распредмечивание  имеет особенности, которые отличают эту деятельность от процессов опредмечивания.

Распредмечивание в сфере духовной культуры.

 

Продукты материальной культуры в процессе их использования становятся носителями духовных значений и художественных смыслов.

Распедмечивание  духовных предметов, материально воплощающих знания, ценности и проекты, имеет иной характер, так как здесь осуществляется деятельность теоретическая и духовно-эмоциональная, а не практическая. В этом процессе тоже есть место некоторым практическим умениям (умение учиться, конспектировать, решать задачи и т.п.), но сущность духовного присвоения иная:

  •  Присвоение знаний – это не научение, а изучение, т.е. извлечение знаний из различных научных трудов или из обыденного сознания.  Знание предлагается для усвоения императивно (от лат. повелительный), независимо от формы его изложения, обстоятельств учения и индивидуальности учащегося.  Единственное условие усвоения знания – понимание языка, на котором оно формулируется (словесного, математического, технического т т.п.).  В процессе усвоения знаний есть сложная ситуация. Она  была осознана в нач. 19 в. Ф.Шлейермахером, а её теоретическое осмысление стало особым направлением – герменевтикой. Основная идея герменевтики – необходимость особого метода постижения продуктов гуманитарного знания. Этот метод опирается на эмпатию, т.е. вчувствование  читателя в текст, интуитивно-эмоциональное проникновение в его подлинный и сокровенный смысл.  Естественные и гуманитарные науки отличаются разными способами познания:  естественнонаучная информация объясняется, гуманитарная –  понимается. Имеется в виду не понимание языка науки, а понимание самой наукой своего предмета. Предмет гуманитарного знания не поддаётся объяснению, так как он индивидуален и неповторим. «Понимающий» характер гуманитарного знания существенно увеличивает активность ученика, который должен не только изучать, но и интерпретировать (толковать) гуманитарные тексты.  Поэтому характер усвоения гуманитарных знаний в гораздо большей степени, чем изучение естественных и технических наук, зависит от культуры ученика и культуры времени.
  •  Присвоение проектов. В этой сфере сильнее сказывается субъективное начало: здесь нет той непреложности понятия истины, которая влечёт за собой отречение человек от своей субъективности: истина одна, а проектов может быть  много; каждый волен принять или не принять тот или иной проект, так как это образ ещё не существующего. Признание проекта – в большей степени дело веры, а не разума.  Роль проектов – активное развитие фантазии, воображения,  формирование потребности выходить за пределы познавательной информации и строить модели идеального будущего.
  •  Присвоение ценностей. Это проблема аксиологическая. При её решении семиотические механизмы коммуникации, опирающиеся на психологические силы мышления и воображения, не срабатывают: выработанные в культуре ценности могут быть органично восприняты  только в том случае, если они пережиты личностью, приняты эмоционально, а не поняты рационально (представить же их силой воображения просто невозможно, так как представлению доступны не ценности, а только их носители: не добро, а добрый человек и т.п.). Ценности можно передать лишь в процессе духовного общения, т.е. такого поведения, которое основано на отношении к другому не как к ученику,  а как к равному себе субъекту (даже если это ребёнок).  Приобщить к ценностям можно лишь на основе уважения, любви, стремления достичь духовной общности. Ценностное сознание вырабатывается субъектом, т.е. личностью, которая обладает не только сознанием, но и самосознанием. Таким образом, ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде. Образование – это передача знаний, научение – передача умений, воспитание – приобщение к ценностям. В отличие от коммуникации, общении –  это связь равных партнёров, стремящихся к выработке совместной информации –  общности.  Коммуникация монологична, она передаёт информацию, и поэтому её законом является убывание информации в канале связи. Общение – диалогично, им обмениваются, и законом общения является возрастание информации, обогащение духовного мира партнёров.  Коммуникация облигаторна (от лат. обязательный), а общение возможно только при свободном вхождении в него участников. Акт коммуникации безличен, а общение интенционально (от лат. стремление, внимание). Общение – способ приобщения к ценностям, основной способ формирования и развития мировоззрения личности. Воспитание – более сложный процесс, чем научение и образование, а главным богатством для человека является не обладание вещами, а другие люди, с которыми он вступает в общение.

  1.  Распредмечивание в сфере художественной культуры.

Процесс, протекающий в сознании зрителя, слушателя, читателя – не творчество, а сотворчество. Произведение всегда открыто и рассчитано на активность воспринимающего (рецепиента). Контакт с произведением является одновременно созерцанием, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, личностной интерпретацией  и удовольствием. Художественное распредмечивание соединяет в одно целое предметную деятельность и общение. Это диалог.

