29262

Немецкий философ Карл Ясперс

Доклад

Культурология и искусствоведение

Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом утверждая что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы а духовные. Марксом Ясперс отстаивает приоритет духовной составляющей в истории культуры а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Таким образом Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры. Рисуя схему мировой истории К.

Русский

2013-08-21

40.5 KB

4 чел.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы «настроений», однако не дает возможности установить законы.

Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер.

Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс
выделяет четыре гетерогенных периода:

  1.  прометеевская эпоха,
  2.  эпоха великих культур древности,
  3.  эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время)
  4.   эпоха развития техники.

«Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком.

Во втором случае от возникновения великих культур древности.

В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.

В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе».

Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э.. К этому «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта».

Второй период, выделяемый Ясперсом,— это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. «Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.». Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и «специфической технической рационализации».

Третий период — осевое время. Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, — писал-Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей».

Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили
Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков Фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения «сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира».

Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению.
С точки зрения Ясперса
, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории. Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем, и возвратиться к его «изначальности», подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры».

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11740. Фильтрация данных в базе данных и в выборках 14.76 KB
  Лабораторная работа №13 Фильтрация данных в базе данных и в выборках Цель: формирование практических умений и навыков осуществления фильтрации и обобщения информации с помощью представлений курсоров вертикальных таблиц. Закрепить практические умения и навыки раб...
11741. Работа с транзакциями. Кэширование изменений при работе с транзакциями 15.39 KB
  Лабораторная работа №1415 Работа с транзакциями. Кэширование изменений при работе с транзакциями. Цель: формирование практических умений и навыков работы с операторами TransactSQL объединенных транзакцией; создания транзакций; сохранения изменений; выполнение операций
11742. Обеспечение достоверности данных и перехват исключительных ситуаций 14.27 KB
  Лабораторная работа №16 Обеспечение достоверности данных и перехват исключительных ситуаций Цель: формирование практических умений и навыков определения и назначения определенного вида блокировки при работе с транзакциями; типа объекта для осуществления синхрониз
11743. Работа с отчетами 16.13 KB
  Лабораторная работа №17 Работа с отчетами Цель: формирование практических умений и навыков построения отчетов определение и составление запросов необходимых для содержания отчета. Ход работы Задание 1: Составить 3 запроса и сделать для них отчет: В Word Со
11744. Установка привилегий доступа 15.53 KB
  Лабораторная работа №18 Установка привилегий доступа Цель: формирование практических навыков в создании пользователей полей с помощью transactSQL. Установление привилегий пользователя роли обмена и изменение привилегий указанных для пользователя. Ход работы: Зада
11745. Автоматизированное тестирование 311.5 KB
  Лабораторная работа № 7. Автоматизированное тестирование. Цель: закрепить учебные навыки по автоматизированному тестированию. Ход работы 1. procedure TForm1.Button1ClickSender: TObject; VAR a: array [1..3] of real; zssum:real; ixns1:integer; begin n:=STRTOINTedit1.Text; x:=1; z:=0; s1:=10; For i:= 1 to 3 do begin ...
11746. Использование методов защиты информации в программах 99 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. Использование методов защиты информации в программах. Цель работы: освоить на практике методы защиты информации. Ход работы 1. Написать программу которая с использованием криптосистемы RSA шифрут сообщение: Истоpия кpиптогpафии pовесница
11747. Работа в составе бригады 42 KB
  Лабораторная работа №10. Работа в составе бригады. Цель: научиться коллективно обрабатывать разрабатывать отлаживать программные продукты. Ход работы Разработать программу выполняющую вычислительные действия над комплексными числами . var Form1: TForm1; ...
11748. Научиться пользоваться системой отладки 14.07 KB
  Лабораторная работа № 7. Автоматизированное тестирование. Цель: научиться пользоваться системой отладки. Выполнил: Романов П.Н. Группа: 091ПО Преподаватель: Кашталинская И.А. Дата: 30.11.12 Ход работы: Задание № 1. Составить программу вычислени