Таким образом, процесс распредмечивания с психологической точки зрения оказывается изоморфным процессу опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку.

ЧЕЛОВЕК  КАК  ТВОРЕЦ  КУЛЬТУРЫ

Исходный пункт формирования культуры – человек.

Какими качествами он должен обладать, чтобы выполнить эту функцию?

  1.  Человек – субъект деятельности. Что это значит?

Субъект и объект – главные  и специфические категории философии. Субъектно-объектные отношения – центральная проблема философии (а не проблема познаваемости мира, которая является проблемой только одной области философского знания – теории познания).

Различие субъективного и объективного имманентно (внутренне присуще) теоретической речевой практике (дискурсу).

И в онтогенезе, и в филогенезе раздвоение субъекта и объекта является практическим  расчленением основных участников деятельности – действующего лица и предметов,  которые порождаются в результате деятельности. Такого раздвоения не знают животные.

Человек изначально оказывается в ситуации, которая требует от него определить свои связи с окружающим миром. Это требует различения самого себя как деятеля, которые обладает правом выбора и действия, и предметов, на которые оно направлено.

Так как человек совершает свои действия не в одиночестве, он различает других людей как однородных себе.

Таким образом, в процессе антропо-социокультурогенеза человек научился различать:

  •  свою субъектность (не субъективность) как исходную для практической деятельности позицию;
  •  субъектность Другого (со-брата, со-трудника, со-ратника, супер-субъекта – духа, бога);
  •  объектное бытие всего того, что подлежит потреблению.

В результате человек становится деятельным существомHomo agens, но не приспосабливающимся к среде, а приспосабливающим среду к себе, т.е. творческим существом, – Homo creator.

Способность деятельности обусловлена особыми качествами человека – «сущностными силами» (К.Маркс):

  •  потребностями;
  •  способностями;
  •  умениями.

Потребности – это пусковой механизм любой деятельности. Внегенетические (культурные) потребности человека формируются исторически, в процессе атропогенеза. Это потребности в том, без чего невозможен человеческий образ жизни:

  1.  потребность в новой искусственной среде – «второй природе» (по К.Леви-Строссу – от потребности в сыром – к потребности в приготовленном);
    1.  потребность в знаниях, так как человек вынужден совершать инстинктивно незапрограммированные действия;
    2.  потребность в проекте результата практической деятельности в предвосхищающих действие моделях,  «моделях потребного будущего» (Н.Бернштейн), так как результат человеческой деятельности возникает идеально прежде, чем будет осуществлён реально;
    3.  потребность в ценностных ориентирах, ценностях, необходимых  для мотивации своего выбора. Ценности – это значение предмета для человека, а не носитель ценностей (предмет и др.);
    4.  потребность в другом человеке как со-участнике своего бытия, так как человек совершает свои действия коллективно (даже когда человек творит в одиночестве, его действия опосредованы действиями его предшественников).  В современной западной философии есть направление, идущее от Л. Фейербаха, – туизм (от англ. two– два), так как исходным понятием философского анализа бытия в этом направлении является  не Я Р.Декарта и И.Фихте, а Я-Ты («Я и Ты» – название книги М.Бубера).
    5.  Комплекс этих сущностных сил является «пусковым механизмом» для практической деятельности человека. Но история человечества показывает, что человек нуждается не только в реальной, но и  воображаемой жизни, в иллюзорной деятельности, которые формируют его дополнительный опыт.

Комплекс способностей изоморфен (подобен) комплексу потребностей, так как способность  является именно способностью удовлетворять соответствующую потребность.

Каждая способность человека имеет психологическое обеспечение. Ещё в античной философии, а позже в учении Лейбница духовные силы человека представлялись как  мысль, чувство и воля.  Иногда к ним «добавляли» память, ощущения, воображение.

В основании всех психических способностей человека лежат те, которые даны ему от природы – способы чувственного восприятия, т.е. различные ощущения (зрительные, слуховые и т.д.) и самоощущение (самочувствие). Человек существенно развил имеющуюся у животных способность представления.

Для ориентации в пространстве и времени человек обладает способностью различать прошлое, настоящее и будущее. Знания о прошлом даёт память,  о будущем – предчувствие (не осознаваемая форма) и предвидение (осознаваемая форма), о настоящем – те же ощущения.

Для переработки информации инструментом является способность к абстрактному мышлению. Высшим проявлением целостного единства способов переработки информации является интеллект.

Для творческой деятельности, создания иллюзорного мира – способность к «продуктивному воображению» (И.Кант), к фантазии, т.е. художественно-образному мышлению. Талант по сути является именно синтезирующим психическим качеством – соединением воображения, переживания и мышления.   

Потребность в иллюзорном мире обеспечивается сложным психическим образованием – художественным вкусом, который является способностью переживать и размышлять над вымыслом. 

Невозможность переработать информацию на уровне логически-рациональном обеспечивается наличием под-сознания, над/сверх-сознания.

Дефицит информации компенсируется верой и надеждой (надежда – модификация веры; надеются на то, что может когда-то сбыться, а вера не имеет никакой локализации).

Для удовлетворения потребности в ценностях необходима способность к переживанию (эмоциональная активность в очеловеченной – окультуренной – форме).

Для удовлетворения потребности в других людях – эротическая способность, имеющая у человека чрезвычайно широкий спектр проявлений (любовь к партнёру, детям, родителям,  вещам, природе и т.п., дружба,  самоуважение, ненависть, нарциссизм, эгоизм и др.), но обладающая двумя главными векторами:   1)любовь к значимому Другому и 2)к самому себе. Особо следует отметить эстетическое отношение как «незаинтересованное наслаждение» (И.Кант) или «бескорыстную любовь» (Н.Г.Чернышевский).

Работая вместе, эти способности человека делают возможной его практическую деятельность. Психические способности реализуются на уровне умений.

Превращение психических способностей в реальный поведенческий акт осуществляется благодаря желанию, установке, целеполаганию, воле, духовного удовлетворения от работы (принцип обратной связи). Основная оппозиция, характеризующая деятельность человека на этом уровне, – репродуцирование– творчество.

Человек представляет собой трёхуровневое единство:

  1.  индивидуальный субъект – личность;
  2.  совокупный субъект – женщина, русский, спортсмен и т.п.
  3.  родовой субъект – Homo sapiens (биологическая таксономия) или «транцендентальный субъект» (гносеология).

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55598. РЕЧЕВЫЕ ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА 38.5 KB
  Wir gehen jetzt wie folgt vor. Wir bilden Zweier/Dreiergruppen. Diese Gruppen setzen sich zusammen und spielen (schreiben) einen Dialog. Versucht erst einmal, alte Dialoge abzuwandeln.
55600. ТРАВМАТИЗМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ 63 KB
  Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. При проведении уроков по метаниям неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп по уровню подготовленности возрасту...
55601. Селянська реформа в Наддніпрянській Україні. Зміни в сільському господарстві 55 KB
  Зміни в сільському господарстві з використанням мультимедійного обладнання Мета навчальна: з’ясувати особливості соціальноекономічного розвитку українських земель напередодні селянської реформи 1861р. ознайомити учнів із проведенням особливостями і наслідками реформи формувати уявлення про реформу як явище.
55602. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕГАТА 186 KB
  Команды в соответствующих костюмах представляют название флаг под которым отправляются в плавание девиз. 3 из них мели рифы айсберги попав на которые команда пропускает 1 ход 16 объектов предполагают 34 вопроса или задания для участников.
55603. ВИКОНАННЯ КАСОВИХ ОПЕРАЦІЙ. РОЗРАХУНКИ З ПІДЗВІТНИМИ ОСОБАМИ 491 KB
  Звідси випливає завдання істотного поліпшення системи вищої освіти, якості підготовки фахівців. Все це викликає необхідність перегляду мети, змісту і технологій навчання, а, остаточно, самих уявлень про кваліфікованих працівників – випускників вищих навчальних закладів – високоосвічених, компетентних, здатних приймати правильні обґрунтовані рішення в умовах, що постійно змінюються, які можуть знайти застосування своїм знанням та вмінням у різних сферах діяльності.
55604. РЕКЛАМА 200.5 KB
  Мета проекту: активувати творчу ініціативу вихованців через пошукову діяльність; розвивати інтерес до економічного і політичного розуміння свого місця і значення в суспільному житті; сприяти вихованню в учнів активної життєвої позиції; познайомити дітей із терміном рекламa...
55605. Реклама – как карьера. Её роль в бизнесе 42 KB
  Advertising has rapidly rushed into our life. TV- programs, radio-news, newspapers deal with the advertising every day, using different ways of its presentation. So the topic of our lesson is the role of advertising in business and everyday life. Let’s recollect words and expressions we need for our discussion.
55606. Рекомендации для учителей начальных классов по использованию групповых форм работы на уроках чтения и письма 57.5 KB
  Чтение слов анаграмм составление учащимися слов анаграмм обмен зашифрованными словами Налво волна клво волк Ронова ворона вемеддь медведь Швиня вишня бейрово воробей Упражнение БимБом слоговая зарядка: 1ученик называет слог...